реферат скачать
 

Инвестиционная политика России при переходе к рыночной экономике: проблемы и перспективы

Инвестиционная политика России при переходе к рыночной экономике: проблемы и перспективы

Оглавление

Введение

1. Роль инвестиционной политики в российской экономике

2. Внутренние источники инвестиций в России

3. Внешние источники инвестиций

4. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики

5. Оценка и анализ текущего инвестиционного климата

6. Проблемы и перспективы инвестиционной политики в России

Практическая часть

Заключение

Приложение

Введение

Необходимым условием развития экономики является высокая

инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов

реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их

использования в приоритетных сферах материального производства и социальной

сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-

технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых

рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно

вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет

привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений,

портфельных инвестиций и других активов.

Инвестиции играют важную роль как на макро, так и на микро уровне.

По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта

хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.

За последние годы наблюдается тенденция сокращения реальных

инвестиций. Доля инвестиций, направляемых на техническое перевооружение и

реконструкцию действующих предприятий, сократилась с 54 до 47–48 %. За

период 1995–2000 гг. доля реальных инвестиций, направляемых на расширение

действующих предприятий, сократилась с 15 до 10 %, что отрицательно

отразилось на ускорении НТП и развитии всего народно-хозяйственного

комплекса.

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис,

что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на

социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряженность в

обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис,

однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству

справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и

другие средства, помимо бюджета. Помощь государству в преодолении

экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для

поднятия и развития производства, увеличения его мощностей,

технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские

политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без

инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени

в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом,

политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть

на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать деньги в

стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической, а

значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Однако

уверенная победа на президентских выборах Б.Н. Ельцина, показала

потенциальным инвесторам, что сторонников демократии в нашей стране все же

больше, чем сторонников коммунизма, а значит, риск вложений уменьшается.

Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому им и уделяется

столько внимания. Насколько важны инвестиции государству может говорить тот

факт, что Б.Н. Ельцин просил принятия Государственной Думой бюджета на 1998

год в первом чтении, что было сделано в первую очередь для того, чтобы

показать потенциальным инвесторам, что российская экономика уже

стабилизировалась и вложение средств в производство не имеет никакого

риска.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что

разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на

инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время

боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский

рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он

также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из

стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то

же время, не потерять свои деньги. При этом, иностранные инвесторы

ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который

определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность

вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют

правительству. Это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся

стереотипом отношения к власти россиян – «правительство работает только на

себя». Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена

именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для

работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на

изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное

значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские

инвестиции, ведь множество людей во время становления российской экономики

«сколотили» огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских

и американских банках, иными словами используются для инвестиций в

зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-

за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию

российского производства. По данным правоохранительных органов из России

было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. долларов и не трудно

представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую

очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной

экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным

законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не

может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую

экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъем производства, то

есть возрождение экономики России.

Определим, что задачами данной работы являются проведение

исследования инвестиционного климата России, при последовательном

рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку

его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование

источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на

сегодняшний момент. Целью же данной работы назовем оценку перспектив

изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе

существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства,

в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать

необходимые меры для их устранения.

1. Роль инвестиционной политики в российской экономике

Инвестиции (капитальные вложения) – это совокупность затрат

материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное

воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.

Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках

централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые

капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на

воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции –

более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции,

близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и

«финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации,

другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника,

дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции

могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и

предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных

инвестиций – вложения в акции предприятий различных отраслей материального

производства – по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в

производство. В журнале «Экономист» определены основные направления

инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи

инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей

повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение

частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции

предприятий, а также государственная поддержка важнейших

жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении

эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет

огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и

государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат

страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако

на данный момент инвестиционная политика нашего государства еще слаба, что

обусловлено в основном незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные

цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на

которые направлялись.

Государственной Думой были приняты в первом чтении законы «О

внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР»* и «Об инвестиционной

деятельности в РСФСР»**, которые должны улучшить законодательную базу для

инвестиций, гарантировать права инвесторов на собственность и которые

предполагают:

- предоставление бюджетных средств негосударственным

структурам на возвратной основе;

- отражение в Законе принципа отношений собственности (в нем

рассматриваются государственные, муниципальные и частные

инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального

бюджета капитальные вложения на развитие федеральной

собственности;

- равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты

инвестиций независимо от форм собственности для всех

инвесторов).

-----------------------------------------------

* Федеральный закон от 12.04.90 года

* Федеральный закон от 22.11.93 года

Инвестиционной политике в нашем государстве до недавнего времени

уделялось достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало

понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое

важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три

года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики

государства, постепенно ликвидируются структурные прекосы в экономике

России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но

государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут

автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде

всего, связано с двумя факторами:

1. С неготовностью получателей инвестиций – предприятий к

эффективному освоению средств, в первую очередь из-за

низкого качества управления;

2. с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не

реформированные предприятия по причине как высоких рисков

(незащищенность прав собственности, значительный риск

невозврата средств из-за плохого управления), так и

невозможности более или менее адекватно определить сам

уровень риска (непрозрачность финансового состояния

предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная

деятельность).

Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения

в инвестиционной политике нашей страны:

- создать условия для рыночной оценки активов предприятий.

Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с

рыночной оценкой акций, это позволит предприятию

формировать более рациональную стратегию в отношении

использования собственных активов;

- внести изменения в амортизационную политику, направленные

на ее либерализацию, повышение степени свободы

реформированных предприятий при выборе методов

амортизационной политики (использование укоренной

амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе

метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных

амортизационных норм, метода суммы лет, специальной

первоначальной амортизационной скидки), упрощение и

укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере

расширения проблемы оборотных средств, будет осуществляться

более жесткий контроль за целевым использованием

амортизационных отчислений;

- последовательная децентрализация инвестиционного процесса

путем развития многообразных форм собственности, повышение

роли внутренних (собственных) источников накоплений

предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

- государственная поддержка предприятий за счет

централизованных инвестиций;

- размещение ограниченных централизованных капитальных

вложений и государственное финансирование инвестиционных

проектов производственного назначения строго в соответствии

с федеральными целевыми программами и исключительно на

конкурентной основе;

- усиление государственного контроля за целевым расходованием

средств федерального бюджета;

- совершенствование нормативной базы в целях привлечения

иностранных инвестиций;

- значительное расширение практики совместного государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое

государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного

значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления

налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в

инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.

2. Внутренние источники инвестиций в России

Традиционно в России финансирование капитальных вложений

осуществлялось за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в

дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию

привлечения иностранного капитала.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня

сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных

граждан – не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что

некая компания получила прибыль в размере 100 млн. рублей. Эта прибыль

может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести

на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же

положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей

прибыли, точно также как семья сберегает часть своего заработка.

Правительство тоже может делать сбережения – в тех случаях, когда налоговые

поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит

зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам

и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые

могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог

или развитие телефонной связи.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций

в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют расходы на

приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в

подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает

часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может

быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным

экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она

помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей

осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане)

и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк).

Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и тоже лицо. Если

предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового

станка, оно одновременно сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания

сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем

одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В

закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций.

Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть

инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране

внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не

столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать

капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском,

так и в зарубежном банке. Рассмотрим, какие же существуют внутренние

источники инвестиций.

1. Прибыль как источник инвестиций.

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за

счет повышения цен на свою продукцию. В 1993 году все увеличение прибыли в

народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены,

предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящие к

проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства.

Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например, в

сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить

необходимые средства для инвестиций, он постоянно повышал цены на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.