реферат скачать
 

Инновационно-инвестиционные процессы в переходной экономике России

|№ |Классификационный признак |Классификационные группировки инноваций |

|п/п | | |

|1 |Области применения |Управленческие, организационные, |

| |инноваций |социальные, промышленные и т.д. |

|2 |Этапы НТП, результатом |Научные, технические, технологические, |

| |которых стали инновации |конструкторские, производственные, |

| | |информационные |

|3 |Степень интенсивности |"Бум", равномерная, слабая, массовая |

| |инноваций | |

|4 |Темпы осуществления |Быстрые, замедленные, затухающие, |

| |инноваций |нарастающие, равномерные, скачкообразные |

|5 |Масштабы инноваций |Трансконтинентальные, транснациональные, |

| | |региональные, крупные, средние, мелкие |

|6 |Результативность инноваций|Высокая, низкая, стабильная |

|7 |Эффективность инноваций |Экономическая, социальная, экологическая, |

| | |интегральная |

*Основы инновационного менеджмента. М.:Экономика.2000

Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по

областям применения и этапам НТП:

> технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или

улучшенными свойствами;

> технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных

способов изготовления продукции;

> организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами

оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

> информационные решают задачи организации рациональных информационных

потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности,

повышения достоверности и оперативности получения информации;

> социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем

здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют

специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и

технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов,

одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят

изменения в организацию производства.

Другая классификация, предложенная чехословацким экономистом Ф.Валентой,

позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого

уровня к более высокому:

> инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств

системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

> инновации первого порядка — изменение количественных свойств системы;

> инновации второго порядка — перегруппировка составных частей системы с

целью улучшения ее функционирования;

> инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов

производственной системы с целью приспособления друг к другу;

> инновации четвертого порядка —" новый вариант, простейшее качественное

изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;

первоначальные признаки системы не меняются — происходит некоторое

улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более

мощным двигателем);

> инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство

свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например,

переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);

> инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение

первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения

функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);

> инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных

свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип

(переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического

воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).

1.4. Инновационный процесс и его этапы

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в

инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в

ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта,

технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В

отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е.

первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до

проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после

внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество

совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не

известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области

применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые

воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для

себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком

продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со

средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической

среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения

новой техники (технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных

исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и

выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые

связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества

безотносительно к их конкретному использованию.

На современном историческом этапе ускорение социально-экономического

развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности

труда и эффективности производства базируются на научно-техническом

прогрессе. В свою очередь научно-технический прогресс должен питаться

непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к

принципиально новым видам техники и технологии.

Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и

производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения

воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического

уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука - технология - производство»

ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые

принципы производства.

Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе

организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась

в основном независимо от производства, то теперь она становится

неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического

прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука

выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все

активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него

постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный

путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных

идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны

опережать потребности техники и производства.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных

процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей,

открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой

науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими

исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская

наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной

основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

Расходы бюджета на фундаментальную науку с момента распада СССР

неуклонно снижались, что наглядно показывает нам Таблица 3.

Таблица 3.

Финансирование науки из средств федерального бюджета*

| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |

|Ассигнования по | | | | | | | | |

|разделу | | | | | | | | |

|«Фундаментальные | | | | | | | | |

|исследования и | | | | | | | | |

|содействие НТП» | | | | | | | | |

|федерального | | | | | | | | |

|бюджета: | | | | | | | | |

|млрд. руб. (с 1998 | | | | | | | | |

|г. – млн. руб.): | | | | | | | | |

|В фактически |95,3 |700 |2366,3|4413,6|5699,6|8808,7|6239,4|11621,5|

|действовавших ценах| | | | | | | | |

|В постоянных ценах |5,99 |4,45 |3,69 |2,44 |2,85 |3,01 |1,94 |2,21 |

|1991 г. | | | | | | | | |

|в процентах: | | | | | | | | |

|к валовому |0,5 |0,41 |0,39 |0,29 |0,27 |0,36 |0,23 |0,26 |

|внутреннему | | | | | | | | |

|продукту | | | | | | | | |

|к расходам |2,43 |2,56 |1,66 |1,6 |1,6 |2,02 |1,32 |1,74 |

|федерального | | | | | | | | |

|бюджета | | | | | | | | |

*По данным Российского статистического ежегодника.2000 г., с.486.

Анализируя данные показатели, можно придти к выводу, что сокращение

объемов финансирования науки продолжалось вплоть до 1997 года, когда наша

законодательная власть решила уделять больше внимания научным исследованиям

и значительно повысила долю расходов на них в федеральном бюджете. Но в

1998 году происходит крупномасштабный обвал финансовой системы, и статьи

бюджета приходится сокращать до минимума. С 1999 года – небольшая

стабилизация и постепенный рост. Нельзя также не отметить высокие темпы

инфляции, которые обнаруживаются при сопоставлении показателей в

фактических и постоянных ценах.

Фундаментальные исследования являются основой инновационного процесса.

Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены

на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и

процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера

ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных

теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в

дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в

опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными

научными работами.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение

результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов

новой техники, материала, технологии. ОКР – завершающая стадия научных

исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и

экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР

относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или

технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов

нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов

объединения физических, химических, технологических и других процессов с

трудовыми в целостную систему (технологические работы).

Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР.

Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего

практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются

положительно. В условиях снижения ассигнований на науку соотношения (в %)

между ФИ, ПИ и ОКР увеличиваются в сторону ОКР (см. Таблицу 4).

Таблица 4.

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ

(миллиардов рублей; с 1998 г. – млн. руб.)*

|Годы Всего | | в том числе по видам | | |

| | |работ | | |

| | |фундаментальные |прикладные |разработки |

| | |исследования |исследования | |

|1994 |4996,9 |842,0 |1021,9 |3133,0 |

|1995 |11672,1|1829,9 |2118,1 |7724,0 |

|1996 |18641,6|2952,5 |3020,3 |12668,8 |

|1997 |23541,9|4174,3 |3958,5 |15409,1 |

|1998 |24372,9|3918,6 |4115,0 |16339,3 |

|1999 |46412,1|6594,6 |8096,4 |31721,1 |

*По данным Российского статистического ежегодника.2000 г., с.488.

Проанализировав данные таблицы, получим следующие соотношения (в %)

между ФИ, ПИ и ОКР:

1994 г. – 17:21:62;

1995 г. – 16:18:66;

1996 г. – 16:16:68;

1997 г. – 18:17:65;

1998 г. – 16:17:67;

1999 г. – 14:17:69.

Тенденция четко определяется, если взять за базис это же соотношение в

1990 году:

1990 г. – 11:34:55.

Это является следствием перехода к рыночной экономике, заставляя науку с

целью «выживания» заниматься прикладными работами. Подобный научный

потенциал ориентирован на восприятие и применение заимствованных научно-

технических достижений и не может обеспечить значительное внедрение

базисных и улучшающих инноваций.

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного

производства новых изделий (Ос), которое включает научное и

производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной)

продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.

На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы по опытной

базе науки. Их цель – изготовление и отработка опытных образцов новых

продуктов и технологических процессов.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства

(ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое

логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение

выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия,

как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями.

Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР

были внедрены в практику и приносили доход, т.е. были бы реализованы

потребителю.

При определении пропорций распределения ресурсов (инвестиций) необходимо

опираться на общие закономерности, присущие интенсивному типу

воспроизводства и выражаемые, в частности, в статистическом законе деления

затрат по структуре научно-производственного цикла: пропорции затрат между

фундаментальными исследованиями (ФИ), прикладными поисковыми работами

(НИР), разработками (ОКР), капитальными вложениями на освоение научно-

технических новшеств (Ос) составляют 1:3:9:27. Такого рода статистический

закон распределения ресурсов научно-производственного потенциала характерен

для стадии развития общественного производства, когда НТП осуществляется но

заказам практики, выражающим необходимость решения очевидных проблем

развития (или стабилизации) производства.

Актуальны также предложенные Г.М.Добровым следующие рациональные

соотношения стоимостных затрат между стадиями ПСНТ, имеющие квадратичную

зависимость от стадии к стадии:

ФИ НИР ОКР ОС

2є 2І 2 2

В нашей стране фактически сложившиеся пропорции распределения за грат

выявляют глубокую диспропорциональность в структуре научно-

производственного цикла: на производственное освоение научно-технических

новшеств направлялось примерно в 5 раз меньше ресурсов против того, что

требуется для сбалансированности структуры научно-производственного цикла.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных

исследований и включает в себя следующую разработку, освоение и применение

новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров

выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается

моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более

эффективной, называется жизненным циклом.

Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи

до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей

степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная

масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими

структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.

Глава 2. Деятельность предприятий инновационной сферы

2.1. Сущность инновационной деятельности

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование

и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для

расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой

продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с

последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных

рынках.

Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в

инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных,

технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий,

которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть: а)

подготовка и организация производства, охватывающие приобретение

производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в

процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества»,

необходимых для создания нового технологического процесса; 6)

предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и

технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.