реферат скачать
 

Государственный бюджет

|1030000 |Налоги на совокупный доход |71 839 |

|1030100 |Единый налог, взимаемый в связи с применением |34 919 |

| |упрощённой системы налогообложения, учёта и | |

| |отчётности | |

|1030200 |Единый налог на вменённый доход для |36 920 |

| |определенных видов деятельности | |

|1040000 |Налоги на имущество |962 541 |

|1040200 |Налог на имущество предприятий |962 541 |

|Код |Наименование источника |Сумма,тыс.руб. |

|1050000 |Платежи за пользование природными ресурсами |539 420 |

|1050100 |Платежи за пользование недрами |338 617 |

|1050500 |Платежи за пользование водными объектами |11 874 |

|1050700 |Земельный налог |108 837 |

|1050800 |Плата за право пользования объектами животного|1 100 |

| |мира и водными биологическими ресурсами | |

|1050000 |Отчисления на воспроизводство |78 992 |

| |минерально-сырьевой базы | |

|1400000 |Прочие налоги, пошлины и сборы |8 418 |

|2000000 |Неналоговые доходы |111 747 |

|2010000 |Доходы от имущества, находящегося в |100 427 |

| |государственной и муниципальной собственности, | |

| |или от деятельности | |

|2010100 |Дивиденды по акциям, принадлежащим государству |300 |

|2010200 |Доходы от сдачи в аренду имущества, |57 147 |

| |находящегося в государственной и муниципальной | |

| |собственности | |

|2010400 |Проценты, полученные от предоставления |31 200 |

| |бюджетных ссуд внутри страны | |

|2015000 |Прочие поступления от имущества, находящегося в|11 780 |

| |государственной и муниципальной собственности, | |

| |или от деятельности | |

|2040000 | Доходы от продажи земли и нематериальных |1 500 |

| |активов | |

|2060000 |Административные платежи и сборы |2 800 |

|2070000 |Штрафные санкции, возмещение ущерба |7 020 |

|4000000 |Доходы целевых бюджетных фондов |2 778 400 |

|4010000 |Дорожные фонды |2 701 400 |

|4020000 |Экологические фонды |77 000 |

| |Всего доходов |11 849 467 |

Как видно из таблицы №1, основными доходами областного бюджета являют-

ся налоговые (75,6%), из которых 71,6% составляют налоги на прибыль, второе

место занимают доходы целевых бюджетных фондов.

В качестве иллюстрации расходов бюджета Самарской области может служить

следующая таблица:

Таблица№2 «Структура расходов областного бюджета на 2001 год»

|Код |Направление расходов |Сумма,тыс.руб. |

|0100 |Государственное управление местное |249 655 |

| |самоуправление | |

|0500 |Правоохранительная деятельность и обеспечение |667 573 |

| |безопасности государства | |

|0600 |Фундаментальные исследования и содействие |5 194 |

| |научно- техническому прогрессу | |

|0700 |Промышленность, энергетика и строительная |1 291 034 |

| |индустрия | |

|0800 |Сельское хозяйство и рыболовство |596 999 |

|0900 |Охрана окружающей среды |129 745 |

|1000 |Транспорт, дорожное хозяйство, связь и |48 641 |

| |информатика | |

|1100 |Развитие рыночной инфраструктуры |10 408 |

|1200 |Жилищно-коммунальное хозяйство |37 039 |

|1300 |Предупреждение и ликвидация последствий |11 031 |

| |чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | |

|Код |Направление расходов |Сумма,тыс.руб. |

|1400 |Образование |1 570 684 |

|1500 |Культура, искусство и кинематография |125 601 |

|1600 |Средства массовой информации |9 694 |

|1700 |Здравоохранение и физическая культура |2 074 546 |

|1800 |Социальная политика |1 002 236 |

|1900 |Обслуживание государственного долга |70 703 |

|2100 |Финансовая помощь бюджетам других уровней |1 021 746 |

|2300 |Мобилизационная подготовка экономики |8373 |

|3000 |Прочие расходы |276 230 |

| |ВСЕГО РАСХОДОВ |11 985 532 |

Исходя из цифр расходов, можно говорить о большой социальной роли

бюджетов субъектов федерации. Основными статьями расходов являются такие

как здравоохранение (17,3% бюджетных расходов), образование (13,1%),

социальная политика (8,4%), промышленность (10,8%), значительные средства

направляются в бюджеты других уровней в качестве финансовой помощи (8,5%).

Также достаточно велики затраты на сельское хозяйство, охрану окру- жающей

среды, культуру и искусство.

Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской

Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования

(местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,

предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам

ведения местного самоуправления. На местные орга- ны власти возложена

важная задача по осуществлению социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в

значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отра-

жаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с

повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунально- го и

культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым

строительством. Также в последние годы широко практикуется передача раз-

личных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные уч-

реждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собствен-

ность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных

бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности

его органам власти различных территориальных образований. Так, городским

органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности,

жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удель- ный вес ассигнований

на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и

превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти

находятся в основном социально-культурные учреж- дения, в этих бюджетах

подавляющая часть расходов приходится на финанси- рование социально-

культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов фе-

дерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и

регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы (2,

с.33).

Доходы местных бюджетов

Регулирующие доходы

Собственные доходы

Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом

Неналоговые доходы соответствующего бюджета

|Отчисления от |Средства из фондов|Дотации, |Средства, |

|федеральных и |финансовой |субвенции, |полученные из |

|региональных |поддержки регионов|субсидии из |вышестоящего |

|налогов | |вышестоящих |бюджета в порядке |

| | |бюджетов |взаимных расчетов |

Для более полного представления о доходах местных бюджетов обратим- ся

к статье 5 Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2001 год».

Этой статьёй установлено, что в местные бюджеты зачисляются поступления от

следующих федеральных и региональных налогов и сборов:

. налога на прибыль (доход) предприятий и организаций – в размере

5% поступлений в консолидированный бюджет области;

. налога на доходы физических лиц, удерживаемого предприятиями и

организациями – в размере 57% поступлений в консолидированный

бюджет области;

. налога на доходы физических лиц, удерживаемого налоговыми

органами – в размере 100% поступлений в консолидированный бюджет

области;

. налога на игорный бизнес - в размере 50% поступлений в

консолидированный бюджет области;

. акцизов на спирт этиловый, водку и ликёроводочные изделия – в

размере 5% поступлений в консолидированный бюджет области;

. акцизов на прочие виды подакцизных товаров (за исключением

акцизов на все виды минерального сырья и автомобили) - в размере

10% поступлений в консолидированный бюджет области;

. лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с

законодательством РФ;

. налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных

документов, выраженных в иностранной валюте – в размере 40%

поступлений;

. единого налога на вмененный доход для определенных видов деятель-

ности – в размере 50% поступлений;

. налога на имущество предприятий – в размере 50% поступлений;

. налога с имущества, переходящего в порядке наследования или

дарения в размере 100% поступлений;

. платежей за пользование недрами – по нормативам, установленным

законодательством Российской Федерации;

. платы за пользование водными объектами – в размере 50%

поступлений;

. платежей за пользование лесным фондом – в размере 100%

поступлений в консолидированный бюджет области;

. прочих налогов, сборов и пошлин, подлежащих зачислению в бюджеты

муниципальных образований в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Также предусмотрена помощь местным бюджетам из областного бюджета в

размере 1 021 746 тыс. рублей.

Внебюджетные фонды

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды

государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряже-

нии центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назна-

чение. С 1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюд-

жетных экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени феде-

ральные экономические внебюджетные фонды были упразднены.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения националь- ного

дохода органами власти в пользу определенных социальных групп насе- ления

(17, с.256). Они предназначены для реализации конституционных прав граждан

на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в

случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго

целевое назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов

утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об

утверждении государственного бюджета. Формируются государственные

внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых

юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов

внебюджетных фондов являются:

. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;

. средства бюджета;

. займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих

банков.

Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации,

внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь

самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ

федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной

системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы

формирования, расходования, управления внебюджетными фондами

регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов

государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об

их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные

фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных

внебюджетных фондов осуществля- ется Федеральным казначейством РФ.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

. Пенсионный фонд Российской Федерации;

. Фонд социального страхования Российской Федерации;

. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самосто-

ятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность

по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде

РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей,

страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть

средств поступает в результате капитализации временно свободных средств.

При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

Средства Пенсионного фонда используются на выплаты государственных

пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для

детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также на пособия пострадавшим от аварии

на Чернобыльской АЭС.

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно

действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения

в республиках в составе РФ, в национально-государ- ственных и

административно-территориальных образованиях. На местах (в го- родах,

районах) имеются уполномоченные Фонда.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению

внебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с Указом

Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утверждено

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Основными зада-

чами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здо-

ровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхо-

вания.

Фонд социального страхования образуется за счет:

. страховых взносов граждан и юридических лиц;

. доходов от инвестирования части временно свободных средств;

. добровольных взносов граждан и юридических лиц;

. ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов,

связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от

радиации, а также на другие цели.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в

региональных отраслевых отделениях – аппараты органов ФСС. При ФСС

образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях – координа-

ционные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его предсе-

дателем, который назначается Правительством РФ.

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по закону

РСФСР «О занятости населения РСФСР» (19 апреля 1991г.). Он создан для

финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики

занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в

стране особой категории граждан – безработных.

Порядок образования и расходования средств определяется Положением о

Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным советом РФ 8

июня 1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет:

обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых

взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов

субъектов РФ. Дополнительными источникам могут быть добровольные взносы

юридических и физических лиц и другие средства.

ГФЗН представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов

занятости, у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи

с этим вначале страховые взносы поступают в фонды занятости городов и

районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов РФ.

Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается

соответствующими вышестоящими представительными органами власти.

Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости,

формируемых субъектами Федерации.

Средства ГФЗН направляются на:

. программы активной политики занятости (профессиональное обучение,

создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и

субсидии к заработной плате, организацию общественных работ и

прочее);

. программы материальной поддержки безработных – пособия, матери-

альная помощь, досрочная пенсия;

. информационную поддержку программ занятости;

. страховой резерв;

. содержание служащих Фонда.

Управление ГФЗН РФ осуществляется Государственным комитетом РФ по

занятости, а также центрами при представительных органах власти.

Непосредственное руководство возложено на Правление Фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в

соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.