реферат скачать
 

Государственный долг и бюджетный дефицит

Государственный долг и бюджетный дефицит

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Национальный Технический Университет

Кафедра “Менеджмент”

Курсовая работа

По дисциплине “Макроэкономика”

на тему: “ Государственный долг и бюджетный дефицит ”

Выполнил:

ст. группы 108111/24 Лозовой А.С

Руководитель: Зысь Т.А

Минск 2003г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1. КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТА 5

1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ 7

1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 9

1.3.1.МНИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ 9

1.3.2. РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 11

1.4. БЮДЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ДЕФИЦИТ ВНЕШНЕТОРГОВОГО БАЛАНСА 14

1.5. КРИЗИС ВНЕШНЕГО ДОЛГА 20

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 26

2.1. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

ЛИТЕРАТУРА 33

ВВЕДЕНИЕ

"В основе предположения, что старый долг оплачен,

лежит то обстоятельство, что мы заключили заем на

гораздо большую сумму…."

Д. Рикардо

Для того, чтобы разобраться в проблеме государственного долга,

необходимо сперва рассмотреть (вкратце) тему государственной фискальной

политики; т.е. решений государственного сектора о расходах, налогах и

займах.

Самым важным источником государственных доходов являются различные

виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из

заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе

налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность,

включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные

угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Налоги также классифицируются как прямые и косвенные. Наименование

"прямые" обычно относится к тем налогам, которыми облагаются

непосредственно индивидуумы и фирмы, в то время как косвенные налоги - это

налоги на товары и услуги.

Развитые и развивающиеся страны имеют различные налоговые структуры:

развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов в

государственных поступлениях. В США, например, наиболее крупным источником

финансовых поступлений, превышающим 85% их общего объема, являются прямые

налоги, в то время как в Аргентине 40% всех государственных поступлений

приходится на прямые налоги.

Другим источником поступлений общественного сектора являются прибыли

государственных предприятий и фирм, продающих товары и услуги. В США они не

столь многочисленны, но в Западной Европе и в развивающихся странах имеют

несколько большее значение: в Венесуэле, например, нефтяной сектор

принадлежит государству, и в начале 80-х годов обеспечивал огромную долю

бюджетных поступлений - 77 %.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:

1. потребление в государственном секторе (включает зарплату

работникам госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые

для текущего потребления);

2. государственные инвестиции (включают разнообразные капитальные

расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или

строительство портов);

3. трансферты частному сектору (включают пенсии за выслугу лет,

страхование по безработице, льготы ветеранам и др. платежи);

4. проценты по государственным долгам.

Бюджетный дефицит - это величина, на которую государственные расходы

превышают доходы в конкретном году. Например, в 1994 году федеральное

правительство США израсходовало 1461 млрд. дол., в то время как его

поступления составили лишь 1258 млрд. дол., что создало бюджетный дефицит в

размере 203 млрд. дол.

Национальный, или государственный, долг - это общая сумма всех

дефицитов и положительных сальдо федерального бюджета, накопленная за всю

историю страны. К концу 1994 года государственный долг США достиг почти 4,6

трлн. дол.

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТА

Хорошо это или плохо - допустить образование дефицита и увеличение

государственного долга? Следует ли ежегодно принимать сбалансированный

бюджет? Попробуем разобраться в данном вопросе, рассмотрев экономические

последствия нескольких разных подходов к формированию бюджета.

Ежегодно сбалансированный бюджет.

До Великой депрессии 30-х годов ежегодно сбалансированный бюджет

считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики.

Однако тщательное изучение вопроса совершенно явно показывает, что

сбалансированный бюджет несовместим с активным применением фискальной

политики в качестве антициклического стабилизирующего инструмента. Хуже

того, ежегодно сбалансированный бюджет даже усугубляет колебания делового

цикла.

Рис. 1

| |

| |

| |

| |

ВВП1 ВВП2

ВВП3

| |

Для иллюстрации предположим, что экономика столкнулась с затяжной

безработицей и падением доходов. Как явствует из рис. 1, в подобных

обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Для

принятия сбалансированного бюджета правительство должно либо повысить

ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сделать и то и

другое. Все эти меры носят ограничительный, сдерживающий характер; каждая

из них еще сильнее подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.

Точно так же ежегодно сбалансированный бюджет способствует усилению

инфляции. Вновь вернувшись к рис. 1, увидим, что по мере роста в процессе

инфляции номинальных доходов налоговые сборы автоматически увеличиваются.

Для того, чтобы устранить неизбежные в такой ситуации бюджетные излишки,

правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить

государственные расходы, либо сделать и то и другое. Но любая из этих мер

только усилит инфляционное давление в экономике.

Ежегодное принятие сбалансированного бюджета не является экономически

нейтральным; это проциклическая, а не антициклическая политика.

Несмотря на это, предложения о внесении поправки в конституцию,

предусматривающей обязательный ежегодно сбалансированный бюджет, встречают

широкую поддержку.

Циклически сбалансированный бюджет.

Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, что

правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время

обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, бюджет не

должен балансироваться ежегодно - никакого священного закона, согласно

которому за отчетный период следует принимать именно 12 месяцев, не

существует. Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках

экономического цикла

Логическое обоснование этой концепции бюджета просто, разумно и

привлекательно. Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и

увеличить расходы, таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе

последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать

государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо

бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга,

образовавшегося в период спада. Таким образом, правительство в состоянии

сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и

спады в экономическом цикле не одинаковы по степени и продолжительности.

Например, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период

весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение крупного

дефицита в период спада, незначительного или вовсе никакого избытка в

период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

1.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Поскольку современная фискальная политика допускает

несбалансированность бюджета ради стабилизации экономики, она может повлечь

за собой рост государственного долга. Давайте поэтому обратимся к феномену

государственного долга - рассмотрим его причины, характеристики, масштабы и

т.д.

Причины

Почему государственный долг США увеличивается на протяжении всей

истории страны? Что заставляет общество мириться с крупным и устойчивым

дефицитом бюджета? На эти вопросы есть четыре ответа: войны, экономические

спады, снижение налогов и недостаток политической воли.

Войны - какая-то часть государственного долга стала результатом

дефицитного финансирования военных действий. Долг существенно возрос в

период первой мировой войны и увеличился более чем в 5 раз за время второй

мировой войны. Основная задача в тот период состояла в том, чтобы

перераспределить значительную часть экономических ресурсов, направив их из

производства гражданской продукции на нужды военного производства.

Государственные расходы на вооружение и содержание военнослужащих

существенно возросли. Для решения этой проблемы можно было выбрать один из

трех вариантов финансовой политики: повысить налоги, напечатать необходимое

количество денег или прибегнуть к дефицитному финансированию. Правительство

опасалось, что при налоговом финансировании ставки налогов придется поднять

настолько, что этот полностью подорвет стимулы к труду, в то время как

национальные интересы требовали вовлечения все большего числа людей в

состав рабочей силы и создания у уже работающих эффективных побуждений к

удлинению рабочего времени. Слишком высокие налоговые ставки, очевидно,

могли послужить препятствием к достижению этих целей. Эмиссия

дополнительных денег для финансирования расходов усилила бы инфляцию. Таким

образом, участие США во второй мировой войне финансировалось в основном за

счет продажи облигаций населению, позволившей "оттянуть" из обращения

расходуемый доход и высвободить ресурсы из гражданского производства, с

тем, чтобы направить их в распоряжение оборонных отраслей.

Спады - вторая причина государственного долга. В периоды, когда

национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически

уменьшаются и образуется бюджетный дефицит. Так, государственный долг

увеличивался в период Великой депрессии 30-х годов, и - совсем недавно - во

время спадов 1974-75, 80-82 и 90-91 гг.

Снижение налогов - основной причиной крупных бюджетных дефицитов,

начиная с 1981 г., послужил третий фактор. Закон о налогах для

стимулирования экономического возрождения 1981 г. обеспечил значительное

снижение как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль,

создав, тем самым, структурный дефицит федерального бюджета, то есть такой

дефицит, при котором бюджет не был бы сбалансированным, даже если бы

экономика функционировала при полной занятости на всем протяжении начала 80-

х г.

Недостаток политической воли - мы также можем утверждать, что дефицит

бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат

отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят

дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой

политическую опалу. Хотя политики и их избиратели выступают против

бюджетного дефицита, конкретные предложения сократить расход или повысить

налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки. Особенно

трудно поддаются сокращению программы социальных льгот. Кажется, самое

распространенное отношение к налогам можно выразить так: "Не бери налогов с

меня, не бери налогов с себя, а бери налоги с того, кто стоит там за

деревом". Однако налогоплательщиков "за деревьями" недостаточно, чтобы из

новых налоговых поступлений собрать средства, необходимые для покрытия

бюджетного дефицита.

Динамика и структура государственного долга РБ характеризуется рядом

существенных особенностей. Прежде всего, необходимо указать на

стремительный рост (абсолютной и относительной величин) внутреннего

государственного долга РБ вследствие бурного развития рынка ГКО-ОФЗ. ГКО

сочетали в себе сверхвысокую доходность (достигавшую периодически 100%

годовых и более) и максимальную надежность, что сформировало из них едва ли

не самый привлекательный экономический актив. В результате доля

обслуживания государственного долга в расходах федерального бюджета

возросла с 12% в 1996 году до 37% за семь месяцев 1998 г. Крушение

"пирамиды" ГКО стало главной причиной финансово-экономического краха в

августе 1998 г.

Динамика внешнего государственного долга РБ определялась принятием на

себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании

экономических реформ в Беларуси. Наконец, следует учитывать, что

продолжающийся спад производства усугубляет проблему обслуживания

государственного долга, и уменьшения его бремени.

1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

1.3.1.МНИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Как государственный долг и его рост влияют на состояние экономики?

Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет

ли долг бременем на плечи наших детей и внуков?

Банкротство?

Может ли крупный государственный долг привести государство к

банкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства?

Ни в коем случае, и тому есть три причины:

1. Рефинансирование - когда подходит ежемесячный срок выплаты части

долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги,

чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство

рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку

для выплат держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение - правительство имеет конституционное право облагать

население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства -

один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей

суммы государственного долга.

3. Создание денег - банкротство государства очень сложно себе

представить еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которыми

можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых

денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь

инфляционный эффект. Но очень трудно поверить в возможность банкротства,

когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто

включив печатный станок.

Перекладывание бремени?

Станет ли государственный долг бременем для будущих поколений? Сначала

нужно спросить: кто является держателем государственного долга, кому мы

должны? Ответ таков: в основном мы должны самим себе. Около 86%

правительственных облигаций размещены внутри страны, то есть находятся в

руках граждан и организаций (данные по США). Таким образом, государственный

долг является одновременно и общественным кредитом. Следовательно,

погашение государственного долга породило бы гигантские потоки трансфертных

платежей, т.к. гражданам пришлось бы выплачивать более высокие налоги, а

правительству выплачивать бульшую часть этих налоговых сборов тем же самым

налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся в их

распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта

произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно

должно вызвать немедленное снижение совокупного богатства в экономике или

уровня жизни населения. Новорожденным, каждый из которых в среднем

наследовал в 1994 г. 17816 дол. обязательств по государственному долгу,

одновременно достаются государственные бумаги на такую же сумму.

1.3.2. РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы.

Внешний долг - то есть долговые обязательства государства перед

иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой

экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не

является "задолженностью самим себе", и фактически выплата процентов и

основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта

страны другим государствам.

Ограничение фискальной политики

Крупный и растущий государственный долг затрудняет для политиков

применение фискальных мер в периоды спада. Крупный и растущий

государственный долг ставит политические барьеры на пути применения

антикризисных фискальных мер.

Эффект вытеснения и накопления капитала

Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме.

Государственный долг все же может послужить источником реального

экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под

воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных

товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику".

Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что

дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению

частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям

достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и,

при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином

случае.

Предположим, что экономика функционирует на уровне производства при

полной занятости и что бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или

иным причинам правительство увеличило объем своих расходов. Прирост

государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это

время. Вспомним кривую производственных возможностей, но только с товарами

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.