реферат скачать
 

Государственный долг и его проблемы

суммы государственного долга.

3. Создание денег - банкротство государства очень сложно себе

представить еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которыми

можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых

денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь

инфляционный эффект. Но очень трудно поверить в возможность банкротства,

когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто

включив печатный станок.

| |

| |

|Врезка 4 |

|В мировой практике случаи отказа правительства от выполнения своих |

|финансовых обязательств нередки, хотя, как правило, дефолт |

|объявляется по внешнему долгу. Между тем, самой большой |

|"неожиданностью", если так можно выразиться, российского дефолта 1998|

|года явился отказ от платежей именно по внутреннему долгу. Событие |

|более чем интересное и удивительное. Нехватка валютных резервов, |

|ведущая к дефолту по внешнему долгу для развивающейся, а в России - |

|стагнирующей, переходной экономики - неприятное, но вполне понятное и|

|объяснимое явление. Понятен и дефолт по внутреннему долгу для страны |

|с ограниченным правом эмиссии собственной валюты. Россия же, по |

|крайней мере формально, не была лишена права чеканить свою |

|собственную валюту. |

Перекладывание бремени?

Станет ли государственный долг бременем для будущих поколений? Сначала

нужно спросить: кто является держателем государственного долга, кому мы

должны? Ответ таков: в основном мы должны самим себе. Около 86%

правительственных облигаций размещены внутри страны, то есть находятся в

руках граждан и организаций (данные по США). Таким образом, государственный

долг является одновременно и общественным кредитом. Следовательно,

погашение государственного долга породило бы гигантские потоки трансфертных

платежей, т.к. гражданам пришлось бы выплачивать более высокие налоги, а

правительству выплачивать бульшую часть этих налоговых сборов тем же самым

налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся в их

распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта

произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно

должно вызвать немедленное снижение совокупного богатства в экономике или

уровня жизни населения. Новорожденным, каждый из которых в среднем

наследовал в 1994 г. 17816 дол. обязательств по государственному долгу,

одновременно достаются государственные бумаги на такую же сумму.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы.

Внешний долг - то есть долговые обязательства государства перед

иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой

экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не

является "задолженностью самим себе", и фактически выплата процентов и

основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта

страны другим государствам.

Ограничение фискальной политики

Крупный и растущий государственный долг затрудняет для политиков

применение фискальных мер в периоды спада. Крупный и растущий

государственный долг ставит политические барьеры на пути применения

антикризисных фискальных мер.

Эффект вытеснения и накопления капитала

Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме.

Государственный долг все же может послужить источником реального

экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под

воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных

товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику".

Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что

дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению

частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям

достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и,

при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином

случае.

Предположим, что экономика функционирует на уровне производства при

полной занятости и что бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или

иным причинам правительство увеличило объем своих расходов. Прирост

государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это

время. Вспомним кривую производственных возможностей, но только с товарами

госсектора на одной оси и товарами частного сектора - на другой. В

экономике, достигшей полной занятости, увеличение государственных расходов

смещает экономику вдоль кривой по направлению к оси товаров госсектора, что

означает сокращение частного производства.

Но в частном секторе производятся как потребительские, так и

инвестиционные (капитальные) товары. Если увеличение производства в

государственном секторе происходит за счет потребительских товаров, то все

бремя этого в форме более низкого уровня жизни ляжет на плечи нынешнего

поколения, поскольку не затронет ни текущий уровень инвестиций, ни,

следовательно, размер "национальной фабрики", которую унаследуют грядущие

поколения. Если же увеличение производства в госсекторе ведет к сокращению

производства инвестиционных товаров, то это никак не отразится на уровне

потребления (уровне жизни) нынешнего поколения. Но детям и внукам этого

поколения в будущем достанутся меньший запас основных фондов (накопленного

капитала) и более низкий доход.

Давайте рассмотрим два сценария развития событий, которые ведут к

разным результатам.

Первый сценарий - допустим, что упомянутое нами увеличение

государственных расходов финансируется за счет повышения налогов - скажем,

индивидуального подоходного налога. Как известно, бульшая часть дохода

используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся

почти на столько же, на сколько возросли налоги. Таким образом, основное

бремя увеличения государственных расходов примет на себя нынешнее

поколение: ему достанется меньше потребительских товаров.

Второй сценарий - теперь предположим, что увеличение государственных

расходов финансируется за счет наращивания государственного долга. Это

означает, что правительство выходит на денежный рынок и вступает в

конкуренцию за финансовые ресурсы с частными заемщиками. При данном уровне

предложения денег это увеличение спроса на деньги приведет к росту

процентной ставки, то есть "цены", уплачиваемой за пользование деньгами.

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | | | | | | | | |

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Эффект вытеснения заключается в том, что при фиксированной кривой спроса на

инвестиции Id1 повышение процентной ставки, вызванное дефицитным

финансированием государственных расходов, ведет к сокращению частных

инвестиционных расходов и уменьшению размера "национальной фабрики",

которая достанется в наследство грядущим поколениям. В данном случае

повышение процентной ставки с 6 до 10 % вытесняет 10 млрд. дол. частных

инвестиций. Однако, если изначально экономика переживает спад, то

дефицитное финансирование способно породить у предпринимателей

благоприятные ожидания будущих прибылей и сместить кривую спроса на

инвестиции от Id1 к Id2. Такой сдвиг может частично или полностью перекрыть

эффект вытеснения.

| |

Две оговорки

Но у наших рассуждений есть два ограничения, из-за которых может

оказаться, что экономическое бремя, перекладываемое на плечи грядущих

поколений, на самом деле куда меньше, если вообще существует.

1. Государственные инвестиции - в наших рассуждениях мы не принимали во

внимание характер прироста государственных расходов. Продукция

государственного сектора, равно как и продукция частного производства,

включает в себя и потребительские и инвестиционные товары. Если прирост

государственных расходов складывается из затрат потребительского характера

- субсидий на школьные завтраки или оплаты автомобилей для

правительственных чиновников, - тогда вывод из нашего второго сценария,

согласно которому в результате роста долга его бремя перекладывается на

грядущие поколения, вполне справедлив. Но что, если правительственные

расходы носят инвестиционный характер, например, если это вложения в

строительство автострад, портов, систем паводкового контроля или если это

инвестиции в "человеческий капитал" - в образование, систему подготовки

кадров, здравоохранение?

Как и частные расходы на машины и оборудование, государственные

инвестиции укрепляют будущий производственный потенциал экономики.

Следовательно, в этом случае запас накопленного капитала, который поступит

в распоряжение будущих поколений, не должен сократиться, скорее, изменится

его структура: увеличится доля государственного капитала и уменьшится доля

частного.

2. Безработица - другое ограничение связано с нашим предположением о

том, что первоначально рост государственных расходов происходит в

экономике, достигшей полной занятости. И вновь кривая производственных

возможностей напоминает нам о том, что если экономика не достигла уровня

полной занятости, или, графически, соответствует точке на кривой

производственных возможностей, то увеличение государственных расходов может

переместить экономику ближе к кривой без всякого ущерба для текущего

потребления или накопления капитала. Следовательно, если в экономике

изначально существует безработица, дефицитное финансирование

государственных расходов не обязательно создает бремя для будущих поколений

в форме сокращения размеров "национальной фабрики".

Бюджетный дефицит и дефицит внешнеторгового баланса

Многие экономисты усматривают причинно-следственную связь между

дефицитом федерального бюджета и внешнеторговым дефицитом. Рис. 2 поможет

уяснить логику их рассуждений.

| |

|рис. 2 |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

Рост процентных ставок

Взглянув на блоки 1 и 2, мы увидим, что для финансирования бюджетного

дефицита правительство должно выходить на денежный рынок и вступать в

конкуренцию за привлечение средств с частным сектором. Как мы знаем, это

способствует росту процентных ставок, который, в свою очередь, имеет два

важных последствия. Как явствует из блока 3, рост процентных ставок

подавляет частные инвестиционные расходы; то есть здесь проявляется эффект

вытеснения. Когда экономика близка к полной занятости, эффект вытеснения

может быть очень значительным. В связи с этим даже те экономисты, кто с

готовностью признает за бюджетным дефицитом краткосрочное стимулирующее

воздействие на деловую активность, высказывают опасение, что в долгосрочной

перспективе дефицит ведет к снижению темпов экономического роста. Они

указывают на то, что дефицит используется для финансирования программ

социальных льгот и производства в государственном секторе товаром

потребительского типа за счет инвестиций в модернизацию предприятий и новое

оборудование. По распространенному мнению, дефицит подталкивает экономику

на путь замедленного долгосрочного роста.

Удорожание доллара

Второе последствие, показанное в блоке 4, состоит в том, что более

высокие реальные процентные ставки по американским государственным и

частным ценным бумагам делают финансовые инвестиции в экономику США более

привлекательным для иностранцев. И хотя возникающий вследствие этого приход

средств из-за рубежа позволяет финансировать и дефицит, и частные

инвестиции, блок 5 напоминает нам о том, что такой приток средств

представляет собой прирост внешнего долга. Выплата процентов и погашение

долгов иностранцам неизбежно означают сокращение будущего реального

продукта, доступного внутренней экономике.

Блок 6 показывает, что для приобретения высокодоходных американских

ценных бумаг иностранцам сначала нужно купить доллары США за свою

национальную валюту. Это увеличивает общемировой спрос на доллары и

повышает международную цену, или обменную стоимость, долларов. В качестве

иллюстрации допустим, что до образования крупного дефицита в США

американский доллар и французский франк обменивались на рынке по курсу

1$=10Fr. Но затем финансирование крупного дефицита привело к росту

процентных ставок в США и, таким образом, к увеличению спроса на доллары,

за которые можно приобрести американские ценные бумаги. Предположим, что

это повышает курс доллара до 1$=11Fr

Внешнеторговый дефицит

Такое удорожание доллара, естественно, оказывает угнетающее

воздействие на американский экспорт (блок 7) и ведет к расширению импорта

(блок 8), формируя таким образом "неблагоприятный" торговый баланс. Давайте

посмотрим, как это происходит. Мы уже знаем, что валютные курсы привязаны к

уровням цен в разных странах. Когда стоимость доллара повышается, то есть

когда доллар становится для иностранцев дороже, то же самое происходит со

всеми американским товарами.

В нашем примере рост стоимости доллара с 1$=10Fr до 1$=11Fr повышает

для французов цены всех американских товаров на 10 %. Американский товар,

который прежде стоил 10 франков, теперь стоит 11 франков. Французы ответят

на это приобретением меньшего количества американских товаров; таким

образом, произойдет сокращение американского экспорта. А американцы при

более высоком валютном курсе, наоборот, смогут получать 11, а не 10 франков

за доллар. Следовательно, французские товары станут для американцев

дешевле, и те будут покупать больше французских товаров; то есть

американский импорт возрастет. Другими словами, если объединить эти два

процесса, американский чистый экспорт (экспорт минус импорт) сократится и

образуется внешнеторговый дефицит (блок 9).

Чистый экспорт представляет собой компонент совокупного спроса.

Внешнеторговый дефицит означает, что чистый экспорт - величина

отрицательная, и потому оказывает сдерживающее воздействие на экономику.

По мере сокращения экспорта в таких экспортно-ориентированных американских

отраслях, как сельское хозяйство, самолетостроение и производство

компьютеров, возрастет уровень безработицы. Пострадают и конкурирующие с

импортом отрасли, в частности, автомобилестроение и черная металлургия. В

результате повышения стоимости доллара становится дешевле импортировать эти

продукты из Японии и Германии, и в американских автомобильной и

сталелитейной отраслях образуются избыточные производственные мощности и

лишние рабочие руки.

Все эти рассуждения подкрепляют наш вывод о том, что стимулирующая

фискальная политика порой оказывается куда менее действенной для экономики,

чем предполагает упрощенный анализ. Стимулирующее воздействие дефицита

может быть ослаблено как эффектом вытеснения (блок 3), так и отрицательным

эффектом чистого экспорта (блок 9)

Сопутствующие эффекты

Помимо сказанного выше существуют еще три проблемы

1. Приток средств из-за рубежа увеличивает объем внутренних финансовых

ресурсов и помогает удержать американские процентные ставки на более низком

уровне, чем в иных обстоятельствах. Иначе говоря, приток иностранных

средств в США ослабляет эффект вытеснения. Но и с точки зрения зарубежных

стан, переводящих свои средства в США, их внутренние капиталовложения и

темпы долгосрочного экономического роста могут из-за этого сократиться.

2. Вызванный дефицитом рост процентных ставок в США возлагает

дополнительное бремя на такие развивающиеся страны, отягощенные крупной

задолженностью, как Мексика и Бразилия. Обслуживание их долга, выраженного

в долларах, американским банкам и банкам других промышленно развитых стран

становится намного дороже, когда в США повышаются реальные процентные

ставки.

Крупный бюджетный дефицит США представляет своего рода угрозу

международной кредитной системе и американским банкам, в первую очередь, из-

за своего давления на процентные ставки США, которое заставляет их расти.

3. Внешнеторговый дефицит означает, что объем экспорта недостаточен для

оплаты импорта. Эту разницу можно компенсировать двумя способами. Во-

первых, можно разместить займы среди частных лиц и организаций в зарубежных

странах. В конце 80-х годов, когда Соединенные Штаты испытывали острый

внешнеторговый дефицит, они превратились в крупнейшую в мире страну-

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.