реферат скачать
 

Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

промышленность края имеет относительно высокую степень диверсификации при

специализации на морехозяйственной и транспортно-транзитной функциях

Российской Федерации;

географическая близость к странам Тихоокеанского бассейна, в результате

чего край имеет наиболее благоприятные условия для расширения

внешнеэкономической деятельности;

обострение энергетической и транспортной проблем являются главными

факторами, спада, в результате которого с 1992 г. стал сокращаться удельный

вес обрабатывающего сектора темпами, опережающими спад производства в

добывающем секторе экономики;

кризисная ситуация а военно-промышленном комплексе, которая поставила в

особо тяжелые условия моногорода (Арсеньев, Большой Камень).

В результате опережающего повышения транспортных (особенно

железнодорожных) тарифов и общего изменения ценовых пропорций в экономике

России, по сравнению с мировым рынком. Приморье оказалось, практически

отрезанным от промышленно развитых районов страны как в части вывода, так и

ввоза продукции. В поставках инвестиционных товаров (оборудования,

комплектующих деталей и проч.) и потребительских товаров (прежде всего

продовольствия) традиционно экономика края была ориентирована на западные

районы России и бывшего Союза. Повышение транспортных тарифов привело не

только к росту цен на ввозимую и вывозимую продукцию, но и обозначило

процесс экономического отрыва Приморья, как и других районов Дальнего

Востока, от вентральных и западных российских регионов. Усилилось

стремление к замещению ввоза товаров импортом из соседних стран.

Из-за непродуманной политики в области энергетических тарифов многие виды

нашей продукции стали неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на

внешнем рынке. В итоге около 70%) товарооборота края приходится на импорт

из стран АТР. Основная часть сырьевых ресурсов, добываемых в Приморье,

включая морепродукты, реализуется за пределами России. Транспортная

инфраструктура края во все большей мере обслуживает интересы Китая, Кореи,

Японии и других стран.

Федеральные функции и интересы оказывают большое влияние на экономику

Приморья. Наиболее яркое отражение эти процессы нашли в "Федеральной

целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и

Забайкалья на 1996-2005 годы", утвержденной 15 апреля 1996 г.

Правительством, а 23 апреля 1996 г. получившей статус президентской.

Исходя из необходимости структурной перестройки экономики края,

ликвидации острого дефицита в его топливно-энергетическом комплексе, в

Программе намечено за планируемый период вложить в экономику края 55,6

трлн. рублей (в ценах 1995 г.) из 371 трлн. рублей, предусмотренных в целом

на финансирование Программы. В крае предусмотрено построить заново 100

объектов, реконструировать и модернизировать 53 объекта, край будет

участвовать в реализации 20 подпрограмм. Нерешенные проблемы края созвучны

с проблемами других краев и областей региона, а потому пути их решения,

намеченные в Программе, в основном одинаковы для всех дальневосточников.

В "Федеральной целевой программе экономического и социального развития

Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы" применен принципиально

новый концептуальный подход, заключающийся в том, что регион должен

развиваться как особая социально- и экономико-географическая зона,

требующая постоянного внимания федеральных органов и учета специфических

особенностей региона при осуществлении мер общегосударственной политики.

Генеральная цель Программы состоит в том, чтобы максимально ослабить

влияние факторов, препятствующих адаптации региона к новой экономической

ситуации, и полнее реализовать имеющиеся предпосылки развития, создав тем

самым условия для быстрого .выхода из кризиса и ускоренного развития в

дальнейшем. Для достижения указанной цели предусмотрены следующие формы

государственной поддержки Программы:

государственные дотации в виде региональных льгот в тарифах, нормативах

отчислений в бюджет, порядке внешнеэкономической деятельности;

государственный заказ для загрузки производственных мощностей федерального

значения;

41. меры по социальной защите населения;

защита рынка от монополий;

государственные гарантии иностранным инвесторам в регионе;

создание и поддержка свободных экономических зон;

45. прямые государственные инвестиции в программные проекты.

К сожалению, пока Программа не выполняется, и Дума Приморского края

совместно с законодательными органами краев и областей Дальнего Востока и

Забайкалья принимает ряд мер, направленных на обеспечение выполнения данной

программы, имеющей фактически решающее значение для активизации в регионе

инвестиционной деятельности.

Приморье, занимая ведущее места в экономике Дальневосточного

экономического района, представляет собой исключительно притягательный

объект для иностранных инвесторов. Уникальное географическое положение

края, огромные природные богатства предопределяют его особую роль в

реализация стратегических и экономических интересов России в динамично

развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Сегодня в АТР переплетаются национальные интересы многих стран - США,

Японии, Китая и, конечно, России, являющейся тихоокеанской державой.

Геополитическая и экономическая важность региона определяется его

потенциалом. На страны АТР приходится 31% территории земного шара, 40%

населения, 50%, совокупного ВВН, более 40% мирового экспорта. АТР является

самым динамично развивающимся регионом мира, в котором средние темпы

экономического роста составляют 7-8%) ежегодно, что ведет к усилению его

позиций в современной мировой экономике и политике.

На этом фоне Приморье, находящееся как бы в эпицентре этого региона,

буквально обречено на внимание иностранных инвесторов. Однако иностранные

инвесторы пока не проявляют особой активности на территории края, в том

числе и в свободной экономической зоне «Находка». Их деятельность осложняют

несовершенство федеральной законодательной базы, отсутствие четкой

налоговой, валютной политики, нерешенность инфраструктурных вопросов.

Именно неопределенность перспективы при наблюдаемом крушении текущей

конъюнктуры и лукавое поведение правительства в области создания и гарантий

инвестиционного климата сделали иностранные инвестиции малосущественным

фактором региональной динамики.

Вполне понятно, что решить асе эти проблемы для привлечения иностранных

инвестиций на отдельно взятую территорию страны невозможно. Но понятно и

другое, что сидеть сложа руки и ждать, пока инвестиции польются сами собой,

тоже нельзя. Нужны реальные меры: создание законодательной базы, хотя бы на

уровне региона, реальные результаты в борьбе с преступностью, политическая

стабильность, развитая банковская сеть, современные телекоммуникации и

связь, современный гостиничный комплекс для проживания иностранцев.

Над решением этих проблем сегодня активно работает законодательная и

исполнительная власть края. Принятый в конце 1997 года Думой Приморского

края Закон «Об инвестиционной деятельности в Приморском крае», безусловно,

должен обеспечить правовые, экономические и социальные условия привлечения

в экономику края инвестиций и защитить права собственности инвесторов.

Ключевыми статьями Закона являются статьи о страховании и перестраховании

имущества и рисков инвесторов и о залоговом кредитовании инвесторов. Для

усиления гарантий инвесторам договор о реализации конкретного проекта

заключается только при условии, если инвестор застраховал свое имущество и

риски, в том числе и строительные.

Наиболее популярной формой финансирования инвестиций является получение

инвестором долгосрочного кредита в банках, фондах, специализированных

финансовых организациях, причем чаще в зарубежных, так как отечественные

финансовые институты в современных условиях такие кредиты не предоставляют.

Анализ действующего в странах с устойчивой рыночной экономикой механизма

кредитования инвесторов попадал, что для привлечения кредитов под

реализацию конкретных проектов обязательным требованием к заемщику является

залог имущества или активов. В случае небольших по объему кредитов инвестор

в качестве залога может использовать свое имущество и активы. В случае же,

когда объемы кредитов значительно превышают залоговые возможности

инвесторов или инвесторы по каким-либо причинам не желают (или не могут)

закладывать свое имущество и активы, а территория, где предполагается

реализовать конкретный проект, не имея альтернативы, кровно заинтересована

в привлечении данного инвестора (особенно зарубежного), решение проблемы

заключается в создании залогового механизма самой территорией. Именно такой

механизм начал создаваться в Приморском крае.

Для развитая института залога на территории края началось создание

соответствующей инфраструктуры: краевого залогового фонда; региональных

законодательных правил и исполнительных инструкций использования залогового

кредитования: краевой межведомственной комиссии по залоговому кредитованию;

краевой программы залогового кредитования.

Краевой залоговый фонд создается администрацией края для залогового

обеспечения кредитных сделок с целью финансирования инвестиционных

проектов, включенных в краевую программу залогового кредитования, и

утверждается думой Приморского края. Фонд представляет из себя обновляемый

и дополняемый по мере необходимости перечень имущественных объектов,

используемых в качестве предмета залога. Он формируется из имущественных

объектов, находящихся в государственной собственности края. По каждому

проекту готовится и оформляется отдельный предмет залога. Его стоимость

определяется необходимой для залогового обеспечения кредита суммой.

Объектом залога могут быть недвижимость (здания, сооружения,

предприятия); имущественные права на недвижимость, в том числе

предусмотренные законодательством права по аренде земельных участков;

движимое имущество, в том числе акции, облигации и другие ценные бумаги,

денежные средства и другие активы. Ипотека здания или сооружения

допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного

участка, на котором находится это здание или сооружение.

При отборе объектов залога должны учитываться в первую очередь

определенность юридического статуса объекта, устойчивость его рыночной

стоимости, коммерческая рентабельность и экономическая эффективность

объекта. Заложенное имущество должно обеспечить возвратность кредита и

уплату процентов по нему. Залогодателем выступает либо администрация края,

либо организация (предприятие), осуществляющая проект. Получателем кредита

является организация, осуществляющая проект.

Объекты, включенные в залоговый фонд, бронируются на период действия

договора о залоге, что влечет запрет операций с правами на них (продажу и

т.п.). При необходимости вносятся соответствующие изменения в планы

приватизации этих объектов. С прекращением залога объект исключается из

залогового фонда администрации края. Объекты, переданные специализированной

компании для целей залогового обеспечения, после прекращения залога могут

оставаться в залоговом фонде администрации края для повторного

использования в качестве предмета залога при заключении новых кредитных

сделок.

Законодательные правила залогового механизма прописаны в Законе "Об

инвестиционной деятельности в Приморском крае". Законодательством

предусмотрено, что порядок использования залогового кредитовании для

финансирования проектов определяется администрацией края. Межведомственная

комиссия по залоговому кредитованию, формируемая краевой администрацией,

разрабатывает политику использования этого механизма в интересах края,

готовит предложения и проекты правовых актов по данному направлению,

содействует развитию инфраструктуры залогового кредитования, в том числе

вторичного рынка ипотеки, формирует краевую программу залогового

кредитования и залоговый фонд, оказывает помощь предприятиям и организациям

края в использовании механизма залогового кредитования. Краевую программу

залогового кредитования утверждает администрация края.

Этим законом определены не только гарантии прав инвесторов,

использования их доходов, но и различные формы стимулирования инвестиций,

налоговые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности, залоговые и

страховые механизмы.

Ярким примером эффективности таких льгот является строительство во

Владивостоке бизнес-центра Южно-корейской фирмы «Хендэ». Дума Приморского

края своим постановлением № 407 от 25.07.96 г. "О привлечении иностранных

инвестиций в строительство объектов гостиничного бизнеса и сферы услуг в

Приморском крае" предоставила предприятиям, созданным с участием

иностранных инвесторов, доля которых в уставном капитале не менее 30%,

осуществляющим строительство объектов гостиничного бизнеса и сферы услуг в

Приморском крае сметной стоимостью не менее 5 млн. долл., льготы по уплате

налогов на имущество, на прибыль, На приобретение автотранспортных средств,

на пользователей автомобильных дорог. Результат общих усилий, в том числе и

льгот, предоставленных Думой, налицо. В 1997 году строительство этого

объекта, начатое в 1996 г., закончено и он вошел в эксплуатацию.

Но такие разовые льготы проблему не решают. Нужен системный подход. Как

раз принятие закона об иностранных инвестициях в крае и является таким

подходом. Безусловно, и после принятия закона инвестиции сами по себе не

пойдут в край. Нужна будет серьезная организаторская работа по активизации

этого процесса. Но ясно одно - при наличии соответствующего закона такая

работа даст и конкретную отдачу.

6.4 Иностранная инвестиционная деятельность в Приморском крае

По мнению консалтингового агентства «Эксперт-география» основными

факторами влияющими на изменения рейтинга того или иного региона по каждому

виду потенциала и риску являются:

46. динамика конкретных показателей, положенных в основу составления

рейтинга;

47. характер распределения (плотность размещения) регионов на шкале

показателей;

изменение в приоритетах экспертов, влияющее на изменение веса того или

иного рейтинга;

последствия корректировки методических подходов.

Наибольшее, по мнению экспертов «Эксперт-география», улучшение рейтинга

потенциала Приморского края обусловлено не только реальным ростом его

инфраструктурного, институционального и потребительского потенциала, но и

более полным учетом его интеллектуального и инновационного потенциала.

В инвестиционном рейтинге российских регионов (1996-1997 гг.),

подготовленном этим агентством и опубликованном в журнале "Эксперт"№47,

1997 г., как наиболее динамичные, с точки зрения инвестиционной

привлекательности, отмечены Саратовская, Мурманская, Амурская, Челябинская

области, Краснодарский и Приморский края. По их мнению, за последние 2 года

инвестиционный климат Приморского края значительно улучшился. Рейтинг

проводился на основе анализа ресурсно-сырьевого, производственного,

законодательного, интеллектуального потенциала. Но по мнению иностранных

инвесторов это - несколько формальный рейтинг.

По их словам, им приходиться работать в очень трудном инвестиционном

климате, намного более сложном, чем в Западной России. Однако Приморский

край несомненно обладает определенными преимуществами: стратегическое

географическое положение, достаточно большое население, что говорит о

существовании рынка в регионе, хорошие трудовые ресурсы, однако

возможности их использования довольно ограничены.

Среди негативных аспектов инвестиционного климата в Приморском крае они

называют следующие:

50. политическая нестабильность и активное присутствие криминальных

структур;

51. отсутствие солидной индустриальной базы, изначально Приморье было

ориентировано на развитие военного производства;

неразвитая юридическая инфраструктура, с очень высокими налогами, еще

развивающейся системой бухгалтерского учета. а также довольно

бюрократичными чиновниками;

53. но наиболее отрицательным моментом является то, что до сих пор есть

много руководителей, которые продолжают работать в советском стиле.

Однако, несмотря на это, инвесторы чувствуют, что в реальных измерениях

экономика Приморского края развивается.

По уровню раз вития совместного и иностранного предпринимательства, на

1 января 1997 г. число предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ),

зарегистрированных в Приморье, достигло 1219, что составило 1,99% от общего

числа ПИИ в России.

Сколько новых ПИИ появилось, в При морском крае и какие новые тенденции

наблюдались в 1997 г.? Как сообщил руководитель Приморского отделения

Государственной регистрационной палаты, заместитель председателя комитета

по внешнеэкономическим и региональным связям администрации Приморского края

Владимир Гончарук, последние два года отмечены стремлением зарубежных

предпринимателей создавать ПИИ со 100%-ными иностранными инвестициями и

филиалы зарубежных компаний. Так, в 1997 г. в Приморье (без учета ПИИ в

СЭЗ "Находка") зарегистрировано 78 предприятий с иностранными инвестициями,

в том числе 47 - со 100%-ным иностранным капиталом, 7 филиалов иностранных

юридических лиц и 24 совместных предприятия. Общий уставный капитал ПИИ -

53918.3 млн. руб. (здесь и далее - неденоминированных), в том числе

28343,8 млн. руб. - доля иностранных инвесторов. Заметно увеличилось число

ПИИ с долей иностранного капитала больше 100 млн. руб. В 1997 г. их было

зарегистрировано 31.

64 предприятия с иностранными инвестициями создано в столице Приморья,

по 3 - в Дальнереченске и Уссурийске, по 2 - в Артеме и Хасанском районе,

по 1 - в Партизанске, Лесозаводске, Кировском и Пограничном районах.

34 ПИИ заявили основными направлениями внешнеэкономическую и

коммерческую деятельность, торговлю; 15 -.намерены заняться производством

и реализацией товаров народного потребления; по 5 - общественным питанием

и строительством, 4 - научно-исследовательской и проектно-изыскательской

деятельностью: 3 - грузоперевозками и транспортной деятельностью; по 2 -

добычей, переработкой и реализацией морепродуктов, производством,

переработкой и реализацией стального и чугунного литья, деятельностью в

области радиовещания, сельским хозяйством; по 1 - деревообработкой,

гостиничным бизнесом, консультационными и фотоуслугами.

Что касается стран-инвесторов, здесь в полной мере проявилась

географическая специфика региона. Если в целом по России лидирующее

положение по числу создаваемых предприятий с иностранными инвестициями

занимают, за исключением США, страны Европы - Германия, Великобритания,

Италия и Австрия, в Приморье больше всего ПИИ с участием стран АТР - КНР,

США, Республик и Корея, Японии.

Лидер по числу создаваемых предприятий - КНР.

С его участием зарегистрировано 39 ПИИ, из них 33 со 100%-ным

иностранным капиталом. Это - «Строитель» (строительные услуги,

Владивосток); "Мир игрушек" (оптовая торговля, Владивосток); "Айс Крим"

(производство мороженого, с. Сергеевна Пограничного района); "Импульс ДВ"

(торговля, ремонтно-строительные услуги и др., Владивосток). Создаваемые

китайскими предпринимателями компании, как правила, отличает небольшой

размер уставного капитала. УК всех предприятий - 7459,7 млн. руб., доля

«китайских» инвестиций - 5111,7 млн. руб. (Для сравнения: в двух ПИИ с

"кипрскими" инвестициями УК составляет 1698,0 млн. руб., "иностранная* доля

- 1868,6 млн. руб.)

На втором месте - Республика Корея.

Зарегистрировано 14 ПИИ, в том числе, 9 - со 100%-ным иностранным

капиталом. Заявленный размер УК - 20659,9 млн. руб., доля иностранных

инвестиций - 14951,2 млн. руб. Новые предприятия: Производственная группа

"Приморская одежда" (производство одежды, Артем), "Эс Эйч Интер"

(производство одежды, белья, головных уборов, торговля, Владивосток ) и др.

Подали документы на оформление в конце 1997 г. "Грин Влади"

(посреднические операции, торговля, Владивосток) и "Коросс" (швейное

производство, Партизанск).

На третьем месте - США с 10 ПИИ, в том числе шестью СП.

Заявленный размер УК - 3960 ,5 млн. руб., в том числе долей иностранных

инвесторов - 2008,3 млн. руб. Американский "Вишневый сад", например,

намерен наладить во Владивостоке производство кулинарных и хлебобулочных

изделий, организовать точки общественного питания.

Проявила интерес к предпринимательству в Приморье КНДР.

Создано 3 предприятия с УК - 100 млн. руб., долей иностранного инвестора

- 45 млн. руб. Это - "Роса Трейдинг" (скотоводство, птицеводство, торговля,

пас. Славянка Хасанского района); корейский комитет "Таеквон До"

(спортивная и торгово-закупочная деятельность) и "Сингванг Трейдинг

Компани" (переработка сельхозпродукции, торговля) во Владивостоке.

Хочется отметить такие предприятия с иностранными инвестициями, как

представительство "Цюрих-Русь" (услуги по страхованию, Швейцария), "Лем"

(общественное питание быстрого обслуживания, организация автостоянок,

Канада); "Косамия" - (открытие фирменных магазинов мебели, Чехия); "Славия"

(общественное питание, производство мороженого, Сербия); " Энкай Бразерс

боулинг" (уже действующий кегельбан российско-гонконгского СП). В

ближайшее время получат свидетельство о регистрации ТОО "Вайтнауэр Фар Ист"

(оптовая и розничная торговля, внешнеэкономическая деятельность

маркетинговые услуги, Швейцария,); "Интернэшнл Ойл компани" (оптовая и

розничная торговля, в том числе горюче-смазочными материалами,

агентирование и бункеровка судов, внешнеэкономическая деятельность,

Бермудские острова).

Находкой интересуется Китай.

По данным руководителя Находкинского отделения ГРП Тамара Халина, в 1997

г. в СЭЗ "Находка" зарегистрировано 36 предприятий с иностранными

инвестициями, в том числе 30 - со 100%-ным иностранным капиталом и 3

филиала иностранных юридических лиц. Заявленный уставный капитал -

6145,126 млн. руб., в том числе 6011,238 млн. руб. - доля иностранных

инвесторов.

Страны-инвесторы: Китай (с его участием зарегистрировано 27 ПИИ со 100%-

ным иностранным капиталом. УК - 2271,409 млн. руб.), Республика Корея (3

ПИИ, доля иностранного инвестора в УК -202,873 млн. руб.); Япония (2 ПНИ,

доля иностранного инвестора - 86 ,4 млн. руб.); по 1 - с Либерией, США,

Британскими, Виргинскими островами и Сингапуром.

В СЭЗ "Находка" учредители предприятий с иностранными инвестициями, как

правило, при регистрации вносят в документы несколько видов деятельности,

чтобы не проходить эту процедуру повторно. Так вот, 30 компаний намерены

заниматься розничной торговлей, но ни одна не заявила этот вид деятельности

основным.

Среди других, наиболее популярных направлений - оптовая (17) и внешняя

торговля (22), строительство и реконструкция зданий и сооружений (21),

лесная промышленность (21), туризм (14), автомобильное хозяйство (13),

рыбная промышленность (4), погрузо-разгрузочные и транспортно-

экспедиционные услуги (8). производство вторичных цветных и черных металлов

(5), морские перевозки (3), посреднические услуги при продаже ТНП (11),

маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой

деятельности, финансов и управления (6), картофелеводство и овощеводство

(7), производство и ремонт мебели (3), производство строительных материалов

(7). Возможно скоро в Находке заработают ПИИ по обслуживанию и ремонту

бытовой радиоэлектронной аппаратуры, приборов, средств вычислительной

техники, производству изделий из пластмассы (без производства

грампластинок, магнитофонных кассет и компакт-дисков), риэлтерским

операциям, электро- и радиосвязи.

Заметим, что число зарегистрированных предприятий - достаточно формальный

показатель уровня развития иностранного предпринимательства, так как не

отражает масштабов их участия в экономическом развитии территории.

По данным Приморского краевого комитета госстатистики, в 1996 г. в

Приморье (с учетом СЭЗ «Находка») "числилось" 1219 предприятий с

иностранными инвестициями, из них реально работало 320 ПИИ, в том числе 72

- со 100%-ным иностранным капиталом. Остальные не осуществляли

хозяйственную деятельность по разным причинам, основные из которых -

"стадия становления" (которая, кстати, может затянуться не на один год, так

что факт регистрации и заявленный уставный капитал не означает реально

поступившие инвестиции), временное прекращение производствен" ной

деятельности, оформление документов на ликвидацию (эта процедура тоже может

затянуться) и др.

Не отчитываются перед органами госстатистики представительства

иностранных фирм и филиалы совместных предприятий, за которые отчитываются

вышестоящие организации.

Справедливости ради заметим, что под влиянием объективных и

субъективных, политических и экономических факторов предприятия самых

разных форм собственности тоже «зависают» или со временем ликвидируются.

По данным Приморского комитета госстатистики, в 1997 г. в Единый

государственный регистр предприятий и организаций включено 3943 новых

объекта и исключено 2189.

Так вот, а 1996 г. валовой региональный продукт Приморья составил 20419,0

млрд. руб. (неденоминированных), в том числе доля предприятий с

иностранными инвестициями 1042,3 млрд. руб. Как видим, вклад ПИИ весьма

скромный - всего около 5% ВРП территории. Остается надеяться, что со

временем количество предприятий с иностранными инвестициями перейдет в

качество, и они, заняв "свое место под солнцем", станут играть более

заметную роль в экономике Приморья.

Заключение

Привлечение в регион иностранных инвестиций является стратегической

задачей, позволяющей реализовать программы экономического роста.

В России наметились новые закономерности в создании предприятий с

иностранными инвестициями. Во-первых, стало расти число предприятий,

создаваемых капиталом из стран Восточной Европы. Во-вторых, ускорилось

создание предприятий с инвесторами из бывших республик СССР. В-третьих,

активизировался процесс создания предприятий с капиталом из Азиатско-

Тихоокеанского региона (АТР).

Для Приморья этот географический район имеет решающее значение. В целом,

вклад иностранных инвесторов в экономику края незначителен. Хотя число

современных предприятий растет, однако темпы их роста, масштабы привлечения

иностранного капитала недостаточны, отраслевая структура неразвита, если

исходить из потенциальных возможностей нашей страны. Россия с ее емким

рынком сбыта, значительным научно-техническим потенциалом, природными

ресурсами, квалифицированной рабочей силой, может быть одним из основных

объектов приложения иностранного капитала. Главная причина осторожного

отношения инвесторов к России плохой инвестиционный климат, под которым

понимают широкий комплекс факторов, влияющих на приток иностранных

инвестиций. Он включает состояние экономики, социально- политическую

стабильность, идеологию, культуру и другие факторы, которые оцениваются

иностранными инвесторами при принятии ими решения о масштабах и

направлениях инвестирования и которые позволяют сделать вывод об уровне

инвестиционного риска с стране- импорте капитала.

Некоторые эксперты оценивают современное состояние инвестиционного

климата в России как неудовлетворительное и называют ряд причин ( изменение

таможенного режима, нестабильность законодательной базы, низкий уровень

развития многих элементов рыночной инфраструктуры, сильная бюрократизация

страны, коррупция, рэкет и иная преступность и т.д.

Однако основным фактором, оказывающим негативное влияние на состояние

инвестиционного климата в России, является правовая нестабильность.

Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая

упущенную выгоду, причиненных в результате неправомерных действий

государственных органов и должностных лиц по отношению к ним или

предприятию с иностранными инвестициями.

На международном уровне иностранные инвестиции в России защищают также

двусторонними соглашениями Российской Федерации с целым рядом зарубежных

стран о взаимной защите и поощрении инвестиций. Это предусматривает

участие РФ в межправительственных конвенциях. Благоприятную роль сыграло бы

участие

России в основных международных организациях, обеспечивающих гарантии

иностранным инвесторам.

В настоящее время в России созданы организационные предпосылки и

финансовые гарантии страхования от политических рисков. Так, создано

Международное агентство по страхованию иностранных рисков в России с

участием в уставном капитале государства.

Задачи по защите иностранных инвестиций выполняет также Государственная

инвестиционная корпорация, имеющая уставной капитал 1 млрд. долларов.

Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования

управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными

предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов

создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при правительстве

РФ. Ряд организационных структур создан и при Минэкономики России.

На уровне законодательной власти Приморского края проделана очень важная

работа, нацеленная на улучшения инвестиционного климата в крае. Принятый в

конце 1997 года Думой Приморского края Закон « О привлечении иностранных

инвестиций» расширяет правовые возможности привлечения иностранных

инвесторов, решает вопросы страхования их имущества и кредитования,

определяет различные формы стимулирования инвестиций, налоговые льготы и

залоговые механизмы. Администрацией Приморского края 1998 год объявлен

годом инвестиций.

В мае текущего года в г. Владивостоке должен составляться Международный

инвестиционный форум, задачей которого собрать всех, кто заинтересован в

реализации проекта ООН «Программы развития бассейна реки Туманной», который

имеет шанс стать долгосрочным инвестиционным проектом.

Что даст этом Форум покажет недалекое бедующее. Однако по мнению ряда

обозревателей и экспертов у России до сих пор нет честной позиции по

данному проекту, она в стадии формирования. Иностранных инвесторов

отпугивают большие капиталовложения; необходимые для реализации этого

проекта и неясности в перспективах развития политической ситуации в крае.

Иностранцев в первую очередь не наши местные, а правительственные гарантии

ведущих банков страны.

В этом, однако, мы уступаем даже Китаю, где власти обеспечивают

иностранным инвесторам более благоприятные условия.

Таким образом, проблема инвестиционной активности иностранных инвесторов

должна решаться посредством вмешательства государства, с использованием

экономических и административных методов и созданием благоприятных

правовых, налоговых и других предпосылок.

[ссылка] – “Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической

безопасности Росси.” // “Внешнеэкономический бюллетень” #4 1998 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булатов А.С «Экономика», изд. «Бек» М.-1997

1. Дробышева И. «Иностранные инвесторы предпочитают 100 -контроля»., //

Золотой рог. 1998 г. 24 февраля.

1. Дробышева И. «Сибирь и ДВ: «Дайва-фонд» набирает темп»., // Золотой Рог.

1998 г. 24 марта.

1. Дробышева И. «Приморье - Республика Корея: Пока будет только

торговать»., // Золотой Рог . 1998 г. 7 апреля.

1. Крецу Н., Коротченков А. «Инвестиционная деятельность в Приморском

крае», // Проблемы Дальнего Востока 1998 г. № 1.

1. Логинов Е.А. «Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты

экономической безопасности России»,// Внешнеэкономический бюллетень 1998

г. № 4.

1. MATTHEW KAMINSKI «Прямые иностранные инвестиции», // Финансы и кредит. №

5 (29) , 7. 97 май.

1. Петрова И. «Подписан еще один меморандум». // Золотой Рог 1998 г. 24

марта.

1. Свириденко В. «В ожидании иностранных капиталовложений», // Экономика и

жизнь 1998 г. № 13 март.

1. Свиридонова Е. «Лекарство для пугливого инвестора», // Экономика и жизнь

1998 г. № 13 март.

1. Смирнов В. «К задействованию внебюджетных источников финансирования»//

Российский экономический журнал.-1997 г. - №5-6.

1. Василевский З. «Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1997

годы» // Эксперт 1997 г. №47, 8 декабря.

1. «Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы»

Москва «Международные отношения» 1995 г., под ред. Фаминского И.П.

1. «Иностранные инвестиции в экономику России», // Статистическое обозрение

1998 г. № 2.

-----------------------

[1]Совместные предприятия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.