реферат скачать
 

Инфляция

ничего не стоит. Это является огромным искушением для тех, кто обладает

правом создавать деньги. Личный интерес каждого, кто создает

«нематериальные» деньги, - создавать их все больше и больше; для денег нет

предела насыщения, для них нет перепроизводства. Правда, продолжил В.

Новожилов, при избытке деньги обесцениваются, но зато они и ничего не

стоят. И если все народное хозяйство в целом от избытка денег не

выигрывает, то эмитент получает вполне реальное приращение богатства,

источником которого является ущерб тех, кто находится далеко от эмиссии.

4. Типы и виды инфляции

Различают открытую и подавленную инфляцию. Первая

проявляется в росте цен, вторая – в исчезновении товаров.

Открытая инфляция не разрушает механизма рынка:

одновременно с ростом цен на одних рынках наблюдается их снижение на

других. Это объясняется тем, что механизмы рынка продолжают работать,

посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют

расширение производства и предложения. Следовательно, борьба с открытой

инфляцией является сложным, но не безнадежным делом.

Подавленная инфляция возникает, если макроэкономическое

равновесие спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен.

Это случается, когда государство, обеспокоенное инфляционным неравновесием

рынков, обращает внимание не на породившие его причины, а на последствия.

Вместо того чтобы систематически заниматься профилактикой инфляции и при

необходимости демонтировать ее механизмы, оно пытается подавить ее

проявления. Например, временно замораживаются цены и доходы,

устанавливаются верхние пределы их роста и т.д. Иногда государство ставит

задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп

роста производительности труда.

Механизм подавленной инфляции связан с неизбежным

возникновением разрыва между административно установленными и более

высокими рыночными ценами. Проявляется дефицит, покупатели в поисках

нужного товара переплачивают торговцам. Начинается перемещение товарных

масс из официальной экономики в теневую. Образуется как бы «дыра», в

которую проваливаются товары. Любые попытки закрыть ее с помощью

правоохранительных органов, общественного контроля и т.п. в лучшем случае

приводят к временному выправлению ситуации, но не могут сломать

инфляционный механизм. Не удается это сделать и путем административного

повышения цен, ибо если в этом случае спрос немного снижается, то

противоинфляционные выплаты вновь поднимают его, и неравновесие

восстанавливается. В результате хронический дефицит в государственном

секторе сопровождается процветанием теневой экономики, перепродающей товары

по ценам, близким к ценам равновесия.

Для классификации открытой инфляции применяют следующие

критерии:

- темп роста цен;

- степень расхождения роста цен по различным товарным группам;

- ожидаемость и предсказуемость инфляции.

С позиции первого критерия можно выделить следующие виды

инфляции:

1. Умеренная, или ползучая, когда годовой прирост цен составляет 5-10%,

стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в

номинальных ценах. Такого рода инфляция присуща большинству стран с

развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

2. Галопирующая. Цены растут на 20-200% в год, деньги ускоренно

материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен. В отличии

от ползучей она трудноуправляемая. Такие высокие темпы в 80-х годах

наблюдались, к примеру, в ряде стран Латинской Америки, некоторых странах

Южной Азии. По данным Госкомстата России, индекс потребительских цен в

нашей стране в 1992 г. поднялся до 2610%. Высокий и неравномерный рост

цен сохранялся и в последующие годы (1993-1995гг.).

Галопирующий рост цен не имеет строго обозначенных

количественных параметров. Инфляционные процессы проявляют себя не

одинаково в странах с различным уровнем развития, разной социально-

экономической структурой, с несхожим механизмом регулирования ценовых

процессов. В послевоенный период капитализм пережил две большие волны

инфляции: при переходе от военной экономики к экономике рыночного типа

(1945-1952гг.) и под воздействием «нефтяных шоков», резко перетряхнувших

всю структуру мировых и внутренних цен (1974-1981гг.). Но западным странам

удалось утихомирить инфляционные процессы, используя различные методы

антиинфляционного регулирования. Для небольших стран, например Швеции,

важно было избежать «импортируемой инфляции» , для чего использовалось

повышение курса национальной валюты. Другие страны, например США, ФРГ,

прибегали к методам сдерживания инфляции посредством денежно-кредитной

финансовой политики.

3. Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж –

ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а

годовой выражается четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции

состоит в тои, что она становится практически неуправляемой; обычные

функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не

действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается

бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или

притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но

нет однозначного представления о том, как именно бороться с

гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые

рецепты.

Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен,

владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В

результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь

те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений

(недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под

давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция

начинает кормить сама себя.

Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся

в Германии, ряде других стран после Первой мировой войны. В Германии в 1923

г. уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными

числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение

дня цены на продукты повышались неоднократно. В России количество денег в

обращении выросло с 27 млрд. в январе 1918г. до 219 трлн 845 млрд к декабрю

1921г. Эмиссия привела к падению покупательной способности рубля в 10 млн.

раз.

В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают

резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются.

Владельцы предприятий не знают, какую цену на товары назначить. А

потребители не знают, какую цену платить. Поставщики сырья хотят получить

реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги. Кредиторы стараются

избегать своих должников, чтобы не получать возвращенный долг в дешевых

деньгах. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в

качестве меры стоимости и средства обмена. Производство и обмен со скрипом

двигаются к остановке и в конечном итоге может наступить экономический,

социальный, и возможно, политический хаос. Гиперинфляция ускоряет

финансовый крах, наступают депрессия и общественно - политические

беспорядки. Она обычно связана с неразумной политикой правительства.

С позиции второго критерия выделяют два вида инфляции:

1. Сбалансированная инфляция: цены различных товарных групп относительно

друг друга не изменены.

2. Несбалансированная инфляция: соотношение цен товарных групп изменяется

в разной степени.

С позиции третьего критерия выделяют ожидаемую и

неожидаемую инфляцию. Фактор ожидаемости сказывается на последствиях

инфляции. Если фирмы и население знают, что в следующем году цены вырастут

в 5 раз, что в условиях идеального рынка они в следующем году повысят цены

в 5 раз, и никто от ожидаемой инфляции не пострадает. А в случае

неожидаемой инфляции рост цен даже на 10% сильно ухудшит экономическую

ситуацию.

В экономической литературе выделяют также налоговую

инфляцию. К ней могут привести неверные действия государства в налоговой

сфере налогообложения. Прежде всего имеются в виду ставки налога на

прибыль. Когда они становятся непомерно высокими, начинается торможение

роста производства и продаж. Предприниматели, у которых налоги отбирают в

бюджет заметную часть прибыли, сталкиваются с нарастающими трудностями при

финансировании капиталовложений. Более того, все чаще возникают ситуации,

когда прибыль, остающуюся после уплаты налогов, выгоднее вложить в банк в

расчете на процент, нежели потратить на приобретение новой технологии,

машин, оборудования и т.п. У предпринимателей ослабевает склонность к

инвестированию, пропадает заинтересованность в развитии бизнеса,

результатами которого воспользуется не столько он, сколько государство.

При таком развитии событий расхождение между

инфляционным спросом и предложением возрастает. Кроме того, на

непродуманные действия государства, закручивающего налоговые тиски,

предприниматели отвечают повышением цены. В совокупности перечисленные

эффекты дают очертания механизма налоговой инфляции.

Государству следует учитывать инфляцию ценовой накидки.,

если оно намечает осуществить крупномасштабную организационную перестройку

экономики. У предпринимателей ест все основания опасаться , что

реорганизация выразится в посягательствах на часть прибыли, новых

инструкциях, непредвиденных финансовых санкциях, изменении правил контроля

и т.д. Поскольку все это ведет к росту издержек, размеры которых заранее

предугадать нельзя, предприниматели идут на заблаговременное повышение цен

(ценовая накидка), надеясь таким способом компенсировать будущие убытки.

Экономисты выделяют также инфляцию спроса и инфляцию

предложения.

Инфляция спроса. Традиционно изменения в уровне цен

объясняются избыточным совокупным спросом. Это ситуация, когда производится

много не востребованного продукта и возникает и товарное изобилие,

производство которого неоправданно деньгами и при этом данное производство

подкреплено законодательной базой.

В этой ситуации у производителей накапливается максимум

не ликвидируемого продукта, а потребителей накапливается не ликвидированные

деньги, из-за чего возникает товарный дефицит и именно он является причиной

инфляции и спроса.

Экономика может попытаться тратить больше, чем она

способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на

этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что

все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому избыточный спрос

приводит к завершенным ценам на постоянный реальный объем продукции и

вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной

фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством

товаров». Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны была

характерна для 70-80-х годов.

В условиях рыночной экономики рост цен создает возможность

для прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают

дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого

падает, что способствует повышению заработной платы, а следовательно,

дальнейшему росту спроса и повышению цен.

Инфляция предложения как правило вытекает из инфляции

спроса. Это инфляция, вызванная ростом издержек производства или

уменьшением совокупного предложения.

При инфляции предложения складывается ситуация, когда

необходимо полностью переорганизация производства, которая требует больших

инвестиций. В результате чего происходит повышение себестоимости продукции,

затем возрастают цены. Все это происходит повсеместно. Следовательно

возрастает уровень жизни (повышение заработной платы). Чтобы удовлетворить

требования проводится эмиссия, которая влечет за собой повышение

себестоимости товара.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет

рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на

единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике

сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при

существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и

услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь

повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме взвинчивают цены,

издержки, а не спрос, как это происходит при инфляции спроса.

Инфляция спроса называется также инфляцией издержек, так

как она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства.

5. Последствия инфляции

В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым

атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не

просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что

незначительная по размерам инфляция (ежегодное повышение цен составляет 3-

4%), сопровождается соответствующим ростом денежной массы, способна

стимулировать производство. При этом расширение производства будет тем

значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост

массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует

активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства

приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при

более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются

денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост

цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а

прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование,

наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении

оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их

номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях «инфляционных ожиданий» предприниматели

стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста

цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать

потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики,

посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит,

если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост

цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн. руб., дебитор должен вернуть

через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время

покупательная способность рубля упадет в двое, то сумма, которая будет

возвращена банку, по своей реальной покупательской способности окажется

наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная

инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов

испытывают трудности с планированием доходов и расходов, в результате чего

экономическая деятельность тяготеет к наиболее доходным и быстроокупаемым

видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным.

Длительная трехзначная инфляция ведет вообще к

постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов

экономики, в результате чего проигрывают почти все экономические агенты.

Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности,

подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Особенно в

условиях существенного роста цен усиливает социальную дифференциацию

населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит в том, что она

сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются,

частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение

между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону

потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели.

Инфляция ослабляет позиции властных структур.

Стремление государственных органов получить посредством эмиссии

дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием

рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в

целях увеличения заработков, получение дополнительных льгот и субсидий.

Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым

правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском

рынке, в производстве принимает довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов

относится:

- снижение реальных доходов населения(при неравномерном росте номинальных

доходов);

- обеспечение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как

правило не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

- потеря у производителей заинтересованности в создании качественных

товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается

производство относительно дешевых товаров);

- усиление диспропорции между производством промышленной и

сельскохохяйственной продукции,

- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения

заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие,

- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп

с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы

формируются за счет госбюджета).

6. Регулирование инфляции

Одним из сложнейших вопросов экономической политики

является управление инфляцией. Способы управления ею не однозначны,

противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения

такой политики может быть весьма узок: с одной стороны требует сдерживать

раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны необходимо

поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка

товарами.

Управление инфляцией предполагает использование

комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со

стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемая в

странах запада различаются в зависимости от характера и уровня инфляции,

особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

В целом в индустриально развитых странах (в частности, США, и большинстве

стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после военной

стабилизации) удается удерживать в узких пределах..

Как же остановить инфляцию?

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, необходимо

определить, какие именно действия государства отнести к антиинфляционным и

какую инфляцию оно способно победить.

Как показывает практика, бороться можно только с

открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому

первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в

переключении государства на открытый ее тип.

Решая проблему с инфляцией следует уяснить два

момента:

- рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, инфляционная по

своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с

инфляцией – значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу.

Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении

инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень –

достаточно умеренным;

- борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некоей программы, после

окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна

не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по

своему значению социальной или научно-технической.

Антиинфляционную политику государства можно условно

подразделить на две части: на стратегию и на тактику. Стратегия

предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную

перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.

Мировая практика знает немало эффективных методов,

использовав которые, можно успешно бороться с инфляцией.

В стратегическом плане ПЕРВАЯ и важнейшая задача

инфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных

ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической

системы, избавив их от страха перед обесцениванием сбережений,

предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным

подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания

скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайней мере два

условия. Первое – всемерно укреплялись механизмы рыночной системы:

ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции; поощрялся

малый бизнес; проводилась либерализация цен; осуществлялся контроль за

состоянием рынков и своевременно пресекались факты монополистического

поведения субъектов хозяйствования и др. Второе – существовало

правительство, непоколебимо придерживающееся курса на постепенное

искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшееся доверием большинства

населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если

правительство ставит перед собой вполне определенные, практически

осуществимые инфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом

граждан и неуклонно добивается их решения.

ДРУГИМ неотъемлемым компонентом стратегической

антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная

политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на

ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из

долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции,

который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать.

Поступая так, государство налаживает снабжение экономики минимально

необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный

материал, основное значение которого состоит в обеспечении поступательного

развития рыночной системы.

Для того чтобы денежная политика была действительно

антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение

продолжительного времени вне зависимости от состояния бюджета,

интенсивности капиталовложений, уровня безработицы. Должна быть ограничена

любая деятельность государства, связанная с изменением денежной массы.

Режим жестких денежных ограничений относится к

разряду сильнодействующих регуляторов экономики. Стоит только денежным

ограничениям хотя бы как-то стабилизировать темп роста цен, как тут же

начинают меняться инфляционные ожидания. Чем слабее эти ожидания, тем

больше склонность людей к сбережениям. Расширение объема сбережений

позволяет государству решать бюджетные проблемы все меньше, прибегая к

займам в Центральном банке. Таким образом, реализация долгосрочной денежной

политики представляет собой самоусиливающийся процесс антиинфляционного

регулирования.

ТРЕТЬЯ задача антиинфляционной политики государства –

сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К

решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и

уменьшая расходы государства.

Решая эту проблему, следует заметить, что увеличение

доходов бюджета путем налогового пресса может принести лишь сиюминутный

результат, а в долгосрочном плане такая политика оборачивается подрывом

стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а

следовательно, и сокращением поступлений в государственный бюджет. Поэтому

верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом,

состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше

ей давать из государственной казны.

ЧЕТВЕРТАЯ задача антиинфляционной политики – свести к

минимуму воздействие на национальную экономику внешних инфляционных

факторов, и особенно тех, что связаны с перемещением через границу

спекулятивных краткосрочных капиталов.

Поскольку движение капиталов получает концентрированное

выражение в сальдо платежного баланса, то необходимо снять с него

инфляционный эффект, т.е. вести внешнеэкономическую деятельность таким

образом, чтобы сальдо платежного баланса было положительным, а поступающие

валютные средства не трансформировались в национальную валюту как источник

краткосрочных кредитов.

Таковы основные направления антиинфляционной политики

государства, рассчитанные на длительную перспективу.

Методы краткосрочной антиинфляционной политики не

рассчитаны на устранение причин инфляции. Они большей частью носят

чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы на время умерить

инфляционные напряжение.

Поскольку инфляция проявляется в темпах роста цен,

обусловленных разрывом между спросом и предложением, то инфляционная

тактика может дать максимальный результат лишь тогда, когда поможет

нарастить предложение товаров и услуг, либо будет способствовать снижению

текущего спроса. В этом плане государство применяет такие меры, как:

- проведение разумной приватизации государственной собственности,

- массированный импорт потребительских товаров и частичная реализация

государственных стратегических запасов,

- установление повышенных процентных ставок по срочным вкладам с целью

ограничить текущий спрос,

- и другие методы.

Правильно применяемые долгосрочные и краткосрочные методы

воздействия на инфляцию приносят желаемые результаты. Однако следует

заметить, что антиинфляционная политика государства не ограничивается лишь

монетарной политикой. Она включает также фискальную, внешнеторговую и

валютную политику.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях

реформирования централизованной экономики предполагает использование как

апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее

причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести

речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями,

противоречиями переходного периода.

Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других

странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое

укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не

оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось

далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизованно

управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на

беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в

целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось

необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным

оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае

затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода

консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного

реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России (на начальном этапе

экономической реформы) можно выделить следующие особенности хозяйственной

ситуации.

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной

среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее

в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между

производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации

цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не

работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном

положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли,

которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок:

легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не

всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского

спроса.

3. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр

валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды –

материальные и финансовые.

Результативность макроэкономической политики зависит от

последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов.

Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается

бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем

должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится

сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу

социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые,

трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные

ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации

доходов.

Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают

об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности

применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это во-

первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма

осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию темпов

инфляции.

Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный

механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой

проблемы предполагает достижение политической стабильности и

договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без

этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и

рекомендации не способны дать желаемого результата.

Заключение

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных

и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и

экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение

покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного

регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных

преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляции

бывает весьма различной. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как

прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной

эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен

оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций

государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в

экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и

предложением, производством товаров потребления и средств производства,

накоплением и потреблением. В итоге процесс инфляции(в различных его

проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически

неизбежный характер.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может

рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма.

Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и

достаточно широко используются методы ограничения и регулирования

инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной

Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в России и других странах,

осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный

процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию

поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной

сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо

внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная

масса в обращении).

Управление инфляцией предоставляет важнейшую проблему

денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо

учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. При всей

значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия

денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных

мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства,

совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры,

повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной

деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие

инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно

проводимых в жизнь.

Инфляция – весьма распространенный экономический

недуг, от которого в последние десятилетия пострадали многие развитые

страны. Справиться с нею можно, о чем свидетельствует мировая практика. Это

вселяет надежду, что и в отечественной экономике удастся обуздать инфляцию,

которая десятилетиями пребывала в подавленном состоянии, а с переходом к

открытому типу протекает в острых формах.

Список используемой литературы:

1. Под редакцией А.С. Булатова «Экономика»

Издательство «БЕК» , Москва, 1999 г.

2.Н.М. Зубко «Экономическая теория»

Издательство «НТЦ АПИ», Минск, 1998 г.

3.Под редакцией Г.П. Журавлевой «Вводный курс по экономической теории»

Издательство «ИНФРА-М» , Москва , 1997 г.

4. М.К. Бункина, В.А. Семенов «Макроэкономика»

Издательство АО «ДИС», Москва, 1996 г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.