реферат скачать
 

Инновационно-инвестиционные процессы в переходной экономике России

с успехами фундаментальной науки. Сюда же относятся инновации в областях и

видах деятельности, полностью или преимущественно направленных на

удовлетворение потребностей общества в целом (оборона, здравоохранение,

образование и др.). Расходы на эти составляющие инновационных процессов

неизбежно ложатся на плечи всего общества.

В-пятых, инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются

значительной степенью неопределенности результата и длительностью лага

получения отдачи. Вкладывая средства в инновации, предприниматель или фирма

подвергает себя значительному инновационному риску, складывающемуся из

нескольких элементов. Технологический риск связан с возможной неудачей

проекта с технической стороны; хозяйственный риск — с возможностью

превышения величины требуемых ресурсов над имеющейся в распоряжении

хозяйствующего субъекта; коммерческий риск — с неопределенностью

конъюнктуры рынка; динамический риск — с возможностью значительного

изменения общеэкономической среды за время реализации проекта. Требуются

определенные внешние стимулы либо гарантии полного или частичного

возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предприниматель предпочел

инновационный проект альтернативным, менее рискованным способам помещения

капитала.

В-шестых, экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и

во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают

величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта. Возможности

коммерциализации инноваций могут расширяться, например, за счет охвата

дополнительных сегментов рынка, применения инновационных технологий в

других отраслях, разработки инновационных проектов в других областях с

использованием элементов первоначальной разработки, стимулирования

инноваций у поставщиков и потребителей через технологические цепочки и т.п.

На микроуровне весьма сложно заранее оценить полную эффективность проекта

(с учетом как позитивных, так и негативных факторов) и принять обоснованное

решение о его реализации. Помимо этого, значительная доля сопряженных

инновационных эффектов реализуется вне сферы приложения средств

первоначального инвестора.

В-седьмых, существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли

за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие

информационных систем и патентно-лицензионных механизмов позволяет

предотвращать вступление понятного с коммерческой точки зрения стремления

хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами общества.

В-восьмых, высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает

их недоступными для массового потребителя. Это непосредственно связано с

высокими затратами как на начальных этапах инновационного цикла, так и на

стадии освоения инноваций. Отсутствие внешней «подкачки» платежеспособного

спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение

инноваций, имеющих важное значение для экономики.

4.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере

Вышеуказанные характеристики инновационных процессов, а также

экономическая и социальная роль государства в современном обществе

определяют функции государственных органов по регулированию инноваций.

Наиболее важные из них следующие.

1) Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая

концентрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих

механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования

специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только

непосредственным финансированием инновационных процессов из

государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в

частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных)

структурах. Государство может концентрировать как финансовые средства,

так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-

технические ресурсы.

2) Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача

определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для

их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию

различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры

формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее

совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация во

временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам

и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных

процессов.

3) Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение

конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам

инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное

государственное страхование инновационных рисков. Государство способно

оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением

санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших

технологий.

4) Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только

формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и

своевременную корректировку в соответствии с общественными и

технологическими изменениями, но и создание реально действующих

механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит

государственной защите прав создателей научно-технической продукции и

инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной

собственности.

5) Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в

государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию

творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости

специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к достижению

сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также

представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к

постоянному образованию в течение всей активной жизни.

6) Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство

обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных

каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают

инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др.

Государство может также выступать посредником между инновационными

субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под

государственные гарантии и т.п.

7) Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде

всего выделяется создание государственных организаций и подразделений,

выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях

государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.).

Государство также содействует распространению в экономике организационных

структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения

инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и др.).

8) Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С

одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку

инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание

экологического равновесия. С другой стороны, только на государственном

уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий,

связанных с научно-техническим прогрессом.

9) Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство

организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций,

моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.

10) Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и

местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных

ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных

преференций (налоговых льгот и т.п.). Государство содействует

рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала.

Как правило, центральные государственные структуры стремятся к

выравниванию условий распространения инноваций по территории страны.

11) Регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной

стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную

кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.

4.3. Прямые и косвенные методы государственного регулирования

инвестиционного процесса

4.3.1. Прямое регулирование инвестиций

Устойчивость научно-технического развития обеспечивается определяющей

ролью государства в регулировании долгосрочных инвестиций. Необходимость

государственного регулирования инвестиционных процессов, принятия

долгосрочных программ давно осознана в промышленно развитых странах. В

частности, в Японии общую стратегию НТП формируют четыре ведомства,

основные из которых — Совет и Агентство по науке и технике. Такие же

централизованные органы есть во Франции и Германии. Во многих странах с

высокоразвитой экономикой в планах имеются директивные показатели. Так, в

четырехлетнем индикативном плане Франции показатели выполнения мероприятий,

финансируемых из бюджета, носят обязательный характер. Рекомендации

японских государственных органов не являются директивными, однако они

неукоснительно выполняются фирмами, поскольку стимулируются льготами.

В современных условиях хозяйствования роль государства в регулировании

инновационной и инвестиционной политики должна быть повышена.

Инвестиционная политика должна учитывать текущее состояние

производственного аппарата и приоритеты в решении перспективных проблем

экономики. Механизм адаптации к новым условиям воспроизводства должен

опираться на накопленный инвестиционный потенциал и его соответствие

мировым требованиям.

Невысокие темпы обновления производственного аппарата в последние годы

еще более замедлились. Коэффициент выбытия оборудования — в 4 раза ниже,

чем в промышленно развитых странах. В результате увеличивается износ

основных производственных фондов. Особенно отметим более быстрое их

старение (в 2 раза по сравнению с пищевой промышленностью) в отраслях,

определяющих темпы НТП в экономике. В перспективе это приведет к

ускоренному устареванию фондов всех остальных отраслей народного хозяйства.

Кроме отмеченных негативных моментов, необходимо учитывать значительное

качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов.

Анализ состояния и тенденций развития отраслей агропромышленного

комплекса (АПК) России свидетельствует, что технический уровень

производства не удовлетворяет современным требованиям. Мировому уровню

соответствует не более 15% важнейших групп машин и механизмов, имеющихся в

этих отраслях. Удельный вес устаревшей техники, требующей безотлагательной

замены, превышает 27%. Потребность в важнейших видах оборудования для

пищевой и перерабатывающей промышленности удовлетворяется на 55%.

Решение данных проблем определяет уровень экономического развития.

Сейчас, когда снижается инвестиционная активность, необходимо значительно

ускорить темпы обновления производства за счет внедрения перспективных

технологий, техники, инноваций.

В перспективе основой инвестиционной политики станут организационно-

экономические и финансовые инструменты. Об этом свидетельствует опыт

промышленно развитых стран, где государство создает благоприятные условия

для повышения инновационной и инвестиционной активности объектов реального

сектора экономики, поддержки малого бизнеса и приоритетных отраслей.

4.3.2. Косвенные методы регулирования инвестиций

Кроме прямого вмешательства в инвестиционный процесс, мировая практика

выработала множество методов косвенного воздействия на усиление

инвестиционной активности. Через систему правового, экономического и

организационного обеспечения государство регулирует налоги, кредиты,

амортизационную политику.

4.3.2.1.Кредитная система

В России кредитными методами стимулирования долгосрочной инвестиционной

деятельности нередко незаслуженно пренебрегают. Во многом это связано с

негативными моментами, присущими прежней кредитной системе.

Однако это не означает, что следует отказаться от столь мощного средства

экономического воздействия на экономику, каким является кредит. Кредитные

рычаги дают возможность не только сочетать инновационное развитие с

интересами государствами, но и использовать возвратность средств как стимул

для повышения эффективности производства и качества продукции. Льготный

кредит для решения проблем создания новых образцов техники, прогрессивных

видов технологий заинтересовывает выполнять госзаказы по разработке и

освоению в производстве результатов НИОКР. Кроме того, льготы могут

применяться как инструмент улучшения качества продукции (работ, услуг),

например, для достижения определенных потребительских свойств продукции,

создания качественно новых технологий, техники.

По мере преобразования финансово-кредитной сферы, создания четко

действующей двухуровневой банковской системы, развития полноценной сети

коммерческих банков станут возможными как эффективное государственное

регулирование кредитной деятельности через централизованное воздействие на

формирование процентной ставки за кредит, так и демонополизация и

конкуренция в области предоставления средств. В настоящее время

долгосрочные кредиты, призванные служить совершенствованию материально-

технической базы, составляют незначительную долю в их общем объеме.

Повышается процент за них, что имеет как положительные, так и отрицательные

последствия. С точки зрения стабилизации денежного обращения данный процесс

позитивен, но возможности усиления инвестиционной активности в экономике

сокращаются, особенно после финансового кризиса 1998 года.

4.3.2.2. Налоговая система

Мощный рычаг государственного регулирования рыночной экономики,

повышения эффективности производства — гибкая налоговая система,

предусматривающая системный подход к взаимодействию и развитию различных

сфер деятельности, например инвестиционной и инновационной. Так, если

предприятие осуществляет прогрессивные технико-технологические и

организационно-экономические мероприятия (обновление производственной базы

на основе новой техники, внедрение наукоемких производственных технологий,

расширение выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, увеличение

экспортных поставок и т.д.), то налоговая ставка должна снижаться в

соответствии с предусмотренной в законодательных актах шкалой, и наоборот.

Известно, что инновационный процесс требует повышенных затрат, особенно

на этапе подготовки и освоения производства. Поэтому он сопровождается, с

одной стороны риском вложения средств в разработку и освоение изделия, а с

другой—дополнительными расходами. Вот почему понятны стремления

коллективов, участвующих в создании новой техники, уменьшить налоговую

нагрузку.

Используя опыт зарубежных стран, Министерство промышленности Швеции

разработало модель, позволяющую оптимизировать размер налогообложения

прибыли. Расчеты показывают, что при налоге по ставке в пределах 25%-50%

склонность товаропроизводителей к инновациям резко снижается, а после 50%

они вообще не участвуют в инновационном процессе. Несмотря на относительный

характер данных, полученных с помощью этой модели (с учетом условий

воспроизводства), есть основания считать, что в системе налогообложения

предпринимательская инициатива российских предприятий близка к нулю, а

экспортная деятельность убыточна.

Развитие промышленности требует совершенствования протекционистских мер.

Вопрос этот настолько серьезен, что для отдельных отраслей с его решением

связано будущее. Имеется в виду утрата не только научного и

производственного потенциала, но и экономической независимости страны.

Налоговая система на импортную технику недостаточно развита. Вместе с тем в

мире существуют проверенные практикой методы управления поступлением на

рынок импортной продукции. Наиболее приемлемый — налогообложение всех

ввозимых товаров. Такой подход направлен на ускорение развития

отечественного производства и инновационных процессов, а также на

оптимизацию использования зарубежных достижений в области науки и техники.

В современной западной экономике вес корпорации облагаются налогом в

принципе одинаково. Но с учетом необходимости стимулирования той или иной

деятельности применяются многочисленные льготы, скидки и т.д.

Льготы важно увязать, прежде всего, с ускорением НТП. Налог должен

ощутимо уменьшаться в зависимости от объема затрат на разработку и освоение

новой высокоэффективной продукции, по меньшей мере соответствующей по

своему технико-экономическому уровню лучшим мировым образцам. В действующем

налоговом законодательстве имеются льготы, связанные с проведением научных

исследований, разработкой и освоением новых прогрессивных технологий,

техники, продукции. Однако следовало бы вообще исключать ассигнования на

НИОКР при исчислении сумм, облагаемых налогом. Это же касается

оборудования, передаваемого вузам на исследовательские цели. Целесообразно

активнее вводить налоговый кредит, при использовании которого общая

налоговая база изменяется в зависимости от годового приращения расходов на

НИОКР.

Российским законодательством предусмотрено освобождение от уплаты

налогов с той части средств предприятий, которые направляются на развитие,

расширение производства, на освоение нововведений. Малые и совместные с

зарубежными партнерами предприятия имеют различного рода налоговые льготы,

отдельные из которых за рубежом используются крайне редко.

4.3.2.3. Амортизационная система

Важный регулятор инвестиционной и инновационной активности —

амортизационная система. Оптимальные сроки службы средств труда любого

назначения складываются под воздействием многих факторов: качества

изготовления, технического обслуживания, эксплуатации, уровня использования

и т.д. Учесть совокупное их влияние, да еще на весь период действия норм

амортизации, невозможно. Поэтому период амортизации не может служить

критерием для определения времени замены оборудования. Ориентация на

нормативные сроки эксплуатации, установленные в 1975г., в частности,

приводила нередко к преждевременному списанию тракторов, комбайнов, другой

техники и способствовала чрезмерному растягиванию периода службы машин и

оборудования в перерабатывающей промышленности АПК.

Действующая амортизационная система требует существенного

совершенствования. Повышение норм амортизации и увеличение сумм отчислений

расширяет финансовые возможности предприятий и повышает их инвестиционную

активность. В настоящее время учетная функция амортизационной системы

превалирует над ее стимулирующей ролью. Последний пересмотр норм

амортизации в 1991 г. мало что изменил в существующем положении. Правда,

появилась возможность отчисления средств только за нормативный срок службы

и разрешено предприятиям применять методы ускоренной амортизации. Нормы

отчислений на полное восстановление фондов возросли крайне незначительно

(по расчетам экспертов-экономистов, по активной части фондов — в среднем

всего на 18%). Если учесть темпы инфляции в инвестиционной сфере, то

повышение амортизационных отчислений не сможет элиминировать даже роста

цен. После увеличения амортизационных норм они остаются в 1,5 раза ниже,

чем в промышленно развитых странах. Низкие нормы амортизации, особенно в

отраслях перерабатывающей промышленности, удлиняют цикл обновления

производства, практически не учитывают морального износа. Не преодолен

высокий уровень дифференциации норм амортизации.

Усиление стимулирующей функции ускорит внедрение технологических

новшеств. Нужны либерализация амортизационной политики, отказ от чрезмерной

детализации видов оборудования при расчете отчислений. Для этого требуется

перейти к крупным классификационным группам, для которых устанавливаются

единые внеотраслевые нормативные сроки службы ОПФ. Первым шагом может стать

уменьшение числа норм амортизации. Затем следует полностью или частично

отказаться от их отраслевой дифференциации. Чтобы ускорить обновление

морально и физически устаревшего производственного аппарата, необходимо

повысить гибкость амортизационной системы и усовершенствовать ее

нормативную базу, в частности для отраслей, определяющих НТП.

4.4. Задачи и перспективы инновационной политики государства

Государство призвано формировать цели и принципы инновационной политики

и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются

увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение

прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании которых

будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а также механизм

реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной

системы страны, глубины воздействия государственных институтов на

экономическую деятельность.

Основными задачами инновационной политики являются: выделение ее

приоритетов, разработка механизмов их реализации; активизация развития

инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования

в этих целях производственных площадей и ресурсов; ускорение принятия

закона об инновационной деятельности; принятие мер по развитию финансовой

системы для привлечения в инновационную область внебюджетных источников

финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и

страховых механизмов и др.

Широкое применение найдут технологии двойного назначения, включая

технологии получения новых материалов, микроэлектронику (в том числе нано-

и оптоэлектронику), информационные технологии, биотехнологии, технологии

высокоэффективных тепловых двигателей, высокопроизводительное промышленное

оборудование, оборудование для защиты окружающей среды, уникальные

технологии экспериментальной отработки и испытания сложных систем,

технологии и химические материалы новых поколений для обеспечения развития

ведущих отраслей экономики.

Инструментами государственной инновационной политики, кроме федеральных

целевых инновационных программ, станут: программы технологического

развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению

точек экономического роста, технологическому перевооружению тех

производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в

целом; отдельные инновационные проекты высокой степени коммерциализации,

обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах.

Наибольший эффект инновационные проекты высокой степени коммерциализации

могут дать в отраслях экономики с быстрым оборотом капитала и часто

сменяемой номенклатурой производства.

Ключевым элементом научно-технической политики должны стать закрепление

позитивных тенденций в научно-техническом комплексе и внедрение эффективных

механизмов использования научных достижений в производстве. В области

финансирования и стимулирования научно-технической деятельности будет

усилена инновационная составляющая Бюджета развития.

Интеграции научных исследований и образовательного процесса будет

служить поддержка структур постоянного формирования высококвалифицированных

кадров. Для вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной

собственности будет проведен комплекс мероприятий по созданию механизма

эффективности защиты прав на интеллектуальную собственность, инвентаризации

этой собственности, разработке оперативного управления интеллектуальной

собственностью, созданной с участием государства, развитию необходимой

инфраструктуры.

При условии постоянного повышения инвестиционного спроса и расширения

посредством финансово-кредитной системы сбережений и инвестирования после

2015 г. возможен переход к структурно-инновационной модернизации народного

хозяйства. Следовательно, предстоит обеспечить сбалансированность

расширенного воспроизводства посредством дополнения коротких циклов более

длительными. Это позволит восстановить устойчивые накопления и перейти к

стадии стабильного социально-экономического развития на основе

приоритетного наращивания наукоемкого технологического базиса расширенного

воспроизводства.

Необходимо создание государственной институциональной системы,

интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и

методологию реализации инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-

правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Научные

методы принятия управленческих решений будут способствовать формированию

национальной геополитики, прогнозированию и выбору путей экономического

развития, обоснованию законодательно-правовых актов и повышению

эффективности организационных мер в звеньях вертикальной и горизонтальной

систем государственной власти. Нужны стабильность и надежность механизма

управления. А для этого необходимы методические рекомендации по

инвестированию на макро-, мезо-, микроуровнях и законодательно-правовые

документы по регулированию данного процесса.

Согласно закономерностям экономической динамики выход из депрессии

возможен только при инвестировании высокоэффективных базовых

технологических нововведений, внедрение которых в производство обеспечит

формирование нового технологического уклада для осуществления социально

ориентированного экономического роста.

По мере научно-методологических обоснований инновационной стратегии и

формирования законодательно-правовой базы необходимо последовательно

перестраивать институциональные структуры, которые должны обладать

относительной стабильностью в соответствии с целями и принципами избранной

стратегии и преобразовываться лишь при изменении методологической и

законодательно-правовой базы. Создание эффективного механизма инновационной

деятельности поможет осуществить научно-технологический прорыв в XXI в.

В период 2015-2025 гг. станет актуальной задача формирования социально-

научного сообщества. Она предполагает создание главной предпосылки для

устойчивого развития социально ориентированной экономики - подготовку

высокопрофессиональных специалистов во всех отраслях на основе непрерывного

цикла образования и переподготовки кадров, способных осуществлять научно-

технологическую модернизацию народного хозяйства. В перспективе возможны

всеобщее высшее образование для всех слоев населения, а также создание

предпосылок при повышении квалификации для присвоения научных степеней и

званий высококвалифицированным специалистам, что дает основание

характеризовать будущий социум как социально-научное сообщество. Его

формирование с помощью инновационного развития выступает одновременно и

конечной целью, и главным фактором технологического прорыва. Иначе говоря,

социально-научный прогресс будет достигаться на основе инновационной

деятельности, а технологический прогресс - за счет создания благоприятных

условий развития человека - всеобщего научно-образовательного и культурного

воспитания, доступности всех форм медицинского, жилищного и социального

обеспечения.

Поэтому социальные инвестиции предстоит ориентировать в первую очередь

на систему комплексной подготовки и повышения квалификации кадров,

материальную обеспеченность работников инновационной сферы, науки и

образования. Рост благосостояния людей достижим на основе инновационного

пути развития, при увеличении производства на базе технологической

модернизации.

Заключение

Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Кризис 1998

года показал, что перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране

не способствует росту экономики страны. Пока цена на нефть была очень

высокой, в стране была более-менее благополучная ситуация. Реальный сектор

экономики не развивался. Все сводилось к тому, что на проданную нефть за

рубежом покупались всевозможные товары. Производство не развивалось, а

развивалась малорисковая область предпринимательства, связанная с

торговлей. Реальный сектор экономики не развивался. Банки не вкладывали

деньги в инновации, а занимались высокодоходными операциями с ценными

бумагами. После крушения финансовой пирамиды ГКО, большая часть банков

стала банкротами, так как доля их активов, вложенных в ГКО, составляла от

10 до 70% . В результате падения цен на нефть и последующего за этим 4-х

кратного падения курса рубля по отношению к доллару, экономика России

претерпела сильнейший шок. Мнимое ощущение благополучия, в котором мы все

находились, в одно мгновение исчезло. Если бы российская экономика не была

бы в такой зависимости от продажи сырьевых ресурсов, в которой она

находилась, и находится в настоящий момент, а средства вкладывались бы в

реальный сектор экономики, в новые технологии, а не в отрасли переработки

сырья, то не произошло бы такого сильнейшего потрясения которое произошло в

августе 1998 года. Только инновации могут способствовать экономическому

росту. А инновации всегда связаны с большими рисками.

Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и

осуществление специальной государственной политики в области поддержки

научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это —

тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики

является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру

постиндустриального технологического способа производства, что должно

обеспечить устойчивое экономическое развитие России в XXI в.

Главным инструментом технологического прорыва является поворот

инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует

направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

Список литературы

1. Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной

экономики//Экономист. 1999. №3.

2. Алипов С. Зарубежный венчурный капитал//Рынок ценных бумаг. 1999. №21.

3. Анчишкин А.И. Наука – техника – экономика. М.: Экономика, 1986.

4. Вольский А.П. Индустриальная, инновационная и инвестиционная

независимость//Экономист. 1999. №4.

5. Гулькин П. Венчурное инвестирование – немного истории и

статистики//Рынок ценных бумаг. 1999. №6.

6. Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия

инвестиционной и инновационной сфер//Финансы. 2000. №1.

7. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник//под ред. Бора. М., 1998.

8. Инновационный менеджмент/под ред. С.Д.Ильенковой. М.: Банки и биржи,

ЮНИТИ, 1997.

9. Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы//Экономист. 2000. №2.

10. Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной

деятельности//Экономист. 1999. №3.

11. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики//Экономист. 2000. №6.

12. Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие/под ред. П.Н.Завлина,

А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Экономика, 2000.

13. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации//Экономист.

2000. №6.

14. Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике

России/под ред. Ю.В.Матвеева, В.Н.Строгова. Самара: Изд-во СГЭА., 1999.

15. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

16. Экономика и бизнес/под ред. В.Д.Камаева. М., 1993.

17. Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их

планомерное использование. М.: Экономика, 1984.

18. Яковец Ю.В. Научно-технический прогресс (экономика и управление). М.:

Экономика, 1988.

-----------------------

[1] Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их

планомерное использование. М.: Экономика, 1984, с. 9,10.

[2] Дракер П.Ф. Инновации и предпринимательство.М.:Экономика, 1992.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.