реферат скачать
 

Государство и экономика

По официальным данным, за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 г.)

было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной

собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

На первом этапе приватизации государство не получило высоких доходов от

продажи государственного имущества. И это не случайно. Например, ускоренные

темпы продажи акций повлияли на их низкую рыночную цену. Если балансовая

стоимость имущества (установленная по материалам бухгалтерского учета)

возросла в 1000 раз, то цена акции увеличилась против номинала

(нарицательной стоимости) не более чем в 30 раз.

С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого

имущество государственных и муниципальных предприятий продается за деньги.

Для этого предполагается продажа предприятий или их акций на аукционах

(публичных торгах), разного рода конкурсах; выкуп арендованного имущества и

другие способы приватизации.

Главная проблема второго этапа приватизации - способствовать появлению

новых эффективных собственников. Речь идет о таких предприимчивых

владельцах капитала, которые будут заинтересованы развивать производство и

вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность)

хозяйственной деятельности.

Роль права в новых отношениях.

Совместимы ли движение к рынку и устремления к праву и правовому

государству? Не только в обыденных представлениях, но и в некоторых научных

разработках сказывается настороженное отношение к вопросу о совмещении

рынка и права, коммерции и справедливости.

Дело в том, что рынок представлялся нам эдаким ристалищем, где сильный

всегда выигрывает, где обман и подкуп постоянно сопутствуют удаче.

Наблюдение Марка Твена - делай деньги, как только можешь и даже честно,

если нельзя иначе, - тоже навеяно рыночными отношениями. В этом расхожем

представлении о рынке не много места найдется для понятий о чести и

справедливости.

Нигилистической можно охарактеризовать и позицию, сторонники которой

отвергают регулируемый рынок. Если идет речь о свободной игре, о

столкновении многообразных сил, о жесткой конкуренции и выживании, то какое

может быть регулирование? Так иногда ставят вопросы. Но при этом чаще всего

отождествляют "регулирование" с госплановской и госснабовской деятельностью

эпохи феодального социализма.

Если рыночная стихия и рыночные катаклизмы сдерживаются законом, введены в

нормативные рамки, в цивилизованном обществе право и коммерция не только не

антиподы, а, напротив, составляющие единого демократического процесса.

Подобно живому организму экономика обладает свойствами системы. Поэтому

наши представления о ней будут неполными или даже неверными, если мы не

будем выявлять системные признаки хозяйственных организмов.

Экономическая система обычно имеет сложную структуру, в которой ее элементы

соподчиняются целому. Причем механизм этого соподчинения регулируется

правовыми нормами и актами.

Поэтому каждая часть такой структуры выступает как подсистема –

соподчиненная часть более широкой целостности. Так, известно, что

современное производство имеет две подсистемы: сферу материального и сферу

нематериального производства.

Собственность.

Термин «собственность» обозначает два несхожих понятия:

. собственность в экономическом смысле;

. собственность в юридическом смысле.

Если мы попытаемся анатомировать (расчленить) экономическое отношение

собственности, то обнаружим два его элемента: субъект (собственник) и какое-

то имущество.

Экономическое отношение собственности правильнее представить в виде

развернутой формулы: субъект собственности – имущество – иные субъекты (не

собственники или временные владельцы имуществом).

Собственность экономически реализуется, если