реферат скачать
 

Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если

развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах

приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов

этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и

компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и

др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской

деятельности в отдельных регионах.

Именно поэтому на начальном этапе развития совместного

предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных

промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также в

регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы

и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю

(Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и

Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма

характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока,

который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в

рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое

рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы

только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они

имеются практически повсеместно.

В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций

происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по-

прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных

инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие

отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику

Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно-

Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из

других районов России относительно высокий уровень вложений в

Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский

район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.),

из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан

(85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально-

Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и

на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были

произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по

регионам России (см. табл. 9).

Таблица 9.

Прямые иностранные капиталовложения

по регионам России

(нарастающим итогом на 1 января 1995 г., в тыс. долл.)

|Всего |4250951,4 |

|Северный район |952109,2 |

|В том числе | |

|Республика Коми |490,266,2 |

|Архангельская область |440593,7 |

|Северо-западный район |228589,9 |

|в том числе г. Санкт-Петербург |224611,4 |

|Центральный район |1426712,5 |

|в том числе г. Москва |1283194,0 |

|Волго-Вятский район |234534,7 |

|Центрально-Черноземный район |17126,5 |

|Поволжский район |143341,9 |

|Северо-Кавказский район |85455,5 |

|Уральский район |82386,6 |

|Западно-Сибирский район |625409,1 |

|В том числе | |

|Тюменская область |484817,2 |

|Ханты-Мансийский округ |244603,9 |

|Восточно-Сибирский район |64886,6 |

|Дальневосточный регион |374535,9 |

|Калининградская область |15863,0 |

Размещение совместных предприятий, а также объемов иностранных

инвестиций предопределило неравнозначное участие СП в объеме

производственной деятельности.

В первом полугодии 1992 года и за девять месяцев 1994 года совместными

предприятиями, размещенными в десяти регионах, было произведено около 75%

объема производства продукции СП России. В их число как в 1992 году, так и

в 1994 году вошли Москва (в первом полугодии 1992 г. - 40,3%, за девять

месяцев 1994 г. - 31,7% от общего производства), Тюменская область

(соответственно 11,1 и 15,7%), Краснодарский край (1,7 и 3,2%), Пермская (5

и 1,9%) и Иркутская (1,7 и 2,2%) области. По итогам девяти месяцев 1994

года в первую десятку вошли также Санкт-Петербург (9,7%), Республика

Татарстан (3,2%), Томская область (2,7%), Республика Коми (2,3%) и

Приморский край (2,3%). Около 1% продукции было произведено СП Сахалинской,

Мурманской и Кемеровской областей. Республики Карелии и Хабаровского края.

Отсутствие льготного режима по стимулированию иностранных

предпринимателей вкладывать свои капиталы в регионы и отдельные отрасли, в

ускоренном развитии которых заинтересована российская сторона, приводит к

тому, что при инвестировании средств зарубежные партнеры учитывают только

свои интересы.

Размещение объемов иностранных инвестиций по регионам обусловлено

значительным интересом иностранных предпринимателей к сырьевым отраслям,

прежде всего топливно-энергетического комплекса, что отражается на

региональном размещении иностранных инвестиций.

Структуру экспорта СП также трудно назвать прогрессивной. В основном она

отражает потребности западных стран в сырье, а также в продукции

производств, вредных в экологическом отношении. В 1993 году нефть и

продукты ее переработки в общем объеме экспорта СП составили около 42%,

лесоматериалы - 8,2, удобрения - 4,4, рыба мороженая -3,4%.

Эта продукция помимо значительного спроса на нее на мировом рынке имеет

достаточно высокую экспортную эффективность за счет сохраняющегося разрыва

цен на мировом и внутреннем рынках. В структуре импорта СП преобладающее

место также занимают товары, имеющие высокую импортную эффективность. В то

же время современное оборудование и новейшие технологии составляют весьма

незначительный процент.

Наиболее активную роль в экспортно-импортных операциях в 1994 году играли

крупнейшие в России города - Москва и Московская область (52% от общего

объема экспорта СП), Санкт-Петербург (6,8%), а также регионы с сырьевой

ориентацией (Тюменская область - 13,1%, Томская область - 2,4, Республика

Коми - 2,8, Республика Татарстан - 2,0%). Отличительно особенностью,

отражающей региональную специфику деятельности СП в крупных промышленных

центрах России, является отрицательное сальдо их внешнеэкономической

деятельности, а в регион ах, экспортирующих сырье и морепродукты, они

имеют, как правило, значительное превыше- ние экспорта над импортом.

Существующее территориальное размещение СП в России свидетельствует о том,

что интересы зарубежных инвесторов не совпадают с усилиями российской

политики в области привлечения иностранных инвестиций.

Все это обусловливает необходимость коренного пере- смотра отношения к

проблемам привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь,

значительного повышения роли субъектов Федерации в регулировании

привлечения иностранного капитала с учетом задач социально-экономического

развития региона.

С учетом потребностей РФ в инвестициях к регионам приоритетного

стимулирования следует отнести края, области и республики:

в структуре народного хозяйства которых значительную долю составляли

оборонные отрасли, подлежащие свертыванию или резкому перепрофилированию

согласно программе конверсии (Уральский, Центральный и Волго-Вятский

экономические районы);

в которых сосредоточены базовые отрасли народного хозяйства, требующие

значительной модернизации (Северный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский

экономические районы. Дальний Восток, Урал, Татарстан);

со значительным падением сельскохозяйственного производства, разрушением

традиционных систем расселения и, как следствие, постоянным оттоком

трудоспособного населения (отдельные районы Нечерноземья);

с экстремальными природно-хозяйственными условиями, снабжение населения

которых осуществляется главным образом за счет централизованных поставок из

других регионов России;

находящиеся в зоне экологических бедствий (некоторые районы Урала, Нижнего

Поволжья, Кузбасс);

пострадавшие от межнациональных столкновений или принимающие основные

потоки беженцев и переселенцев (Северный Кавказ).

В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных

рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность.

Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно

полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос

о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения

этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию

совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить

крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных

различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление

одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями

ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных

инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны.

6.2 Привлечение иностранных инвестиций в Дальневосточном регионе

Подготовка региональных программ привлечения иностранного капитала должна

сочетаться с региональной политикой, проводимой Федеральным правительством,

которая должна учитывать особенности состояния экономики регионов, их

географическое положение и предусматривать определенную дифференциацию в

области политики привлечения иностранных инвестиций.

Более интенсивно, чем в других регионах, идет развитие совместного

предпринимательства в Приморском и Хабаровском краях. Сахалинской области,

что, на наш взгляд, подтверждает нецелесообразность отказа от

предоставления льгот иностранным инвесторам в отдельных регионах, как это

было предусмотрено для Дальневосточного региона в союзном законодательстве.

В целях стимулирования притока иностранных инвестиций в этот регион были

введены специальные льготы. В Постановлении № 1405 от 2 декабря 1989 г.

налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями,

зарегистрированных на территории Дальневосточного экономического района,

был уменьшен до 10%.

Если все предприятия с участием иностранных инвесторов были освобождены

от уплаты налогов на прибыль в течение двух лет, начиная с момента

получения совместным предприятием прибыли, то в Дальневосточном районе было

признано необходимым освободить предприятия с участием иностранных

инвесторов, зарегистрированных на территории района, от уплаты налогов на

прибыль в течение трех лет.

Та часть прибыли, которую иностранный инвестор паже* лал перевести за

границу, облагалась налогом в размере 20% от общей суммы средств,

переводимых за границу. Иностранные инвесторы предприятий Дальневосточного

района освобождались от уплаты этого налога либо устанавливался налог

меньших размеров, чем для иностранных инвесторов, чьи предприятия

зарегистрированы на территории других районов.

Большое внимание, уделяемое Дальневосточному экономическому району,

определялось экономико-географическим положением района, и в первую очередь

наличием уникальных запасов природных ресурсов. На территории Дальнего

Востока сосредоточено 60-85% разведанных запасов от всех запасов олова,

плавикового шпата, бурых руд бывшего Союза; 20-45% запасов ртути, сурьмы,

молибдена, цинка, вольфрама, апатитовых руд; 10-15% запасов свинца, меди,

титана, асбеста; значительные запасы тантала, железных руд, угля, нефти и

природного газа - всего около 70 видов полезных ископаемых. Надолго района

приходится 1/3 запасов лесных ресурсов России. Рыбопромысловыми* вымя

предприятиями района добывается 40% рыбы и морского зверя всего бывшего

Союза, производится 1/3 рыбных консервов.

По территории Дальнего Востока проходит путь, соединяющий страны Азиатско-

Тихоокеанского региона с Европой (Транссибирская магистраль). Ждет начала

освоения второй Транссибирский путь - Байкало-Амурская магистраль, в зоне

которой находятся уникальные кладовые при- родных ресурсов. Проведен

конкурс на освоение Удоканского месторождения меди, одного из крупнейших в

мире. Это только первый проект для освоения в зоне БАМ.

Учитывая наличие богатейших природных ресурсов, многие из которых

представляют интерес для иностранных предпринимателей, а также острый

дефицит финансовых и материальных ресурсов в стране. Правительство СССР

предоставило Дальнему Востоку льготы по привлечению иностранных инвестиций,

что стимулировало создание СП в этом регионе. Доля производства совместных

предприятий Дальнего Востока в общем объеме производства СП в России

значительно превзошла долю района в общем населении России и общем объеме

производства всех предприятий. С 1992 года ситуация в области привлечения

иностранных инвестиций как в районе, так и в стране ухудшилась.

Непоследовательность, вызванная противостоянием различных политических

сил и отсутствием внешнеэкономической стратегии Правительства России и

четкой политики в области привлечения иностранных инвестиций, сказалась на

формировании целостной законодательной базы по обеспечению гарантий и льгот

иностранным инвесторам. О льготах, предоставленных иностранным инвесторам,

сказано расплывчато, отсутствует положение о «налоговых каникулах».

Ликвидированы дополнительные льготы Дальневосточному экономическому району.

Факторы, влияющие на инвестиционный климат

в Приморском крае

Приморский край, являясь неотъемлемой частью России, испытывает абсолютно

те же коллизии, что и страна в целом. Более того, по данным Приморского

комитета госстатистики в крае наблюдается более интенсивное снижение

инвестиционной активности, чем в целом по стране. Так, в 1996 году уровень

инвестиций в экономику края снизился по сравнению с 1990 г. на 92,2%.

По всем источникам финансирования в крае освоено в 1996 г. 2,8 трлн.

рублей, что на 46% ниже объема 1995 г. Из федерального бюджета поступило

липа 67% от установленного лимита, из них основная часть в виде векселей со

сроком погашения в декабре 1996 г. Объем инвестиций за счет средств

краевого бюджета сократился в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 15 раз.

Основная часть предприятий и организаций строительного комплекса

простаивает, подрядные организации не имеют достаточного объема заказов,

обеспеченных финансированием. Из-за роста цен возникли затруднения со

сбытом цемента, стеновых и кровельных материалов, другой продукции

промышленности строительных материалов. С учетом оценки продолжающегося

экономического спада и прогнозных проработок роста инвестиций в 1997 г. в

крае не будет.

Между тем в экономическом отношении Приморье является наиболее развитой

частью Дальневосточного экономического района. Здесь сосредоточена

значительная часть экономического, научно-технического и экспортного

потенциала Дальнего Востока. На долю края приходится 39% валового

общественного продукта ДВЭР, 26% продукции промышленности и столько же

продукции сельского хозяйства, 80% объема морских перевозок, 51%

производства цемента, 47% добычи рыбы и морепродуктов, здесь проживает 29%)

населения региона. От общего российского объема в крае производится 95%

бора и боропродуктов, 80% плавикового шпата (необходимого компонента для

производства алюминия), 70% свинца в концентрате, 95% свинца

рафинированного, 90% вольфрама в концентрате, 25% олова в концентрате. Край

богат лесом и рыбой, имеет все виды транспорта, наиболее развитый из

которых -морской. Через торговые и рыбные порты сейчас проходит четверть

всех грузопотоков России. Плотность железнодорожных и автомобильных

магистралей на территории Приморского края соответственно на 65 и 95%

превышает среднереспубликанский уровень.

К позитивным тенденциям в экономике края в 1997 г. следует отнести

продолжение процесса интенсивного формирования рыночной инфраструктуры,

начало производства малотоннажных гражданских судов на конверсируемых

предприятиях, обновление, а основном за счет импорта, добывающего и

обрабатывающего рыбного флота (15 единиц), внедрение голландских технологий

выращивания сельхозпродукции, внедрение регионального продовольственного

госзаказа, начало разработки малых угольных разрезов. На фоне общего

сокращения инвестиций объем иностранных инвестиций начиная с 1994 г.

устойчиво растет и в 1996 году он увеличился по сравнению с 1995 г. в Н

раз. При этом прослеживается ориентация зарубежного капитала на

производства с высоким внутренним платежеспособным спросом: по удельному

весу иностранные инвестиция в транспорт составили 65, в связь - 17. в

пищевую промышленность - 15%.

Законодательной и исполнительной властью края разработан комплекс

документов, направленных на формирование на территории края благоприятного

режима хозяйствования, стратегической задачей которого является

обеспечение, в случае федеральной поддержки, выхода края через 10-12 лет из

дотационного режима и перехода на бюджетное самофинансирование.

Вместе с тем текущее состояние и перспективы социально- экономического

развития Приморского края, которые в значительной степени зависят от

своевременности и эффективности инвестиционной деятельности, обусловлены

некоторыми специфическими факторами, определяющими особенности формирования

территориальной структурной политики:

высокий уровень влияния на экономику края федеральных функций и интересов,

реализуемых как на территории, так и через территорию края (оборонная,

экспортно-импортная, обеспечение отдаленных и северных районов);

достаточно развитый научно-производственный и инфраструктурный потенциал;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.