реферат скачать
 

Информационный рынок

в 2005 году 5% (в 2004 году - 4,8%);

* Средний ежегодный прирост рынка информационных услуг составит 25,4%, а

его объем к 2009 году достигнет 5,8 млрд. долларов;

* Ежегодный прирост услуг по созданию решений для управления

информационно-технологической инфраструктурой в среднем составит

27,4%, их общий объем достигнет 1,3 млрд. долларов или 23% от всего

рынка информационных услуг.

Россия вошла в десятку стран, которые в ближайшие два года станут

основными поставщиками информационных продуктов и услуг.

Расходы западноевропейской промышленности на информационные технологии

составили 31,8 млрд. долларов в 2005 году. Средний совокупный ежегодный

рост к 2009 году прогнозируется на уровне 3,6% и достигнет 36,7 млрд.

долларов.

Одно из важных направлений рынка информационных услуг является реклама. В

данный момент в России идет монополизация рекламного рынка на телевиденье.

Большинство телеканалов заключило контракт с рекламным агентством «Видео

Интернешнл». «Видео Интернешнл» скупает рекламное время на телевиденье и

потом продает его заказчикам, при чем далеко не дешево. Из-за этого цены

на рекламу на телевиденье значительно выросли, и изменений пока не

предвидится. Поэтому производители ищут другие способы рекламирования

своего товара, я находят его в рекламе в газетах, на радио, на уличных

стендах, в Интернете. В ближайшем будущем реклама в Интернете создаст

сильную конкуренцию роликам на телевидении и радио. Согласно последним

изменениям, внесенным в Федеральный закон «О рекламе», ассортимент

рекламируемой продукции в СМИ резко ограничится. А Интернета эти изменения

не коснулись. Например, известному поисковику «Яндекс» реклама на его

сайте принесла в 2004 году 12,75 млн. долларов.

Всего рекламный рынок России составил в 2005 году 5 млрд. долларов, по

прогнозам в 2006 он составит 6,0 млрд. долларов, в 2007 - 7,1 млрд.

долларов, в 2008 - 8,3 млрд. долларов, в 2009 - 9,3 млрд. долларов, а в

2010 - 10,3 млрд. долларов. Распределение затрат на рекламу в 2005 году

составили: наружная реклама - 18%, рекламные издания - 10%, журналы - 12%,

газеты - 6%, радио - 6%, телевиденье - 47% и Интернет - 1%.

Еще одно приоритетное направление рынка информационных услуг это введение

систем управления предприятием. Такие системы как ERP (система управления

ресурсами предприятия) и SCM (система управления поставками) приобретают

все больший интерес особенно у крупных производителей. Проблемы по вводу

данных систем на Российских предприятиях состоят в том, что, во-первых -

для управления данной системой требуются хорошие специалисты, а во-вторых,

организации не всегда обращают внимание на оценку конкретных бизнес-выгод

от инвестиций в данные системы. И одна проблема зачастую порождает другую,

так как менеджеры не рассматривают информационно-технологичные проекты с

точки зрения приносимых ими ценности для бизнеса. Хотя в последнее время

появляются специалисты, которые подходят к данному вопросу с умом, т.е.

рассчитывают, на сколько выгодным будет введение какого-либо проекта на

данном предприятии.

3.2 Ценообразование на рынке информационных товаров и услуг

Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров

и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что

свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию

информационного сектора.

Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей

информационных товаров и услуг. В силу того что на информацию

и потребительский и производственный спрос, она является предметом как

индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную

массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не

индивидуальные пользователи.

В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый

производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товары

и услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка

данного продукта и т. д. Информационные службы часто делают ставку на

уникальность продукта. Например, на рынке баз данных многие из них не

имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня

цен.

Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств,

таких, как значимость, полезность, применяемость, полнота,

своевременность, доступность, форма подачи, достоверность, качество,

предполагаемого количества продаж и т. д. Это качественное разнообразие

информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования

на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за

новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т. е. всех доступных способов

придания гибкости ценам.

В последнее время потребители информационных технологий оценивают

европейских поставщиков ниже американских и азиатских по

конкурентоспособности цен, соотношению цены и качества и инновационности

решений. Покупатели информационных продуктов считают европейских

поставщиков менее привлекательными по ценовому показателю. Между тем 80%

заказчиков ожидают падения цен на информационные продукты и услуги в

период с 2006 по 2007 год.

Вообще очень сложно проследить какие-то общие положения формирования цены

на рынке информационных услуг. Сложности формирования цены информационного

продукта либо услуги, объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, стоимость информации и заключенных в ней знаний достаточно

трудно измерить количественно. В связи с этим сложно построить необходимые

для изучения и анализа рынка кривые спроса и предложения. Поскольку

ценность конкретного программного продукта можно измерить только после

применения его пользователем, то спрос на него будет зависеть от

представлений пользователя о полезности (ценности) приобретаемого

продукта. Данные представления характеризуются большим разнообразием,

поскольку часто основываются на отрывочных, неполных, а часто и

субъективных сведениях.

Во-вторых, трудность расчета издержек создания программных продуктов

связана с тем, что они являются, как правило, сопутствующим товаром и

предлагаются пользователям в рамках конкретной технологии реализации

нововведений, где происходит постепенное наполнение навыков и

практического опыта, представляющих особую ценность как для пользователей,

так и разработчиков. Одной из особенностей программных продуктов

коммерческой направленности является их создание не для внутреннего

применения, а для реализации на рынке. С этой точки зрения отношение к

товару-продукту не отличается от сбыта материальной продукции. Однако в

отличие от продажи материальной продукции, реализация информационной

продукции может быть затруднена в связи с техническими, организационными и

экономическими факторами, в том числе:

* неподготовленностью пользователей и их аппаратной и программной сред;

* отсутствием навыков в рекламировании и продаже программных продуктов;

* высокой первоначальной ценой продукта и отсутствием должного

сопровождения и др.

Как уже говорилось производство информации, в отличие от производства

материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами

на тиражирование. С этим возникает одна из самых больших проблем рынка

информационных услуг - это незаконное копирование и распространение

информации. Особенно это касается программного обеспечения. Уровень

контрафактной продукции достиг огромных масштабов. Большинство программ и

все игры для ПК имеют нелегальные копии и свободно распространяются в

магазинах. Например, какую-нибудь программу официально можно купить

предположим за 3000 рублей, а в соседнем магазине та же программа

продается за 100 рублей при чем еще с множеством других программ, и не

многим отличающихся по качеству. А это значит, компании теряют прибыль,

государство теряет налоги, и при всем при этом борьба ведется очень вяло,

хотя власти в последнее время стали уделять этой проблеме больше внимания.

3.3 Институциональная структура информационного рынка

Институциональная структура - это определенный упорядоченный набор

институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих

ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той

или иной системы координации хозяйственной деятельности. Для

информационного рынка такими институтами являются: правовая база

информационного рынка, специальности, связанные с информационным рынком,

образовательная база. Эти элементы показывают, что информационный рынок

укрепился на общей экономической картине мира.

Правовая база информационного рынка.

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос

о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и

имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов,

постановлений, законов, таких, как:

* \"Об информации, информатизации и защите информации\".

* \"Об авторском праве и смежных правах\".

* \"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных\".

* \"О правовой охране топологий интегральных схем\".

Рассмотрим основные положения закона \"Об информации, информатизации и

защите информации\", который является базовым юридическим документом,

открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных

актов для успешного развития информационного общества. С его помощью

удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном

рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба,

связанных с искажением, порчей, уничтожением \"персональной\" информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

* Общие положения.

* Информационные ресурсы.

* Пользование информационными ресурсами.

* Информация, информационные системы, технологии и средства их

обеспечения.

* Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов

и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в

сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое

стратегическое направление деятельности государства. Указано, что

государство должно заниматься формированием и реализацией единой

государственной научно-технической и промышленной политики в сфере

информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный

обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам

и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права

юридических и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное

решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения

по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в

двух аспектах:

* как материальный продукт , который можно покупать и продавать ;

* как интеллектуальный продукт , на который распространяется право

интеллектуальной собственности, авторское право .

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию.

Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы

формы, права и механизма реализации собственности на накопленные

информационные ресурсы и технологические достижения . Обеспечена защита

собственности в сфере информационных систем и технологий , что

способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов,

услуг, систем , технологий, средств их обеспечения .

Ввод действия закона , обеспечивает выполнение его положений гарантируют ,

что государство получит значительную экономию средств и необходимые

условия для более устойчивого развития экономики и построение

демократического общества в России.

Специальности.

У нас при рыночных условиях до сих пор нерыночные правила. Это отражается

и на рынке профессий. Люди дезориентированы. Они отдают немало лет учебе,

получают диплом специалиста, а потом либо не могут найти работу по

специальности, либо, найдя, не могут работать успешно, потому что не

соответствуют современным требованиям. Причина: наша образовательная

система ориентирована на подготовку эрудированных специалистов, но не на

формирование у них универсальной способности развития ресурсов,

востребованных на рынке труда. А ведь будущий клиент станет платить не за

научную степень, а за качество работы.

Так что, выйдя на рынок, и не определив правила игры на нем, проигрывает

все общество в целом. Гигантские человеческие ресурсы не используются, и

даже не ставится вопрос об этом. В отношениях к рынку профессий мы отстаем

даже от стран «третьего мира».

Россия входит в мировое информационное сообщество не бизнесом, а

образовательной сферой, поэтому в нашей стране появляются новые профессии

и специальности: «менеджер по информационным технологиям», «специалист по

управлению информационными ресурсами», «информационный менеджер» и пр.

Реальная потребность организаций, желающих войти в мировой бизнес (и

использующих для этого информационные технологии как средства поддержки),

порождает и будет порождать спрос на специалистов международного

стандарта.

По прогнозам развития рынка информационно-технологического персонала к

2010 году одних лишь технических навыков для специалиста будет уже

недостаточно. Как простым рабочим информационно-технологической сферы, так

и их руководителям нужно постоянно расширять свой профессиональный

кругозор. В 2010 году, как предполагают некоторые аналитики рынок

информационных услуг разделиться на четыре большие отрасли: технологии,

информация, процессы и отношения. И только лишь 60% из нынешних

специалистов смогут адаптироваться к новым бизнес условиям. Еще 10-15%

работников попадут под сокращение из-за повышающегося уровня

автоматизации.

Образование

Препятствием внедрению информационных технологий является низкий уровень

образования, не соответствующий требованиям к квалификации рабочей силы.

Так, даже в Японии в 80-е годы почти 2/3 промышленных рабочих не были

способны освоить новые информационные технологии и нуждались в

основательной переподготовке.

Недостаточность бюджетных средств, выделяемых в целях повышения качества

человеческого капитала, является еще одной преградой на пути развития

рынка информационных услуг. Именно вследствие несоответствующего новым

требованиям информационного общества уровня квалификации в развитых

странах с конца 90-х годов особое внимание стало уделяться государственной

реформе образования. Так, в ФРГ в 2000 г. в этой сфере создано 60 тыс.

новых рабочих мест. На обучение специалистов из бюджета было выделено

более 1 млрд. DM. В Японии государство выделяет средства на подключение

всех школ к Интернету. Уже в 2000 г. один ПК здесь приходился на двух

школьников (в ФРГ - на 10, в Москве - на 200). В США на эти цели из

бюджета выделены десятки миллиардов долларов.

Управление человеческими ресурсами становится основой конкурентной борьбы

между фирмами, конкурентоспособности в новой экономике. При этом все

большую ценность приобретает разнообразная информация и умение

использовать ее. В этой связи главной задачей обучения является освоение

навыков поиска и анализа информации. Данная работа требует высокого

уровня интеллекта не только у исполнителей, но, в первую очередь, у

менеджеров, отвечающих за подбор и расстановку специалистов, - менеджеров

по человеческим ресурсам.

Многие западные страны вынуждены импортировать «белые воротнички»

поскольку их вузы не могут обеспечить подготовку необходимого количества

высококвалифицированных специалистов. Поэтому необходимо всеми способами

возбуждать в молодых людях энтузиазм, чтобы они стремились получить

университетские дипломы.

4 Тенденции развития рынка информационных товаров и услуг

За последние 10-15 лет ряд стран (Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия,

Китай и другие) добились существенного развития отрасли ИТ за счет

ориентации на экспорт продуктов и услуг, а также привлечения международных

компаний, открывающих на их территории свои производственные,

научно-исследовательские или обслуживающие подразделения. Использование

такого подхода позволит обойтись относительно небольшими вложениями

государства, развить недостающие знания за счет зарубежного опыта, а также

за короткое время значительно улучшить имидж России как

высокотехнологичной страны.

При условии использования и развития своих конкурентных преимуществ Россия

может занять достойное место на международном рынке ИТ, увеличив объем

экспорта продуктов и услуг ИТ до 2010 года в несколько раз.

Однако только развития экспорта для решения задач удвоения ВВП и

ликвидации сырьевой зависимости российской экономики недостаточно.

Необходимо развивать внутренний рынок ИТ, стимулируя спрос населения,

внедрение информационных технологий в бизнес и в государственное

управление. Это позволит повысить производительность труда во всех

отраслях экономики и ускорить их темпы роста.

Государство создаст 10 национальных информационно-аналитических центров

для мониторинга основных направлений инновационной деятельности, в том

числе прогноза развития и оказания информационно-аналитических услуг для

органов управления всех уровней, Федеральное агентство по науке и

инновациям создает национальные информационно-аналитические центры.

Планируется, что их будет около десяти. Шесть из них будет

специализироваться в предметных областях, а остальные - в

инфраструктурных.

Все эти центры будут выполнять три основные задачи. Во-первых, очень важно

собрать информацию об уже имеющейся деятельности. В предметных и

инфраструктурных областях понять, кто и какими разработками занимается, в

каком направлении идет развитие, насколько достаточно то, что создано.

Во-вторых, центры займутся прогнозированием перспективных направлений

развития, что сегодня представляется крайне важным. И, в-третьих, такие

центры окажут информационно-аналитические услуги для всех уровней власти и

для среднего и крупного бизнеса тоже.

Таким образом, стимулирование развития внутреннего рынка и экспорта должны

рассматриваться как одинаково приоритетные направления. Такое параллельное

развитие позволит также преодолеть экономическую неэффективность

внутреннего рынка, приводящую к завышенным ценам на основные

информационно-технологичные продукты.

На этапе становления рынка информационных услуг рост каждого в отдельности

сегмента в значительной степени обеспечивает поддержку и стимулирует рост

других её. Таким образом, на нынешнем этапе развития рынка информационных

услуг в России формирование специфических стимулов для отдельных сегментов

рынка представляется преждевременным.

Соответственно, мероприятия по государственному стимулированию внутреннего

рынка информационных технологий целесообразно проводить для всего рынка в

целом. Например, программы повышения компьютерной грамотности населения в

целом приведут к росту спроса и на аппаратно-техническое, и программное

обеспечение, и на информационные услуги, а кроме того, повысят число

грамотных пользователей ИТ в бизнесе и в органах государственной власти,

что также будет способствовать росту спроса. Таким образом, для развития

внутреннего рынка необходимо, в первую очередь, стимулировать спрос, а

также устранить барьеры, препятствующие росту предложения.

Спрос предприятий на информационные технологии растет вместе с общим

ростом управленческой культуры и улучшением бизнес-климата. Рост

управленческой культуры приводит к тому, что предприятия начинают активно

искать возможности увеличения выручки и лучшего использования ресурсов,

чему и способствуют государственные проекты создания информационных

систем. В результате улучшения бизнес-климата предприятия охотнее

вкладывают средства в длительные инвестиционные проекты, какими обычно

являются информационно-технологичные проекты. Развитие экспорта

информационных продуктов и услуг из России

Данная Концепция предусматривает два основных направления увеличения

спроса:

* повышение конкурентоспособности российских компаний на экспортных

рынках и

* привлечение в Россию центров разработки программного обеспечения и

предоставления информационных услуг крупных зарубежных компаний.

Привлечение таких компаний должно рассматриваться не только как источник

повышения объема экспорта, но и как важный инструмент заимствования

Россией передового опыта в информационных технологиях и в управлении

процессами их разработки.

К перспективным относятся направления, в которых российские компании могут

эффективно использовать свои конкурентные преимущества: относительно

недорогие трудовые ресурсы, наличие высококвалифицированных специалистов с

опытом решения сложных нестандартных задач, близость к ряду экспортных

рынков. Исходя из этих преимуществ, наиболее перспективным направлением

является предоставление информационных услуг на экспорт в сегменте

разработки заказного программного обеспечения.

Перспективным направлением является также разработка встроенного

программного обеспечения и дизайн оборудования на базе собственных центров

зарубежных информационных компаний в России. Кроме того, есть некоторые

перспективы у прикладных и развлекательных программных приложений для

населения и мелкого бизнеса, где размер компании и барьеры для входа на

рынок не играют большой роли.

В развитии экспорта информационных товаров и услуг у России нет

значительных конкурентных преимуществ на мировом рынке. Кроме того, в этом

сегменте пришлось бы конкурировать с одной стороны, с крупными западными

компаниями, а с другой - с дешевыми производствами в Юго-Восточной Азии.

В качестве заказчиков работ по заказному программированию на первом этапе

будут превалировать информационные компании, работающие в сегментах с

уменьшающейся прибыльностью бизнеса - к таковым относятся системные

интеграторы, а также разработчики заказного программного обеспечения. В

соответствии с этой схемой работы, российские компании будут выступать в

качестве субподрядчиков при выполнении работ.

5 Заключение

Подведем итоги по рынку информационных услуг.

Рынок информационных продуктов услуг в общих чертах представляет собой

систему экономических, правовых и организационных отношений по торговле

информационными продуктами, номенклатура информационных продуктов и услуг,

условия и механизмы их предоставления, цены. Предметом продажи и обмена на

информационном рынке являются: информационные технологии и системы,

лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги,

информация и прочие виды информационных услуг. Потребители информационных

продуктов и услуг это юридические и физические лица. Поставщиками

информационных продуктов и услуг выступают:

* предприятия по производству вычислительной техники, средств передачи и

обработки информации;

* организации, занятые разработкой программного обеспечения , созданием,

хранением и эксплуатации баз данных;

* службы телекоммуникации, передачи и электронной обработки данных.

К функциям информационного рынка относится управление финансами и ведение

учета, управление кадрами, материально-техническое снабжение, организация

производства, маркетинговые исследования, лизинговые операции,

консультационное обслуживание, страхование имущества и информации,

организация службы информационной безопасности, сервисное обслуживание.

Вообще рынок информационных услуг один из самых новых и развивающихся.

Самой большой особенностью рынка информационных услуг это то, что он

оперирует информацией. А информация, как известно не исчезает при

потреблении и может быть использована неоднократно, при этом она

подвержена моральному износу. Еще производство информации обходится во

много раз дороже, чем ее тиражирование.

Рынок информационных услуг постоянно развивается и по прогнозам аналитиков

он только набирает обороты. С каждым годом он становится все больше и все

быстрее прогрессирует.

Библиографический список:

1. Леонид Рейман, министр … .— Эксперт.-№8,2006.—6стр.

2. Мовсесян, А. Современные тенденции становления информационного

общества в мировой экономике и России/А.Мовесян.- общество и

экономика.-2001.-№6.-с.32-46.

3. Костелье, М. Информационная эпоха: экономика, общество и

культура/М.Костелье.-М.: Дашков и Ко, 2000.-608с.

4. Власова, Л. Вперед и вверх это куда?/Л.Власова.-Экономика и

жизнь.-2006.-№10.-с.35.

5. Григорьева, С. Серость можно приструнить/С.Григорьева.-Экономика и

жизнь.-2006.-№10.-с.35.

6. Власова, Л. Все в парк! В технопарк/ Л.Власова.-Экономика и

жизнь.-2006.-№11.-с.34.

7. Григорьева, С. Управление ресурсами и безопасностью

ИТ/С.Григорьева.-Экономика и жизнь.-2006.-№11.-с.34.

8. КPMG: Европейские ИТ-продукты слишком дороги….-Секрет

фирмы.-2006.-№8.-с.68.

9. Серегин, М. Сужу по собственному опыту….-Секрет фирмы.-2006.-№8.-с.69.

10. Ваш CIO-транжира-Секрет фирмы.-2006.-№8.-с.68

11. Провоторова, Е. Единоросы устали от рекламы.-Секрет

фирмы.-2006.-№4.-с.11.

12. Попов, А. Апостериори бизнес-науки .— Эксперт сибирь.-№8,2006.—18стр.

13. Годин, В.В., Корнеев, И.К. Управление информационными ресурсами/В.В.

Годин, И.К. Корнеев.-Инфра,1999.-с.404.

14. Одесс, В. И др. Влияние информационных технологий на рыночную

инфраструктуру

Приложения.

Приложение 1: Сектора информационного рынка. 0x01 graphic

13

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.