реферат скачать
 

Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

Введение

Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции,

то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или

совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с

целью получения прибыли. Глубинной причиной современных экономических

проблем России является многолетнее инвестиционное поведение общества: с

конца 50-х годов - снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х - их

абсолютное сокращение, с начала 90-х - превращение чистых инвестиций в

отрицательную величину. Так, за период с 1991 по 1996 год общий объем

инвестиций в России снизился на 71%.

Именно по этой причине, если первые послевоенные пятилетки вывели СССР на

второе место в мире по одному из важнейших экономических показателей -

объему ВВП, то последующие 30 лет перевели страну на 3-4 место, а 90-е годы

поставили Россию на 7-8 место.

Ныне вся ранее созданная инерция развития исчерпана. Страна подошла к

крайней черте. Либо инвестиционное поведение будет незамедлительно сменено

на противоположное, либо уже в ближайшие 7-10 лет Россия перейдет на

доиндуастриальные (в лучшем случае - на наиболее примитивные

индустриальные) технологии, со всеми вытекающими отсюда последствиями для

жизни ее населения, сохранения ее места в мировой цивилизации. Если бы в

стране был сформирован цивилизованный рынок, то он как регулятор

экономических процессов смог бы обеспечить накопление и эффективное

производительное использование капитала с целью, создания современных,

постиндустриальных технологий. Однако этого не произошло. И средства,

которые могли бы быть использованы для финансирования инвестиций, уходят в

"теневой" сектор, включая "бегство" за рубеж, или хранятся на руках

населения в качестве средств личного накопления.

Конечно, такое положение обусловлено неблагоприятным инвестиционным

климатом в стране как для отечественных, так и для иностранных

капиталовложений. Его улучшению не способствовало, как предполагалось,

повышение уровня открытости экономики за счет либерализации

внешнеэкономической деятельности. Не смогла исправить и улучшить положение

и государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций. За

пять лет реформ не удалось разработать и внедрить в практику эффективный,

стабильно действующий механизм, стимулирующий приток зарубежного капитала в

экономику России.

Отсутствие стабильного законодательства, учитывающего современные

российские

социально-экономические реалии, недоступная для понимания с точки зрения

цивилизованного бизнеса система налогообложения, криминогенная обстановка

вкупе с коррумпированным государственным аппаратом - вот что отпугивает

зарубежных инвесторов от рынка России. Но это же препятствует активизации

деятельности и отечественных инвесторов, которые смогли бы достаточно

весомо и эффективно работать в рациональной экономике, а не бежать за рубеж

в поисках рентабельного применения, или обменивать средства на иностранную

валюту. Создание нормальных условий для привлечения иностранных инвестиций

в Россию, а значит и в регионы, - задача актуальная, решение которой носит

и чисто прагматический характер. Поэтому внешнеэкономическая стратегия

государства должна наконец повернуться лицо м к национальному производителю

и инвестору - при формировании как внешнеторгового, так и инвестиционного

режима. Только тогда в экономике страны заработает не только зарубежный, но

и отечественный капитал.

Глава 1.

Сущность, формы, направления вывоза капитала.

Глава 2

Роль иностранного капитала в формировании

рыночной экономики

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное

место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях

административно-командной экономики страна была полностью отделена от

потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная

миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной

жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между

промышленно развитыми странами.

Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие

отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию

производства. Современное производство под давлением научно-технической

революции становиться все более сложным.

Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается

экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается

развитие международной специализации и кооперации производств.

Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки

производства, которые оказываются в разных странах.

Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется.

Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний

сосредотачивать в своих

руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах.

Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более

транснациональными,

выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных

компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах,

ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у

одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать

производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала,

образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим

фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом

хозяйстве.

Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется

значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно

развитых стран. Так, в 1986-1990 годах среднее ежегодное увеличение

капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и

Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В

1990-1991 годах общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл., в

том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4

млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных

инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл.

Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение

капитала в современном мире, при этом вывозимый капитал направляется

прежде всего в промышленно раз-витые страны. Из более чем 200 млрд. долл.

Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику

стран ЕС, Японии и США, а остальное - главным образом в экономику

развивающихся стран.

Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран (свыше 60%), в

том числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР.

На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы в конце

1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, из

них 5,5 млрд. составляли

вложения в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и Словацкую Республики. По

оценкам зарубежных экспертов, в Российскую Федерацию было вложено около 3

млрд. долл. В1992 году страны Центральной и Восточной Европы смогли

привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых иностранных инвестиций, в то

время как на Азию пришлось 20,9%.

Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и

перехода к открытой

экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах

миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда будет

более активно вовлечена в интернационализацию производства.

Однако сегодня участие Росси в этих процессах весьма скромное. С точки

зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с

другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для

инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами.

Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано

с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В

современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных

инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение

инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным

источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных

инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми

аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в

последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск

продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих

отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях

существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это

относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и

переработке нефти.

Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению

выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного

потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все

это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций

удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в

создание современной экономики.

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с

точки

зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров

и др.

Глава 3.

Инвестиционный климат в России.

3.1 Понятие инвестиционного климата и его составляющие.

(Вставить понятие инвестиционного климата)

В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России

были приняты три в значительной степени самостоятельные характеристики:

1- инвестиционный потенциал;

2- инвестиционный риск ;

3- инвестиционное законодательство.

Напомним, что инвестиционный потенциал - характеристика количественная,

учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории

факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными

фондами, инфраструктурой и т. д.), потребительский спрос населения и многое

другое. Инвестиционный потенциал региона складывается из семи частных

потенциалов:

1. ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами

основных видов природных ресурсов);

2. производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности

населения);

3. потребительского (совокупная покупательная способность населения);

4. инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его

инфраструктурная обеспеченность);

5. интеллектуального (образовательный уровень населения);

6. институционального (степень развития ведущих институтов рыночной

экономики);

7. инновационного (уровень внедрения достижений научно-технического

прогресса).

Инвестиционный риск -- характеристика качественная, зависящая от

политической, социальной, экономической, экологической, криминальной

ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от

них. Рассчитывались следующие виды риска:

8. экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

9. политический (поляризация политических симпатий населения по результатам

последних парламентских выборов);

10. социальный (уровень социальной напряженности);

11. экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая

радиационное);

12. криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести

преступлений).

Законодательные условия инвестирования регулируют возможности

инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования

отдельных факторов производства -- составляющих инвестиционного потенциала

региона.

Все законодательные акты были разделены на федеральные и региональные

(субъектов федерации). И федеральное, и региональное законодательство

делились на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную

деятельность) и косвенное (связанно с условиями функционирования сфер

деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов

инвестирования). Кроме того, в федеральном законодательстве были особо

выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную

деятельность в отдельных субъектах федерации. Прежде всего это

законодательство по свободным экономическим зонам.

Распределение регионов России по всем трем составляющим инвестиционного

климата показано в таблице 6.

Таблица 6.

Распределение регионов России по инвестиционному климату

|Высокий потенциал - |Законодательные условия* |

|Незначительный риск (1А) | |

|Москва |a |

|Санкт-Петербург |a |

|Белгородская область |b |

|Республика Татарстан |b |

|Саратовская область |b |

|Московская область |c |

|Краснодарский край |d |

|Мурманская область |d |

|Республика Башкортостан | e |

|Воронежская область |e |

|Свердловская область |f |

|Самарская область |f |

|Нижегородская область |f |

|Новосибирская область |f |

|Высокий потенциал – |Законодательные условия* |

|умеренный риск (1В) | |

|Приморский край |a |

|Ленинградская область |a |

|Алтайский край |a |

|Пермская область |b |

|Волгоградская область |b |

|Ростовская область |e |

|Республика Саха (Якутия) | |

| |e |

|Оренбургская область |e |

|Хабаровский край |f |

|Высокий потенциал - |Законодательные условия* |

|высокий риск (1С) | |

|Кемеровская область |a |

|Иркутская область |b |

|Челябинская область |c |

|Красноярский край |e |

|Тюменская область |e |

|Ханты-Мансийский | |

|автономный округ |e |

|Тульская область |f |

|Средний потенциал – |Законодательные условия* |

|незначительный риск (2А) | |

|Ставропольский край |a |

|Калининградская область |a |

|Владимирская область |b |

|Ярославская область |b |

|Тверская область |b |

|Липецкая область |c |

|Курская область |e |

|Томская область |e |

|Орловская область |e |

|Астраханская область |e |

|Пензенская область |f |

|Средний потенциал – |Законодательные условия* |

|умеренный риск (2В) | |

|Республика Мордовия |c |

|Архангельская область |d |

|Ульяновская область |d |

|Республика Карелия |d |

|Калужская область |e |

|Рязанская область |e |

|Ямало-Ненецкий автономный | |

|округ |e |

|Чувашская Республика |e |

|Волгоградская область |e |

|Омская область |f |

|Тамбовская область |f |

|Средний потенциал - |Законодательные условия* |

|высокий риск (2С) | |

|Читинская область |a |

|Республика Бурятия |b |

|Республика Коми |c |

|Брянская область |c |

|Амурская область |c |

|Республика Дагестан |d |

|Смоленская область |e |

|Удмуртская Республика |f |

|Незначительный потенциал –|Законодательные условия* |

|незначительный риск (3А) | |

|Новгородская область |a |

|Кабардино-Балкарская | |

|Республика |a |

|Республика Марий Эл |c |

|Костромская область |e |

|Чукотский автономный округ|e |

|Низкий потенциал – |Законодательные условия* |

|умеренный риск (3В) | |

|Еврейская автономная |a |

|область | |

|Ивановская область |c |

|Псковская область |c |

|Республика Адыгея |c |

|Ненецкий автономный округ |d |

|Кировская область |e |

|Камчатская область |e |

|Республика Ингушетия |e |

|Республика Калмыкия |e |

|Усть-Ордынский Бурятский | |

|автономный округ |e |

|Низкий потенциал – высокий|Законодательные условия* |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.