реферат скачать
 

Инфляция и методы борьбы с ней

среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного

банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со

стабильными ценами.

В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и

услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара.

Существуют и другие виды классификации инфляции, например, на

ожидаемую и неожидаемую.

Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени,

и она зачастую является прямым результатом действий правительства. В

качестве примера можно привести либерализацию цен в России 92-го года и

соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ

накануне - в декабре 91-го года.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что

негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В

случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет

резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и

искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в

прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности

правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут

подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен

происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то

возникает так называемый «эффект Пигу» - резкое падение спроса у населения

в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса, производитель

становится вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия.

III. Экономические и социальные последствия инфляции

Э

ти последствия сложны и разнообразны. Небольшие темпы инфляции содействуют

временному оживлению конъюнктуры посредством росту цен и нормы прибыли. По

мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальное препятствие для

производства и обостряет экономическую и социальную напряженность в

обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует производство, наносит

серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической

политики. Также неравномерный рост цен усиливает диспропорции между

отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет

проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Галопирующая инфляция

активизирует спрос до уровня, на котором он не может быть насыщен

промышленностью, а товарный дефицит, в свою очередь, подрывает стимулы к

денежному накоплению. Сбережения населения обесцениваются, потери несут

банки и другие кредитующие учреждения. Инфляция является как бы

сверхналогом на население, а как следствие - отставание доходов населения

от беспрерывно растущих цен.

IV. Кривая Филлипса

И

нфляция оказывает сильное воздействие на занятость. В 1958 году английский

экономист А. Филлипс предложил графическую модель инфляции спроса,

выражающую такое воздействие. Используя в своей работе данные английской

статистики за 1861-гг. он построил кривую, наглядно показывающую обратную

зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы.

По кривой А. Филлипс установил, что увеличение безработицы в Англии сверх

2.5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Филлипс

сделал вывод, что правительство может использовать увеличение инфляции для

борьбы с безработицей. Позднее этот вывод теоретически аргументировал

экономист Р. Липси.

Кривая Филлипса показывает обратную взаимосвязь между темпами инфляции

и нормой безработицы. Чем выше темп инфляции, тем ниже уровень безработицы.

Также была создана модификация кривой Филлипса для разработок

экономической политики. Эту работу проделали американские экономисты Р.

Солоу и известный большинству студентов по одному из учебников П.

Самуэльсон. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп

роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным

рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и

производства и определенной стабильностью цен.

Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 (ему

соответствует темп роста цен P1) в стране как чрезвычайно высокий, то для

его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия

стимулирующие спрос. Это приводит к расширению производства и созданию

новых рабочих мест. Норма безработицы снижается до уровня u2, но

одновременно темпы инфляции возрастают до P2. Такие манипуляции могут

вызвать «перегрев» экономики и как следствие кризисные явления. Такая

ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить

расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных

действий правительства уровень цен снизится до уровня P3, а безработица

возрастет и ее норма составит u3.

Неоднократная практика экономического регулирования показала, что

этот метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в

долгосрочном плане (5-лет) несмотря на высокий уровень безработицы,

инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств.

Среди этих обстоятельств необходимо выделить политику совокупного спроса.

Стремление правительства ценой инфляции «купить» более низкий уровень

безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих агентов удается

создать так называемые «ложные ожидания»: а попросту - обмануть. Так,

работающие по найму, наблюдая рост ставок номинальной заработной платы,

увеличивают предложение труда. И тогда ставок заработной платы по концепции

Филлипса увеличивают предложения труда. Однако со временем работники

распознают, что на все возрастающую заработную плату можно приобрести все

меньше товаров и услуг. Иллюзиям приходит конец - работающие по найму не

намереваются более увеличивать предложение вслед за увеличением заработной

платы. Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60-е года

американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность

борьбы с безработицей путем «накачивания" совокупного спроса инфляционными

мероприятиями. Ведь в момент, когда население преодолевает свои ложные

ожидания, трезво оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно

повышению покупательной способности их заработной платы, тогда инфляция

будет сопровождаться не ростом предложения труда, а наоборот - его

сокращением - т.е. растущей безработицей.

Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с

безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая

не работает при неожиданных потрясениях - темп инфляции возрастает также

неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами,

соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных

периодов времени. Переливание безработицы в инфляцию по этому методу опасно

для экономики из-за непредсказуемых последствий, вследствие этой негативной

черты ‘компромисса между инфляцией и безработицей’ правительства

большинства западных стран, в том числе США и Англии перешли к теории

естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.

Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень

инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный

уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с

учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить,

что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и

снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает

своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует

довольно-таки важный недостаток: при достижении естественного уровня

безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции

усиливаться - ее темпы не могут быстро сократиться. Также необходимо

заметить, что естественный уровень безработицы не всегда является социально

приемлемым.

V. Центральный банк и инфляция

1. Роль ЦБ во время инфляции.

В

условиях системы металлического обращения происходило стихийно-рыночное

саморегулирование количества денег в обращении. Сама природа металлических

денег (золотых и серебряных попытки увеличить эмиссию чеканкой медных денег

по цене серебряных, конечно, предпринимались) исключает возможность

увеличения денежной массы для покрытия государственных расходов за счет

бюджетного дефицита. Ликвидация свободного размена банкнот на золото по

номиналу в условиях резкого развития банковско-кредитной системы привели к

тому, что чисто рыночный механизм перестает регулировать объем денежной

массы.

Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность

денежной системы государства - непременное условие нормального

функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного

обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов,

экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании

нового механизма государственного контроля за количеством денег.

Значительное место в государственном регулировании денежного обращения

принадлежит Центральному банку в силу его ключевого положения в

национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по

контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на

денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах

коммерческих банков в Центральном банке) через предоставление своих

ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке,

рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности -

непосредственный путь к достижению желаемых результатов. Возложенную на

него функцию контроля за денежным обращением Центральный банк может

осуществлять в нескольких формах.

Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить,

что для эффективного выполнения Центральным банком своих задач необходимо

исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других

государственных структур для осуществления своей политики или ведения

других операций, так как подобное вмешательство может вызвать

бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем

большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном,

Федеральном резервном, др. - от названия не меняется сущность) банке,

устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и

парламента. Но, естественно, мероприятия Центробанка проводятся по

согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.

Во-вторых, Центральный банк осуществляет косвенный контроль над

денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных

обязательных резервов на счетах в Центральном банке для коммерческих

банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам

депозитов и кредитных институтов.

Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком

термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в

наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается

Центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на

долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве

залога). Таким образом, Центральный банк выступает в роли «последнего

кредитора в критической ситуации». Эта операция позволяет коммерческим

банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.

Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента, прежде всего,

расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны

частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и

услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть

оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому

увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению

ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как

конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.

Для регулирования совокупной ликвидности Центральный банк в

соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы

процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое

финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя

операции на открытом рынке.

Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет

варьироваться в зависимости от соотношения предложения и спроса на

кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во

многом зависит от общего развития производства, конъюнктурного колебания

цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических

факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые

результаты лишь в долгосрочном плане.

В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого

уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что

долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут

колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает

количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов

лишь частично ее уменьшает.

В целом можно сказать, что влияние Центрального банка значительно, но

отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию

инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные

отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни

страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей

Центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного

действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение

минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно

в условиях олигополистической структуры рынка, может привести к сокращению

инвестиций и объемов производства.

Тем не менее, повышение регулирующей роли Центрального банка важная

предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую

самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно

закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает

нагнетание денежного обращения в стране, в то же время, обеспечив

согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой

правительством.

В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений,

слабости денежной и кредитно-финансовой системы Центральный банк неизбежно

будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и

только в перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе

через установление целевых ориентиров, на чем, кстати, надо остановиться

подробнее.

2. Таргетирование.

Т

аргетирование - установление Центральным банком целевых ориентиров прироста

денежной массы. Фридмен, один из апостолов современного монетаризма,

например, принимал величину темпа роста денежной массы в 4% в год за

оптимальную, так как при таком росте, по его мнению, одновременно

сохраняется стабильность покупательной способности денег и обеспечивается

экономический рост при высоком уровне занятости.

Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - Центральный банк

Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой

области. К настоящему времени подобная практика распространилась на

большинство экономически развитых стран.

В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности,

официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо

устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или

нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо

применяется так называемая «вилка» - устанавливаются верхний и нижний

допустимый предел.

Использование «вилки» объясняется рядом объективных причин, в том

числе краткосрочным изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим

воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной

массы. Широкая «вилка» в 3% (которую применял, например, тот же Бундесбанк

в 1979-1983 и 1986-1988 годах)[4] говорит об увеличении степени

неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы.

Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним

пределами темпа роста денежной массы, Центральный банк сознательно создает

большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая

доверия к своей политике управления денежным обращением.

Надо, кстати, сказать, что сторонники монетаризма в экономической

теории утверждали, что Центральный банк не должен ни в коем случае

отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные

колебания конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Но рецепты

стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде не были

восприняты буквально. Следуя в общем в русле этого экономического учения,

Центральные банки на практике проводили меры, от него отклоняющиеся или

даже просто ему обратные, ибо главной целью своей деятельности видели не

доказательство верности или ложности той или иной теории, а удовлетворение

национальных интересов и благосостояние своей страны.

Поэтому, несмотря на рецепты монетаристов, Центральные банки при

установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания

конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. В течение года банк

объявлял, какой именно из границ «вилки» он будет придерживаться.

Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно

отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно

потому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег,

Центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.