реферат скачать
 

Инновационно-инвестиционный процесс в современной экономике России

производства.

Наивысшим проявлением интеграционной тенденции является технополис

(научный парк, технологический парк). Он представляет собой конгломерат из

нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм

(преимущественно малых), внедренческих организаций и других, которых

связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей

коммерциализации. Технополис – это структура, подобная технопарку, но

включающая в себя небольшие города (населенные пункты), так называемые

наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные

в них научные и научно-производственные комплексы. Объединение мелких фирм

в совокупности создает сложную инфраструктуру, необходимую и достаточную

для крупных инноваций. Центром технополиса, его стержневым звеном, обычно

является крупный университет – генератор и носитель фундаментального

знания, лежащего в основе инноваций.

В США, например, насчитывается около 300 таких парков, а в Германии –

около 300 инновационных центров. Япония приступила к созданию 19

технополисов с мощным потенциалом для разработки совершенных технологий в

наиболее приоритетных областях. В России – около 60 технопарков и несколько

технополисов: Обнинск, Дубна, Пущино, Арзамас-16, Томск.

Рыночная ориентация инновационной инфраструктуры определяет ее

способность обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях

современной рыночной экономики и возможности быстрой адаптации к постоянным

динамическим изменениям. Конечной целью формирования инфраструктуры должно

быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов для более

эффективного ведения ими научно-технической и инновационной деятельности, а

обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества,

включая преодоление спада производства, его структурную перестройку и

изменение номенклатуры выпускаемой продукции, усиление ее

конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего

рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-технического

потенциала.

2.4. Венчурный бизнес и его формы

Становление инновационного предпринимательства тесно сопряжено с

развитием практики венчурного (рискового) финансирования. В широком смысле

под ним подразумеваются все вложения в рискованные с точки зрения

финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий.

В узком смысле оно означает долго- или среднесрочные инвестиции в виде

кредитов или вложений в акции, осуществляемые венчурными фондами с целью

создания малых быстрорастущих компаний. Чаще всего малые рисковые (или

венчурные) предприятия связаны со сферой НИОКР, поэтому для их обозначения

используется фигурировавший выше термин «малые инновационные предприятия».

Название «венчурный» происходит от английского — «рискованное

предприятие или начинание». Сам термин «рисковый» подразумевает, что во

взаимоотношениях капиталиста-инвестора и предпринимателя, претендующего на

получение от него денег, присутствует элемент авантюризма.

Венчурные предприятия могут быть двух видов:

> собственно рисковый бизнес;

> внутренние рисковые проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес представлен двумя основными

видами хозяйствующих субъектов:

> независимые малые инновационные предприятия (МИП);

> предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Малые инновационные предприятия основывают ученые, инженеры,

изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в

жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких

предприятий могут служить личные сбережения основателя, но их обычно

недостаточно для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится

обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний,

готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х

годов, например, в США существовало более 500.

Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том,

что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не

требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в

распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего

срока договора.

Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических

новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-

промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти

на внутренние рисковые проекты, или внутренние венчуры. Они представляют

собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства

новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в

рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих

от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся

специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи

возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при

минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны

руководства.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести

разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в

массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для

данного предприятия изделия.

Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и

внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий

нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и

крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку

нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку,

предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта,

организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской

активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных

изысканий.

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в

случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм

составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по

экономике США. Но как правило, венчурные фирмы неприбыльны, так как не

занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки

другим предприятиям – эксплерентам, патиентам, коммутантам.

Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных

преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерентами. Они

занимаются продвижением новшеств на рынок.

Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на

определенный срок. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха,

если ему суждено быть. Фирмы-эксплеренты получили название «пионерских».

Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской

активности и с самого начала выпуска продукции.

Перед фирмой-эксплерентом возникает проблема объема производства, когда

привлекательная новинка для рынка уже создана. Для этого эксплерент

заключает альянс с крупной фирмой, так как не может самостоятельно

тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с

тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз с мощной фирмой

(даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных

условий и даже сохранения известной автономии.

Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют

потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств.

Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии

падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам

продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает

необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о

целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В

то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к

кризису.

В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты –

предприятия с «силовой» стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким

уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым

выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние

запросы» к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Виоленты

работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-

техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции

на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с

производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка

машин и оборудования.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-

национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты. Они действуют на

этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика

требует принятия решений о своевременной постановке продукции на

производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых

виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям

специфических потребителей.

Глава 3. Государственное регулирование инновационно-инвестиционного

процесса

Переход к рынку предполагает развитие конкуренции и снижение роли

государства в экономике. В то же время на основе лишь рыночных принципов

невозможно кардинально преобразовать материально-техническую базу общества.

Ставка на реализацию задач НТП без вмешательства государства — опаснейшее

заблуждение. Ряд функций, и прежде всего разработка и осуществление научно-

технической и инвестиционной политики, должны оставаться объектом

государственного регулирования.

3.1. Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов

объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим

содержанием. С одной стороны, в настоящее время инновации становятся

основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет

лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек

по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических

рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы

существенно затруднено, а многие инновации не внедрены в хозяйственную

практику. Деятельность крупных корпораций в значительной степени

модифицирует механизмы совершенной конкуренции и позволяет частично

интегрировать научно-инновационные процессы в общий воспроизводственный

цикл. Однако в конце XX столетия сложившиеся в большинстве отраслей ведущих

стран механизмы олигополистической конкуренции не способны обеспечить

полное использование инновационного потенциала современных достижений науки

и техники. Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и

распространения инноваций можно проследить по ряду направлений.

Во-первых, отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать

средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций.

Совершенствование процессов научного познания делает НИОКР все более

дорогостоящими. Новые научные результаты достигаются

высококвалифицированными, т. е. высокооплачиваемыми, кадрами; при этом

опережающими темпами растет фондовооруженность научного труда. Развитие

науки приобретает все более междисциплинарный характер. Кооперация

представителей различных областей науки и техники также требует

дополнительных расходов. Еще больших затрат требует реализация

нововведений. Это значительные капитальные вложения, связанные с

техническим переоснащением производства, расходы на поиск и приобретение

научно-технической информации, прогнозирование конъюнктуры, обучение

персонала, организационные мероприятия, а зачастую и на модификацию

сложившихся взаимосвязей с поставщиками ресурсов и потребителями продукции

и услуг. Немалых затрат требуют экспертиза, патентование, сертификация

новой продукции и т.д.

Во-вторых, многие инновации могут оказаться экономически эффективными

лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический

минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Поскольку абсолютные масштабы

расходов на НИОКР и внедрение инноваций возрастают, увеличивается и доля

условно-постоянных затрат в производственных издержках отдельного

хозяйствующего субъекта, имеющего ограниченную производственную базу и

лимитированный рынок сбыта продукции, инновационные вложения могут

оказаться недостаточно прибыльными, так как он не сможет получить

значительную экономию на масштабах производства. Особенно характерна такая

ситуация для отраслей с низкой скоростью оборота капитала.

В-третьих, изолированное осуществление инноваций ведет к существенным

потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. С ростом

научно-инновационных затрат неоправданное дублирование расходов на НИОКР и

инновации зачастую становится непозволительной роскошью для цивилизованного

общества.

В-четвертых, существуют инновационные процессы, которые вообще не могут

осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундаментальные

научные исследования, результаты которых, как правило, не могут быть

коммерциализированы. Однако в конечном счете большинство инноваций связано

с успехами фундаментальной науки. Сюда же относятся инновации в областях и

видах деятельности, полностью или преимущественно направленных на

удовлетворение потребностей общества в целом (оборона, здравоохранение,

образование и др.). Расходы на эти составляющие инновационных процессов

неизбежно ложатся на плечи всего общества.

В-пятых, инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются

значительной степенью неопределенности результата и длительностью лага

получения отдачи. Вкладывая средства в инновации, предприниматель или фирма

подвергает себя значительному инновационному риску, складывающемуся из

нескольких элементов. Технологический риск связан с возможной неудачей

проекта с технической стороны; хозяйственный риск — с возможностью

превышения величины требуемых ресурсов над имеющейся в распоряжении

хозяйствующего субъекта; коммерческий риск — с неопределенностью

конъюнктуры рынка; динамический риск — с возможностью значительного

изменения общеэкономической среды за время реализации проекта. Требуются

определенные внешние стимулы либо гарантии полного или частичного

возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предприниматель предпочел

инновационный проект альтернативным, менее рискованным способам помещения

капитала.

В-шестых, экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и

во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают

величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта. Возможности

коммерциализации инноваций могут расширяться, например, за счет охвата

дополнительных сегментов рынка, применения инновационных технологий в

других отраслях, разработки инновационных проектов в других областях с

использованием элементов первоначальной разработки, стимулирования

инноваций у поставщиков и потребителей через технологические цепочки и т.п.

На микроуровне весьма сложно заранее оценить полную эффективность проекта

(с учетом как позитивных, так и негативных факторов) и принять обоснованное

решение о его реализации. Помимо этого, значительная доля сопряженных

инновационных эффектов реализуется вне сферы приложения средств

первоначального инвестора.

В-седьмых, существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли

за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие

информационных систем и патентно-лицензионных механизмов позволяет

предотвращать вступление понятного с коммерческой точки зрения стремления

хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами общества.

В-восьмых, высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает

их недоступными для массового потребителя. Это непосредственно связано с

высокими затратами как на начальных этапах инновационного цикла, так и на

стадии освоения инноваций. Отсутствие внешней «подкачки» платежеспособного

спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение

инноваций, имеющих важное значение для экономики.

3.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере

Вышеуказанные характеристики инновационных процессов, а также

экономическая и социальная роль государства в современном обществе

определяют функции государственных органов по регулированию инноваций.

Наиболее важные из них следующие.

1) Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая

концентрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих

механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования

специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только

непосредственным финансированием инновационных процессов из

государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в

частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных)

структурах. Государство может концентрировать как финансовые средства,

так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-

технические ресурсы.

2) Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача

определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для

их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию

различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры

формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее

совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация во

временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам

и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных

процессов.

3) Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение

конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам

инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное

государственное страхование инновационных рисков. Государство способно

оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением

санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших

технологий.

4) Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только

формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и

своевременную корректировку в соответствии с общественными и

технологическими изменениями, но и создание реально действующих

механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит

государственной защите прав создателей научно-технической продукции и

инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной

собственности.

5) Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в

государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию

творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости

специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к достижению

сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также

представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к

постоянному образованию в течение всей активной жизни.

6) Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство

обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных

каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают

инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др.

Государство может также выступать посредником между инновационными

субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под

государственные гарантии и т.п.

7) Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде

всего выделяется создание государственных организаций и подразделений,

выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях

государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.).

Государство также содействует распространению в экономике организационных

структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения

инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и др.).

8) Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С

одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку

инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание

экологического равновесия. С другой стороны, только на государственном

уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий,

связанных с научно-техническим прогрессом.

9) Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство

организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций,

моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.

10) Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и

местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных

ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных

преференций (налоговых льгот и т.п.). Государство содействует

рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала.

Как правило, центральные государственные структуры стремятся к

выравниванию условий распространения инноваций по территории страны.

11) Регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной

стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную

кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.

3.3. Задачи и перспективы инновационной политики государства

Государство призвано формировать цели и принципы инновационной политики

и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются

увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение

прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании которых

будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а также механизм

реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной

системы страны, глубины воздействия государственных институтов на

экономическую деятельность.

Основными задачами инновационной политики являются: выделение ее

приоритетов, разработка механизмов их реализации; активизация развития

инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования

в этих целях производственных площадей и ресурсов; ускорение принятия

закона об инновационной деятельности; принятие мер по развитию финансовой

системы для привлечения в инновационную область внебюджетных источников

финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и

страховых механизмов и др.

Широкое применение найдут технологии двойного назначения, включая

технологии получения новых материалов, микроэлектронику (в том числе нано-

и оптоэлектронику), информационные технологии, биотехнологии, технологии

высокоэффективных тепловых двигателей, высокопроизводительное промышленное

оборудование, оборудование для защиты окружающей среды, уникальные

технологии экспериментальной отработки и испытания сложных систем,

технологии и химические материалы новых поколений для обеспечения развития

ведущих отраслей экономики.

Инструментами государственной инновационной политики, кроме федеральных

целевых инновационных программ, станут: программы технологического

развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению

точек экономического роста, технологическому перевооружению тех

производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в

целом; отдельные инновационные проекты высокой степени коммерциализации,

обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах.

Наибольший эффект инновационные проекты высокой степени коммерциализации

могут дать в отраслях экономики с быстрым оборотом капитала и часто

сменяемой номенклатурой производства.

Ключевым элементом научно-технической политики должны стать закрепление

позитивных тенденций в научно-техническом комплексе и внедрение эффективных

механизмов использования научных достижений в производстве. В области

финансирования и стимулирования научно-технической деятельности будет

усилена инновационная составляющая Бюджета развития.

Интеграции научных исследований и образовательного процесса будет

служить поддержка структур постоянного формирования высококвалифицированных

кадров. Для вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной

собственности будет проведен комплекс мероприятий по созданию механизма

эффективности защиты прав на интеллектуальную собственность, инвентаризации

этой собственности, разработке оперативного управления интеллектуальной

собственностью, созданной с участием государства, развитию необходимой

инфраструктуры.

При условии постоянного повышения инвестиционного спроса и расширения

посредством финансово-кредитной системы сбережений и инвестирования после

2015 г. возможен переход к структурно-инновационной модернизации народного

хозяйства. Следовательно, предстоит обеспечить сбалансированность

расширенного воспроизводства посредством дополнения коротких циклов более

длительными. Это позволит восстановить устойчивые накопления и перейти к

стадии стабильного социально-экономического развития на основе

приоритетного наращивания наукоемкого технологического базиса расширенного

воспроизводства.

Необходимо создание государственной институциональной системы,

интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и

методологию реализации инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-

правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Научные

методы принятия управленческих решений будут способствовать формированию

национальной геополитики, прогнозированию и выбору путей экономического

развития, обоснованию законодательно-правовых актов и повышению

эффективности организационных мер в звеньях вертикальной и горизонтальной

систем государственной власти. Нужны стабильность и надежность механизма

управления. А для этого необходимы методические рекомендации по

инвестированию на макро-, мезо-, микроуровнях и законодательно-правовые

документы по регулированию данного процесса.

Согласно закономерностям экономической динамики выход из депрессии

возможен только при инвестировании высокоэффективных базовых

технологических нововведений, внедрение которых в производство обеспечит

формирование нового технологического уклада для осуществления социально

ориентированного экономического роста.

По мере научно-методологических обоснований инновационной стратегии и

формирования законодательно-правовой базы необходимо последовательно

перестраивать институциональные структуры, которые должны обладать

относительной стабильностью в соответствии с целями и принципами избранной

стратегии и преобразовываться лишь при изменении методологической и

законодательно-правовой базы. Создание эффективного механизма инновационной

деятельности поможет осуществить научно-технологический прорыв в XXI в.

В период 2015-2025 гг. станет актуальной задача формирования социально-

научного сообщества. Она предполагает создание главной предпосылки для

устойчивого развития социально ориентированной экономики - подготовку

высокопрофессиональных специалистов во всех отраслях на основе непрерывного

цикла образования и переподготовки кадров, способных осуществлять научно-

технологическую модернизацию народного хозяйства. В перспективе возможны

всеобщее высшее образование для всех слоев населения, а также создание

предпосылок при повышении квалификации для присвоения научных степеней и

званий высококвалифицированным специалистам, что дает основание

характеризовать будущий социум как социально-научное сообщество. Его

формирование с помощью инновационного развития выступает одновременно и

конечной целью, и главным фактором технологического прорыва. Иначе говоря,

социально-научный прогресс будет достигаться на основе инновационной

деятельности, а технологический прогресс - за счет создания благоприятных

условий развития человека - всеобщего научно-образовательного и культурного

воспитания, доступности всех форм медицинского, жилищного и социального

обеспечения.

Поэтому социальные инвестиции предстоит ориентировать в первую очередь

на систему комплексной подготовки и повышения квалификации кадров,

материальную обеспеченность работников инновационной сферы, науки и

образования. Рост благосостояния людей достижим на основе инновационного

пути развития, при увеличении производства на базе технологической

модернизации.

Заключение

Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Кризис 1998

года показал, что перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране

не способствует росту экономики страны. Пока цена на нефть была очень

высокой, в стране была более-менее благополучная ситуация. Реальный сектор

экономики не развивался. Все сводилось к тому, что на проданную нефть за

рубежом покупались всевозможные товары. Производство не развивалось, а

развивалась малорисковая область предпринимательства, связанная с

торговлей. Реальный сектор экономики не развивался. Банки не вкладывали

деньги в инновации, а занимались высокодоходными операциями с ценными

бумагами. После крушения финансовой пирамиды ГКО, большая часть банков

стала банкротами, так как доля их активов, вложенных в ГКО, составляла от

10 до 70% . В результате падения цен на нефть и последующего за этим 4-х

кратного падения курса рубля по отношению к доллару, экономика России

претерпела сильнейший шок. Мнимое ощущение благополучия, в котором мы все

находились, в одно мгновение исчезло. Если бы российская экономика не была

бы в такой зависимости от продажи сырьевых ресурсов, в которой она

находилась, и находится в настоящий момент, а средства вкладывались бы в

реальный сектор экономики, в новые технологии, а не в отрасли переработки

сырья, то не произошло бы такого сильнейшего потрясения которое произошло в

августе 1998 года. Только инновации могут способствовать экономическому

росту. А инновации всегда связаны с большими рисками.

Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и

осуществление специальной государственной политики в области поддержки

научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это —

тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики

является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру

постиндустриального технологического способа производства, что должно

обеспечить устойчивое экономическое развитие России в XXI в.

Главным инструментом технологического прорыва является поворот

инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует

направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

Список литературы

1. Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной

экономики//Экономист. 1999. №3.

2. Алипов С. Зарубежный венчурный капитал//Рынок ценных бумаг. 1999. №21.

3. Анчишкин А.И. Наука – техника – экономика. М.: Экономика, 1986.

4. Вольский А.П. Индустриальная, инновационная и инвестиционная

независимость//Экономист. 1999. №4.

5. Гулькин П. Венчурное инвестирование – немного истории и

статистики//Рынок ценных бумаг. 1999. №6.

6. Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия

инвестиционной и инновационной сфер//Финансы. 2000. №1.

7. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник//под ред. Бора. М., 1998.

8. Инновационный менеджмент/под ред. С.Д.Ильенковой. М.: Банки и биржи,

ЮНИТИ, 1997.

9. Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы//Экономист. 2000. №2.

10. Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной

деятельности//Экономист. 1999. №3.

11. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики//Экономист. 2000. №6.

12. Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие/под ред. П.Н.Завлина,

А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Экономика, 2000.

13. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации//Экономист.

2000. №6.

14. Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике

России/под ред. Ю.В.Матвеева, В.Н.Строгова. Самара: Изд-во СГЭА., 1999.

15. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

16. Экономика и бизнес/под ред. В.Д.Камаева. М., 1995.

17. Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их

планомерное использование. М.: Экономика, 1984.

18. Яковец Ю.В. Научно-технический прогресс (экономика и управление). М.:

Экономика, 1998.

-----------------------

[1] Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их

планомерное использование. М.: Экономика, 1984, с. 9,10.

[2] Дракер П.Ф. Инновации и предпринимательство.М.:Экономика, 1992.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.