реферат скачать
 

Инфляция

резкое падение реальной величины собранных налогов, что увеличивает

бюджетный дефицит или требует нового сокращения государственных расходов

только для сохранения прежнего уровня дефицита. Дело в том, что в

начислении и в

уплате налогов существуют запаздывания. В России, например, население

уплачивает налоги за прошлый год в середине следующего года. Если цены

возросли за это время в 10 раз, то реальная стоимость налогов соответствует

лишь одной десятой той, какой она должна быть при отсутствии лага.

Такое влияние инфляции на реальную стоимость налоговых поступлений

называют "эффектом Танзи-Оливера" - желая увеличить инфляционный налог,

государство увеличивает эмиссию денег, что, как мы видели в предыдущем

параграфе, приводит к ускорению темпов инфляции. Величина реальной денежной

базы, которую население держит в наличии, становится все меньше по мере

того, как оно пытается избежать инфляционного налога, а государство

печатает деньги все быстрее, пытаясь покрыть свои расходы. Постоянный темп

инфляции исчезает, и она вступает в режим самоускорения. Кредиторы более не

хотят финансировать государственный дефицит, и государство приступает к

печатанию денег.

Опыт показывает, что для возникновения гиперинфляции устойчивый

дефицит, финансируемый за счет эмиссии, составляет примерно 10-12% ВВП. Но

даже при таком дефиците гиперинфляция не наступает сразу после перехода к

эмиссионному финансированию. Постепенно домашние хозяйства пересматривают

свои инфляционные ожидания в сторону их роста. Таким образом, действуют три

канала непрерывного роста цен: печатание новых денег правительством

(сеньораж); рост инфляционных ожиданий; уменьшение совокупного дохода. В

результате, спустя некоторое время, в экономике возникает гиперинфляция.

Будем различать прогнозируемую инфляцию и неожиданную инфляцию.

При прогнозируемой инфляции во-первых, возникает инфляционный налог, а

всякий налог удаляет экономику от эффективного использования ресурсов.

Во-вторых, повышаются номинальные процентные ставки и увеличиваются

номинальные издержки хранения денег. В-третьих, искажается действие

других налогов. Налоговое бремя уменьшается, а налоговые льготы

обесцениваются из-за того, что налоги исчисляются в одно время, а реально

выплачиваются в другое (более позднее).

Для непредвиденной инфляции верные прогнозы о будущем (о прибылях и

убытках) составить невозможно. Следовательно, искажаются такие

основополагающие отношения, как кредитор — заемщик, труд — заработная

плата, предприниматель — прибыль. Предположим, что инфляция выше ожидаемой.

Цены на продукцию фирмы растут в среднем выше ожидаемого. Руководство фирмы

может предположить, что имеет место рост спроса именно на продукцию этой

фирмы, т.е. она ошибочно принимает общую инфляцию за рост спроса на свою

продукцию. В результате фирма может сделать ложный выбор в пользу роста

выпуска своей продукции. Если так же поступят и другие фирмы, то возникнет

избыточный выпуск. При неизвестных (непредсказуемых) темпах инфляции

неопределенность в экономике быстро растет со временем. Поэтому с ростом

непредсказуемости инфляции все долговременные инвестиционные проекты

становятся чрезмерно рискованными. Выгодными становятся в основном

спекулятивные вложения денег (в товары, валюту и пр.), главная

привлекательная особенность которых состоит в очень коротком периоде

окупаемости: через месяцы, недели, дни и даже часы. В результате такого

изменения структуры инвестиций падают объемы производственных инвестиций и,

следовательно, объемы выпуска, возникает угроза декапитализации экономики.

Экономическая активность сдвигается от реального сектора к номинальному.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны

относительно друг друга, а при несбалансированной -цены различных товаров

постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных

пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь

периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы

соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери

доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в

цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции,

основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их

продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они

рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не

приобретать.

Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия

инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции

призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение

цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду. Темп

инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс

цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на

индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 1994 г.

индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г.- 118,3.

Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом:

темп инфляции = 118,З - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность

количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро

подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только

разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

приблизительное количество 70

лет, необходимых для = ________________________ год

удвоения темпов инфляции темп ежегодного увеличения уровня цен

(%)

2. Последствия инфляции

Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:

1) перераспределение доходов и богатства;

a) между разными сферами производства и регионами, в силу неравномерного

роста цен;

b) между населением и государством, т.к. последнее использует излишнюю

денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов;

c) между классами и слоями населения: это быстрое социальное расслоение,

углубление имущественного неравенства;

2) отставание цен государственных предприятий от рыночных;

3) скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

4) ускоренная материализация денежных средств;

5) нестабильность экономической информации;

6) падение реального процента;

7) обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Рассмотрим каждое из последствий более подробно. Первое -перераспределение

доходов и богатства. Понятно, что чем неожиданнее, быстрее и

несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для

одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключен

на 5 лет вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен

(а такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко,

неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель,

если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению

с ценами других, т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель

выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д.

Второе последствие инфляции - отставание цен государственных предприятий

от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной

экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и

дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих

цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех

вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного

резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм

даже технически трудноосуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и

общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал

воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

Третье последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции

сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное

налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет

различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или

доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это

позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без

принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к

правительству, естественно, ухудшается.

Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят индексацию

налоговых законов с учетом темпа инфляции (в США, например, с 1985 г.).

Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу

несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства,

усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у

различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с

различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов,

она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к

примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на

авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь

плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%.

Налоговая система этого не может гибко учесть.

Еще одно последствие несбалансированной инфляции - население и

корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные

запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных

ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабо

продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов

впрок.

Очередное последствие инфляции - нестабильность и недостаточность

экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть

главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация--главная для

бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели

товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в

будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается

активность бизнеса.

Яркую аналогию проводит П. Самуэльсон: предположим, что ваш телефонный

номер каждый год растет (назовем это «инфляция телефонного номера»).

Представьте, какие неудобства причинил бы вам подобный рост номеров

важнейших для вас телефонных абонентов, - усиленный скачкообразным и

непредсказуемым изменением номера телефона самой справочной службы. Итак,

непредсказуемыми скачками меняются нужные вам телефоны, да к тому же еще

меняется по неизвестным законам телефон справочной службы АТС. Таким же

образом, в силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается

дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность

размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают издержки,

связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям, заранее

готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня.

Следующее последствие инфляции - реальная денежная процентная ставка

уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в

1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году

получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

И в завершение особо отметим, что воздействие инфляции на производство

носит противоречивый характер и зависит от ее размеров: умеренная инфляция

вреда не приносит, более того, ее сокращение связано с ростом безработицы и

сокращением реального национального продукта. Галопирующая инфляция пагубно

сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении.

В 1958 году английский экономист А. Филлипс предложил графическую

модель инфляции спроса, выражающую связь между уровнем безработицы и

темпами роста средней заработной платы. Используя в своей работе данные

английской статистики за 1850-1860 гг. он построил кривую, наглядно

показывающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы

и уровнем безработицы. Позднее из этой зависимости американскими

экономистами П. Самуэльсоном и Р. Солоу был сделан вывод, что кривая

Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить

одну можно лишь увеличив другую. Причиной такой зависимости заключается в

том, что при высокой безработице заработная плата держится на низком

уровне, что вызывает замедление роста цен. По кривой А. Филлипе установил,

что увеличение безработицы в Англии сверх 2.5-3% приводило к резкому

замедлению роста цен и заработной платы. Таким образом, правительство может

использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей. Позднее этот

вывод теоретически аргументировал экономист Р. Липой.

Также Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой

Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой

ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При

помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно

высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью

цен.

P

P2

P3

P1

U2 U3 U1 U

Кривая Филлипса (где P - темп роста товарных цен; U - уровень

безработицы).

Он демонстрирует инфляционные последствия попытки государства

установить неестественно низкую безработицу. Они заключаются в проведении

бюджетных и денежно-кредитных мероприятиях, стимулирующих спрос. Так,

увеличивая поток инвестиций, государство может побудить предприятия к

расширению производства и сбыта, а значит, увеличению рабочих мест. Норма

безработицы снижается до уровня U2, но одновременно темпы инфляции

возрастают до Р2. Такие манипуляции могут вызвать "перегрев" экономики и

как следствие кризисные явления. Такая ситуация вынуждает правительство

ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета

и т.д. В результате этих возвратных действий правительства уровень цен

снизится до уровня РЗ а безработица возрастет и ее норма составит U3.

Неоднократная практика экономического регулирования показала, что

этот метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в

долгосрочном плане (5-10 лет) несмотря на высокий уровень безработицы

инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств.

Идеи Филлипса развил американский экономист М.Фридман. Именно Фридману

принадлежит идея построения "вертикальной кривой Филлипса". В случае, если

государство пытается поддержать уровень безработицы на высоком уровне,

повышаются инфляционные ожидания и требования к зарплате - кривая Филлипса

сдвигается вверх. Вновь возрастает инфляция, снова усиливаются инфляционные

ожидания рабочих и повышаются их требования к зарплате. Кривая Филлипса

продолжает перемещаться вверх. Теперь при всяком уровне безработицы

кривая Филлипса будет выше и выше, что графически отображается

"вертикальной кривой Филлипса" (см. рис. 2).

Рис. 2

P

D

С С

В

A

U

Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с

безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая

не работает при неожиданных потрясениях - темп инфляции возрастает так же

неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами,

соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных

периодов времени.

1. Антиинфляционная политика.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия

инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную

экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики

заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень –

достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-

кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики

доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение

радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и

косвенные.

1. Косвенные методы:

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным

банком;

2. Регулирование ссудного и учетного процента коммерческих банков через

управление ими центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка

на открытом рынке ценных бумаг.

2. Прямые методы:

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем

самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование цен;

3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование

заработной платы;

4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза

капитала и валютного курса.

Существует несколько классификаций антиинфляционной политики, например:

ортодоксальную и гетеродоксальную антиинфляционную политику.

Ортодоксальный вариант основан на неоклассической концепции-

минимальное вмешательство в экономику со стороны государства. Предполагает

ограничение сферы его деятельности решением проблем сбалансированности

бюджета и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в

соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное

государственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе:

временное замораживание роста цен и заработной платы; меры по

стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего

посредством снижения налогового бремени; развитие рыночной инфраструктуры и

поддержку жизненно важных отраслей и производств; регулирование внешней

торговли и валютных операций.

Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение

адаптивных инфляционных ожиданий. При постоянном соблюдении обещаний со

стороны правительства в течение достаточно продолжительного срока начинает

действовать эффект объявления, который стал весьма эффективным элементом

антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, Германия,

Великобритания. Также правительство должно принимать меры, способствующие

укреплению механизмов рыночной системы: установление конкурентно-рыночного

климата в стране, систематический контроль за состоянием рынков,

антимонопольная политика; отказ от государственных мер по поддержке и

защите неконкурентных отраслей, поощрение и поддержка малого бизнеса;

стимулирование диверсификации производства и продаж; гибкая налоговая

политика, направленная на снижение налогового пресса и применение

прогрессивной шкалы налогообложения. Кроме того, все эти меры должны

сочетаться с мероприятиями в области денежного обращения: жесткие лимиты

прироста денежной массы, контроль со стороны Центрального банка над

изменением денежной массы (политика таргетирования, предложенная

монетаристами). Стоит выделить также недежные элементы антиинфляционной

стратегии: государственное стимулирование научно-технического прогресса и

структурной перестройки производства; переориентацию инвестиционных потоков

на отрасли промышленности группы «А»; конверсию военных секторов экономики.

3. Особенности инфляции в России.

Экономика России имеет переходный характер. Это предполагает иное,

отличное от практики развитых стран, протекание инфляционных процессов. До

1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Сфера проявления

инфляционных процессов была ограничена наличным денежным оборотом, так как

в сфере безналичного оборота ситуация жестко контролировалась финансовыми

органами государства. Инфляция издержек была отодвинута на задний план, так

как государство регулировало зарплату и цены на природные ресурсы, но

проявлялась в форме отказа от выпуска дешевых товаров, снижению их качества

без компенсирующего удешевления. Решающее значение играли факторы, ведущие

к превышению денежного спроса над товарным предложением – факторы инфляции

спроса. Ведущая роль принадлежала эмиссии бумажных денег, потому что эта

функция полностью находилась в руках исполнительной власти и отсутствовал

такой важный сдерживающий фактор, как независимый Центральный банк. Это

дополнялось выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также

гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков, прежде

всего потребительских товаров и услуг (гипертрофированное развитие военно-

промышленного комплекса и отраслей тяжелой промышленности).

Под действием вышеназванных факторов к началу 90-х годов в российской

экономике сформировался мощнейший инфляционный навес, который включал три

составляющие: общее превышение спроса над предложением; искаженные ценовые

пропорции, вызванные деформированной структурой экономики; высокие

инфляционные ожидания как следствие предшествующей экономической политики.

С 1992 года инфляция в России переросла в стагфляцию. Розничные цены

выросли в 1992 г. в 26,1 раза; в 1993 г. –9,4 раза; в 1994 г. – 3,2 раза; в

1995 г. –2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и

инвестиций.4 Спад производства в России в 1992-1996 годах почти вдвое

превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923-1933 годов. Динамика

инфляции в России с началом осуществления политики либерализации экономики

и цен в процентах к предыдущему году:

1993 – 840 %

1994 – 215%

1995 – 131 %

1996 – 21,8 %

1997 – 11-12 %

1998 – 70 %

1999 – 36,5 %

2000 – 20 %

2001 – 18,6 %

Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую

интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег,

бюджетного дефицита и нестабильного валютного курса. Антиинфляционная

политика осуществлялась тремя методами: ограничение эмиссии денег

Центральным банком РФ; сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования

государственных расходов; сдерживание колебание курса рубля по отношению к

иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной

интервенции. Такая политика привела не к подавлению или сдерживанию

инфляции издержек, а к острой нехватке платежных средств. Денежная масса в

период реформ Гайдара составляла 10-12 % от ВВП, что послужило к

возникновению бартерных сделок. Другим следствием проводимой политики

стало кризисное сокращение производства.

В период с 1996 года до конца августа 1998 года в России

наблюдалось снижение темпа инфляции. Валютно-финансовый кризис,

разразившийся вслед за другими странами в России в августе 1998 года,

показал эфемерность официально объявленной финансовой стабилизации и

победы над инфляцией. Глубокие экономические и социальные потрясения в их

числе: замораживание выплат по внутренним и внешним долгам; крах рынка

ценных бумаг и финансовых пирамид; блокирование вкладов в крупных банках,

кризис банковской системы и безналичных расчетов; увеличение безработицы;

«бегство» капитала за рубеж; девальвация рубля привели к усилению инфляции

с 11 % в 1997 году до 70 % в 1998 году. В 1999 году темп инфляции составил

36,5 %. Замедление темпов инфляции было обусловлено снижением

платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных

доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8 % по сравнению с декабрем 1997

г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов

относительной стабилизацией валютного курса рубля. В июле 2002 года на

потребительском рынке не произошло ожидавшегося сокращения динамики цен, не

говоря уже об их абсолютном снижении. Хотя инфляция в общем-то невелика,

обращает на себя внимание ее тенденция: вместо сезонного спада, индекс

потребительских цен даже чуть вырос – со 100.5% в июне до 100.7% в июле

(2001 г., соответственно: 101.6% и 100.5%). Базовая инфляция тоже несколько

увеличилась – со 100.6% до 100.9% (самый высокий уровень, начиная с января)

– см. график, табл. Такая динамика цен определялась в основном

конъюнктурными факторами.

[pic]

Таблица: http://www.forecast.ru/mainframe.asp

В октябре рост потребительских цен заметно ускорился. Он составил

101.1% против 100.4% в сентябре и 100.1% в августе. Есть основания говорить

об усилении инфляционных процессов, выходящем за рамки действия сезонного

фактора. Базовая инфляция в октябре составила 100.9%1 против 100.5-100.6%

в среднем во втором-третьем кварталах текущего года (см. график).

[pic]

Таблица: http://www.forecast.ru/leftbottom.asp

Ускорение инфляции в октябре связано со следующими обстоятельствами:

интенсивным расширением денежного предложения во втором и третьем

кварталах. Во втором квартале среднемесячный рост налично-денежной массы

составлял 105.4%, в третьем – 101.4%. Следствием этого стал ускоренный рост

цен на непродовольственные товары, добавивший к показателю инфляции на

потребительском рынке 0.3 проц. пункта; ростом цен на молочные продукты и

сахар-песок, имеющим преимущественно сезонную природу. В результате этого

индекс потребительских цен увеличился на 0.2 проц. пункта; ускоренным

повышением регулируемых тарифов на платные услуги населению (особенно,

пассажирского транспорта). Это добавило к индексу потребительских цен 0.3

проц. пункта.

Учитывая складывающиеся тенденции, за год рост потребительских цен

прогнозируется на уровне 114.5-115%.

Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная

антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса,

порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только

монетарными факторами. Цель такой политики – не подавление инфляции любой

ценой, а управление инфляционным процессом как рыночными, так и

государственными методами в интересах подъема национального производства и

экономической безопасности народа.

Заключение.

Инфляция является сравнительно новым экономическим фактором, несмотря

на то, что отдельные случаи инфляции имели место в истории. Инфляция – это

многофакторный процесс, и точка зрения монетаристов, что инфляция – чисто

денежное явление, есть не что иное, как современная трактовка

первоначальных форм проявления инфляции. Инфляция в существенной степени

определяется особенностями конкретного этапа экономического развития той

или иной страны. В развивающихся странах со слабой экономикой инфляционный

процесс находится под определяющим воздействием избыточной денежной

эмиссии, вызываемой резким повышением бюджетных расходов над доходами. В

развитых странах денежная масса, находящаяся в обращении, попадает под

жесткий контроль центральных банков и может увеличиваться лишь темпами,

адекватными темпам роста ВНП. Поэтому переполнения каналов обращения

денежной массой не происходит.

Возникновению инфляции в России послужили следующие причины: глубокие

деформации и диспропорции общественного производства; структурные перекосы

экономики; монополизм производителей товарной продукции; милитаризованная

экономика; нерациональное использование денег государственного бюджета.

Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным

финансированием и льготным кредитованием. Либерализация цен и последовавшее

за этим повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что

инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства. Следствием

инфляции явилось расстройство денежной системы и создание финансовой

напряженности в стране; натурализация процессов обмена; реальные изменения

в распределении валового национального продукта; усиление имущественного

расслоения населения, и как следствие, возникновение социальной

напряженности в стране; сокращение инвестиций; неравномерный рост цен на

товары и услуги.

Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения

поэтапных мер направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить

«дерево целей» для сдерживания основных факторов инфляции. Первоочередной

антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций, путем

оживления инвестиционного процесса. Мировой опыт свидетельствует о

возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря

реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. Ключевое место в

антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и

преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России в

числе которых: неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;

нецелевое использование бюджетных средств; финансирование бюджетных

расходов платежными средствами различной ликвидности; слабый контроль над

исполнением госбюджета. Для сдерживания инфляции необходима научно

обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес.

Нужны меры, направленные на поддержку «малого» бизнеса. В условиях

товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами.

Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии

денег и скорости их обращения. В результате пересмотра макроэкономической

политики с конца 1998 года Центральный банк взял курс на некоторое

расширение денежной массы. Важным направлением антиинфляционной политики и

стратегии экономического роста является санация и реструктуризация

банковской системы Российской Федерации. Регулирование цен и заработной

платы – составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Для

регулирования инфляционного процесса необходимо также нейтрализовать его

внешние факторы. Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк

РФ с лета 1995 года ввел пределы колебаний валютного курса с учетом

мирового опыта, в частности Европейского Союза.

Таким образом, добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав

весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике,

а также постоянно адаптируя его к условиям России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1, 2.

2. Экномическая теория, учебник. Под редакцией доктора экономических наук,

профессора И.П. Николаевой. Проспект, Москва, 2000 г.

3. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 1996. Гл. 14

1. В.В. Усов Деньги. Денежное обращение. Инфляция. М.: Банки и биржи,

ЮНИТИ, 1999, гл. 2, 3.

4. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991. Гл. 15, 22.

5. Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964.

1. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи. 1995.

1. Красавина Л.Н. Инфляция и антинфляционная политика в России.

1. Сервер дистанционного обучения; лекция на тему «Инфляция»:

http://boy.dlab.kiev.ua/Macroeconomica

2. Официальный сервер Госкомстата России http://www.gks.ru/

3. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования «Об

инфляции на потребительском рынке в июле 2002 г.»

http://www.forecast.ru/mainframe.asp

4. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования «Об

инфляции на потребительском рынке в октябре 2002 г.»

http://www.forecast.ru/mainframe.asp

-----------------------

[1] см. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 484

[2] Hansen B.A. Study in the theory of inflation. London, 1951.

[3] См. Булатов А.С. «Экономика» М., 1996г. стр.251

4 Вестник статистики, - 1995. -№3 –с.60.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.