реферат скачать
 

Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

|риск (3С) | |

|Сахалинская область |a |

|Агинский Бурятский | |

|автономный округ |a |

|Республика Тыва |b |

|Северная Осетия – Алания |d |

|Республика Алтай |d |

|Магаданская область |e |

|Курганская область |e |

|Республика Хакасия |e |

|Карачаево-Черкесская | |

|Республика |e |

|Чеченская республика |e |

|Таймырский автономный | |

|округ |e |

|Корякский автономный округ|e |

|Коми-Пермяцкий автономный | |

|округ |e |

|Эвенкийский автономный | |

|округ |e |

|*Условные обозначения |

|a - особый федеральный льготный законодательный режим; b - наиболее льготное |

|региональное законодательство; c – благоприятное региональное |

|законодательство; d - отдельные элементы режима СЭЗ при незначительных |

|региональных льготах или их отсутствии: e - отсутствие специального |

|инвестиционного законодательства; f - ограничения для инвесторов преобладают |

|над льготами. |

По сравнению с 1996 годом в целом сохранилось соответствие между

потенциалом и риском, то есть регионы, имеющие более высокий потенциал, в

большинстве своем являются менее рисковыми - и наоборот.

Прежде всего бросается в глаза уменьшение числа наиболее привлекательных

регионов (группа 1А). Это связано со снижением потенциала Владимирской,

Ярославской, Тверской и Калининградской областей и переходом их в группу 2А

(средний потенциал - незначительный риск) и увеличением инвестиционного

риска Пермской области (переход в группу 1В). В группу «лидеров»

переместились Саратовская область (за счет снижения риска) и Мурманская

область (за счет роста потенциала).

Изменилась и картина территориального распределения , регионов различного

типа по потенциалу и риску. Если раньше они образовывали пять «концентров

благоприятности», то теперь от одного из них остались Москва, Московская

область и - отдельно - Нижегородская область. Вместе с тем повышение

рейтинга Саратовской области позволило сформироваться новому «поясу

инвестиционной благоприятности», протянувшемуся от Белгородской области на

западе до Свердловской на востоке и включающему 7 из 14 регионов группы 1А

(высокий потенциал--незначительный риск).

Таким образом, за прошедший год произошел сдвиг благоприятности

инвестиционных условий с северо-запада и из центра на юг и юго-восток

европейской части России. Группа с наиболее благоприятными условиями

инвестирования не пополнилась ни одним новым регионом Сибири и Дальнего

Востока.

На поведение инвесторов большое влияние оказывают факторы,

определяющие размер инвестиционного риска (таблица7).

Таблица 7.

Связь показателей инвестиционного климата с величиной

инвестиционного риска

|Показатели инвестиционного климата |

|Некоррелирующие с величиной |Коррелирующие с величиной |

|инвестиционного риска |инвестиционного риска |

|Размер рынка страны – реципиента |Протекание процесса реформ, состояние |

|капитала |экономической конъюнктуры |

|Ресурсная обеспеченность экономики |Законодательная среда для инвестиций |

| | |

| |Политические процессы |

3.2 Законодательная база для иностранных инвестиций

Законодательная база предпринимательской деятельности в Р.

Совершенствуется по мере экономической реформы. Приняты и действуют законы

« Об иностранных инвестициях в

РСФСР « О залоге», «О несостоятельности ( банкротстве) предпринимателей,» «

О валютном регулировании и валютном контроле», « О налоговой системе,» 1

часть Гражданского Кодекса и др. Сегодня можно констатировать создание

минимально достаточной базы для развития предпринимательства в России.

Принятие в 1991 году закона « Об иностранных инвестициях в РСФСР»

способствовало созданию новых правовых условий для деятельности

иностранных инвесторов в стране. Иностранцы получили право не только

вкладывать свои средства в качестве доли в уставной фонд совместного

предприятия, создаваемого с участием российского партнера, но и основывать

предприятия, полностью им принадлежащие. Они получили также право покупать

акции и облигации акционерных обществ, которые теперь создаются в России.

Иностранные

инвесторы могут получать концессии на разработку отдельных месторождений

топлива и сырья, лесных массивов, брать в аренду хозяйственные объекты и

другую недвижимость. В

законе предусмотрены соответствующие гарантии иностранных инвесторов, право

как на вывоз полученной прибыли, так и на реинвестирование ее в

российскую экономику.

Однако в дальнейшем некоторые положения закона оказались фактически

отмененными

постановлениями правительства и другими подзаконными актами. Это относится,

например, к праву иностранных инвесторов самостоятельно распоряжаться

заработной валютой, что было

предусмотрено статьей 25 закона.

Некоторые статьи закона не действуют или действуют с искажениями, так

как не были разработаны подзаконные акты, предусмотренные в самом законе. В

статье 25 было предусмотрено, что предприятия, полностью принадлежащие

иностранным инвесторам и совместным предприятиям, в уставном фонде которых

иностранные инвестиции составляют более 30% вправе без лицензий

экспортировать продукцию собственного производства. Порядок определения

продукции собственного производства должен был установить Совет министров.

Однако в течение двух лет это не было сделано, что приводило к

злоупотреблениям, особенно в торговле нефтью. Некоторые СП вывозили без

лицензии под видом собственного производства нефть, купленную на чужих

промыслах. Порядок был установлен только в июле 1993 года.

В законе об иностранных инвестициях есть еще ряд норм, требующих

совершенствования. Это относится к порядку регистрации предприятий с

иностранными инвестициями, который явно требует упрощения. Устарело

требование этого закона, о том, что предприятия, объем иностранных

инвестиций которых превышает 100 млн. руб., регистрируются с разрешением

Совета министров РФ. Когда принимался закон, эта сумма характеризовала

создание достаточно крупного предприятия. После роста цен в тысячи раз эта

сумма, выраженная в рублях, касается, видимо, самых малых СП и неоправданно

усложняет процедуру их регистрации. Требует уточнения и ряд других

положений закона.

Несколько раз менялся налоговый режим для предприятий с иностранными

инвестициями.

С начала 1992 года, на наш взгляд, необоснованно были отменены налоговые

льготы для них,

существовавшие в союзном законодательстве, а затем восстановленные только

для предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных до 1

января 1992г. Это не может не порождать недовольства со стороны

иностранных инвесторов.

Практически отменены принятые в 1990-1991 годах Верховным Советом и

Правительством

постановления о создании свободных экономических зон и положения о них. Все

это также не придает уверенности иностранным инвесторам в стабильности

российского законодательства.

В 1994 году Правительство предприняло ряд шагов, направленных на

улучшение инвестиционного климата.

Так , в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая

1994 г. установлено, что предприятия с иностранными инвестициями,

занимающиеся производственной деятельностью (при условии, что их

оплаченная доля в уставном фонде составляет не менее 30%, а в

эквивалентной сумме - не менее 10 млн. Долл. США) и зарегистрированные

после 1 января 1994г, уплачивают налог на прибыль по аналогии с малыми

предприятиями: в первые два года с момента государственной регистрации

-освобождения от уплаты налога, на третий год взимается налог в размере 25

% от основной ставки и на четвертый год - 50%.

По Указу Президента Российской Федерации от 10 июля 1994г. налог на

добавленную стоимость и специальный налог на поддержание важнейших

отраслей народного хозяйства не

взимаются при ввозе товаров ( за исключением подакцизных) на территории

России в рамках

использования кредитов, предоставленных Российской Федерации

правительствами иностранных государств и международными финансовыми

организациями.

Государственной налоговой службой России по согласованию с

Министерством финансов России установлено, что суммы кредитов в

иностранной валюте, полученные налогоплательщиками от иностранных банков и

кредитов учреждений, не подлежат обложению налогом на добавленную

стоимость и специальным налогом. Отменено взимание налога на рост средств

в рублях на счетах коммерческих организациями в результате курсовой

разницы, возникающей в связи с падениями курса рубля к иностранным

валютам.

В целях дальнейшего улучшения работы по привлечению иностранных

инвестиций разработана комплексная система взаимосвязанных экономических,

правовых, организационных и информационных мер, нацеленных на создание

привлекательного инвестиционного климата и оживление инвестиционной

активности, нашедшая свое отражение в постановлении Правительства «Об

активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику

Российской Федерации» от 29 сентября 1994г.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской

Федерации предусматривается ускорить завершение работы над

основополагающими законопроектами

Российской Федерации «Об изменениях и дополнениях к закону « Об

иностранных инвестициях в РСФСР», «О свободных экономических зонах», «О

концессионных договорах,

заключаемых, с российскими и иностранными инвесторами».

В проекте закона Российской Федерации « О внесении изменений и

дополнений в закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР»

предусматривается обеспечение необходимых условий для привлечения

иностранных инвестиций в экономику России, в том числе в области

налогообложения, экспертно-импортных тарифов, валютного регулирования.

Отсутствие законов о концессиях и соглашениях о разделе продукции

препятствует претворению в жизнь уже согласованных и далее подписанных

соглашений. В проектах законов Российской Федерации « О концессионных

договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», «О

соглашениях о разделе продукции» предлагается обеспечит сохранение условий

концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в течение всего

срока действия этих договоров и соглашений, возможность внесения изменений

в них только по взаимному соглашению сторон.

Следующая проблема, которая сдерживает приток иностранных инвестиций в

российскую экономику, - это правовая нестабильность. Наличие

противоречащих и часто изменяющихся законодательных актов,

регламентирующих экономико-правовые условия хозяйствования иностранных

инвесторов в России, различное толкование или даже игнорирование их

положения отдельными органами федерального управления и местной власти,

отсутствие однозначных ответов на такие основополагающие вопросы как право

собственности на землю, механизм регистрации залоговых форм,

налогообложение и др., делают непредсказуемыми результаты хозяйственной

деятельности иностранных инвесторов и невозможным определение прибыльности

инвестиционных проектов.

Правовая нестабильность предопределяется прежде всего тем, что до сих

пор не получил законодательного оформления Указ Президента Российской

Федерации от 27 сентября 1993г

№ 1466. Согласно Указу , вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие

условия функционирования на территории России предприятий с иностранными

инвестициями, не

действуют в течение трех лет в отношении предприятий, функционирующих на

момент вступления в силу этих актов. Данное положение не распространяется

на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования

на территории Российской Феде-

рации иностранных инвесторов. Указ предусматривает, что ограничения в

деятельности иностранных инвесторов в России определяются законами

Российской Федерации и указами

Президента.

Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования

управления этим процессом. С этой целью при Министерстве экономики России

созданы:

Государственная регистрационная палата, которая занимается регистрацией

предприятий с иностранным капиталом и аккредитацией иностранных фирм и

компаний;

Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-

технического содействия.

Центр выполняет следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и

предложений в области международного сотрудничества, в том числе и по

использованию кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства

Российской Федерации; выполняет прединвестиционные исследования;

разрабатывает схему финансирования и осуществляет экспертно-

консультационное сопровождение инвестиционных проектов. Центр является

представителем ( агентом) Правительства Российской Федерации по

координации деятельности , направленной на реализацию оказываемого России

консультационно-технического содействия;

Бюро по использованию консультативно- технического Европейского союза;

Российский центр содействия иностранным инвестициям. Центр будет

располагать банком данных по законодательной и нормативной базе,

инвестиционным проектам, рынкам капиталов в России и регионах.

Координация работы этих организационных структур возложена на

Министерство экономики России и в его составе на Департамент международного

инвестиционного сотрудничества.

Как положительный факт в развитии законодательной базы для привлечения

иностранных инвестиций можно отметить принятие Думой Приморского края

местного закона об иностранных инвестициях в конце 1997 года, что

несомненно положительно должно сказаться на развитии экономики этого

региона ( подробнее в главе 9).

Таким образом, привлечение иностранных инвестиций в экономику России

приобрело характер динамической закономерности. Растет объем иностранных

инвестиций, изменяется

их страновая, региональная ( в рамках России) и отраслевая структура.

Иностранные инвестиции способствуют решению социально-экономических задач

развития России. Однако,

как показывает анализ, процесс привлечения иностранных инвестиций требует

целого ряда мер

государственной поддержки для своего последующего развития. От того, как

успешно они будут осуществляться, зависят объем и структура иностранных в

экономику Российской Федерации.

По данным агентства «Эксперт-география» к концу 1997 года,

законодательная база деятельности инвесторов в регионах значительно

укрепилась. Перечень регионов с наиболее благоприятными законодательными

условиями для иностранного инвестирования приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Регионы с наиболее благоприятными законодательными

условиями для иностранного инвестирования

|Место |Регион |

| |Новгородская область |

| |Калининградская область |

| |Сахалинская область |

| |Кабардино-Балкарская Республика |

| |Кемеровская область |

| |Читинская область |

| |Агинский Бурятский автономный округ |

| |Еврейская автономная область |

| |Санкт-Петербург |

| |Алтайский край |

| |Москва |

| |Ставропольский край |

| |Ленинградская область |

| |Приморский край |

| |Краснодарский край |

| |Республика Тыва |

| |Тверская область |

| |Республика Марий Эл |

| |Республика Бурятия |

| |Ивановская область |

| |Ульяновская область |

| |Республика Дагестан |

| |Республика Алтай |

| |Республика Мордовия |

| |Белгородская Республика |

| |Республика Карелия |

| |Ненецкий автономный округ |

| |Республика Северная Осетия - Алания |

| |Республика Татарстан |

| |Брянская область |

Основная часть этих регионов представляет собой широкую полосу из 10

регионов, протянувшуюся от Москвы до Санкт-Петербурга. Вторую зону образуют

регионы юга Сибири и Дальнего Востока.

Прежде всего это связано с законодательной активностью региональных

властей в этой сфере(таблица2).

Таблица 2.

Регионы с наиболее благоприятным региональным «законодательным фоном» для

иностранных инвесторов

|Место |Регион |

| |Республика Татарстан |

| |Республика Тыва |

| |Тверская область |

| |Республика Марий Эл |

| |Республика Бурятия |

| |Ивановская область |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.