реферат скачать
 

Инфляция и методы борьбы с ней

«неизбежного» темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о

неэффективности таргетирования.

И еще: неустойчивое общеэкономическое положение, внешнеэкономические

факторы, тесное интегрирование национальной системы хозяйства в мировую

экономику и многое другое - вот те причины, благодаря которым правительства

развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную

политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных

ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда Центральные

банки отступать от намеченных целей. Так, в 1978 году Центральный банк

Германии Бундесбанк - пошел на незапланированное понижение нормы процента,

что вызвало значительное увеличение денежной массы в обороте. В данном

случае банк руководствовался теми соображениями, что в условиях

значительного экономического роста, повышения курса марки к другим твердым

валютам и интенсивной германской экономической экспансии подобные меры были

бы полностью оправданы.

Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что значение

таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения

Центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и

наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать

решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким

образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость

проведения тех или иных изменений.

Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные

ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным

самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует

снижению инфляции. Безусловно, этот фактор возымеет действие только при

значительной степени доверия населения политике Центробанка и

правительства. Установление заранее невыполнимых целей - путь к усугублению

всех возникших проблем. Вообще, без веры жить трудно...

VI. Антиинфляционное регулирование

1. Мировой опыт борьбы с инфляцией.

Н

егативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают

правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.

Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной

массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых

разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ

стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три

общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного

кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает

налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако,

одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может

привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным

целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях

спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного

бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом

расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование

спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70-е годы,

может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают

правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в

экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное

регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству

Центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в

обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что

государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения

платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и

искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня

безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства

многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и

доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению

заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает

административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда

достигает объявленной цели.

2. Антиинфляция по-российски.

Н

еобходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции

зависит от конкретных экономических условий той или иной страны.

Становление рынка в нашей стране, в частности в значительной мере зависит

от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами

тотального или значительного административного контроля над ценами и

доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин,

негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности

экономики. Предложения по введению государственного заказа, обильному

инвестированию промышленности (за счет бюджетного дефицита), установлению

жесткого курса валюты и вообще твердых цен на все товары - вызывают

сомнения в нормальности их авторов. Странно, почему подобные мероприятия

практикуются сейчас на Украине. В любом случае, это наглядный пример всем

странам СНГ.

Опыт борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть

мероприятий основывается в основном на «книжных» примерах, тогда как успех

в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей

ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы - тот самый пресловутый

монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным

результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает

инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается

именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те,

обусловленные местом и временем явления.

Несмотря на «табу», установленное Российским правительством на

признание факта гиперинфляции она реально существует. Россия, несмотря на

всю ее неординарность и уникальность существует во вполне конкретном мире,

экономические процессы которого описаны сотни и тысячи раз. Учебники по

Экономике называют цифру гиперинфляции на уровне 50-200% в год. В России

темпы инфляции составили около 800% в год. Это - гиперинфляция, все

признаки совпадают. Попытки правительства апеллировать к «стабильному»

курсу доллара могут обмануть лишь обывателя.

Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место быть,

невозможно, так как они сильно переплетены между собой. В случае инфляции

издержек, цены растут по причине желания производителей продать свою

продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель

продукции стремится потратить деньги как можно скорее. Очевидно, что оба

эти случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов

считают, что, используя лишь один рычаг - регулятор денежной массы от

инфляции избавиться невозможно.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего

проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее

прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и

денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».

регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими

Центробанком.

обязательные денежные резервы коммерческих банков.

операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную

мощность по причине ее недостаточной «рыночности». Полноценный рынок ценных

бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а

соответственно Центральный банк не может воздействовать на денежную массу

через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы

включает в себя такие методы, как:

прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения

государством.

государственное регулирование цен.

государственное регулирование пределов заработной платы.

государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным

капиталом.

государственное регулирование валютного курса.

Практика прямого регулирования денежной массы широко распространена

на западе. В 60-х - 70-х годах США неоднократно замораживали цены на многие

товары. Полтора десятилетия после второй мировой войны понадобилось странам

западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция

полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф.

Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30-х путем жесточайшего

государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали

специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества.

Нормализация валютного курса является абсолютно необходимым для

прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых операций,

реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет

интервенций Центрального банка, следует сказать, что надежд на успех такой

политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет

скачкообразно - в некоторый момент Центробанк не имеет возможностей

сдерживать курс и как бы его «прорывает». В последнее время Центробанк

научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До

тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для

удовлетворения импорта и других текущих платежей, политика «игры на

понижение» обречена.

В целом, надо отметить, что реально в нашем сегодняшнем положении по

настоящему эффективны только прямые методы борьбы с инфляцией -

регулирование кредитов, цен и заработной платы, регулирование валютного

курса и внешней торговли. Однако подобные действия для правительства не

представляются возможными, они еще более пошатнули бы положение и так

потерпевшую поражение на выборах «правительственную» партию. Действия

правительства за последние полтора года заставляют его теперь метаться

между сдерживанием денежной эмиссии и раздачей кредитов после очередного

выступления промышленности.

Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия.

Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в России

сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам.

Дело в том, что в России, наряду с общими закономерностями, важнейшей

причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в

экономике, возникшую как следствие командно-административной системы.

Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного

времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП,

высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-

кредитной системы и другие особенности. Очевидно, что нарушение

народнохозяйственных пропорций невозможно устранить без определенной

структурной политики государства, осуществляемой даже прямыми

административными мерами, в частности, сокращением военного производства и

расходов, а также рационализацией производственных капиталовложений,

обильным финансированием за счет акционерных и частных капиталов, широким

привлечением иностранных инвестиций и сокращением бюджетного

финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру советской

экономики.

Все это важно дополнять мерами, которые ограничат денежную массу,

устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение валют,

а также созданием условий для здоровой конкуренции. В таком случае успех

будет достигнут.

VII. Заключение

П

ринципиально различаются два подхода к способам преодоления кризиса:

рыночный и коммунистический. Я убежден в том, что спад для экономики

периода реформ - дело абсолютно нормальное, на это указывает и весь мировой

опыт, и наш собственный времен 1920-х годов. Так же очевидно для меня, что

эти реформы были необходимы. Возвращение к командно-административной

системе (либо к политике доминирования административных методов ведения

хозяйства) просто невозможно.

Поэтому преодоление спада не может рассматриваться как вещь сама по

себе. Важно - к чему мы придем, что будет после. Для меня «построение»

рыночного, нормального, свободного государства - главная цель, и по

отношению к ней я сужу современных политиков и их программы.

Для достижения этой цели безусловный приоритет имеет, конечно,

финансовая стабилизация, и лишь в условиях сбалансированных финансов,

умеренной инфляции и положительных процентных ставок можно реабилитировать

накопления и сформировать инвестиционный капитал. Что же касается

«воздушных» централизованных капиталовложений, т.е. государственных

инвестиций, проводимых за счет увеличения бюджетного дефицита, то это лишь

усугубит проблемы: жить надо по средствам.

В оценке современного состояния нашей экономики существуют два

различных мнения: первое, что спад в производстве объясняется исключительно

структурной перестройкой экономики, и второе, что этот спад приобрел уже

тотальный характер. Никто не спорит с тем обстоятельством, что в

предперестроечный период никакого спада не наблюдалось, и в то же время

значительная часть произведенной продукции просто не востребовалась, то

есть, производилась зря. Однако если обратиться к опыту западных стран, то

можно убедиться, что там структурные изменения были ориентированы, прежде

всего, на модернизацию промышленности. В России же наряду со свертыванием

ряда «иррациональных» отраслей (больше всего, конечно, военное

производство) не наблюдается никаких надежд на начало процесса обновления

основного капитала промышленности.

Причины на это опять-таки две: во-первых, у государства для этого нет

средств, а частные и акционерные капиталы отпугиваются нерентабельностью

инвестиций и инфляцией. Если обратиться к мировому опыту и к собственной

истории времен НЭПа, то с источником денег там все вроде бы ясно.

Послевоенная Западная Европа получала помощь на восстановление индустрии от

Америки по плану Маршалла, сама Америка проводила индустриализацию на

деньги, вырученные от разработки месторождений техасской нефти и

клондайкского золота (не будучи при этом отягощенной грузом требующих

модернизации производств, как современная Россия). Нэповский нарком

Григорий Сокольников предельно четко видел источник финансирования

социалистической индустриализации: он, совершенно не стесняясь, использовал

ножницы цен на промышленную и сельскохозяйственную продукции и этим

оригинальным способом откачивал средства из села. Кроме того, Сокольников

весьма избирательно подходил к своей собственной финансовой стабилизации:

твердым червонцем тогда расплачивались отнюдь не со всеми, ведь параллельно

с червонцем какое-то время широко эмитировали и старые дензнаки. Это

значит, что и бюджетный дефицит эксплуатировался без излишней деликатности.

Вторая причина - даже если правительству удастся добиться финансовой

стабилизации, не обязательно это приведет к модернизации промышленности,

так как при нынешнем уровне спада в машиностроении, которое и является ее

источником, мы можем в недалеком будущем оказаться со стабильными

финансами, но без машин. И в то же время при нынешнем состоянии экономики

протекционизм применительно к внутренним товаропроизводителям абсолютно

бесполезен - а по отношению к потребителю просто опасен. Защита внутреннего

рынка хороша тогда, когда в народном хозяйстве страны развертываются какие-

то инвестиционные проекты, намечается рост производства. Этого ничего не

наблюдается, и при настоящем спаде увеличение импортных тарифов приведет

лишь к оскуднению и без того небогатого рынка и укрепит монополию многих

отечественных неконкурентоспособных, а подчас и просто нерентабельных

(обанкротившихся) предприятий.

Итак, не все так чудесно. Остается надеяться, что выход будет найден и

что новое поколение политиков будет действительно новым по отношению к этим

проблемам. Инфляция используется государством для покрытия

непроизводительных государственных расходов и финансирования затрат

предпринимателей в целях стимулирования деловой активности. Она обостряет

социально-классовые противоречия, а при высоком уровне ее развития приводит

в расстройство весь процесс капиталистического производства, в результате

чего становится необходимым проведение денежной реформы и стабилизация

валюты. В России уже создана национальная валюта. Если правительство будет

пользоваться богатым теоретическим и практическим багажом знаний по

финансовой стабилизации, а есть основания предполагать, что оно будет, то

таковая стабилизация будет достигнута, и все мы заживем счастливо.

VIII. СПИСОК Используемой ЛИТЕРАТУРЫ:

Периодические издания:

1. «Деньги и кредит» №5/1993г.

1. The Economist

1. Финансовые известия

1. Financial Times

1. КоммерсантЪ - Daily

1. КоммерсантЪ

1. «Вопросы экономики» 12/1991г «Коммерческие банки и Центральный банк в

рыночной экономике»

1. Кучукова Н.С. «Поиск стратегии обеспечения финансовой «стабильности»

«Российский экономический журнал» №11/1992г.

Учебники и учебные пособия:

1. «Экономикс-принципы, проблемы, политика» Р. Макконел, С.Л. Брю

2. «Экономикс» реферат-дайжест учебника Р. Макконел, С.Л. Брю

3. «Экономика» П. Самуэльсон

4. «Экономика» С.Фишер Р.Дорнбуш Р. Шмалензи

5. «Курс экономической теории» Киров-1993г.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Архангельский государственный

технический университет

Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Контрольная работа № 1

Тема: Инфляция и антиинфляционное регулирование

Выполнил студент

Тищенко Д.А. 97-ИЭ-28

Проверил преподаватель

1998

-----------------------

[1] Большая советская энциклопедия

[2] Язык рынка - словарь. М.:Росс,1992

[3] Словарь банковско-биржевой лексики. М.:МаксОР,1992

[4] Цит. по «Российский экономический журнал» №11/1992г. В. Крылов

«Проблемы регулирования денежной массы (на примере Германии)».

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.