реферат скачать
 

Государственный бюджет

антициклической политики.

Однако, ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю

привлекательность является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы

и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Дли-

тельный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъ-

емом и наоборот. И в том , и в другом случае будет наблюдаться циклическая

разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с

концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы

фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономи-

ческой политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом

вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета – второ-

степенный. Основной целью государственных финансов является макроэконо-

мическая стабильность,а сбалансированность госбюджета рассматривается как

один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим

подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицита-

ми или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и

экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на

преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Виды бюджетного дефицита

Характер бюджетного сальдо – дефицит или излишек – определяется со-

стоянием экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и

данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов на-

ционального производства. Чем больше объем производства, тем выше налого-

вые поступления. В то же время правительственные расходы (на оборону,

социальные нужды, управление) мало зависят от уровня дохода (5, с.279). Та-

ким образом, при низком уровне дохода будет наблюдаться бюджетный дефи-

цит, при высоком – бюджетный излишек. Это можно наглядно продемонстри-

ровать на следующем графике:

Дефицит и излишек государственного бюджета ( 5, с.279).

T, G

сбалансированный

бюджет

бюджетный Т

дефицит

G

E

бюджетный

излишек

QE ВНП

T – государственные расходы, G – налоговые поступления.

При ВНП, равном QE , бюджет сбалансирован, при ВНП, меньшем QE ,

бюджет будет сводиться с дефицитом (G>T); при ВНП, большем QE , возника-

ет излишек (G

То или иное бюджетное сальдо не всегда является свидетельством измене-

ния макроэкономической ситуации в стране, оно может быть следствием про-

водимой правительством фискальной политики, направленной на решение тех или

иных макроэкономических задач.

Для того, чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо целенаправ-

ленных мероприятий правительства,используется «бюджет полной занятости»-

состояние бюджета в условиях функционирования экономики при естествен- ном

уровне безработицы.

Дефицит бюджета полной занятости (структурный дефицит) характе- ризует

разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном

уровне налогообложения и государственных затрат и потенциальном ВНП,

соответствующем естественному уровню безработицы. Структурный де- фицит –

это превышение расходов над доходами, вызванное политикой госу- дарства,

направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью

предотвращения спада и оживления экономики.

Разность между фактическим бюджетным дефицитом и дефицитом пол- ной

занятости называется циклическим дефицитом. Циклический дефицит – это

дефицит вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей

своего естественного уровня, результатом чего является сужение

налогооблагаемой базы, увеличение расходов на социальные нужды и поддер-

жание общественно необходимых секторов экономики.

Фактический, структурный и циклический бюджетный дефицит

T,G

T

c a

G

d

b

e

Q1 Qp ВНП

T – государственные расходы,G – налоговые поступления

Если в условиях полной занятости ВНП равняется Qp , то при существую-

щей системе налогообложения и данном уровне правительственных расходов

дефицит бюджета равен ab. При уровне производства, равном Q1, той же

системе налогообложения и таких же правительственных расходах фактичес- кий

дефицит будет равен ce,в том числе, cd – это структурный дефицит, а de –

циклический – результат падения объемов производства (Q1 меньше Qp)

(5,с.280).

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стиму-

лирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает

рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокра-

щение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдер-

живающей политики.

Также в зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит

может быть активным или пассивным.

Активный дефицит обусловлен политикой государства, направленной на

увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения

хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в

результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь влияние на кредитно-де-

нежное хозяйство и функционирование экономики в целом. В условиях

существования бюджетного дефицита правительство вынужденно искать исто-

чники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и

государственные заимствования.

Финансирование бюджетного дефицита

Как я упоминал, бюджетный дефицит должен быть профинансирован.

Государственные расходы, не имеющие под собой доходной базы, могут по-

крываться за счет эмиссии денег, займов в центральном банке, займов в част-

ном секторе и внешних заимствований. Воздействие дефицита на экономику во

многом зависит именно от способа его финансирования.

Эмиссия денег является самым простым методом покрытия бюджетного

дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажно-

денежному обращению неоднократно использовали дополнительную эмиссию для

этих целей. Правительства особенно часто применяют это средство в кри-

тических ситуациях – во время войны или длительного кризиса. Избыточная

эмиссия широко применяется и в настоящее время во многих развивающихся

странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит

к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтро-

лируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций,

обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижает- ся

курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству

бюджетного дефицита.

Для сохранения экономической и социальной стабильности правительства

стараются всячески избегать неоправданной эмиссии денег. С этой целью в

систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель:

конституционно закрепленная в большинстве стран независимость эмиссион-

ного банка от законодательной и исполнительной власти. Он не обязан финан-

сировать правительство, таким образом ставится преграда неконтролируемой

инфляции, которая могла бы начаться если бы деньги печатались по желанию

правительства.

Наиболее надежным источником финансирования дефицита бюджета являются

государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года

или 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5лет). Они

осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у

внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государст-

венные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают

негативное влияние на экономику. Во-первых, в некоторых случаях правитель-

ство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бу- маг,

что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хо-

зяйствующих субъектов. Во-вторых, даже при свободном размещении, когда

правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и

физическими лицами государственных ценных бумаг, оно вступает в конку-

ренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. При

этом происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как госу-

дарственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств.

Вместе с этим повышение спроса со стороны государства на денежные средст-

ва ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение

инвестиций в реальный сектор экономики. В результате возникает «эффект вы-

теснения» частных инвестиций. Однако, как подтверждают эмпирические дан-

ные, этот эффект имеет наиболее явное и отрицательное проявление при огра-

ниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при избыточных

ресурсах и соответствующей денежной политике вместо«эффекта вытеснения»

может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности.

Государственный долг

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономи- ческих

проблем путем государственных заимствований порождает государст- венный

долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущен- ным и

непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы раз- мещения

государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на

внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и

продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги

подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком по-

гашения до 1 года),среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации

(свыше 5 лет). Основными держателями государственных ценных бумаг явля-

ются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие

банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных

ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга разви-тых

стран.

Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ре-

сурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают

компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также меж-

дународные финансовые организации (Международный банк реконструкции и

развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга является более тяжелым,нежели бремя внутреннего

долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта,для

получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при

этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет

темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

Внешний долг России на 1 января 2001г.составлял 156,3 млрд.долл. США,

к концу года запланировано его сокращение до 156 млрд. долл. Около 40 млрд.

составляют обязательства СССР, принятые на себя Россией.Спецификой внеш-

него долга РФ является то, что она сама является крупным международным

кредитором. Задолженность других стран России достигла 160 млрд. долл., в

том числе просроченная задолженность – 52 млрд.(5, с.285). Ежегодные поступ-

ления по долгу должны были бы составлять 6-7 млрд.долл., но фактически они

в десятки раз меньше.

Предельные долговые обязательства в части внутреннего долга в начале

года составляли 578,54 млрд. руб. и в течение года должны сократиться

примерно на 3 млрд. руб.

Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает

определенные негативные последствия для национальной экономики. Рассмот-

рим основные последствия накопления государственного долга. Во-первых,

госдолг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу дер-

жателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наи-

более имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению рас-

слоения в обществе и росту социальной напряженности. Во-вторых, поиски

источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению

государственного вмешательства в экономику,что отрицательно ска-

зывается на хозяйственной активности. В-третьих, возможно переложение

долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займы были

истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию

производства,доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами

то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и огра-

ничению потребления в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по

процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как

выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расхо-

дами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам. В-пятых, рост

внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других госу-

дарств что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней

политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и

возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получе- нии

новых кредитов.

Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходи-

мость управления им. Управление государственным долгом – это совокупность

финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, орга-

низацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации го-

сударственных займов.

Конверсия и консолидация государственного долга являются важнейши- ми

приемами, используемыми в процессе управления государственным долгом

Конверсия государственных займов предполагает изменение их первона-

чальных условий, например срока, процента и др. Как правило, правительства

стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэто-му

чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне-

и долгосрочные обязательства. Существуют несколько методов кон- версии:

добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии

владелец государственной ценной бумаги может выбирать: либо согласиться с

новыми условиями, либо погасить бумагу. При принудительной

конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями займа, а при

факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться

от новых условий. Конверсия обычно осуществляется при избытке ссудного

капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга производится путем продления срока

действия кратко- и среднесрочных займов или путем унификации ранее

выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так

формируется консолидированный долг как часть общей суммы государствен- ной

задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к

тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государ-

ственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефи-

нансированием.

Бюджетный дефицит в России

В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второй

мировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в

состоянии относительного макроэкономического равновесия. Консерватив- ная

политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в

случаях острой нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпы

роста обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для

осуществления приоритетных проектов. Однако существенное замедление темпов

экономического роста во второй половине 60-х годов заметно сузило

финансовую базу советского руководства при заметном возрастании масшта- бов

его намерений (поддержка “братских” режимов, создание ядерного оружия

нового поколения и т.д.).с начала 70-х годов стали отчетливо проявляться

при- знаки бюджетной несбалансированности. Со временем бюджетный

дефицит

стал нарастать. Формой его проявления была, в частности, скрытая инфляция.

Официально государственный бюджет, предусматривающий дефицит, в СССР

впервые был принят в 1988 году. Основными причинами возникновения бюд-

жетных дефицитов в СССР по мнению аналитиков стали (5, с.282):

. падение темпов роста производства;

. наличие большого числа убыточных предприятий;

. большие расходы на оборону и ВПК;

. огромные масштабы незавершенного строительства и сверхнорматив- ных

запасов;

. неэффективная плановая система управления экономикой;

. сокращение поступлений от экспорта нефти в связи с падением миро- вых

цен в 1986 году;

. огромные потери доходов в связи с антиалкогольной кампанией (в 1985

г. бюджет потерял 5% доходов, а в 1986 – 10%);

. увеличение расходов связанное с ликвидацией последствий чернобыль-

ской катастрофы 1986 года и землетрясения в Армении в 1988 году.

С распадом СССР, сменой экономического и политического курса и нача-

лом экономических реформ в начале 90-х годов происходят коренные измене-

ния в финансовой и бюджетной системе страны. К прежним причинам бюд-

жетного дефицита присоединились новые, связанные прежде всего с экономи-

ческим спадом и сокращением объема ВВП, что естественно привело к сокра-

щению доходной базы. Бюджетный дефицит стал хроническим: в 1993 г. он

составлял 6,9% к ВВП, в 1994 – 9,9%, в 1995 – 3,0%, в 1996 – 3,3%, в 1997 –

3,6%, в 1998 – 6,3%.

Важнейшей причиной дефицитности бюджета стало несовершенство налоговой

системы. Это связано прежде всего с высокими ставками многих налогов, что

привело к значительному сокращению налоговых поступлений. Зависимость

поступлений в бюджет от налоговых ставок находит свое теоре- тическое

обоснование в положении А. Лаффера, согласно которому чрезмер- ное

повышение налоговых ставок на доходы предприятий и физических лиц снижает

стимулы к капиталовложениям, замедляет экономический рост и при- водит к

повсеместному уклонению от уплаты налогов . Всё это в конечном

счете отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета

и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера.

Кривая Лаффера

Ставка

налога

100%

К

0 Qk Q

При увеличении налоговой ставки доходы в госбюджет возрастают. Воз-

растание происходит до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный размер

налоговой ставки, обеспечивающий максимальные поступления в бюджет в

размере Qk. Дальнейшее повышение налоговой ставки уменьшает стимулы к

труду, предпринимательской деятельности и при возрастании налоговой став-

ки доходы бюджета уменьшаются. Теоретически, при 100%-ном уровне нало-

гооблажения поступления в бюджет могут приблизиться к нулю. Таким обра- зом

снижение чрезмерно высоких налогов в длительном периоде обеспечивает рост

сбережений, инвестиций, занятости, и, следовательно, налоговых поступ-

лений в бюджет.

Ещё одной проблемой, появившейся после перехода страны на рыночную,

экономику стал огромный объем теневой экономики, который составляет 41% ВВП

(14, с.6). Это намного больше, чем в любой развитой капиталистической

стране и даже чем в странах с переходной экономикой (за исключением неко-

торых государств СНГ). Естественно, что никаких доходов в госбюджет от

этого сектора не поступает.

Бюджетный дефицит в России финансировался различными методами. До 1995

года основным внутренним источником финансирования были займы в

Центробанке. В 1993 г. впервые были выпущены государственные краткосроч-

ные обязательства (ГКО), а затем облигации федерального займа (ОФЗ). За

счет выпуска этих и других государственных ценных бумаг (также использова-

лись казначейские обязательства, облигации внутреннего валютного государ-

ственного займа, государственные сберегательные займы, золотые сертифика-

ты) производилось всё внутреннее финансирование бюджетного дефицита. Ещё

одним основным источником финансирования являются зарубежные кре- диты.

Таблица №4 «Источники финансирования бюджетного дефицита в России (в

трлн. руб.)» (5, с.282)

| |1993г. |1994г. |1995г. |1996г. |1997г. |

|Дефицит |11,7 |68,5 |53,2 |88,5 |93,2 |

|Внутреннее |10,2 |66,3 |45,2 |55,8 |39,7 |

|финансирование | | | | | |

|Кредиты |10,0 |48,1 |- |- |- |

|Центробанка | | | | | |

|Ценные бумаги |0,2 |14,1 |30,6 |55,8 |39,7 |

|Внешнее |1,4 |6,0 |42,6 |44,2 |53,5 |

|финансирование | | | | | |

Помимо вышеуказанных методов с 1990 по 1995 гг. для покрытия дефи- цита

широко использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляци- онным

фактором и привело к гиперинфляции. Эмиссия перестала применяться с 1995 г.

и это значительно снизило инфляцию в стране.

Внутреннее финансирование дефицита с 1995 г. за счет выпуска ГКО и ОФЗ

привело к быстрому росту внутреннего долга. Динамика государст- венного

внутреннего долга России по ГКО и ОФЗ (в млрд. деноминированных рублей)

выглядит следующим обра- зом: 1994 г. – 10,6; 1995 г. – 76,6; 1996 г. –

237,1; 1997 г. – 384,9; 1998 г.- 387,1 (5, с. 284). Следствием возрастания

государственного долга стало резкое увеличение расходов по его

обслуживанию. Это вынудило Правительство РФ осенью 1998 года отказаться от

погашения государственных ценных бумаг, осуществить реструктуризацию

внутреннего долга, отодвинув сроки выполнения своих обязательств. В

результате этого в стране разразился глубокий финансовый кризис, оказавший

влияние на все сферы экономической жизни.

Начиная с 1999 года наметилась явная тенденция к сокращению дефицита В

1999 г. он составлял 1,4% от ВВП, а в 2000 г. – 1,08%. Это связано прежде

всего с начавшимся экономическим ростом, который был отчасти обусловлен

тем,что из-за кризиса 1998г.значительно выросли цены на иностранные товары

и многие импортеры ушли с российского рынка, и это создало стимул для раз-

вития отечественной промышленности. Также положительную роль сыграло

снижение курса рубля, что способствовало увеличению прибыли российских

экспортеров и, следовательно, поступлений в бюджет от этих компаний.

За последние годы сделаны значительные шаги по созданию более эффек-

тивной бюджетной системы. Сокращение нерациональных государственных затрат

привело к позитивным сдвигам в структуре бюджета. Производится

урегулирование отношений, в том числе и бюджетных, между федеральным

центром и регионами, что также оказывает влияние на функционирование

бюджетной системы.

Огромное значение для регулирования госбюджета имеет налоговая ре-

форма, которая призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков,

упростить налоговую систему и повысить качество налогового администриро-

вания. Это в конечном итоге должно способствовать улучшению собираемости

налогов и увеличить поступления в бюджет. Важным этапом налоговой ре- формы

стало введение с 1.01.2001. единого социального налога с регрессивной

ставкой и 13%-ного подоходного налога со всех граждан. По словам различ-

ных официальных лиц, эта мера уже положительно сказалась на поступлениях в

бюджет. Это объясняется положением Лаффера о зависимости бюджетных доходов

от величины ставки налога. При снижении ставки до оптимальной объем

поступлений увеличился.

Следствием принятых мер стала возможность формирования бездефи-

цитного бюджета на 2001 год – первого за весь период экономических реформ.

Вследствие этого Россия может отказаться в этом году от иностранных займов.

При сохранении положительных тенденций в развитии экономики у правительства

есть уверенность, что и бюджет следующего года будет состав- лен без

дефицита.

Заключение

Целью проведенного исследования является анализ сущности государст-

венного бюджета, его структуры и функционирования.

В результате изучения существующей литературы по интересующей нас

проблеме и проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Государственный бюджет представляет собой финансовый план

государства на текущий год. Это смета доходов и расходов

государства, согла- сованных друг с другом как по объему, так и

по срокам поступления и исполь- зования. Государственному бюджету

принадлежит центральное место в систе- ме государственных

финансов.

2. Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включаю-щую

в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные

бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе

принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом

каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он

должен финансиро- вать. Основным источником поступлений в бюджет

являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться

за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы

бюджета подразделяются на текущие, обес- печивающие текущие

потребности государства, и капитальные, обеспечеваю- щие

расширенное воспроизводство и прирост запасов.

3. В современных условиях типичным явлением для государственного

бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение

расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием

неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом

целенаправленно проводимой бюджетной политики. Для разграничения

причин бюджетного дефицита используют понятие структурного

бюджетного дефицита – состояние бюджета приданной налоговой

системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном

ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным

характеризует циклический бюджетный дефицит , вызванный спадом

произ-

водства и наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование

бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количес-

тва денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет

займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в

результате выпуска государственных ценных бумаг.

4. Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государст-

венного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может

быть внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженность

правительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам дан- ной

страны. Значительная государственная задолженность негативно влияет на

экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывает-

ся на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга уси-

ливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность

другим странам, иностранным компаниям, банкам и международным экономи-

ческим организациям) погашается за счет выручки от экспорта, что также

может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются сокращением нера-

циональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений,

а главное - в результате налоговой реформы.

Список использованной литературы

1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.

Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.

Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд.,

доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О

бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу»//

Российская газета, 3 июня 2000 г., с.3.

5. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.

6. Закон Самарской области от 28.12.2000 № 55-ГД «Об областном бюджете на

2001 год»// Волжская коммуна, 29 декабря 2000 г., с.2.

7. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юристъ, 2000.

8. Кучеренко В. Бюджет 2001: двулик, но бездефицитен.// Российская

газета, 2 июня 2000 г., с.2.

9. Кучеренко В. Сразу не разбогатеем,но и с бедностью сладим//Российская

газета, 3 июня 2000 г., с .3.

10. Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ //

Вопросы экономики, 1998. - №3. – с.18-38.

11. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы

экономики, 2001. - №3. – с.4-23.

12. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2001 год (анализ

концепции) // Экономист, 2000. - №11. – с.59-67.

13. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и

межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2000. - №1.- с.56-71.

14. Сколько теневиков на свете? // Аргументы и факты, 2001. - №17. – с.6.

15. Федеральный закон от 27.12.2000 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001

год» // Российская газета, 28 декабря 2000 г., с.2-4.

16. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.:

Финансы, ЮНИТИ, 1999.

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред.

проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

18. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.