реферат скачать
 

Инфраструктура рынка и ее основные элементы

системы в целом.

3.3 Элементы инфраструктуры рынка.

Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов,

которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в

экономике.

Рыночная инфраструктура выступает как институционализированная

трансакция, поэтому из этого следует, что первым ее элементом являются

соответствующие институты, в которых образуются трансакции. Их можно

разделить на две группы – институты общего назначения и специальные

институты. Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к

выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а

предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно

если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и

используются не только в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты

ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с

денежными потоками.

Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями,

так и между производителями и потребителями. К числу основных общих

институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики

относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские);

аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный,

автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в

том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи;

жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам

общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения

и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов

инфраструктуры делает возможным не только их военное использование

государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность

государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой

использование государством. Институты специального характера представлены

как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи

и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и

государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих

инстанций.

Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные

институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой

природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная

форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей

все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При

характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести

различие между частными и государственными институтами, то есть

разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной

ширины.

Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе

играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым

элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские

финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный,

а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и

пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития

рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской

деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и

финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и

компании, трастовые компании (доверительные общества), а также

депозитарии, регистраторы и т. п.

Государство в этой части рыночной инфраструктуры представлено, прежде

всего, центральным банком и налоговыми службами.

Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры,

следует также отметить особую роль такого элемента инфраструктурного

обеспечения рынка ресурсов, как институты функционирования рынка труда. Их

развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем –

обеспечением полной занятости. Следует однако отметить, что механизм

функционирования этого сектора рыночной инфраструктуры не сводится к

деятельности государственных служб трудоустройства и переподготовки кадров,

поскольку социальная политика современного государства не сводится к

борьбе с безработицей, а ориентирована на создание всего комплекса условий

для развития человека, включая системы здравоохранения, социального

обеспечения, образования, культуры – как частные, так и государственные.

Здесь можно говорить, с одной стороны, о службе переподготовки кадров как

об элементе рыночной инфраструктуры, относительно самостоятельной и

ориентированной не только на потребности чисто рынка, частного сектора

экономики, но и на так называемый общественный сектор.

В целом институциональная составляющая образует наиболее важный элемент

рыночной инфраструктуры, выражающий ее сущность, наиболее осязаемо, и

являющийся классической формой ее проявления. Однако, при всей его

исключительной важности, рыночная инфраструктура не сводится только к нему.

Дело в том, что институциональный элемент в большей мере подпадает под

пассивную функцию рыночной инфраструктуры, выступая в качестве ее

материального носителя. В то же время требуется нечто такое, что

реализовало бы активную функцию рыночной инфраструктуры. В качестве этого

«нечто» выступает информация о процессах, совершающихся в недрах рыночной

инфраструктуры, своеобразные сигналы обратной связи рыночной инфраструктуры

со всей экономической системой. Вот почему вторым элементом современной

инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки, а также

институты, обеспечивающие (включая средства массовой информации, сети

Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может

существовать как единое целое, не только направляя функционирование

рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных

потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может

существовать, поскольку по мере развития экономики производство и

распространение информации постепенно замещает традиционное производство

материальных благ. Именно единство институциональной и информационной

составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной

инфраструктуры.

Информационная составляющая выполняет важную роль – она обеспечивает

связь между рыночной инфраструктуры с внешней средой, каковой для нее

выступает вся остальная часть экономической системы. Но информация идет не

только из рыночной инфраструктуры вовне, а и возвращается обратно в

институты рыночной инфраструктуры. Идет непрерывный обмен информацией между

подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а является, по

сути, непрерывным их взаимным приспособлением. Здесь возникает

необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связей,

как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации

достигнутого оптимума.

Пригодность или непригодность самого института, равно как и степень его

соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как

через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны

государства. Из этой объективной необходимости вырастает третий элемент

рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование

рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной

инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути,

задающее «правила игры» в рыночной среде.

Таким образом, внутреннее содержание рыночной инфраструктуры

дополняется ее внешним содержанием – нормообразованием. Но на этом нельзя

останавливаться, характеризуя состав элементов рыночной инфраструктуры. Как

можно заметить, все три предшествующих элемента носили неодушевленный

характер, были лишены человеческого начала. И если на этом характеристику

рыночной инфраструктуры завершить, то проблему

Четвертый элемент рыночной инфраструктуры рынка представляет

собой – уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность

следовать правилам и закономерностям функционирования рынка. Это тот самый

субъективный элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого

приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в

переходных экономических системах.

Итак, рассматривая содержание рыночной инфрастуктуры, можно выделить 4

взаимопроникающие составляющие: институциональную, информационную,

нормообразующую и ментальную, которые в своей совокупности характеризуют

как внутреннее содержание рыночной инфраструктуры, так и ее внешнее

выражение.

Глава 4. Инфраструктура рынка в Украине.

4.1 Особенности формирования рыночной инфраструктуры в Украине,

сравнение с другими странами.

Изложенные выше соображения относятся к сформировавшейся рыночной

инфраструктуре. В силу взаимосвязи выделенных функций инфраструктуры

рыночного типа ее становление и развитие идет параллельно с формированием

самой рыночной экономики и носит естественно - исторический характер. Но

это справедливо только для случая классического типа становления экономики.

В Украине же в настоящее время мы имеем инверсионный тип[6], который

обусловлен тем, что в прошлом развитие рыночных отношений в Украине дважды

искусственно прерывалось (в годы «военного коммунизма» и в период

существования административно-командной системы с конца 20-х до конца 80-х

годов), в результате чего общество, находясь на индустриальной стадии

развития, естественной формой которой являются рыночные отношения, только

начинает создавать адекватные себе условия.

Соответственно, существующая у нас инфраструктура является не вполне

рыночной, переходной, незрелой, причем как в целом ( с точки зрения полноты

и эффективности выполнения своих основных функций), так и в каждой из своих

составляющих. В результате как и в становлении рыночной инфраструктуры в

целом, так и в развитии ее основных элементов в Украине имеют место

особенности, отличающие этот процесс от того, который имел место в свое

время в других странах при естественном ходе событий, несмотря на вешнее

сходство некоторых тенденций. Учет этих особенностей дает возможность

выявить основные факторы становления и развития рыночной инфраструктуры и

определить следующие главные направления развития каждой из ее

составляющих:

- реструктуризацию государственной собственности, разгосударствление,

преодоление государственного монополизма и создание конкурентной среды,

благоприятствующей формированию оптимальной сети инфраструктурных

институтов. Именно приватизация положила начало широкому развитию многих

чисто рыночных институтов;

- приведение нормативной базы в соответствие с развитием институциональной

составляющей рыночной инфраструктуры;

- растущую степень включенности украинской экономики и общества в целом в

мировые информационные системы с одновременным принятием соответствующих

мер безопасности и соблюдения национальных интересов;

- повышение роли ментальной составляющей в эффективном функционировании и

развитии рыночной инфраструктуры.

Говоря о динамике развития институциональной составляющей рыночной

инфраструктуры в Украине, можно выделить несколько явно обозначившихся

процессов. Во-первых, ряд институтов рыночной инфраструктуры формируется

впервые, в прошлом они никогда не существовали. Это относится, в первую

очередь, к таким институтам фондового рынка, как финансовые посредники.

Если в развитых странах они изначально ориентировались на обслуживание

потребностей частного сектора в процессе естественного становления и

развития фондового рынка, то особенность Украины состоит в их ориентации на

обслуживание процесса приватизации. Поэтому трудности, проблемы и

противоречия приватизации влияют на задержку завершения этапа экстенсивного

роста этих структур и мешают им в полной мере приступить к выполнению своих

естественных функций – привлечения свободных денежных средств и их

инвестирования в экономику. Так, к началу 1997 года Фонд госимущества

Украины выдал соответствующие лицензии 334 инвестиционным фондам и

компаниям, 378 доверительным обществам и 61 коммерческому банку[7]. Во-

вторых, ряд формируемых сейчас институтов возрождается, так как в период

существования рыночных отношений в прошлом они в определенной степени

развивались. Это касается, в частности, биржевых структур. Однако

существующие в настоящее время образования под названием «товарная биржа» в

подавляющем своем большинстве таковыми не являются. В-третьих, те

институты, которые существовали при командно-административной системе,

претерпевают серьёзные изменения, приспосабливаясь к выполнению функций,

свойственных инфраструктуре рыночного типа. Это относится в первую очередь

к банкам. Государство, будучи еще недавно безраздельным хозяином в

банковской системе, в новых условиях нередко действует по старым

стереотипам. То же самое можно сказать и о страховых компаниях. В период

бурного роста страхового бизнеса в 1993-1994г.г. число компаний в Украине

перевалило за 700, в то время как Германия, например, обходиться

количеством, не превышающим 100.

В целом, можно сделать вывод, что наименее развитыми в количественном и

качественном отношении, с точки зрения соответствия требованиям рыночной

экономики, являются именно институты денежного и финансового рынка.

Спецификой Украины также является форсирование украинизации

делопроизводства, как в государственном, так и в частном секторе, что

повышает стоимость заключения сделок и сопровождается рядом нежелательных

побочных эффектов.

В целом, инфраструктура рынка Украины имеет большое количество своих

особенностей, тем самым значительно отличаясь от инфраструктур развитых

стран, что негативно влияет на ее развитие, так как не учитывается опыт

других стран.

4.2 Проблемы и перспективы развития инфраструктуры рынка в Украине.

В настоящее время возникает множество проблем во время формирования

инфраструктуры рынка Украины.

Проблема инфраструктуры - одна из центральных в государственной

политике развития малого предпринимательства, получившая свое отражение во

многих правительственных документах например, в постановлении Кабинета

Министров от 29 января 1997 года и др.). Развитие предпринимательства

невозможно без рыночной инфраструктуры, поэтому эта проблема является одной

из самых актуальных. Для решения этой проблемы нужно применять конкретные

меры, то есть вести разумную политику развития, разрабатывать

соответствующую правовую базу.

Что касается нормообразования, то законодательное обеспечение перехода

к рынку в Украине характеризуется крайне низкой эффективностью,

неустойчивостью и частыми пересмотрами «правил игры». Состояние ментальной

составляющей также пока не внушает оптимизма, ибо уровень экономического

мышления и восприятия рыночных механизмов большинством населения Украины

весьма далек от того, который требуется для включения социальной энергии

масс и направления ее в русло напряженного поиска наилучшего приложения

своих способностей.

Учитывая опыт зарубежных стран по использованию государственных и

рыночных регуляторов в управлении развитием рыночной инфраструктуры, прежде

всего, банковских и финансовых структур, в Украине необходимо научиться

умело использовать государственные и рыночные механизмы в практике

хозяйствования в их оптимальном сочетании.

Из этого можно заключить, что только повышенное внимание к каждой из

составляющих рыночной инфраструктуры может обеспечить реализацию рыночных

механизмов во всей экономике. В тоже время следует помнить, что

формирование каждой из составляющей рыночной инфраструктуре является

необходимым, но недостаточным условием выполнения свойственных ей функций.

Не менее важно обеспечение их гармонического взаимодействия. А оно, в свою

очередь, возможно только при условии сопряженного развития сопряженного

развития всех ее составляющих. Нельзя, например, считать, что создав весь

набор необходимых институтов в требующем количестве, мы сможем успешно

перейти к рынку, не изменив, например, законодательную базу и не обеспечив

перехода к новому экономическому мышлению. Так, в последнее годы

практически во всех пост тоталитарных странах прокатилась волна скандалов,

связанных с обманом вкладчиков всевозможными финансовыми структурами. Это

отнюдь не случайно. Объективными предпосылками возникновения подобных

ситуаций стало то, что новые финансовые институты появились и стали

развиваться без требуемого уровня юридического обеспечения, то есть без

должной нормативной базы, а сознание населения было не подготовлено к

условиям рыночных рисков. Опыт Албании, где именно эти процессы стали

катализатором социального взрыва, принявшего трагические формы, наглядно

свидетельствует о том, что запаздывание с формированием адекватной Рыночной

инфраструктуры чревато непредсказуемыми последствиями.

Последствия, связанные с действием отмеченных тенденций, неоднозначны и

имеют различную степень интенсивности своего воздействия на экономические

процессы. Понимание этих процессов, включение соответствующих категорий

мышления являются необходимыми предпосылками решения практических задач

развития рыночной инфраструктуры.

Важную роль в развитии могут выполнить инвестиции в инфраструктуру, что

может означать начало оживления экономического цикла. Также в приоритете

рыночная инфраструктура должна опираться на правовую базу, которая должна

быть создана правительством, учитывая опыт других стран.

В тоже время не разработанность проблемы рыночной инфраструктуры в

экономической науке Украины создает немалые трудности и для хозяйственной

практики, поскольку она до сих пор лишена системы обоснованных рекомендаций

по созданию адекватной условиям Украины инфраструктуры, учитывающей как

мировой опыт, так и наши особенности. Поэтому правительство должно в

ближайшее время рассмотреть этот вопрос.

В целом, существует множество проблем в развитии инфраструктуры рынка,

которые можно решить только при правильной экономической деятельности.

Заключение.

Проблема формирования рыночной инфраструктуры черезвычайно актуальна

для стран с переходной экономикой, в том числе для Украины.

Инфраструктура рынка выступает связующим звеном между основными его

субъектами. Она представляет собой совокупность институтов, обеспечивающих

обращение различных товаров.

Основными функциями инфраструктуры рынка являются:

а) доведение товара до непосредственного потребителя;

б) обеспечение обратной связи между производителем и потребителем;

в) перераспределение ресурсов между отраслями и внутри отраслей;

г) аккумуляция временно свободных денежных средств, регулирование

денежного обращения.

Инфраструктура включает в себя товарные биржи, предприятия оптовой и

розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, банки,

страховые компании, фонды фондовые биржи, биржи труда, информационные

агентства, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и

консалтинговые фирмы, которые в совокупности выполняют все

вышеперечисленные функции.

Инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование

экономической системы в целом, однако существует множество проблем в ее

развитии из-за полного отсутствия элементов рыночной инфраструктуры при

командно-административной экономике и сейчас приходится создавать совсем

новые экономические институты.

Разработанность этой проблемы в нормативных актах нашего правительства,

разумное видение экономической политики – вот основные направления развития

рыночной инфраструктуры.

Литература.

1. Бевентер Э., фон Хампе Й. Основные знания по рыночной экономике. – М.,

1992 год

2. Введение в рыночную экономику. Под редакцией А. Я. Дившица, И. Н.

Никулиной. – М., «Высшая школа», 1994 год

3. Гриценко А., Соболев В. – Рыночная инфраструктура: сущность, функции,

строение.

//Экономика Украины. - №4, 1998год, стр. 35- 44.

4. Гриценко А. Структура рыночной трансформации инверсионного типа. //

Экономика Украины. - №1, 1997 год.

5. //Деловая неделя, №4, 1997,с.26,

6. Ерохин С. Динамика и эффективность структурных трансформаций экономики

Украины.//Экономика Украины. - №10, 1998год.

7. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учеб. пособие. – К.: Вища

школа. – Знання,1998

8. //Українська інвестиційна газета, №10, 1997год, с. 28-29.

9. Лукінов І. Економічні трансформації (наприкінці ХХ сторіччя). – К., с.

445-446

10. Макеев В. Определение понятий «рынок» и «рыночные отношения». //

Экономика Украины,. - № 2, 1997 год.

11. МакКоннел К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., «Республика», 1992год

12. Рокоча В., Мороз Д. К вопросу о выборе оптимального пути рыночной

трансформации.// Экономика Украины. - №9, 1998год.

12. Рыночная инфраструктура в инвестиционном развитии Харьковского

региона. //Экономика Украины. - №7, 1998год.

13. Введение в рыночную экономику. Под редакцией А. Я. Дившица, И. Н.

Никулиной. – М., «Высшая школа», 1994 год.

14. Экономическая теория (политэкономия): учебное пособие/ под общей

редакцией академика В. И. Видяпина, академика Г. П. Журавлевой. – М.:

ИНФРА – М, 1999. стр.96-100.

15. Экономика , под редакцией Булатова А.С., - М., «Бек», 1995год.

-----------------------

[1] А. Гриценко, В. Соболев. Рыночная инфраструктура: сущность, функции,

строение. //Экономика Украины №4//

[2] Экономическая теория (политэкономия): учебное пособие/ под общей

редакцией академика В. И. Видяпина, академика Г. П. Журавлевой. – М. :

ИНФРА- М, 1999.

[3] А. Гриценко, В. Соболев. Рыночная инфраструктура: сущность, функции,

строение. //Экономика Украины №4//, 1998г.

[4] Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учеб. пособие. – К.: Вища

школа. – Знання,1998

[5] А. Гриценко, В. Соболев. Рыночная инфраструктура: сущность, функции,

строение. «Экономика Украины » №4, 1998г.

[6] Гриценко А. Структура рыночной трансформации инверсионного типа. «

Экономика Украины» №1, 1997 год.

[7] «Деловая неделя» №4, 1997,с.26, «Українська їнвестицїйна газета» №10,

1997год, с. 28-29.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.