реферат скачать
 

Инвестиционная политика России при переходе к рыночной экономике: проблемы и перспективы

автомашины «Жигули», в результате чего они стали дороже многих более

качественных иностранных моделей. Поэтому сбыт продукции ВАЗа стал

проблематичным.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям

формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного

развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников

капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет

решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на

инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года.* Это должно послужить

хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

2. Амортизационные отчисления

Амортизационные отчисления – это капитальная стоимость, отделившаяся

от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования,

аппаратуры т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в

кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены

на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе

использования при производстве товаров. Однако в данный момент в России

амортизационные отчисления теряются из-за инфляции (инфляция практически

девальвировала этот источник капиталовложений), поэтому для

самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты

долгов по зарплате, налогов и прочего, оно отражается на социальной сфере.

Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений

пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных

средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по

повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать

антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации

балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный

характер амортизационного фонда необходимо провести

----------------------------------------------------------

* Постановление правительства РФ от 10.11.92 года.

реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота

амортизационного фонда: однозначно признать капитальный характер

амортизационных отчислений; распространить на амортизационный фонд

законодательство о собственности и гарантировать права собственников

капитала на определение судьбы амортизационного фонда; усилить

ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и

целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против

разбазаривания, проедания и вывоза амортизационного фонда за пределы

российской национальной территории (пресечь вывоз капитала за счет

амортизационных отчислений). Эти меры помогут сохранению амортизационного

фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на

прежнем уровне.

3. Бюджетное финансирование

Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение

инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования.

При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника

инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного

финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль за целевым

использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита

внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли.

Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные

централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного

числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих

объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий

стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых

социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса

приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

- выделение государственных инвестиций для стимулирования

развития опорных сырьевых и аграрных районов,

обеспечивающих решение продовольственной и топливно-

энергетической проблем;

- поддержание научно-производственного потенциала;

- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районам

с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим

возможности приостановить его падание собственными силами.

4. Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося

предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций.

Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития

производства в России, которое находится в катастрофическом состоянии.

Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение

стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению

производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие

кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных

программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты

невыгодны в условиях инфляции. Назрела потребность создания инвестиционных

банков, которые занимались бы финансированием и долгосрочным кредитованием

капитальных вложений. А пока правительство вынуждено финансировать

необходимые программы из средств бюджета, а их в бюджете катастрофически не

хватает.

2.5. Средства населения

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи

акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности,

могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как

один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать

инвестиционную активность населения можно путем установления в

инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими

учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств

населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим

в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его

продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на

рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых

организаций – инвестиционных банков и фондов, страховых компаний,

пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности

обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые

ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями,

претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей

финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая

нестабильность. Тем не менее, недостаточность внутреннего инвестиционного

потенциала можно считать относительной.

3. Внешние источники инвестиций

1. Иностранные инвестиции в России

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем

создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных

предприятий);

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным

инвесторам, их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором в собственность

предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений,

долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других

ценных бумаг;

- приобретение прав пользования землей и иными природными

ресурсами, а также иных имущественных прав и т.д.

- предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных

прав.

Проблема стоит в стимулировании эффективного притока иностранного

капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток

должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах

следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может

привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций – прямых и портфельных,

а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято

понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других

странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут

считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25 %

акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может

варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения

акций среди акционеров.

Прямые иностранные инвестиции – это нечто большее, чем простое

финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне

необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ

повышения производительности и технического уровня российских предприятий.

Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые

технологии, новые способы организации производства и прямой выход на

мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции

зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в

облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных

валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это – капитальные вложения в

землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. реальные

инвестиции включают в себя и затраты оборотного каптала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но

не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль

за счет владениями акциями доходной компании. Однако, при осуществлении

портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить

компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.

Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило,

крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.

Вкладывая капитал, он считает, что Россия – самое подходящее место для

выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском

потребительском рынке (пример ресторанов «Макдональдс»), либо на мировом

рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую

авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все

усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует

будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за

исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба

для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться

не только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в

отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных

ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в

производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),

телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в

законодательствах многих развитых стран, в частности, США. В перечисленных

отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы

привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и

займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга,

привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения

национальных интересов и, во-вторых, - быстрая окупаемость капиталовложений

в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления

использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный каптал в форме

предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать

в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство

строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска

товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры,

стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли

экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля

российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно

использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в

первую очередь связанных с добычей ресурсов.

3.2. Отток капитала

Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы

можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За

последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей,

накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения

в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в

западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической

эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования

крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием

рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России

возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций

превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных

ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их

приток. Это усиливает инвестиционный «голод» в стране, ведет к дальнейшему

ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов – ощущение

российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в

России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под

влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и

непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется

ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных

бумаг.

Многие, в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России

слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и

предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри

страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило,

хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы

ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс,

известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер.

И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка каптала находит логичное

экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский

банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают

предоставить кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не

своим соотечественникам.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так

и нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные

инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий

или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному

измерению, поскольку финансовая статистика, естественно, учитывает только

их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы

России побудил власть принять организационно-правовые меры по ужесточению

контроля за возращением валютной выручки на территорию страны. Для того,

чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей

страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска.

Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия

четкого экономического законодательства, основанного на рыночных

потенциалах.

Технология проведения рыночных реформ предполагает

последовательность шагов – наряду со стимулированием притока капитала сразу

же принимаются меры, препятствующие его оттоку.

На сегодняшний момент по сведениям Госкомстата объемы вложений за

границей весьма скромны – инвестиции российского капитала за границей

составили 20 млн. долларов и 2,6 млрд. рублей, при этом объем прямых

инвестиций составил всего 3 млн. долларов и они почти целиком направлялись

в промышленность – цветную металлургию, химическую и нефтехимическую

отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов в 1996 – 2000 годах

из России было вывезено около 150 млрд. долларов «грязных», т.е.

заработанных незаконным путем. Естественно, что государство заинтересовано

в том, чтобы хотя бы часть «уплывших» потенциальных инвестиций вернуть.

Сейчас правительство рассматривает законопроект о легализации

размещенных за рубежом финансовых активов – о так называемой «экономической

амнистии». В этом проекте говорится о том, что все деньги могут вернуться в

Россию и при уплате определенного налога государству эти деньги престанут

считаться нелегальными. Этот законопроект необходим правительству для

возвращения в Россию «уплывших» денег. Однако, по мнению экспертов, этот

проект не имеет будущего, так как деньги уходили из России из-за недоверия

государству и не вернутся обратно, пока доверие к государству не

восстановится, а значит возвращение «уплывших» денег произойдет не скоро.

4. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики.

Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы должны

оказаться более перспективными, чем в 90-е годы. В долгосрочной

перспективе, в ближайшие 10 лет, частный сектор Европы, Соединенных Штатов

и Японии наверняка станет для России основным источником инвестиционного

капитала. Однако, до того, как это произойдет, кредиторами России наверняка

будут не частные инвесторы, а зарубежные правительства и официальные

организации.

Сущность международных организаций, участвующих в предоставлении

финансовой помощи России, различна.

Во-первых, следует упомянуть Международный Валютный Фонд (МВФ). Это

организация, в которую Россия вступила летом 1992 года, занимается

финансированием государственных программ борьбы с высокой инфляцией и общей

валютно-финансовой нестабильностью.

В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности,

согласно которому государства-члены могут получить кредиты от него лишь при

условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.