реферат скачать
 

История Российского предпринимательства

История Российского предпринимательства

Введение.

За последние 10 лет в нашей стране произошло много перемен, они не

могли не затронуть нашу экономику, а в месте с ней и различные формы

собственности. Но, когда происходят крупные социальные подвижки типа тех,

что мы переживаем сегодня, важно в оценках происходящего не впадать в

крайности как глухого неприятия настоящего, так и его безоглядной

апологетики. Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой,

конкретно-исторической основе института отечественного предпринимательства.

Чтобы лучше понять, что способен дать обществу этот социальный феномен,

какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет

сопровождаться его самореализация, важно пристальнее всмотреться в

капиталистическое прошлое страны, проанализировать реалии опыта,

накопленного отечественным предпринимательством за века его досоветской

истории.

Опыт этот, конечно же, не способен дать ответа на все волнующие нас-

современников- вопросы. Но знакомство с ним позволяет глубже уяснить такие

важные и сегодня проблемы как, например, национальная ментальность и ее

проявления в отношениях с практикой предпринимательства, общее и

специфическое в истории российской коммерции в сравнении ее с

западноевропейской и американской.

Необычайно широким был и диапазон предпринимательских судеб мэтров

российского делового мира. Одни поднялись на вершины успеха, благосостояния

и признания, имея за спиной необременительный, легковесный багаж рыцарей

удачи и кумиров счастливого стечения обстоятельств. Другие добились того

же, благодаря уму, таланту, редкому упорству и трудолюбию. Путеводной нитью

одних служила честь, других же, напротив- бесчестие. Резко различались эти

люди и по своему культурному уровню, ценностным ориентациям.

Акционерные компании.

Успехи экономического развития во 2-й половине XIX — начале XX вв.

во

многом связаны с развитием акционерной формы предпринимательства.

Акцио-

нерные компании — важнейший институт рыночного хозяйства, позволяющий

аккумулировать необходимые для ведения современного хозяйства капитал.

Само

понятие «акционерная компания», как впрочем и сам правовой принцип, на

котором она основана (ограничение ответственности акционера стоимостью

при-

надлежащих ему акций) известны в России с XVIII в., в течение которого

в

стране действовало несколько акционерных предприятий. Впервые эта

норма

получила юридическое закрепление в одном из указов Александра I в 1805

году.

В специальной литературе отмечается, что провозглашение этого принципа

в

России произошло на полстолетия ранее, чем в Западной Европе. Но

действи-

тельное начало правовому оформлению этой формы предпринимательской

актив-

ности положил манифест 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых

выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и

усиле-

нию торговых предприятий». Им устанавливалось несколько родов

«купеческих

товариществ», которые действовали на основе специальных договоров

между их

участниками — «товарищами». «Товарищество полное» представляло собой

объ-

единение предпринимателей, отвечавших по делам всем своим имуществом.

Участник такого предприятия не мог одновременно участвовать в другом.

В

«товариществе на вере» помимо «товарищей» могло участвовать

ограниченное

число вкладчиков, отвечавших по его делам лишь суммой своих взносов и

имевших право участвовать и в других аналогичных предприятиях, но при

этом

не имевших права голоса в управлении ими. Кроме того разрешалась и

собствен-

но акционерная форма ~ «товарищество по участкам или компания». В

отличие

от первых двух, этот род деятельности «не прямо принадлежит к занятиям

купечества» и допускались к нему участники «из всех состояний» (т.е.

сословий).

Фактически манифест 1 января 1807 г. таким образом зафиксировал

существо-

вание двух видов капиталистических объединений — торговых домов и

акционер-

ных компаний. Относительно последних общему законодательству были

известны

термины «товарищество по участкам» и «компания на акциях». Сепаратное

(т.е.

частноправовое) законодательство использовало также следующие формы:

«акци-

онерная компания», «акционерное общество», «товарищество на паях». Все

они

были в общем тождественны. В практике акционерного учредительства

стали

постепенно различаться «акционерные общества» и «паевые товарищества».

От-

личие вторых от первых заключалось главным образом в сравнительно

узком и

устойчивом составе пайщиков. Паевые товарищества, как правило,

возникали в

результате преобразований семейных фирм (торговых домов). Их паи

(акции)

выпускались именными и в высокой купюре, перепродажа их

ограничивалась.

До 1836 г., когда был принят акционерный закон, действовавший вплоть

до

1918 г., в России было учреждено 58 компаний, из них 41 открыла

действия.

Среди учредителей и акционеров было много высокопоставленных

чиновников и

представителей аристократии, что стало следствием взаимонаправленных

тенден-

ций. С одной стороны, несомненна заинтересованность названных

категорий лиц

в получении дополнительных — и весьма значительных — доходов. Надо ска-

зать, что акционерное учредительство в отличие от купеческих

промыслов, в

глазах дворянства изначально имело куда более привлекательный ореол.

Несом-

ненна и заинтересованность руководства компаний в привлечении к ее

деятель-

ности влиятельных сановников с целью получения государственных

привилегий.

Надо сказать, что эта тенденция оказалась свойственна развитию

акционерного

предпринимательства на протяжении всей его истории. Такого рода

привилегии

могли заключаться в предоставлении права на монопольную деятельность в

опре-

деленной сфере в течение определенного срока, освобождение от налогов

и сбор-

ов, прямые государственные субсидии и прочее.

Эта форма предпринимательства быстро завоевала популярность у

публики,

причем настолько, что привело к росту стоимости их акций, развитию

торговли

ими и в конечном итоге — небывалому ажиотажу.

Развитие этих процессов имело результатом стремление правительства

peгла-

монтировать их, поставить в определенные рамки. Так появился

подписанный

Николаем 1 6 декабря 1836 г. закон “О товариществах по участкам или

компани-

ям на акциях». Закон зафиксировал концессионный (т.е. разрешительный)

прин-

цип учреждения акционерных компаний, господствовавший, впрочем, в тот

пери-

од в законодательстве и других стран. Закон устанавливал исключительно

имен-

ной тип акций. Устав компании, равно как и его изменения утверждались

импера-

тором. В области акционерного законодательства вплоть до 1917 г.

продолжали

существовать многочисленные ограничения для деятельности акционерных

пред-

приятий, многие из которых были декларированы еще Законом 1836 года.

Это и

разрешительный характер учредительства, и обязательный именной тип

акций

(что обходилось лишь практикой сепаратного законодательства),

ограничение

прав и размеров землевладения в целом ряде регионов, национальные и

вероиспо-

ведные ограничения по составу акционеров и правлений и т.д. В 1905 г.

даже

было введено положение об обязательном выяснении через Министерство

внутрен-

них дел “благонадежности и имущественного положения учредителей”.

Для характеристики положения акционерных компаний приведем небольшую

выдержку из записки Совета съездов представителей промышленности и

торгов-

ли, направленной в июне 1912 г. одновременно в Совет министров и

Министерст-

во торговли и промышленности. В ней констатировалось, что в России “по

общему правилу всякое акционерное общество вследствие того

обстоятельства, что

акция его может оказаться в руках лица, ограниченного в своей

правоспособнос-

ти, рассматривается в отношении принадлежащих ему гражданских прав,

одно-

временно как еврей, иностранец и лицо польского происхождения, и к

нему

применяются в совокупности все ограничения, существующие для этих

категорий

населения».

В 1914 г. была предпринята даже попытка кодифицировать многочислен

ограничительные правила для акционерных компаний.

Джон Юз и Новороссийское Акционерное Общество.

[pic]

Джон Юз — учредитель Новороссийского общества каменноугольного, же-

лезного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель

заво-

да — родился в 1814 г. в г.Мертир-Тидвил, одном из самых больших и

богатых

промышленных городов Южного Уэльса, металлургического края Англии. До

нас

дошли очень скупые сведения о его жизни и предпринимательской

деятельности

на Родине. В России Джон Юз появился впервые уже в зрелом возрасте,

когда

ему было 55 лет, он сформировался как личность, а за плечами был

богатый

жизненный опыт. Известно, что Джон Юз родился в семье инженера,

стоявшего

во главе одного из мегалиту ргических заводов г. Мертира. Он получил

домашнее

образование и в юношеские годы работал под началом своего отца,

который в то

время был инженером на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с

метал-лургическим делом, Джон Юз впоследствии переходит на завод Эбби

Вейл.

Спустя некоторое время он основывает собственное механическое

производство в

Нью-Порте. Джон Юз быстро ставит дело на твердую ногу. Именно в этот

период

раскрывается его талант изобретателя и организатора производства.

Дж.Юз впе-

рвые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50-

х

годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский

железопро-

катный завод, а в 1860 г. становится его директором. «Юзовские» лафеты

для

дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского

изобретателя, по-

являются именно в эти годы. Он также посвящает много времени

приготовлению

рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное

проблемой

бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей

материал и

заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство

провело

ряд испытаний бронированной стали французского и английского

производства.

Продукция Мильвольского завода, на котором работал Дж.Юз, успешно их

выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее

проч-

ной и надежной.

В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский

историк

Дж.Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном

случае он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором

описывает-

ся, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони.

Приведем

это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых

деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г., и

обстре-

ливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных

орудий.

Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не

чугуна,

устаревшая конструкция орудий снижала надежность проводимых испытаний:

часто снаряд просто застревал в броне на полпути.

Как бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных

обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И

в

результате русское правительство разместило на этом заводе военный

заказ с

целью укрепления броней форта «Константин» в г. Кронштадте. Так,

впервые

судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза

пере-

секлась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с

русскими

военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном.

Последний

и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который

заклю-

чило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно

договору

кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки

железных

рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления

переуступил

концессию английскому инженеру. Дж.Юз в свою очередь нашел это

предложе-

ние весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей

ему

неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за

осуществление идеи.

Настольной книгой английского инженера становится исследование

французского

геолога Ле Пле 1837 г., посвященное изучению полезных ископаемых южной

малороссийской степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа

одарила

этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами

железной

руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не

решался

оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы,

подтверж-

дала и неудача с постройкой казенного металлургического завода,

работавшего на

местном сырье, в Лисичанске.

Дж.Юз уезжает в Новороссию, чтобы самостоятельно разобраться в этом

непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность,

осматривает

залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей

ок-

рестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять

концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был

высо-

чайшее утвержден 18 апреля 1869 года* Договор подписали министр путей

сооб-

щения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс-

секретарь

М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору вели-

кобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство

образовать

акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3

млн.

руб.)** для разработки каменного угля и основания рельсового

производства на

юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение

трех

месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в

один из

заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000

должны

были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз

обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна

была

достигать 2.000 т*** в день, в течение девяти месяцев пустить в полный

ход

доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна

была

быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить

постройку

рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить

механичес-

кие мастерские для нужд завода.

Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли

и ее

недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение

десяти

лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии

на

количество не более 3000.000 пуд. в год. Причем эта премия должна была

выплачиваться Обществу за каждые 100.000 пуд. действительно выделанных и

принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу

право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой

для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось

_______________________________________________________________________

____

* События, имевшие место в России, датируются по юлианскому календарю,

а в Англии — по грегорианскому и соответственно помечаются как

«ст.ст.» и «н.ст.»

** Курс рубля по отношению к фунту стерлингов: 96 руб.= 10 ф.ст.

*** Одна английская тонна равнялась 62 пудам.

образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до

85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к

устраи-

ваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду

в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать

63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как

подчер-

кивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти.

Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем

выпуска негарантированных акций.

И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону дея-

тельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно

английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с

учрежде-

ниями и организациями на территории России регулировались законами Россий-

ской Империи.

Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз воз-

вращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солид-

ной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие

временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят

29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных подписчиков-

акци-

онеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас

Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви,

гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член парламен-

та (50 акций); Чарльз Ф.Гуч, эсквайр (100 акций); В.С.Уэйзман, баронет (40

ак-

ций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций). Капитал

Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В первом

выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегирован-

ные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров

устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общест-

ва от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и преимущест-

венные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 %

годовых.

Согласно уставу правление насчитывало 6 человек, из которых четверо

избира-

лись акционерами разряда А и двое — акционерами разряда В (два последних

являлись директорами-распорядителями завода). Первоначально в правление по

разряду А вошли: сэр Уильям Салстонстол Уэйзман, Томас Брасси мл., Оттомар

Герн, генерал-майор (русский подданный). По разряду В в правление были

избраны Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Почетным директором Общества стал кн.

Кочубей, чьи обязанности ограничивались правом присутствия и совещания в

заседаниях правления с внесением его мнения в протокол. Кн. Кочубей не нес

ответственности в качестве директора. По условиям, подписанным 28 мая 1869

г.

(н.ст.) директорам-распорядителям назначалось 1.000 акций разряда В,

которые

считались уплаченными по нарицательной цене. В дальнейшем их наследники,

входившие в состав правления Общества, стали крупными держателями акций: в

руках семьи Юзов было сосредоточено в 1914 г. 136.450 акций, а у Гучей —

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.