реферат скачать
 

Инвестиции

стабилизация, затем иногда инвестиции.

Такой подход вовсе не должен был означать смягчение последствия мер

по сохранению минимальной инвестиционной активности. Так, инвестиционные

программы, принятые в России, в значительной мере способствовали тому, что

она по-прежнему по объемам инвестиций входит в первую пятерку стран в мире

(хотя и сместилась со второго на пятое место).

При анализе последствий инвестиционного кризиса можно выделить наряду

с явно отрицательными определенно положительные тенденции. К отрицательным

последствиям можно отнести:

1. Разрушение производственного аппарата. Износ его составил по

промышленности сегодня 60%. Причем структурный инвестиционный спад

способствовал тому, что наибольший износ основных фондов сегодня

составляет в отраслях конечной и промежуточной продукции. Коэффициент

выбытия оборудования в этих отраслях в течение последних лет был

практически равен нулю.

1. Объем средств, направляемых на техническое перевооружение,

катастрофически падает. Если в 1992 г. он равнялся 40% от объема

инвестиций, то сейчас 5%. В республике все последние годы инвестиции, как

производственные, так и не производственные, непрерывно сокращались.

3. Структура экономики республики в результате сырьевой

переориентации приобретает все утяжеленную и энергоемкую форму.

Вместе с тем, изменение структуры инвестиций имело определенные

положительные последствия:

1. Усилилась тенденция повышения капиталовложений в сферу услуг. До

недавнего времени удельный вес капиталовложений в сферу услуг в стране

составлял не более 10% (в то время, как в США он доходил до 72%). В

результате этих капиталовложений произошло заметное развитие торговой и

банковской сферы услуг;

1. Новые ценовые пропорции, отвечающие спросу и предложению, привели к

стимулированию движения свободного капитала по ценовым сигналам;

1. Переход к рыночным формам хозяйствования повысил долю

самофинансирования капиталовложений. В 1994г. собственные средства

предприятий в общей сумме капиталовложений составляли уже 62%, а в 1995

г. еще более - 90%. Удельный вес всех централизованных средств (из

госбюджета, местного бюджета, централизованных фондов) составляет около

15%.

4.Сформировалась новая рыночная инвестиционная инфраструктура в виде

различных инвестиционных фондов, страховых, пенсионных и пр. фондов.

Меры, которые необходимо принять сегодня, должны быть ввиду их

комплексности оформлены в виде государственной инвестиционной политики.

Государственная инвестиционная политика должна быть основана, в

первую очередь, на выборе определенной стратегии. Мировая практика сегодня

может назвать множество стратегий, основанных на практике той или иной

страны (японский, германский, латиноамериканский, юго-восточный и др.

опыты). Очевидно, что экономика сегодня хаотически следует по пути

сырьевого развития страны, известного как путь «развития экспортного

потенциала страны».

Однако, в отличие от России, которая практически также пока следует

по аналогичному пути, в Казахстане предприятия сырьевой отрасли отданы в

управление и в собственность иностранных фирм. По мнению многих ученых

такая стратегия не имеет никакого полезного эффекта для страны, поскольку

прибыли перекачиваются в головные фирмы. В качестве отрицательных

последствий этих шагов проводится гипертрофированное развитие экономики,

превращение страны в сырьевую колонию, подрыв национальной безопасности

страны, импортная зависимость и т.д.

механизм государственно-правового регулирования привлечения и использования

зарубежного капитала и инвестиций в республике.[13]

При рассмотрении механизма государственно-правового регулирования

процессов привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций

следует прежде всего выделить законодательные, организационные и прочие

механизмы регулирования государством иностранных капиталовложений.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ представляет собой систему законов,

определяющих конституционные, общерегулирующие и специальные отношения по

поводу иностранного капитала и инвестиций.

Система законодательного регулирования привлечения иностранного

капитала и инвестиций состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга

законов, включая основной закон страны - Конституцию, гражданское

законодательство, законы, указы президента Республики Казахстан и другие

нормативные акты, регулирующие законы предпринимательской и хозяйственной

деятельности, нормативные акты о земле, о приватизации, о недрах и

недропользовании, о нефти, о банках и банковской деятельности, о

страховании, о ценных бумагах, таможенное и налоговое законодательство и

др. нормативные акты.

Основным законом, регулирующим отношения государства и иностранных

инвесторов, является Закон «Об иностранных инвестициях».

Закон преследует цели

представления максимально приемлемых условий для деятельности иностранных

инвесторов, расширения понятия иностранных инвестиций, предоставления более

широкого круга гарантий и возможностей для деятельности в республике.

[14]30 июня 1998 г. вышел указ Президента Республики Казахстан об

образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК.

Совет создался в целях:

1. внесения на рассмотрение Президенту Республики Казахстан

предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего

вопросы инвестиционной деятельности, предложений по вопросам,

связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов

Республики Казахстан, имеющих международное значение;

2. разработки рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, а

также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику

Республики Казахстан; выработки предложений по интеграции экономики

страны в мировые экономические процессы.

Импорт международного кредитного капитала.[15]

Мировой рынок заемного капитала в условиях инвестиционного кризиса

является сферой первоочередного интереса республики.

К середине 1996 г. Казахстану было открыто 18 кредитных линий. В

рамках открытых кредитных линий, гарантированных правительством Республики

Казахстан, подписано более 100 индивидуальных кредитных соглашений на сумму

$ 1.34 млрд. Готовятся к подписанию еще 22 кредитных соглашений. Получено

семь кредитных займов Всемирного банка, а также кредиты на погашение

дефицита бюджета.

Существуют три основных вида кредитования и помощи со стороны МФО и

стран-доноров.

I. Официальная помощь развитию международных финансовых организаций.

Казахстан является членом МВФ с 15 июля 1992 г. После открытия в

августе того же года постоянного представительства в Алматы МВФ, республике

было представлено 3 займа.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) также представляет

Казахстану займы. Кредитные займы МБРР предоставляются на стандартных

условиях: на срок 17 лет, в том числе 5-летний льготный период, процентная

ставка - 7,5 %. В настоящее время Республикой Казахстан подписано 4

соглашения о кредитах с МБРР.

6 декабря 1994 года Республика Казахстан подписала соглашения с

Азиатским банком развития о кредитном займе обычных операций и займе

специальных операций.

II. Официальная помощь развитию от стран-доноров.

Одними из доноров являются: Австрия, Бельгия, Германия, Швеция,

Япония и США.

III. Экспортные кредиты.

Несомненно, экспортные кредиты являются одними из важнейших и

наиболее объемных видов иностранного капитала, поступающего в страну. За

период с 1992 по 1995 гг. в республике привлечены экспортные кредиты с 17

стран на общую сумму порядка $ 1,6 млрд. США.

Об инвестиционной деятельности в республике Казахстан[16]

В 1 полугодии 1998 года хозяйствующими субъектами республики вложено

средств в новое строительство, расширение, техническое перевооружение и

реконструкцию действующих предприятий 65.9 млрд. тенге, что в сопоставимых

ценах больше соответствующего периода 1997 года на 61%. Освоение этих

средств по регионам республики представлено в следующей таблице (табл. 1).

Таблица 1

|Область |Всего млн.|Доля региона в |В январе-июле 1998 |

|республики | |общем объеме |г. |

| |тенге |республики, % |к январю- июлю 1997 |

| | | |г., в % |

|Республика Казахстан | 65920 | | 161.0 |

| | |100 | |

|Акмолинская | | | 32.9|

| |35 |0.1 | |

|Актюбинская | 4689| | 228.9 |

| | |7.1 | |

|Алматинская | 2900| | 165.1 |

| | |4.4 | |

|Атырауская | 18061 | | 170.0 |

| | |27.4 | |

|Восточно-Казахстанская | 2427| | 158.2 |

| | |3.7 | |

|Жамбылская | | | 39.3|

| |247 |0.4 | |

|Западно-Казахстанская | | | 21.7|

| |376 |0.6 | |

|Карагандинская | 4026| | 135.0 |

| | |6.1 | |

|Кызылординская | 2659| | 245.9 |

| | |4.0 | |

|Костанайская | 1609| | 74.8 |

| | |2.4 | |

|Мангистауская | 4957| | 129.0 |

| | |7.5 | |

|Павлодарская | 2343| | 138.9 |

| | |3.6 | |

|Северо-Казахстанская | | | 127.3|

| |742 |1.1 | |

|Южно-Казахстанская | | | 110.6|

| |870 |1.3 | |

|г. Астана | 17035 | | 428.9 |

| | |25.8 | |

|г. Алматы | 2944| | 52.5|

| | |4.5 | |

Освоение средств, вложенных хозяйствующими субъектами, по регионам

республики.

За период с начала года наблюдается устойчивая тенденция роста

освоения инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлым годом.

Значительный рост наблюдается в Актюбинской (в 2.3 раза), Кызылординской (в

2.5 раза) областях республики и в г. Астане (в 4.3 раза).

Изменения в инвестиционных приоритетах приводят к оттоку средств из

ранее относительно благополучных регионов. Сокращение объемов инвестиций

произошло в Западно-Казахстанской (на 78%), Жамбылской (на 61%),

Костанайской (на 25%) областях.

Наиболее резко ухудшился инвестиционный климат г. Алматы (снижение на

47% объема инвестиций в основной капитал), на что повлиял спад активности и

перемена интересов крупных инвесторов в пользу новой столицы, а также

резкое ограничение инвестирования города со стороны государства.

Незначительным изменениям подверглась структура инвестиций в основной

капитал по формам собственности. Несколько стабилизировалась активность

государственных предприятий-застройщиков, их удельный вес в общем объеме

капиталовложений в январе - июне 1998 года увеличился по сравнению с

аналогичным периодом прошлого года на 8% и составил 32%. Удельный вес

частных предприятий снизился и составил 59% (69% - в первом полугодии 1997

года), предприятий и организаций других государств, их юридических лиц и

граждан, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан -

около 10% (8%).

Как и в прошедшие годы, в финансировании затрат на создание и

воспроизводство основных фондов в январе - июне 1998 года преобладала доля

собственных средств предприятий, организаций и населения (56%), хотя она и

снизилась на 16 процентных пунктов по сравнению с соответствующим периодом

прошлого года. За этот период вырос объем бюджетных средств с 4% в 1997 до

18% в 1998 году, объем средств за счет привлечения иностранного капитала

составил около 21% (20% за соответствующий период прошлого года).

Доля средств местного бюджета в объеме инвестиций региона высока в

Кызылординской (14%), Костанайской (15%), Южно-Казахстанской (14%)

областях.

Затраты на строительство, финансируемые государством из средств

республиканского бюджета, высоки в Северо-Казахстанской области (60% от

объема инвестиций региона) и в городе Астане (62%).

Существенная доля средств иностранных инвесторов вложена в основной

капитал Мангистауской (64%), Павлодарской (54%), Алматинской (39%)

областей.

В январе - июне 1998 года приоритетными для инвестирования остаются

горнодобывающая и обрабатывающая отрасли промышленности, на создание и

воспроизводство основных фондов которых использовано, соответственно 41% и

12%.

Инвестиции на строительство объектов по добыче сырой нефти и

природного газа осваиваются в Атырауской (95% объема вложений в основной

капитал региона), Актюбинской (65%) и Мангистауской (60%) областях. В

Восточно-Казахстанской области 39% областного объема инвестиций

вкладываются в объекты по добыче руд цветных металлов и 22% - по

производству цветных металлов.

Финансовая и инвестиционная нестабильность привела к ощутимому

уменьшению финансирования объектов сельского хозяйства (0.1% от общего

объема инвестированных средств), рыбоводства (0.2%), образования (0.45%).

В январе - июне 1998 года на территории Республики Казахстан

предприятиями и организациями всех форм собственности и населением введено

жилья общей площадью 480.2 тыс. кв. метров.

Государственными предприятиями за этот период сдано в эксплуатацию

71.2 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (115% к январю - июню 1997

г.). Частными предприятиями, с учетом населения, введено 389.5 тыс. кв.

метров общей площади жилых домов (80% к январю - июню 1997 г.), из них 90%

построено индивидуальными застройщиками. Высокий удельный вес

индивидуального жилищного строительства (95 - 100%) сложился в Алматинской,

Атырауской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской, Северо-Казахстанской

и Южно-Казахстанской областях.

Значительное снижение ввода жилых домов против соответствующего

периода 1997 года на 43 - 62% отмечается в Акмолинской, Актюбинской,

Кызылординской, Костанайской и Павлодарской областях.

ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ[17]

В 1 полугодии 1998 года в республике крупными и средними

предприятиями и организациями всех форм собственности на строительство

объектов сферы материального производства и жилищно-гражданского назначения

было использовано иностранных инвестиций на общую сумму 13,3 млрд. тенге,

что в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 21%. Удельный

вес средств иностранных инвесторов в общем объеме инвестиций в основной

капитал в текущем году уменьшился на 3% по сравнению с соответствующим

периодом прошлого года. [18]В 1997 году в структуре инвестиций 42,2%

приходилось на прямые иностранные инвестиции, 1 - портфельные, 28 -

кредитные средства, 22% - займы международных финансовых организаций.

Анализ показывает, что больше всего иностранных инвестиций приходится

на долю совместных предприятий - 48,4%, доля иностранных фирм и компаний

составляет 20%, частных предприятий республики - 13,2%. Активизировали

привлечение иностранных инвестиций предприятия государственного сектора

экономики. Их объем увеличился на 10% по сравнению с 1997 годом и составил

16% от общего объема.

Увеличение удельного веса иностранных инвестиций в общем объеме

инвестиций региона в 1 полугодии 1998 года, по сравнению с соответствующим

периодом прошлого года, наблюдается в Алматинской, Восточно-Казахстанской,

Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях.

Преобладают инвестиции в основной капитал в Кызылординской (69%),

Мангистауской (64%), Павлодарской (54%) областях.

Использование иностранных инвестиций в основной капитал по регионам

республики представлено в нижеследующей таблице (табл.2):

Таблица 2

|Область |Иностранные инвестиции, |Удельный вес к общему |

|Республики |млн. тенге |объему инвестиций |

| | |региона, в % |

|Республика Казахстан |13265 |20,5 |

|Акмолинская |- |- |

|Актюбинская |1183 |25,7 |

|Алматинская |1183 |39,2 |

|Атырауская |315 |1,7 |

|Восточно-Казахстанская |560 |23,4 |

|Жамбылская |- |- |

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.