реферат скачать
 

Государственный кредит

Государственный кредит

План.

Введение................................................................

.............………3

Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного

кредита.........................................................……………………….4

1.1 Государственный кредит как экономическая

категория...................................................................

................…4

2. Отличия государственного кредита от банковского…8

Глава 2. Формы государственного кредита.....................………..11

2.1 Формы внутреэкономического государственного

кредита.....................................................................

.................….11

2. Международный государственный кредит.............…..18

Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в

РФ..........................................................................

.………………..25

Заключение..............................................................

......…………...31

Список

литературы………..........................................…………......32

Введение.

Современная кредитная система - это совокупность различных

кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и

осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.

Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на

условиях возвратности за определенный процент.

Кредит выполняет следующие функции:

аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

перераспределение денежного капитала ;

экономию издержек;

ускорение концентрации и централизации капитала;

регулирование экономики.

На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и

банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга

эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд , динамикой,

величиной процента и сферой функционирования.

Темой данной курсовой работы является рассмотрение

государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны.

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется

особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную

роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-

финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного

бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким

является положение страны на мировой арене.

Глава 1.

Экономическое содержание и функции государственного кредита.

1.1 Государственный кредит как экономическая категория.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может

привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы

хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит. Он

выражает отношения между государством и многочисленными физическими и

юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного

фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении

кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком

средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не

менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление

встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во

внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений,

имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как

юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции

свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на

принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях

допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования

госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. .(1]

С помощью государственного кредита государство мобилизует

дополнительные финансовые ресурсы для финансирования

общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная

необходимость использования государственного кредита объясняется

противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их

удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе

госбюджет перераспределяет часть национального дохода станы.

Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения,

установленном действующим законодательством с учетом общего состояния

экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Т.о. в сферу

бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов,

находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы

граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная

перестройка и регулирование экономики социальная политика государства,

расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют

больших средств.

В периоды экономического кризиса (который имеет место на

сегодняшний день), коренных изменений в хозяйственном механизме,

нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый

недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения

дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В

период экономического подъема, напротив, потребность в государственном

кредите сокращается и сфера его применения сужается.

Государственный кредит представляет отношения вторичного

распределения стоимости валового внутреннего продукта и части

национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов

и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости.

Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые

в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные

средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для

текущего потребления. Но при определенных экономических и политических

ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение

потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства,

предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в

истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей

происходило по принуждению государства – подписка на государственные

займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных

финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного

кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй

стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью

ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство

гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода

в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг

друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения

по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют

перераспределительный характер.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений,

возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов

для финансирования бюджетных расходов и других государственных

программ. (1(

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком –

государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов

власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать

дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без

использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не

инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом

рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного

процесса государственные займы у населения временно уменьшают его

платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная

масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на

заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга

вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых

составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно

скажется на состоянии финансов государства.

Из многолетней практики банковского кредитования следует, что

поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами

минимизации рисков при кредитовании. Это объясняется тем, что

исполнение обязательств должником обеспечивается обязательством других

лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом.

Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита

на международном уровне. Принимая государственную гарантию за третье

лицо ( государство или отдельное предприятие ), государство фактически

получает еще одного вспомогательного должника,.. на платежеспособность

которого оно расчитывает.

При этом существенными условиями обязательства гаранта будут

являться:

-указание, за кого оно выдано,

-пределы обязательства гаранта, т.е. сумма на которую выдана

гарантия

-срок действия.

Отличительными чертами государственного кредита являются:

безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование

государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является

эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.

1.2 Отличия государственного кредита от банковского.

Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных

отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:

Потребность государства в кредите.

Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости

урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными

ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие

бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи

с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.

Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов

и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного

воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального

развития производственных коллективов. (1( Банковский кредит могут

получать и частные лица на цели, установленные законодательством.

Условия сделки.

Условием сделки банковского кредита является совпадение экономических

интересов кредитора и заемщика, при государственном кредите

экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить

экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи

денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на

себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие

от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм

воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков,

вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как

стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и

заемщиков. (1(

Целевое назначение.

Банковский кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде

всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего

движение материально-вещественных элементов производственного процесса и

реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и

опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы,

мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются

государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства

и для финансирования чрезвычайных расходов.

Срок возврата ссуды.

При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован.

Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за

кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения

между участниками строятся добровольно. (1(

Способность увеличивать или сокращать денежную массу.

С помощью банковского кредита создаются деньги и при не продуманной

кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и

роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив,

всегда является средством сокращения денег в обращении.

Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает

позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно

свободных денежных средств населения, предприятий и организаций

способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и

одновременно служит источником доходов для держателей государственных

ценных бумаг.

Глава 2. Формы государственного кредита.

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех

экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего

государства широко использовались товарная и денежная формы

государственного кредита.

Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в

переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита

получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы

советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации

бюджетного дефицита. (1(

1. Внутреэкономический кредит.

В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит

выступает в следующих формах :

1. государственные займы ;

2. обращение части вкладов населения в государственные займы ;

3. заимствование средств общегосударственного ссудного фонда ;

4. казначейские ссуды ;

5. гарантированные займы .

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные

денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на

финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных

ценных бумаг : облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация

представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное

долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению

определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая

облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок

с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока

пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму

долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость ( номинальную

цену ) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную

сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное

пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент

ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность

облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного

номинального процента. Это обусловленно тем, что облигации продаются по

курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное

отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К

их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по

займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень

насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги,

привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние

хозяйственной коньюнктуры, степень доверия населения правительству.

Свободная котировка облигаций государственных займов на фондовой

бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой

цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка,

который невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг,

способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний

состоит в настороженном отношении займодателей к государственным

кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития

фондового рынка и нарушения государством своих обязательств;

принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности

ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.

Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциям

государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам.

Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции,

то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных

средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет

подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и

долгосрочных сбережений.

Другим видом государственных займов являются казначейские

обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой

выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций

направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели.

Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на

пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде

процентов, выигрышей или не выплачиваться вообще. По казначейским

обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут

быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения.

Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и

реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким

признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:

а) центральным правительством;

б) республиканскими правительствами;

в) местными органами власти.

Широкое распостранение получила практика выпуска государственных

займов центральным правительством. Задолженность республиканских и

местных органов власти является как правило, незначительной.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на

реализуемые только среди населения ( например, Государственный

внутренний выигрышный заем 1982 года ), среди юридических лиц (

государственный внутренний 5%-ный заем 1990 года ) и универсальные, т.е.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.