реферат скачать
 

История экономических учений

История экономических учений

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема1. Зарождение экономической науки.

Стр.3

2. Тема 2. Меркантилизм.

Стр. 5

3. Тема 3. Физиократы.

Стр. 7

4. Тема 4.Классическая школа.

Стр. 10

5. Тема 5. Марксизм.

Стр. 12

6. Тема 6. Историческая школа.

Стр. 14

7. Тема 7. Лозаннская школа.

Стр. 16

8. Тема 8. Маржинализм. Австрийская школа.

Стр. 19

9. Тема 9. Кембриджская и американская школы.

Стр. 20

10. Тема 10. Институцианализм.

Стр.

22

11 Тема 11. Теории монополии и конкуренции.

Стр. 24

12. Тема 12. Кейнсианство.

Стр. 26

13. Тема 13. Неоклассический синтез.

Стр. 28

14. Тема 14. Неолиберализм.

Стр.30

15. Тема 15. Развитие экономической теории в России.

Стр. 32

ТЕМА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Опишите, как на Ваш взгляд, мог бы проходить спор между Аристотелем и

Фомой Аквинским по вопросам торговли и ростовщичества? Какие аргументы в

пользу своей позиции мог бы выдвинуть Аристотель, что, на Ваш взгляд, мог

бы возразит ему Фома Аквинский? Чья точка зрения Вам больше импонирует?

Чем, по Вашему мнению, определяются основные различия между товарами и

деньгами в экономике и хрематистике?

Приведите примеры двух ситуаций, в которых могут быть “справедливы”

два вида цен, обоснованных Фомой Аквинским.

Аристотелем была выдвинута оригинальная концепция об Экономике и

Хрематистике. Она носит классификационный характер. Все виды хозяйства и

деятельности людей от земледелия и скотоводства до ремесленного

производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер – естественной

(Экономика) и неестественной (Хрематистика). Экономика представлена

земледелием, скотоводством, мелкой торговлей и должна поддерживаться

государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных

жизненных потребностей населения. Хрематистика опирается на бесчестных

крупных, торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых

для достижения корыстной цели, цель которой - быстрое и легкое наживание

денег.

Итальянский монах доминиканского происхождения – Фома Аквинский -

является наиболее авторитетной фигурой школы канонистов на позднем этапе ее

развития. Аквинский, учитывая реалии своего времени, ищет новые объяснения

социального неравенства в условиях сословного деления общества. Так в

работе “Сумма теологии” он показывает массовое внедрение товарно-денежных

отношений в жизнь городов. В отличие от канонистов раннего периода, Фома

Аквинский не считает уже ростовщичество исключительно греховным явлением,

он активно использует принцип двойственности оценок, позволяющий средствами

софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки

хозяйственного явления или экономической категории. Поэтому “Сумма

теологии” изобилует двойственными характеристиками и схоластическими

суждениями к которым прибегает автор в поисках путей примирения и

компромисса по многим, как казалось бы, взаимоисключающим теоретическим

положениям.

Термин “справедливой цены” был выдвинут еще ранними канонистами, в

частности “Святым Августином”. В то время он включал в себя следующее

содержание:

Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и

материальными затратами в процессе его производства по принципу

“Справедливой цены”.

Продолжая начинания канонистов и в то же время прибегая к принципу

двойственности оценок Фома Аквинский отходит от затратного принципа

установления “Справедливой цены”, считая его не совсем точным, так как он

может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе

количества денег и нанести ущерб.

Фома Аквинский обосновал два вида “справедливых цен”.

Во-первых, он считал цену “справедливой ”, если она отражает все

издержки, то есть затраты на сырье, инструменты, транспортировку. Во-

вторых, “справедливая цена ” должна обеспечивать пропитание продавцу в

соответствии с его сословным положением. Цена на один и тот же товар у

ремесленника - одна, а у рыцаря и церковника – другая. В первом виде цен в

основе обмена – равенство, а во втором – привилегия для высших сословий.

Данная концепция оправдывается следующим: представители привилегированных

сословий для государства значат гораздо больше, чем крестьяне и

ремесленники.

Между Аристотелем и Фомой Аквинским мог завязаться такой спор по

вопросу торговли и ростовщичества.

Аристотель утверждает, что торговля, как таковая, относится к

издержкам Хрематистики, подрывает основы натурально-хозяйственных

отношений, а возникшие в результате соглашения между людьми деньги

представляют собой не более, чем “удобный в обиходе” товар и в нашей власти

сделать так, чтобы они стали неупотребительными. Он решительно осуждает

использование денег не по их истинному назначению, т.е. с целью обеспечения

удобств в обиходе ради меновой торговли, а ростовщичество откровенно

вызывает у него ненависть.

Фома Аквинский мог ответить следующим образом: “…торговля в

наше время зависит от “воли Бога”, и если таковое угодно Богу, то она не

только возможна, но и необходима.

Хотя я не одобряю крупную торговлю, которая ведется с

целью извлечения выгоды, все же приходится признать крупные доходы купцов и

ростовщиков когда они извлекаются трудом , связаны с транспортными и

прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной

деятельности”.

ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ.

Основываясь на положениях “Книги о скудости и богатстве” И.Т.

Посошкова, покажите, как на ваш взгляд, может выглядеть программа развития

меркантилизма в России.

Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России

по сравнению с Западной Европой.

Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в

сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый

капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование

отношений, связанных с накоплением денег в стране. К. Маркс называл этот

период “периодом первоначального накопления капитала”. Начало этого периода

связывается с началом великих географических открытий, когда появились

возможности для расширения внешнеторговых связей, для захвата колоний, для

притока золота в страны нарождающегося капитализма. Идеологи меркантилизма

были убеждены, что только деньги олицетворяют богатство нации и

государства.

Они считали, что приумножение богатства требует

протекционистских мер по регулированию внешней торговли, того, чтобы

поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась

национальная промышленность. Меркантилисты считали, что возможно

поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения, т.е.

большого предложения рабочей силы.

Источником богатства меркантилисты считали неэквивалентный

обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами.

Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа. В XVI веке

господствует политика активного денежного баланса – это ранний

меркантилизм. Основное требование государства – деньги должны оставаться в

стране. Местные купцы были обязаны выручку возвращать в свою страну, а

иностранным купцам предписывалось тратить деньги внутри страны. Налагались

запреты на вывоз благородных металлов. Представители раннего меркантилизма

использовали административные приказные меры для удержания денег в стране.

Второй этап – поздний меркантилизм –XVII в., начало XVIII в. На

данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е установка

на превышение вывоза товаров над ввозом. В этом случае положительная

разница в деньгах остается в стране, а приток денег достигается

экономическими методами (ограничения иностранной торговли высокими

таможенными тарифами, льготные условия для экспорта товаров).

Русский меркантилизм возник гораздо позднее, чем в Западной

Европе и соответственно имел свои особенности. Первоначальное накопление

капитала в России началось в XVII в. и происходило это в основном за счет

внутренних источников. В этот период формируется всероссийский внутренний

рынок, возникают первые промышленные мануфактуры. Российские экономисты

начинают предлагать государям проекты переустройства общества.

В 1724 г., выходит “Книга о скудости и богатстве” первого русского

экономиста Ивана Тихоновича Посошкова.

Его труд посвящался проблеме преобразований в российской

экономике, направленных на преодоление бедности и преумножение богатства.

Автор не отождествляет богатство только с деньгами. Он считает, что та

страна богата, в которой богаты люди, а не государство. Это очень передовая

мысль не только для того времени. Он считал, что труд является источником

богатства и в промышленности, и в торговле, а само богатство – это

материальные блага и справедливые законы в стране.

Зная причины бедности России: – отсталость сельского хозяйства,

и промышленности, неразвитость финансовой системы, засилие иностранцев в

торговле, зная скрытые возможности этой огромной страны И.Т. Посошков

выдвинул программу обновления России, увеличения ее богатства.

Основное – это торговля. Для ее упорядочения должно установить

твердые цены, единые пошлины, монопольное право купеческого сословия на на

торговлю, запрет на ввоз предметов роскоши и вывоз сырья. В экономическую

программу входило также развитие промышленности на на основе разведки

рудных месторождений, строительства заводов за счет казны, государственной

помощи предпринимателям, предоставления им дешевых кредитов.

В области сельского хозяйства Посошков предлагал строго

ограничить размер повинностей, переложить основное налоговое бремя на

собственников земли, снизить крестьянские подати. Он выдвинул передовую

идею о том, что все классы, кроме духовенства, должны облагаться налогом.

Основным объектом налогообложения он предлагал сделать земельные владения

или промыслы.

Некоторые направления программы Посошкова перекликались с

направлениями реформаторской деятельности Петра I. Но это только маленький

кусочек, как бы вырванный из общей и целостной программы. Для своего

времени, идеи А.Л. Посошкова были слишком демократичными и, полностью

принять их при абсолютной монаршей власти было просто невозможно. Даже то,

что частично было принято государством или просто пошло на развитие

экономической мысли Отечества уже можно считать огромной победой автора над

старым мировоззрением, господствовавшим в отсталой России.

ТЕМА 3. ФИЗИОКРАТЫ.

Составьте сравнительную характеристику взглядов меркантилистов и

физиократов на развитие экономики по схеме:

| |Меркантилисты |Физиократы |

|1. Где создается | | |

|богатство | | |

|2. Кто создает | | |

|богатство | | |

|3. Кому достается | | |

|чистый доход | | |

|4. Отношение к | | |

|торговцам | | |

|5. Отношение к | | |

|ремесленникам | | |

|6. Отношение к | | |

|деньгам | | |

Объясните причины разительного расхождения во взглядах между

меркантилистами и физиократами.

Определите кому (меркантилисту или физиократу) может

принадлежать следующее высказывание: “Промышленность и торговля существуют

только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырье

для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и

другую”. Свой ответ обоснуйте.

Земля и сельскохозяйственное производство являются

основополагающим в экономике каждого государства – это то положение, из

которого исходили физиократы. Физиократия - в переводе с греческого,

означает “власть природы”.

Постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства

служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли,

благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают

процветание нации.

В теоретическом наследии Ф. Кенэ (основоположник школы

физиократов) важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас

называют национальным доходом. Источником чистого продукта является земля и

приложенный к ней труд людей, занятых в сельском хозяйстве. А в

промышленности и в других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не

производится, а происходит только смена первоначальной формы этого

продукта. Отсюда следует вывод о бесполезности промышленности как таковой.

Промышленность – это “бесплодная отрасль”, она только преобразует вещество

природы, не увеличивая богатства. Не случайно физиократия возникла во

Франции, так как именно в этой стране большинство населения жило на доходы,

получаемые от земледелия.

Физиократы утверждали, что экономические законы так же

естественны, как и законы природы. Их не нужно придумывать, их надо

познавать, им нужно подчиняться.

В сочинениях Кенэ решительно осуждаются взгляды

меркантилистов на экономические проблемы. В противовес меркантилистам

физиократы отвергали государственное регулирование экономической жизни.

Ф. Кенэ создал первую модель общественного воспроизводства –

знаменитую “Экономическую таблицу”. Здесь им выявлена взаимосвязь, которую

он характеризовал следующим образом: "Воспроизводство постоянно

возобновляется издержками. А издержки возобновляются воспроизводством”.

Нация, как утверждал Ф. Кенэ, состоит из трех классов граждан:

1. производительный класс- все люди, занятые в сельском хозяйстве,

включая крестьян и фермеров;

2. класс собственников – землевладельцы, включая короля и

духовенство;

3. бесплодный (непроизводительный) класс – все граждане вне

земледелия, те, кто связан с промышленным производством –

ремесленники, предприниматели, наемные рабочие, торговцы.

Именно Ф. Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли

достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Кенэ

считал, что “Деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство,

которое ничего не производит”. Ф. Кенэ не только подразделил капитал на

основной и оборотный, но и смог убедительно доказать, что оба они находятся

в движении.

Кенэ показал, как в национальной экономике движутся

товарные и денежные потоки между классами, в результате чего земледельцы

производят продукты питания для всех классов, сырье для промышленности,

семена для следующего года. Полученный чистый продукт они передают

собственникам земли в виде ренты.

Теоретическая концепция Кенэ была основой политических требований

физиократов. Они считали, что поскольку весь чистый доход достается классу

собственников, то нужно ввести налог с этого дохода и взимать его с

земельных собственников.

Для своего времени это было очень прогрессивное мнение, введение

которого в жизнь было практически невозможно, так как физиократы не

проводили грани между чисто теоретическими и практическими (экономико-

политическими) суждениями.

Высказывание: “Промышленность и торговля существуют только благодаря

сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырье для промышленности

и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую” может принадлежать

только физиократам.

Сравнительная характеристика взглядов меркантилистов и физиократов на

развитие экономики:

| |Меркантилисты |Физиократы |

|1. Где создается |Богатство создается|Богатство создается|

|богатство |в результате |в результате |

| |внешней торговли, |производства, но |

| |при обязательном |только такого |

| |протекционизме |производства, где |

| |государства, при |работает природа. |

| |проводимой политике| |

| |активного торгового| |

| |баланса, в сфере | |

| |обращения, где | |

| |произведенные | |

| |товары превращаются| |

| |в деньги. | |

|2. Кто создает |Богатство создается|Богатство создается|

|богатство |купцами. |производительным |

| |Производство служит|классом – теми, кто|

| |лишь предпосылкой |обрабатывает землю |

| |для создания |(крестьяне, |

| |богатства. |арендаторы). |

|3. Кому достается |Чистый доход |Чистый доход |

|чистый доход |достается |достается |

| |государству |собственникам |

| | |земли. |

|4. Отношение к |Основное требование|Бесплодный |

|торговцам |государства – |(непроизводительный|

| |деньги должны |) класс. |

| |оставаться в | |

| |стране. Местные | |

| |купцы должны | |

| |возвращать выручку | |

| |в свою страну, | |

| |иностранным купцам | |

| |предписывается | |

| |тратить деньги | |

| |внутри страны. | |

|5. Отношение к |Люди, занятые во |Непроизводительный |

|ремесленникам |всех отраслях |класс. |

| |производства и | |

| |обслуживающей сфере| |

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.