реферат скачать
 

Инвестиции фирмы в человеческий капитал

относящихся к трудовой деятельности, к продуктивной работе в коллективе, а

также к переключению с одного вида деятельности на другой.

Повышение квалификации работников фирмы делится на общее и

специальное. Затраты на общую подготовку в одинаковой степени повышают

производительность работника как в фирмах производящих ее, так и во всех

остальных, подготовка по месту работы, связанная с повышением

производительности в представляющих ее фирмах, является специальной.

Ресурсы, затрачиваемые фирмой на ознакомление новых работников со своей

внутренней организацией и приобретенные знания, также представляют один из

видов специальной подготовки, потому что производительность повышается в

самих компаниях, чем где–либо еще.

Общая подготовка способна приносить пользу во многих фирмах, помимо

той, где она получена. Поэтому рационально действующие фирмы на

конкурентном рынке не участвуют в оплате издержек по общей подготовке.

Лица, получающие общую подготовку, сами платят за нее, поскольку она

повышает их будущую заработную плату. Несмотря на то, что фирмы не получают

отдачи от общей подготовки, они тем не менее предоставляют ее работником.

Компании имеют стимул идти на это, когда цена спроса подготовки оказывается

по меньшей мере равной издержкам подготовки.

Издержки по специальной подготовке фирмы берут на себя, и отдачу от

такого рода подготовки в виде более высокой прибыли, обусловленной

возросшей производительностью, также станут получать сами фирмы. Отдача

будет по крайней мере не больше издержек. При специальной подготовке

заработная плата, на которую может рассчитывать работник в других местах,

никак не будет связана с полученной им подготовкой. Также эта подготовка

напрямую не скажется на заработной плате в фирмах. В этом случае фирмы

будут вынуждены брать подготовку на себя, так как ни один рациональный

работник не станет платить за нее, если он не получает никакой выгоды.

Следовательно, отдачу от этой подготовки будут иметь сами компании.

Если говорить о текучести рабочей силы фирм, то меньше всего их будет

волновать текучесть работников с общей подготовкой, которую работник может

получить везде. Фирмы будут озабочены текучестью рабочей силы со

специальной подготовкой; и таким работникам – для снижения текучести – они

будут предлагать более высокую заработную плату, поскольку оплата издержек

специальной подготовки ложится на саму фирму. Таким образом, показатели

текучести будут наименьшими для работников с узкоспециализированной

подготовкой, а наибольшими – для работников с подготовкой настолько общей,

что она повышает их производительность в предоставляющих подготовку фирмах

даже в меньшей степени, чем за их стенами (например, формальное

образование).

Человеческий капитал – основа эффективности функционирования

компании. Финансирование образования персонала, создание учебных центов

становятся одними из главных объектов внимания компаний многих стран мира.

Однако, к сожалению многие фирмы еще экономят на обучении. В то время как

компании IBM, „Ксерокс“, „Моторола“ и др. направляют средства на

образование в размере от 5% до 10% фонда оплаты труда, расходы на

образование большинства фирм составляют менее 2% фонда оплаты труда.[10]

Но, все-таки, именно обучение работников выходит на одно из первых мест в

перечне средств повышения конкурентоспособности фирм.

2.3. Кадровая политика.

Предпринимательство и бизнес – это прежде всего взаимоотношения

людей, организующих и осуществляющих эту деятельность. Новые формы

хозяйствования, сама действительность вызвали глубокие изменения в сфере

использования и управления кадровым потенциалом предприятия (фирмы),

придали новое значение кадровому менеджменту и маркетингу кадров. Вопросы

управления кадрами приобрели первостепенное значение.

В связи с этими объективными факторами возрастает необходимость

постановки и решения ряда ключевых проблем кадрового менеджмента:

разработка гибкой и непрерывной системы подготовки, подбора и

перераспределения кадров; поиск и привлечение к долговременному

сотрудничеству менеджеров по кадрам; создание „комфортного климата“ в

коллективе.

Очень важно создать атмосферу, в которой постоянное повышение

квалификации, самообразование и творческая инициатива становятся служебными

обязанностями и потребностями каждого работника предприятия. Качество

кадровых ресурсов, их высокий интеллектуальный и производственный потенциал

– важнейшее условие конкурентоспособности и эффективности любого

производства. Новые технологии, товары и услуги рождаются только там, где

высок потенциал работников.

Большое количество предприятий сталкивается с такой проблемой, как

„утечка мозгов“ (когда утрачиваются и средства, вложенные в подготовку

специалиста, и сам специалист, поскольку обучение специалиста часто

ускоряет его уход из фирмы). Чтобы избежать этой проблемы может быть

рекомендована система оплаты обучения работников и их детей (в высших и

средних учебных заведениях), при которой фирма предоставляет ссуду на

обучение. Обязательным условием взятия ссуды является продолжение работы в

фирме после окончания обучения (срок, как правило, не превышает четырех

лет, после чего работник считается свободным от обязательств по погашению

ссуды). Установлено, что качество усвоения знаний повышается, если работник

частично оплачивает обучение из своей зарплаты. Особенно важно подготовить

резерв руководящих кадров.

В идеале действующее с расчетным, коммерческим успехом предприятие

является целостным сбалансированным механизмом, выполняющим определенные

функции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное выполнение этих

функций квалифицированными кадрами.

Структуру персонала современного предприятия можно представить в виде

четырехуровневой пирамиды[11], в основании которой – специалисты (первый

уровень), а затем по вертикали располагаются менеджеры (второй уровень) и

администраторы (третий уровень), а на вершине – мыслители (четвертый

уровень). Кроме того в структуре по горизонтали рассматривается

согласованная деятельность персонала по следующим направлениям: „Новые

технологии“, „Безопасность и контроль“, „Коммерция“ и „Человек и

производство“.

Задача менеджера по кадрам – добиться того, чтобы в каждой ячейке

структуры был сотрудник с соответствующим служебному положению социотипом и

уровнем иерархической специализации. Существует четкая зависимость между

местом человека в организационной иерархии и личным уровнем развития и

возможностей. В этом плане различают четыре уровня развития личности

(„Человек – 1“, „Человек – 2“, „Человек – 3“, „Человек – 4“)[12].

Эта таблица поможет разобраться в человеческих характерах и

способностях, при необходимости осуществить бесконфликтное

перераспределение персонала в соответствии с целями предприятия.

Если какие-либо ячейки „пирамиды“ (структуры) заполнить некем и они

остаются важными, то необходимо найти нужного работника „на стороне“, это

может быть трудно сделать. Прежде всего следует решить, какого именно

человека следует искать; сформулировать должностные функции нового

сотрудника; установить уровень полномочий и ответственности, степень

квалификации и порядок взаимодействия по вертикали и горизонтали; составить

подробное описание вакантной должности и выявить требования к соискателю.

Для этого с новым работником проводят собеседование.

Собеседование, как правило, проводит человек, знающий фирму и

психологию общения, прошедший специальную подготовку и получивший

соответствующие полномочия. Собеседование позволяет оценить компетентность,

предприимчивость, самоорганизованность, личные параметры, потенциальную

полезность для фирмы нового сотрудника. Неправильный выбор может нанести

существенный вред предприятию и оказаться катастрофой для принимаемого на

работу.

Примером эффективной модели упраления является японская система

„пожизненного найма“. Такая модель предполагает, что персонал работает в

одной компании всю жизнь, с момента поступления и до выхода на пенсию.

Поскольку занятые нанимаются на длительный срок, то набор новых кадров

приобретает первостепенное значение. Обычно крупные компании договариваются

с ВУЗами, средними техническими учебными заведениями и школами и подбирают

себе работников среди школьников ещё задолго до выпуска. Кандидаты слушают

специальные факультативные курсы, которые читают ведущие сотрудники

компании. Эти курсы знакомят будущих работников с историей компании,

спецификой производства и управления.

В большинстве крупных компаний новичков принимают условно и

зачисляются в штат после прохождения испытательного срока, который может

длиться 1-3 года. Новички участвуют в собеседованиях, в которых основное

внимание уделяется выяснению личных качеств кандидата, его характера,

наклонностей, индивидуальных карьерных целей. Основная задача этих

собеседований – выяснить возможности совместимости кандидата с коллективом

компании, определить, где и в какой должности его целесообразнее

использовать.

Вступив в «заводскую семью», занятый как бы заключает с компанией

договор, которая гарантирует ему работу в течение продолжительного срока

(«пожизненно») и соответствующее вознаграждение.

Подавляющее большинство занятых выходит на пенсию в 55 лет, за

исключением управляющих высшего ранга, которые иногда работают до глубокой

старости. Пенсионер получает единовременное пособие размером равным

приблизительно двум годовым окладам, точнее за каждый проработанный год он

получает месячный оклад.

Системой „пожизненного найма“ охватываются не все занятые, а лишь те,

которые относятся к категории „Хонко“. В эту категорию входят работники,

которые пришли в компанию сразу после окончания учёбы, нигде не работая.

"Пожизненный наём" представляет собой прежде всего реальную систему

функциональных, по своей сути, связей, в которых определяющей является

"принадлежность " занятых к данному предприятию. Персоналу упорно

внушается, что принадлежность к семье - клану промышленного предприятия -

этобольшая честь, которая не только накладывает на него высокую

ответственность, но и отличает, возвышает его над рабочими "чужих"

предприятий. Клановый патриотизм, который целенаправленно воспитывается,

широко пропагандируется и всеми способами поддерживается предпринимателями,

развит настолько, что для японцев в характеристике человека имеет большое

значение не столько профессия, род деятельности, сколько место работы.

Из этого примера видно значимость профессиональной подготовки, которая

осуществяется на японских предприятиях еще задолго до принятия на работу.

Японские корпорации создают свой специальный человеческий капитал, чтобы

обеспечить „пожизненный наем“ работника в данную фирму. И это приносит свою

экономическую эффективность компаниям.

2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал

Для оценки эффективности инвестиционных вложений в человеческий

капитал используют целый ряд критериев и показателей. В экономической

литературе используются следующие критерии, или показатели, эффективности

инвестиций в человеческий капитал:

1. Максимизация разности между прибылью и издержками.

2. Период окупаемости (отдачи) инвестиций.

3. Чистая текущая (приведенная) стоимость.

4. Соотношение издержек и прибыли.

5. Отношение разности предельных доходов к разности предельных

издержек.

6. Ежегодный чистый доход

7. Внутренняя норма отдачи.

Период окупаемости – это отношение общих издержек С к постоянному

предельному доходу b (вычисляется за заданный промежуток времени, месяц

или год). При определенных условиях величина, обратная периоду окупаемости,

равна ожидаемому внутреннему коэффициенту отдачи. Чтобы это случилось,

необходимо, чтобы все издержки приходились на начальный период времени, а

доходы были постоянны.

Этот показатель связывает издержки и доходы, и с его помощью и с его

помощью различные программы инвестирования могут быть приближенно оценены с

точки зрения их относительной эффективности. Критерием служит выбор

инвестиционного проекта с наиболее коротким периодом окупаемости.

Более общая формула периода окупаемости, с помощью которой проводятся

расчеты для непостоянных доходов и издержек, имеет вид

[pic],

[pic]

где b и с – предельные доходы и издержки, t – номер временного периода

(минимизируется).

Однако критерий окупаемости имеет ряд недостатков:

1. Он не учитывает тот факт, что издержки и доходы конкурентных

альтернативных инвестиционных проектов разделены во времени и

имеют различные временные характеристики. Чтобы сделать разные

показатели временных издержек и прибыли сравнимыми, необходимо

провести дисконтирование.

2. Абсолютный объем чистых доходов в альтернативных проектах может

различным. Период окупаемости этого не учитывает.

3. Этим критерием вообще нельзя воспользоваться, когда

альтернативные инвестиционные проекты взаимно исключают друг

друга.

Наиболее распространенными инвестиционными критериями является чистая

приведенная стоимость, соотношение издержек и прибыли, а также внутренний

коэффициент отдачи. Они могут дать одни и те же результаты, но при

определенных условиях:

- рынки капитала являются рынками совершенной конкуренции;

- все имеющиеся проекты абсолютно обусловлены друг от друга;

- между ними не существует взаимной зависимости;

Все чистые доходы могут реинвестированы при тех же внутренних

коэффициентах отдачи до конечной даты самого долгосрочного из проектов.

Показатель чистой приведенной стоимости. С учетом указанных

допущений и данной процентной ставке процента, по которой производится

дисконтирование, можно одобрить любой инвестиционный проект. Если

существует несколько фондов для инвестиций, то принимается проект со

следующим по величине значением текущей стоимости и т.д., пока фонды не

иссякнут или не останется проектов с положительной или нулевой чистой

текущей стоимостью.

Математическое равенство для такой ситуации следующее:

[pic], [pic]

где [pic] – чистая приведенная стоимость; i- ставка процента, используемая

при дисконтировании; [pic] – сумма доходов.

Данная формула учитывает тот факт, что издержки могут возникать не

обязательно в самом начале потока доходов. Если ожидается, что изменяются

условия, влияющие на стоимость ставки процента во временном промежутке

потока доходов, в этих точках могут быть использованы различные значения

для ставки процента.

Критерий отношения прибыли и издержек может быть полезен тогда, когда

принимается решение об инвестициях в те проекты, для которых отношение

текущей стоимости доходов к текущей стоимости издержек больше единицы.

Уравнение этого критерия имеет вид

[pic] [pic]

Вариантом соотношения прибыли и издержек является отношение измерения

предельных издержек между двумя альтернативными проектами. Алгебраически

это отношение можно выразить следующим образом:

[pic] [pic]

где b - предельный доход; с – предельные издержки; i – ставка процента,

используемая при дисконтировании; t – номер временного периода; индексы

[pic] и [pic] – соответствующие проекты.

Данный критерий показывает, что пока отношение изменения чистых

дисконтированных доходов к изменению чистых дисконтированных издержек

больше единицы, дополнительные общественные фонды должны быть инвестированы

в проект х, а не в проект у.

Внутренняя норма прибыли – это такой процентный показатель, который

сравнивается со ставкой процента, представляющей допустимый коэффициент

отдачи от общественных или частных образовательных инвестиций. Внутренняя

норма прибыли – процентная ставка, при которой дисконтированная стоимость

издержек равна дисконтированной стоимости доходов. Для данного показателя

должно выполняться условие:

[pic]

[pic]

где r – внутренняя норма прибыли; b – доход в определенный период времени;

с – издержки в определенный период времени.

Чтобы определить эффективность проекта, связанного с инвестициями в

образование, необходимо сравнить затраты на образование с выгодами от его

получения. Если выгоды превысят затраты, то индивиду выгодно продолжить

обучение.

Также, для оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал

(образование) можно использовать показатель внутренней нормы отдачи

образования, при которой текущая стоимость будущих доходов равна текущей

стоимости осуществляемых затрат. Она представляет ту норму дохода, которую

можно ожидать при реализации данного инвестиционного проекта.

В связи с тем существует большое количество показателей эффективности

инвестиций в человеческий капитал, следует отметить, что абсолютно

безупречных критериев нет. В каждом конкретном случае необходимо изучить

конкретные условия, определить наилучший инвестиционный критерий, который

может быть успешно применен только в системе взаимосвязанных критериев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие человеческого капитала стало интенсивно использоваться

мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной

деятельности, выяснившей необходимость и высокую эффективность вложений в

человеческий капитал. Концепция человеческого капитала играет центральную

роль в современном экономическом анализе. Применение этого понятия дает

новые возможности изучения таких важнейших проблем, как экономический рост,

распределение доходов, место и роль образования в общественном

воспроизводстве, содержание процесса труда.

Величина человеческого капитала обусловлена условиями его

формирования и развития. Поэтому большое значение принимают инвестиции в

человеческий капитал на уровне семьи, где происходит накопление

интеллектуальных и психофизиологических способностей человека, которые

являются фундаментом для дальнейшего развития и постоянного

совершенствования человеческого капитала индивида.

Человеческий капитал – наиболее ценный ресурс современного общества,

более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство.

Из трактовки человека как основного капитала непосредственно вытекала

необходимость разработки количественной оценки человеческого капитала.

Правильная оценка человеческого капитала дает объективную оценку всего

капитала компании, а также благосостояния всего общества в целом.

Современная кадровая политика фирм обеспечивает наиболее эффективное

использование человеческого капитала компании, делает заинтересованными

своих сотрудников в данном виде деятельности. Анализ эффективности

инвестиций в человека показывает насколько значимым становится для фирм

затрачивать огромные средства на здоровье и образование работников,

поскольку в будущем обеспечивается больший доход всей компании.

Экономические оценки человеческого капитала стали широко

использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях

для определения величины национального богатства, потерь общества от войн,

болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности

инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других

целей.

ЛИТЕРАТУРА

1.Борисов Г.В. Инвестирование в человеческий капитал в условиях

трансформирующейся экономики России // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5,

экономика.- СПб., 1998.-Вып. 2.-С. 17-23.

2.Борисов Г.В. Человеческий капитал фирмы // Вестник С.-Петерб. ун-

та. Сер. 5, экономика.- СПб., 1999.- Вып.1.-С. 173-188.

3.Дейнтри Даффи. Человеческий капитал.-

http://www.osp.ru/cio/2000/06/023.htm.

4.Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в

транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования/

СПб.. ун-т экономики и финансов.- СПб.: Наука, 1999.- 309 с.- Библиогр.:

с.297-307.

5.Интеллектуальный капитал // Мировая экономика и междунар.

отношения. - М., 1998.-№11.- С.23-41.

6.Исторический обзор подходов к концепции человеческого капитала.-

http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_ectheory/kapital/gl1.htm.

7.Курганский С.А. Предпринимательские способности- актив

человеческого капитала // Изв. СПб. ун-та экономики и финансов.- СПб.,

1999.- С. 13-24.- Библиогр.: с. 24.

8.Методы оценки и критерии экономической эффективности человеческого

капитала. - http://www.economer.khv.ru/content/n040/methods.

9.Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста

(вклад человеческого капитала) // Вопр. экономики.- М., 2000.- №9.- С. 136-

157.

10.Образование и человеческий капитал. - http://www.worldbank.org.ru/

wbimo/dep/mirross/chapter7.html.

11.Теория человеческого капитала. -

http://www.libertarium.ru/libertarium/10624.

12.Управление развитием человеческого капитала компании.-

http://www.cinfo.ru/ OB/OB_basic.htm

13.Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки//

Мировая экономика и междунар. отношения.- М., 2001.- №12.-С.42-49.

14.Янковкий А. Предпринимательская деятельность и кадровый капитал//

Маркетинг.- М., 2000.- №1 – С. 100-112.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

-----------------------

[1] Мировая экономика и международные отношения, 2001, №12, С.42.

[2] Экономическая энциклопедия. М., 1999, С.275.

[3]См.:Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в

транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования.

СПб.:Наука, 1999, С.44.

[4]Мировая экономика и международные отношения, 2001, №12, С.49.

[5] Образование и человеческий капитал –

http://www.Libertarium.ru/libertarium/10624

[6]Управление развитием человеческого капитала компании.

http://www.cinfo.ru/OB/OB_basic.htm

[7]Cм.:Дейнтри Даффи. Человеческий капитал.

http://www.osp.ru/cio/2000/06/023.htm.

[8]Cм.:Там же.

[9] Десслер Г. Управление персоналом: Учебное пособие по экономическим

направлениям и специальностям.

[10] Десслер Г. Управление персоналом: Учебное пособие по экономическим

направлениям и специальностям

[11] Янковский А. Предпринимательская деятельность и кадровый капитал //

Маркетинг.2000.№1.

[12] См.: Приложение 1

-----------------------

Человеческий капитал

Знания,

воплощенные в человеке

Знания, воплощенные

в физических, материальных

формах

Институты, содействующие эффективному

использованию всех видов капитала

(институциональный капитал)

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.