реферат скачать
 

Государственный долг и его проблемы

Государственный долг и его проблемы

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Тема 13

Государственный долг и его последствия

Руководитель ************************

Исполнитель ************************

Студенческий билет ********************

Группа ********************

Курс II

г. Москва 24 ноября 2000 г.

Тема 13 - Государственный долг и его последствия

ПЛАН

. Введение

. Концепции бюджета

. Дефицит государственного бюджета и возникновение

государственного долга

. Государственный долг: цифры и факты

. Экономические последствия

. Внутренний и внешний государственные долги

. Кризис внешнего долга

. Экономическая безопасность

. Заключение

"В основе предположения, что старый долг оплачен,

лежит то обстоятельство, что мы заключили заем на

гораздо большую сумму…."

Д. Рикардо

Для того, чтобы разобраться в проблеме государственного долга,

необходимо сперва рассмотреть (вкратце) тему государственной фискальной

политики; т.е. решений государственного сектора о расходах, налогах и

займах.

Самым важным источником государственных доходов являются различные

виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из

заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе

налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность,

включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные

угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Налоги также классифицируются как прямые и косвенные. Наименование

"прямые" обычно относится к тем налогам, которыми облагаются

непосредственно индивидуумы и фирмы, в то время как косвенные налоги - это

налоги на товары и услуги.

Развитые и развивающиеся страны имеют различные налоговые структуры:

развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов в

государственных поступлениях. В США, например, наиболее крупным источником

финансовых поступлений, превышающим 85% их общего объема, являются прямые

налоги, в то время как в Аргентине 40% всех государственных поступлений

приходится на прямые налоги.

Другим источником поступлений общественного сектора являются прибыли

государственных предприятий и фирм, продающих товары и услуги. В США они не

столь многочисленны, но в Западной Европе и в развивающихся странах имеют

несколько большее значение: в Венесуэле, например, нефтяной сектор

принадлежит государству, и в начале 80-х годов обеспечивал огромную долю

бюджетных поступлений - 77 %.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:

1 - потребление в государственном секторе (включает зарплату работникам

госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые для текущего

потребления); 2 - государственные инвестиции (включают разнообразные

капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или

строительство портов); 3 - трансферты частному сектору (включают пенсии за

выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и др. платежи); 4

- проценты по государственным долгам.

Бюджетный дефицит - это величина, на которую государственные расходы

превышают доходы в конкретном году. Например, в 1994 году федеральное

правительство США израсходовало 1461 млрд. дол., в то время как его

поступления составили лишь 1258 млрд. дол., что создало бюджетный дефицит в

размере 203 млрд. дол.

| |

Врезка 1 Федеральный бюджет Российской Федерации в 1996 г.

|Статьи бюджета |В трлн. |В процентах|

| |руб. |от ВВП |

|Доходы |281,9 |12,5 |

|В том числе: | | |

| Налоговые доходы |218,7 |9,7 |

|в том числе | | |

| налог на прибыль |32,5 |1,4 |

| подоходный налог с физических лиц |5,1 |0,2 |

| налог на добавленную стоимость |101,8 |4,5 |

| акцизы |45,3 |2,0 |

| Неналоговые доходы |42,2 |1,9 |

|в том числе: | | |

| от внешнеэкономической деятельности |16,9 |0,7 |

| от продажи государственного имущества |0,8 |0,0 |

| от реализации государственных запасов |17,7 |0,8 |

| от целевых бюджетных фондов |22,9 |1,0 |

|Расходы |356,2 |15,8 |

|В том числе: | | |

| государственное управление |5,4 |0,2 |

| международная деятельность |26,7 |1,2 |

| национальная оборона |63,9 |2,8 |

| правоохранительная деятельность и безопасность |28,5 |1,3 |

| хозяйственная деятельность |34,7 |1,6 |

| социально-культурные мероприятия |27,5 |1,2 |

|Дефицит |74,3 |3,3 |

| |

Национальный, или государственный, долг - это общая сумма всех

дефицитов и положительных сальдо федерального бюджета, накопленная за всю

историю страны. К концу 1994 года государственный долг США достиг почти 4,6

трлн. дол.

| |

Врезка 2 Государственный долг Российской Федерации в 1991-

1997 гг.

|Государственный долг |91 |92 |93 |94 |95 |96 |97 |

|Весь | | | | | | | |

|в трлн. руб. |15,3 |47,7 |140,1 |490,6 |749,9 |1059,9|1232,8|

|в % к ВВП |98,0 |60,8 |28,4 |38,4 |38,2 | | |

|Внутренний | | | | | |44,6 |45,1 |

|в трлн. руб. |1,2 |8,3 |15,5 |88,4 |191,2 | | |

|в % к ВВП |84,5 |43,5 |9,0 |14,5 |11,7 |365,6 |501,0 |

|в том числе | | | | | |16,2 |18,7 |

|деноминированный в ГКО и | | | | | | | |

|ОФЗ | | |0,2 |10,6 |73,7 | | |

|в трлн. руб. | | |0,1 |1,7 |3,3 |240,9 |384,9 |

|в % к ВВП | | | | | |10,7 |14,4 |

|Внешний |83,6 |95,0 |99,9 |110,2 |120,4 | | |

|в $ млрд. |13,5 |17,3 |19,4 |23,9 |26,5 |125,0 |122,5 |

|в % к ВВП, | | | | | |28,4 |26,4 |

|в том числе задолженность | | | | | | | |

|России МВФ | |1,0 |2,5 |4,2 |9,6 | | |

|в $ млрд. | |0,2 |0,5 |0,9 |2,1 |12,5 |13,2 |

|в % к ВВП | | | | | |2,8 |2,8 |

| |

КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТА

Хорошо это или плохо - допустить образование дефицита и увеличение

государственного долга? Следует ли ежегодно принимать сбалансированный

бюджет? Попробуем разобраться в данном вопросе, рассмотрев экономические

последствия нескольких разных подходов к формированию бюджета.

Ежегодно сбалансированный бюджет.

До Великой депрессии 30-х годов ежегодно сбалансированный бюджет

считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики.

Однако тщательное изучение вопроса совершенно явно показывает, что

сбалансированный бюджет несовместим с активным применением фискальной

политики в качестве антициклического стабилизирующего инструмента. Хуже

того, ежегодно сбалансированный бюджет даже усугубляет колебания делового

цикла.

| |

Рис. 1

| |

| |

| |

| |

ВВП1 ВВП2

ВВП3

| |

Для иллюстрации предположим, что экономика столкнулась с затяжной

безработицей и падением доходов. Как явствует из рис. 1, в подобных

обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Для

принятия сбалансированного бюджета правительство должно либо повысить

ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сделать и то и

другое. Все эти меры носят ограничительный, сдерживающий характер; каждая

из них еще сильнее подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.

Точно так же ежегодно сбалансированный бюджет способствует усилению

инфляции. Вновь вернувшись к рис. 1, увидим, что по мере роста в процессе

инфляции номинальных доходов налоговые сборы автоматически увеличиваются.

Для того, чтобы устранить неизбежные в такой ситуации бюджетные излишки,

правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить

государственные расходы, либо сделать и то и другое. Но любая из этих мер

только усилит инфляционное давление в экономике.

Ежегодное принятие сбалансированного бюджета не является экономически

нейтральным; это проциклическая, а не антициклическая политика.

Несмотря на это, предложения о внесении поправки в конституцию,

предусматривающей обязательный ежегодно сбалансированный бюджет, встречают

широкую поддержку.

Циклически сбалансированный бюджет.

Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, что

правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время

обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, бюджет не

должен балансироваться ежегодно - никакого священного закона, согласно

которому за отчетный период следует принимать именно 12 месяцев, не

существует. Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках

экономического цикла

Логическое обоснование этой концепции бюджета просто, разумно и

привлекательно. Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и

увеличить расходы, таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе

последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать

государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо

бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга,

образовавшегося в период спада. Таким образом, правительство в состоянии

сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и

спады в экономическом цикле не одинаковы по степени и продолжительности.

Например, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период

весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение крупного

дефицита в период спада, незначительного или вовсе никакого избытка в

период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Поскольку современная фискальная политика допускает

несбалансированность бюджета ради стабилизации экономики, она может повлечь

за собой рост государственного долга. Давайте поэтому обратимся к феномену

государственного долга - рассмотрим его причины, характеристики, масштабы и

т.д.

Причины

Почему государственный долг США увеличивается на протяжении всей

истории страны? Что заставляет общество мириться с крупным и устойчивым

дефицитом бюджета? На эти вопросы есть четыре ответа: войны, экономические

спады, снижение налогов и недостаток политической воли.

Войны - какая-то часть государственного долга стала результатом

дефицитного финансирования военных действий. Долг существенно возрос в

период первой мировой войны и увеличился более чем в 5 раз за время второй

мировой войны. Основная задача в тот период состояла в том, чтобы

перераспределить значительную часть экономических ресурсов, направив их из

производства гражданской продукции на нужды военного производства.

Государственные расходы на вооружение и содержание военнослужащих

существенно возросли. Для решения этой проблемы можно было выбрать один из

трех вариантов финансовой политики: повысить налоги, напечатать необходимое

количество денег или прибегнуть к дефицитному финансированию. Правительство

опасалось, что при налоговом финансировании ставки налогов придется поднять

настолько, что этот полностью подорвет стимулы к труду, в то время как

национальные интересы требовали вовлечения все большего числа людей в

состав рабочей силы и создания у уже работающих эффективных побуждений к

удлинению рабочего времени. Слишком высокие налоговые ставки, очевидно,

могли послужить препятствием к достижению этих целей. Эмиссия

дополнительных денег для финансирования расходов усилила бы инфляцию. Таким

образом, участие США во второй мировой войне финансировалось в основном за

счет продажи облигаций населению, позволившей "оттянуть" из обращения

расходуемый доход и высвободить ресурсы из гражданского производства, с

тем, чтобы направить их в распоряжение оборонных отраслей.

Спады - вторая причина государственного долга. В периоды, когда

национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически

уменьшаются и образуется бюджетный дефицит. Так, государственный долг

увеличивался в период Великой депрессии 30-х годов, и - совсем недавно - во

время спадов 1974-75, 80-82 и 90-91 гг.

Снижение налогов - основной причиной крупных бюджетных дефицитов,

начиная с 1981 г., послужил третий фактор. Закон о налогах для

стимулирования экономического возрождения 1981 г. обеспечил значительное

снижение как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль,

создав, тем самым, структурный дефицит федерального бюджета, то есть такой

дефицит, при котором бюджет не был бы сбалансированным, даже если бы

экономика функционировала при полной занятости на всем протяжении начала 80-

х г.

Недостаток политической воли - мы также можем утверждать, что дефицит

бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат

отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят

дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой

политическую опалу. Хотя политики и их избиратели выступают против

бюджетного дефицита, конкретные предложения сократить расход или повысить

налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки. Особенно

трудно поддаются сокращению программы социальных льгот. Кажется, самое

распространенное отношение к налогам можно выразить так: "Не бери налогов с

меня, не бери налогов с себя, а бери налоги с того, кто стоит там за

деревом". Однако налогоплательщиков "за деревьями" недостаточно, чтобы из

новых налоговых поступлений собрать средства, необходимые для покрытия

бюджетного дефицита.

| |

Врезка 3

Динамика и структура государственного долга РФ характеризуется рядом

существенных особенностей. Прежде всего, необходимо указать на

стремительный рост (абсолютной и относительной величин) внутреннего

государственного долга РФ вследствие бурного развития рынка ГКО-ОФЗ. ГКО

сочетали в себе сверхвысокую доходность (достигавшую периодически 100%

годовых и более) и максимальную надежность, что сформировало из них едва ли

не самый привлекательный экономический актив. В результате доля

обслуживания государственного долга в расходах федерального бюджета

возросла с 12% в 1996 году до 37% за семь месяцев 1998 г. Крушение

"пирамиды" ГКО стало главной причиной финансово-экономического краха в

августе 1998 г.

Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на

себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании

экономических реформ в России. Наконец, следует учитывать, что

продолжающийся спад производства усугубляет проблему обслуживания

государственного долга, и уменьшения его бремени.

| |

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: МНИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Как государственный долг и его рост влияют на состояние экономики?

Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет

ли долг бременем на плечи наших детей и внуков?

Банкротство?

Может ли крупный государственный долг привести государство к

банкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства?

Ни в коем случае, и тому есть три причины:

1. Рефинансирование - когда подходит ежемесячный срок выплаты части

долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги,

чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство

рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку

для выплат держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение - правительство имеет конституционное право облагать

население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства -

один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.