реферат скачать
 

История экономических учений (шпаргалка)

развитии, должна пользоваться не сегодняшним опытом стран, достигших

определенных успехов, а их опытом в прошлом, когда их экономика находилась

в плачевном состоянии.

В работе «Национальная система политической экономии» (1840) Ф.Лист

приводит одну из первых в истории науки периодизацию стадий развития

экономики, выделяя следующие этапы: дикость, пастушество, земледелие,

земледельческо – мануфактурное и земледельческо – мануфактурно –

коммерческое состояние.

№ 32. Историческая школа.

Основными работами в рамках исторической школы считаются: «Система

народного хозяйства» Рошера, «Деньги и кредит» Карла Книса, «Национальная

экономика настоящего и будущего» Б.Гильдебранда.

Рошер изложил основные черты исторического метода, среди которых можно

выделить следующие:

. Следует сравнивать экономические процессы у всех народов.

. Не ограничиваться наблюдением современных экономических явлений.

. Не ругать и не хвалить экономические учреждения.

Он выделяет 3 этапа в истории развития экономики, связанных с господством

факторов производства: вначале земли, затем труда и наконец капитала.

По Кнису, экономическая наука может лишь описывать возникновение и развитие

экономических явлений с этических позиций и не в состоянии дать их

теоретическое обобщение. Он полагает, что рост торговли и улучшение средств

связи вызывают тенденцию к синхронизации развития различных стран.

Б.Гильдербранд выделяет 3 этапа развития хозяйства: натуральный, денежный и

кредитный. Он считает историю средством полного обновления экономической

науки, причем ссылается на прогресс, который совершил исторический метод в

филологии. Он полагает, что поразительно низкая ценность отдельных

экземпляров материальных благ, принадлежащих к самым полезным, объясняется

их большим количеством.

№ 33. Теория несовершенной конкуренции.

В книге Д.Робинсон "Экономика несовершенной конкуренции" исследования

посвящались следующим проблемам: сдвиг в механизме рыночной конкуренции,

монополизация рынка, новые "правила игры" в системе частного

предпринимательства.

Робинсон утверждала, что если конкуренты производят различные товары и

каждый обладает монополией на свое изделие, конкуренция становится

несовершенной.

Робинсон интересуют в первую очередь новые условия в динамике издержек и

спроса, благодаря которым монополия удерживает повышенную прибыль, т.е.

преимущественно внешние проявления несовершенной конкуренции.

В несовершенной конкуренции эластичность спроса резко ограничивается.

Монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные

сегменты и для каждого из них назначить особую цену ( - ценовая

дискриминация), так, чтобы общая прибыль оказывалась максимальной.

Монополист не может назначить на всех рынках одинаково высокую цену,

поскольку в условиях несовершенной конкуренции эластичность спроса по цене

представляет реальную величину, и если повсеместно назначить слишком

высокую цену, спрос резко сократится.

По ее мнению монополия, использующая дискриминацию в ценах, несколько

повышает объем выпуска продукции, т.к. дает возможность начать производство

данного товара до того момента, когда его предельная полезность сравняется

с предельными издержками. С другой стороны, ценовая дискриминация, сохраняя

монопольно высокие цены, ведет к неправильному распределению ресурсов, к их

общему недоиспользованию.

К тому же монополизация производства неблагоприятно влияет на

распределение богатства между людьми.

№ 34. Австрийская школа.

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА возникла в 1870-х годах.

Основателем школы является К. Менгер, долгие годы возглавлявший кафедру

Венского университета. Его идеи практически предопределили развитие

австрийской школы. Основными представителями старой австрийской школы,

помимо Менгера, являются его последователи Ф. Визер и Э. Бем-Баверк.

Дальнейшее развитие идеи австрийской школы получили в работах таких видных

экономистов, как Л. фон Мизес и Ф. Хайек, оказавших огромное влияние на

современную экономическую мысль. Главными методологическими особенностями

австрийской школы являются: последовательный и бескомпромиссный

субъективизм и строгий методологический индивидуализм.

Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого

феномена. Представители австрийской школы считали, что в основе меновой

ценности, то есть менового соотношения благ (основы цен) лежит

исключительно субъективная важность или ценность, приписываемая им

обменивающимися лицами. Последовательный субъективизм проявился также в

том, как австрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ,

которая полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ,

произведенных с их помощью. Представители австрийской школы последовательно

выступали против любого формального суммирования каких-либо однородных

показателей, не говоря уже о каком-либо макроэкономическом подходе.

№ 35. Английский маржинализм.

Кембриджская и американская школы очень близки, их иногда называют англо-

американской школой. Они относятся к неоклассическому направлению.

Альфред Маршалл – один из ведущих представителей

неоклассической экономической теории, лидер “кембриджской школы”

маржинализма. В своем основном труде “Принципы экономикс” попытался

примирить классическую и австрийскую школы, трудовую теорию стоимости и

теорию предельной полезности. Маршалл ввел понятие “цена равновесия”.

А. Маршалл выдвинул концепцию “элластичности спроса”. “Элластичность

спроса” Маршалл характеризует как показатель зависимости объема спроса от

изменения цены. Он выявил разную степень элластичности спроса товаров в

зависимости от структуры потребления, уровня доходов, от анализируемого

периода времени

Анализируя различные степени элластичности, Маршалл вводит

понятия высокой и низкой элластичности. Он утверждал, что элластичность

велика для более высоких цен и почти не ощущается по товарам, уровень

потребления которых близок к насыщению.

№ 36. Маржиналистская концепция Карла Менгера.

К. Менгер установил зависимость, которая получила название правила

снижающейся полезности.Выделив факторы, определяющие предельную полезность,

К.Менгер вместе с тем наотрез отвергал влияние на нее со стороны цен.

У Менгера, анализировавшего рынок с фиксированным предложением предельного

товара, получалось, что цену диктует спрос. Поскольку последний ставился в

зависимость от предельной полезности, она превращалась в фактор,

определяющий цену. Видно, что эта версия носит искусственный характер,

держится в основном на принципе редкости. Он распадется, если предположить

хотя бы не постоянство, а расширение предложения на данном товарном рынке –

обычное, массовое для капиталистического хозяйства явление. Уже одно это

лишает предельную полезность качества главного регулятора цены.

№ 37. Вклад Эгейна Беем-Баверка в теорию маржинализма.

Эгейн БЕМ-БАВЕРК (1851-1914), австрийский экономист, выступил с

обоснованием предельной полезности теории. Основные положения его теории

таковы:

1) ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи

2) основа ценности – наименьшая польза, которая позволяет в конкретных

условиях потреблять эту вещь рациональным образом

3) цена товара как следствие субъективных оценок материальных благ

участникам обмена

4) теория ожидания (рабочие в отличие от капиталистов недооценивают

свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда)

5) признает возникновение прибавочной стоимости в процессе переноса

капиталом своей ценности на продукт, но за основу самовозрастания стоимости

берется время, в течение которого оборачивается капитал

6) процент на капитал является общеэкономической категорией там, где

имеет место обмен текущего и будущего потребления

№ 38. Американский маржинализм.

Бж. Б. Кларк, профессор, основатель американского варианта теории

предельной полезности, закона убывающей продуктивности труда и

капитала. Считал основными факторами развития эк. технологии и мораль, а

основой ее - отдельное изолированное хозяйство.

По аналогии с теоретической механикой, разделил политэкономию на 3

этапа: универсальная экономика - изучает общие законы; эк. статика -

идеальная модель хозяйствования; эк. динамика - модель в условиях действия

внешних сил, которые усложняют развитие и нарушают равновесие.

В производстве выделил 4 фактора, собственник каждого получает свою часть

дохода от фактора, кот. ему принадлежит: 1) денежный капитал;

2) капитальные блага – ср. производства + земля; 3) предпринимательская

деятельность; 4) труд рабочего.

Закон убывающей продуктивности труда и капитала: каждый новый взнос труда

при неизменных размерах кап. происходит с меньшей продуктивностью, чем

предыдущий. таким образом, предельная продуктивность труда тем ниже, чем

больше нанято рабочих.

Теория распределения его исходит из результата, принадлежащего каждому

фактору, а не из затрат и не вклада каждого фактора.

№ 39. «Теория общественного хозяйства» Фридриха Визера: проблема ценности.

Фридрих фон Визер ввел термин предельной полезности и понятие

альтернативных издержек. На основе альтернативных издержек сформулирован

закон Визера: действительная ценность (стоимость) какой-либо вещи есть

недополученные стоимости других вещей, которые могли быть изготовлены из

этих ресурсов. В итоге: благодаря наличию ценностных (потребительских) благ

и процессу вменения образуются цены факторов производства (производственных

ресурсов), которые формируют издержки и тем самым цену произведенной вещи.

№ 40. Концептуальные взгляды предшественников маржинализма (Госсен, Курно,

Дюпюи).

Генрих Гершен Госсен (1810-1858)

В своей основной книге “Развитие законов общественной жизни…” нашли

отражение принципы, упоминаемые в современной экономической литературе,

упоминаются как 1-ый, так и 2-ой закон Госсена. 1-й закон гласит: с

увеличением данного блага предельная полезность блага уменьшается. А в

соответствии со 2-ым законом оптимальная структура потребления (спроса)

достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ.

Жюль Дюпюи (1804-1866)

Инженер. Одна из главных идей связана с так называемым денежным

измерителем избытка полезности для потребителя, т. е. ценовым излишком.

Ценовой излишек на его взгляд является денежным измерителем максимально

возможного дохода, возникающего с возможностью потребителя покупать каждую

единицу товара при неизменной цене, а это значит, что открытие законов

предельного анализа относится к 1814 г., т.е. в год издания статьи Дюпюи

“Об измерении полезности общественных благ”.

Антуан Огюстен Курно (1801-1877)

Курно считается как одним из предшественников маржинализма, так и

родоначальником широкого применения математических принципов в экономике.

Его книга под названием “Исследование математических принципов в теории

богатства” была издана в 1838 г. Курно, опираясь на анализ фундаментальной

зависимости, сформулировал понятие экономического равновесия, ввел в

научный оборот понятие функции спроса, эластичности спроса и др., полагая,

что полного и точного решения частных проблем экономической системы

неизбежно, чтобы система рассматривалась, как целое. Однако исследование

проблемы экономического равновесия находятся вне возможности экономического

анализа.

№ 41. Утопический социализм Сен-Симона, Фурье, Оуэна.

Сен-Симон, Анри (1760-1825) - фр. мыслитель и социолог, социалист-утопист.

Ист. концепция Сен-Симона носила в основном идеалистич. хар-р. Сен-Симон

выдвинул схему ист. процесса, в кот-м идеи правят миром и разум является

движущей силой смены различных форм общества.

Соц. идеалом Сен-Симона является новая промышленно-индустриальная система.

Единств. разумная цель для политического общества, по Сен-Симону,

производство полезных вещей.

Сен-Симон подчеркивает важность разделения труда в новой соц. системе. В

новом об-ве каждый класс имеет свои задачи.

Фурье, Шарль (1772-1837) - выдвинул след. периодизацию стадий

общественного развития, в основу кот-й он положил процесс производства.

Периоды, предшеств. производственной деят-ти: 1. Ненастоящий, именуемый

эденом 2. Дикость (бездеятельность); Раздробленное /отталкивающее пр-во: 3.

Патриархат, мелк. пр-во 4. Варварство, сред. пр-во 5. Цивилизация, круп. пр-

во; Социетарное/правдивое пр-во: 6. Гарантизм, полуассоциация 7.

Социентизм, простая ассоциация 8. Гармонизм, сложная ассоциация

Основой учения Фурье об ассоциации явл-ся его теория страстей. Фурье

утверждал, что путем приманки наслаждений, а не посредством принуждения

можно установить всеобщее единство на земле и уничтожить нищету и

несправедливость. Однако при этом Фурье считал, что в новом об-ве будут

присутствовать ч/с и неравенство. В связи с этим он выделял 2 осн.

проблемы: "трудового притяжения" и распределения соразмерно труду, капиталу

и таланту.

Роберт Оуэн (1771-1858) считал, что устройство коммунистических поселений

будет до тех пор неудачным, пока не изменятся нравы людей “важнее влиять

на людей духовным путем, чем менять сразу практические условия их жизни”.

Оуэн, в отличие от др. утопистов, шел от эксперимента к теории и обобщению,

а не наоборот.

Оукен стал проповедником коммун. модели для всего мира. Он являлся также

организатором 1-х британских профсоюзов. Вообще, его идеи опередили время,

многие из них воплотились только в 20 в. –например, социальная инженерия и

патернализм (отношения между хозяином фирмы и работниками построены по

принципу отец—дети). Для этих его изобретений нужен определенный прогресс

как в материальном производстве, так и в сознании. Поэтому утопия Оуэна

заключена не в том, что его идеи не осуществимы, а в попытках ускорить их

осуществление.

№ 43. «Старая» и «молодая» исторические школы.

Основоположником старой (немецкой) исторической школы считается Фридрих

Лист (1789 – 1846), основной труд которого – «Национальная система

политической экономии» (1841). Главной идеей этого труда является призыв к

экономическому объединению страны в период раздробленности. Заслуга Ф.Листа

не столько в развитии экономической теории, сколько в настойчивой

разработке вопросов экономической политики, обосновании активной роли

государства. Также старую школу представляют Вильгельм Рошер (1817 – 1894),

Бруно Гильдебранд (1812 – 1878) и Карл Книс (1821 – 1892). Они считали, что

прежде чем переходить к обобщениям, следует изучить, как возникали и

развивались экономические и правовые институты.

К молодой (новой) ситорической школе относят Густава Шмоллера (1838 – 1917)

(«Основы общего учения о народном хозяйстве»), Адольфа Вагнера (1835 –

1917) («Учебник политической экономии») и Карла Бюхера (1847 – 1930)

(«Возникновение народного хозяйства»).

Молодая школа не пошла по пути отрицания «естественных экономических

законов». Ее представители исходят из того, что законы экономики не могут

быть открыты посредством логических обоснований. Обобщения теоретического

характера должны опираться на опыт, сравнительный анализ, факты. В центре

внимания молодой школы – практические проблемы.

№ 44. «Юная историческая школа»: поиск истоков «духа капитализма».

Под «духом капитализма» Макс Вебер (1864 – 1920) понимал комплекс связей,

существующих в исторической действительности и представляющих единое целое.

В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер выявляет

влияние религии на экономику. По словам Вебера, аскетические черты

религиозных вероисповеданий способствовали формированию соответствующих

стимулов и норм поведения, составляющих «дух капитализма».

№ 45. Объяснение В.Зомбартом и М.Вебером истоков «духа капитализма».

Вернер ЗОМБАРТ (1863-1941) - немецкий экономист, историк и

социолог, философ-неокантианец. Развитие капитализма связывал с раскрытием

«духа капитализма» (стремление к обогащению, которое считал свойственным

человеку). Согласно Зомбарту, «капиталистический дух» расцвел поначалу в

Италии и Голландии, наибольшей же степени развития он достиг в современных

США. Подчеркивая сложность, диалектичность отношений между

«капиталистическим духом» и капиталистической системой и отказываясь от

однозначных решений по поводу интрепретации каузальных зависимостей между

ними, считал, что генезису капитализма сопричастен капиталистический

предпринимательский дух, который возникает благодаря оплодотворению

«предпринимательским духом» «мещанского духа». «Предпринимательский дух»,

согласно Зомбарту, слагается из жажды денег и предприимчивости,

характеризуясь грандиозностью инициатив, опирающихся на насилие, героизмом,

авантюризмом, страстью к приключениям и т.д. «Мещанский дух», умеющий

«считать и копить», предполагает склонность к рационализации, экономизации,

прилежанию, умеренности, трудолюбию, благоразумию, деловитости и т. д.

М. Вебер представил свою теорию формирования “духа капитализма”. В

своих трудах М. Вебер утверждал, что протестантизм провозгласил

добродетелью трудовой аскетический образ жизни. Под влиянием протестантской

этики сложился новый тип делового человека, основными чертами которого

стали: предприимчивость, бережливость, умеренность в потреблении,

скромность, честность, порядочность. Так формировался “дух капитализма”, то

есть уважительное отношение к капиталу, стремление достичь успеха на основе

кропотливого труда, а не захвата чужого богатства.

№ 46. В.Зомбарт о типах и функциях капиталистических предпринимателей.

По мнению Зомбарта, существо предпринимательского духа связано с типами

завоевателя, организатора и торговца. Конкретно же он воплощается в 6 типах

— разбойники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, купцы,

ремесленники.

В связи с преобладанием «предпринимательского» или «мещанского» духа он

начал выделял соответственно «народы-герои» с присущими им героизмом,

мужеством, тотальностью, энергичностью и т. д. и «народы-торговцы» с

характерными для них торгашеством, меркантилизмом и т. д.

К первым относил римлян, германцев, генуэзцев, венецианцев, немцев,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.