реферат скачать
 

Государство и экономика

определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными

параметрами являются:

. количество продавцов товаров определенного вида;

. свобода вхождения товаровладельца на рынок и выхода из него;

. независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;

. возможность (или невозможность) установления рыночных цен со стороны

отдельных товаровладельцев.

В зависимости от состояния указанных параметров взаимодействие участников

рыночных сделок принимает два прямо противоположных вида: свободной

конкуренции и монополии. Кроме них в современных условиях существуют формы

взаимодействия субъектов рынка, в которых сочетаются конкуренция и

монополия.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды

монополий:

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные

организации, имеющие в своем распоряжении редкие, свободно не

воспроизводимые, элементы производства (редкие металлы, особые земельные

участки под виноградники…). Причем товары, производимые субъектами

естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими

товарами (Федеральный закон “О естественных монополиях.” от 19 июля 1995

г.). Данный указ регулирует деятельность субъектов естественных монополий в

следующих сферах:

. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубам;

. транспортировка газа по трубам;

. услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

. железнодорожные перевозки;

. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

. услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно

причислить формы монополии, как бы защищенные от конкуренции:

. Патентная система, охраняемая “Патентным законом РФ” от 23 сентября 1992

г. закон устанавливает, что выданный физическим и юридическим лицам

патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели,

промышленного образца и исключительное право на их использование. Данный

закон регулирует имущественные и личные неимущественные отношения,

возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием

изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

. Авторские права. Регулируются Законом РФ “Об авторском праве и смежных

правах” от 9 июля 1993 г. Автору (физическому лицу, творческим трудом

которого создано произведение науки, литературы и искусства) принадлежит

исключительное право на использование его произведения в любой форме и

любым способом. Закон регулирует отношения, связанные с созданием и

использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское

право), фонограмм, исполнений, постановок и т.п.(смежные права).

. Товарные знаки. Распространение на рынке и охрану товарных знаков

регулирует Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и

наименованиях мест происхождения товаров” от 23 сентября1992 г. владелец

товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться

товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Этот

закон регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой

охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и

наименования мест происхождения товаров.

3) Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое

отделяет данную организацию от естественных монополий) имеются ввиду

объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод (картели,

синдикаты, тресты, концерны).

В новом Уголовном Кодексе к преступлениям отнесены монополистические

действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монопольных действиях,

которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно

низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции

путем раздела, ограничения доступа на рынок, устранения с него других

субъектов экономической деятельности, установления и поддержания единых цен

(УК РФ пункт 1 статьи 178).

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так

называемых естественных монополий, т.е. монополий, производящих товары,

удовлетворение спроса на которые, на рынке данного товара эффективнее в

отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и

товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их

другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам,

железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги

электрической и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г.

предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через

специальные федеральные органы исполнительной власти.

В нашей стране законодательство на страже инициативной предпринимательской

деятельности. Строго наказуемым преступлением является воспрепятствование

законному предпринимательству. Речь идет о неправомерном отказе в

регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации

либо уклонении от их регистрации, неправомочном отказе в выдаче

специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной

деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных

интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в

зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а

равно ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в

деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации,

если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего

служебного положения (УК РФ пункт 1 статьи 169)

Государство оказывает поддержку и так называемому малому

предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем

принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание

льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку

внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство

призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки

малого предпринимательства.

В случае если присутствуют несколько производителей одинакового товара, то

на рынке возникает конкуренция и связанная с ней конкурентная борьба

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы

принят Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает

предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести

потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а

также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц,

окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы,

принципы гуманности и морали.

Законом не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо

ложная, скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в радио- и

телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино - и

видеообслуживании, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средствах,

а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и

др.).

В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель обязан

осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным

органом, а также несет ответственность в других формах.

Типы рыночных связей.

В одном важном отношении рынок прямо противоположен натуральному хозяйству.

Как мы знаем, в таком хозяйстве создаваемые продукты поступают в

распределение. Последнее зачастую не предоставляет потребителю возможности

выбирать по его желанию те или иные блага. В отличие от этого жесткого

порядка распределения рынок в принципе способен обеспечить его агентам

максимальную степень экономических свобод.

Покупатель приобретает свободу:

. выбирать товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ;

. отыскивать продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по

сходным условиям.

Продавец обладает свободой:

. выбирать наиболее подходящего покупателя;

. иметь возможность распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров,

по своему усмотрению.

Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий

торговой сделки.

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно

подразделить на три типа: 1) свободный; 2) нелегальный и 3) регулируемый.

Тип свободною рынка обладает максимумом экономических свобод в их

классическом понимании. Иначе говоря, стихийность, непредсказуемость

развития и неуправляемость, свойственные первому типу рынка, выражают

основные черты классического капитализма в сфере обращения:

. на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших фабрик;

. производители обычно создают продукты без предварительной договоренности

с покупателями;

. сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов

населению.

Вместе с тем определение «свободный» рынок требует уточнения в двух

отношениях: для кого он свободен и от кого?

Такой рынок является свободным для его субъектов. Им принадлежит так

называемый экономический суверенитет. Так, продавцы сами решают основные

вопросы: что продавать? Кому сбывать продукцию и но каким ценам? Подобным

суверенитетом обладают и покупатели. Поэтому экономические связи между

всеми субъектами свободного рынка строятся только по горизонтали. Между

контрагентами складываются партнерские отношения на основе свободного

хозяйственного договора.

Рынок первого типа свободен также от вмешательства государства и от

строгого правового регулирования.

Однако такая свобода оборачивается своей неприглядной стороной. Из-за

своеволия рыночных агентов не соблюдаются элементарные правила игры на

рынке. Не случайно первый тип рынка уже давно получил нелестные эпитеты -

«дикий», «блошиный», «нецивилизованный».

Тип нелегального рынка близок по характеру поведения его субъектов к

свободному рынку. Но имеются существенные различия между ними. Нелегальный

рынок включает два вида:

а) теневая торговля. Она связана с нарушением законов и правил купли-

продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий; при

неуплате налогов, рыночных сборов и т.п.). Нередко такая торговля связана

со спекуляцией - перепродажей дефицитных товаров по повышенным ценам;

б) черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которыми запрещено

торговать. Так, согласно УК РФ, уголовно наказуемыми признаны, в частности,

сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья

222); сбыт наркотических средств и психотропных веществ (статья 228);

незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами,

изображениями или иными предметами порнографического характера (статья

242).

Теневая экономика.

Под теневой экономикой подразумевается совокупность неучтенных,

нерегламентированных и противоправных видов хозяйственной деятельности.

Уголовный кодекс Российской Федерации основные виды такой экономики относит

к преступлениям в сфере экономической деятельности (УК РФ, раздел VIII,

главы 22, 23, 25).

Общими признаками теневой экономики являются:

. скрытый, тайный характер (такая деятельность не регистрируется

государством и не отражается в официальной статистике);

. охват всех фаз круговорота общественного богатства (производства,

распределения, обмена и потребления);

. незаконное обогащение посредством утаивания доходов от государственного

налогообложения, безвозмездного присвоения чужого имущества и

перераспределения общественного богатства.

По разным оценкам, в странах Запада в теневом секторе экономики

производится от 5 до 20% валового национального продукта. По средней оценке

исследователей, в СССР в 80-х годах в аналогичном секторе присваивалось

около 10% валового национального продукта.

Теневую экономику можно подразделить на следующие основные укрупненные

блоки: неофициальная, фиктивная и подпольная.

Неофициальная (образно называемая «серая») экономика охватывает легальные

(разрешенные) виды хозяйственной деятельности, распространенные особенно в

сфере услуг (ремонт квартир, медицинская помощь, предоставление жилья в

курортной местности и т.п.). Однако получатели доходов скрывают их от

налогообложения.

Российское законодательство признает криминальным деянием и предусматривает

соответствующие санкции при нарушении Уголовного кодекса в случаях:

. уклонения гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о

доходах (когда подача декларации является обязательной), либо путем

включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах,

совершенного в крупном размере (УК РФ, статья 198);

. уклонения от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские

документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем

сокрытия других объектов налогообложения, совершенного в крупном размере

(УК РФ, статья 199).

Фиктивной («беловоротничковои») хозяйственной деятельностью занимаются, как

правило, руководящий состав предприятий и государственные чиновники в тех

странах, где значительно развит государственный сектор экономики. Лица,

имеющие доступ к общественной собственности, лично обогащаются, изобретая

незаконные средства (приписки к выполнению государственных заданий и

планов; мошеннические способы получения денег; хищение материальных

ресурсов и т.п.).

Сейчас УК РФ отмечает следующие преступления против интересов службы в

коммерческих и иных организациях:

. злоупотребление полномочиями. Имеется в виду использование лицом,

выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации,

своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях

извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения

вреда другим лицам, если это деяние повлекло за собой причинение

существенного вреда правами законным интересам граждан или организаций

либо охраняемым законом интересам общества или государства (статья 201);

. злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами. Речь идет

об использовании нотариусом или аудитором (ревизором, контролирующим

финансовую деятельность предприятия) своих полномочий вопреки задачам

своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и

других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило

существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций

либо охраняемым законом интересам общества или государства (статья 202).

Уголовное законодательство рассматривает в качестве преступлений против

государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах

местного самоуправления ряд деяний криминального характера, в частности:

. злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);

. незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);

. получение взятки (статья 290);

. служебный подлог (статья 292).

Подпольная («черная») экономика - это запрещенная законом деятельность.

Сюда относятся: наркобизнес, контрабанда, фальшивомонетничество и иные

преступные дела.

Теневая экономика пустила глубокие корни и значительно расширилась в нашей

стране особенно за последние годы. Первая причина этого явления - коррупция

(подкуп) государственных чиновников и должностных лиц, призванных

поддерживать законность в экономике (на их подкуп преступный мир тратит до

30-50% своих доходов). Другая причина состоит в том, что дельцы «черной»

экономики образуют строго организованные группы, хорошо оснащенные оружием

и современными техническими средствами. Эта организованная преступность

вместе с подкупленной частью государственного аппарата создает мафиозные

объединения, препятствующие разоблачению подпольных дел. Третья причина

заключена в получении очень высоких доходов, приходящихся в основном на

долю главарей мафии. Между тем, как подсчитали экономисты, большинство

воров, мошенников и грабителей получает средний доход (с учетом срока

тюремного заключения), который меньше заработка рядовых рабочих и служащих.

Уголовное законодательство нашей страны выделяет ряд криминальных деяний с

«черной окраской». К ним, в частности, относятся:

. контрабанда, т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу

Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с

сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием

документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с

недекларированием или недостоверным декларированием. Признано также

уголовно наказуемым перемещение через таможенную границу

сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых

веществ, вооружения и т.п., если это деяние совершено с нарушением правил

таможенного контроля (статья 188);

. преступления против здоровья людей, связанные с незаконным изготовлением,

приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой или сбытом наркотических

средств или психотропных веществ (статья 228);

. вовлечение в занятие проституцией (статья 240) и организация или

содержание притонов для занятия проституцией (статья 241).

Рынок как социальный институт.

Под социальным институтом понимается определенная организация общественной

деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их

взаимоотношения.

Во второй половине XX столетия нормальный рынок - тот, который базируется

на совокупности определенных институтов. Крупный специалист по рыночной

экономике Р. Коуз (США) в речи при вручении ему Нобелевской премии (1992)

подчеркнул: без соответствующих рыночных институтов невозможно развитие

рыночной экономики любого уровня.[19]

Что же входит в систему рыночных институтов? Во-первых, сюда включена

правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи:

. организует правовое регулирование рынка: устанавливает для субъектов

рынка единые правила поведения;

. защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых

норм, а тем самым охраняет экономические интересы рыночных агентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.