реферат скачать
 

Государственный бюджет

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют

регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по

которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов

или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (в

отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий

бюджет).

Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущие потребности государства, местных

органов власти, бюджетных учреждений. Также к текущим расходам относится

оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней в

виде дотаций и субсидий.

Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную и

инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматривают

выполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитов

юридическим лицам. Также к капитальным относятся расходы на проведение

капитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначе

говоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и

прирост запасов.

Формы расходов бюджетов:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

трансферты населению;

ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни

власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений

вышестоящих органов власти;

бюджетные кредиты юридическим лицам;

субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;

инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней,

внебюджетным фондам;

кредиты иностранным государствам;

средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците

бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники

финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной

системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные

кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических

лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных

государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или

гаранта погашения займов другими заёмщиками.

Законодательством установлены предельные размеры дефицита бюджетов.

Так, в соответствии со ст.92 БК РФ, размер дефицита федерального бюджета

не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на

обслуживание государственного долга РФ; бюджета субъекта федерации – 5%

объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета;

местного бюджета – 3% от объема доходов без учета помощи из федерального

бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации

2.Характеристика отдельных уровней бюджетной системы

Федеральный бюджет

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы

Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план

государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения

национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,

необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации

социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится

с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической

стратегии. Так, основ- ными приоритетами бюджетной политики на 2001 год

были названы (4,с.3)

1. Принятие налоговых законов, составляющих основу части второй

Налогового кодекса (введение единой ставки подоходного налога;

уменьшение обложения фонда оплаты труда; ликвидация налогов,

уплачиваемых с выручки от реализации товаров и услуг; отмена

большинства льгот).

2. Инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов.

3. Уточнение и сокращение обязательств, которые не могут быть

профинансированы в 2000-2001 годах.

4. Концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых

задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных

расходов.

5. Четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между

бюджетами трех уровней.

6. Урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета.

7. Завершение реструктуризации государственного долга, начало

функционирования единой системы управления государственным

долгом.

8. Завершение формирования казначейской системы на федеральном

уровне, ускорение этого процесса на других уровнях бюджетной

системы.

9. Обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур.

10. Переход к управлению государственными активами на новых

принципах. Нужно провести инвентаризацию государственного

имущества, его оценку, завершить разграничение прав собственности

на государственное имущество по уровням власти.

Основными функциями федерального бюджета являются:

. перераспределение национального дохода и ВВП;

. государственное регулирование и стимулирование экономики;

. финансовое обеспечение социальной политики;

. контроль за образованием и использованием централизованного

фонда денежных средств.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР

базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они

занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из

двух платежей- налога с оборота и платежей из прибыли(17,с.155).

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы

претерпели коренные изменения.

Конкретное представление об источниках формирования федерального

бюджета можно получить из анализа основных положений федерального бюджета

на 2001 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1193482,9 млн. рублей и

по доходам в таком же размере исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме

7750 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0%. Таким образом, бюджет 2001 года

является первым бездефицитным бюджетом за весь период экономических реформ.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они

составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную

стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в

федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты

субъектов РФ и в местные бюджеты. Например, из налога на доходы физических

лиц в федеральный бюджет поступает лишь 1% от общей суммы, из акцизов на

этиловый спирт, водку и ликероводочные изделия и спиртосодержащие растворы

– 50% (ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», ст.20). Полностью в

федеральный бюджет поступают, например, налог на операции с ценными

бумагами, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины,

сборы и иные таможенные платежи.

В доходы федерального бюджета также были включены средства Фонда

Министерства Российской Федерации по атомной энергии (13893 млн. рублей)

(ФЗ «О федеральном бюджете на2001 год», ст. 8). 10 остальных федеральных

целевых фондов были упразднены. В настоящее время необходимость в них

отпала, потому что когда бюджет не выполнялся на 100%, их создавали для

защиты некоторых статей расходов, закрепляя за такими фондами определенные

доходы государства. В пример можно привести систему Дорожного фонда,

которая в прошлом году вобрала в себя 136 млрд. рублей, а это больше, чем

все расходы на здравоохранение, и почти столько же, сколько страна тратила

на оборону. Теперь дорожные фонды будут заменены бюджетными ассигнованиями

через дорожные субвенции регионам. Они пойдут через систему федерального

казначейства без бартера и зачетов (9, с.3).

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды

расходов:

. обеспечение деятельности Президента Российской Федерации,Федераль-

ного Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов

исполнительной власти и их территориальных органов;

. функционирование федеральной судебной системы;

. осуществление международной деятельности в общефедеральных

интересах;

. национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу;

. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского

транспорта;

. государственная поддержка атомной энергетики;

. ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций

федерального масштаба;

. исследование и использование космического пространства;

. содержание учреждений, находящихся в государственной

собственности

. формирование федеральной собственности;

. обслуживание и погашение госдолга РФ;

. компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на

выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих

финансированию за счет средств федерального бюджета;

. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и

драгоценных камней, государственного материального резерва;

. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

. обеспечение реализации решений федеральных органов власти,

приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов

других уровней;

. финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

. официальный статистический учет и др.

Кроме этого, средства федерального бюджета используются для

финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в

целевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться

такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности,

сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной

деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей

среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных

и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее.

Можно сказать, что если в 2000 году центральной темой реформирования

финансовой системы были вопросы доходной части бюджета, то в 2001 году

первостепенное внимание должно быть уделено реструктуризации расходов.

Бюджетные расходы пока не были объектом сколько-нибудь систематического

регулирования. Их формирование происходило в значительной мере стихийно, с

ориентацией на возможные доходы, вне продуманной системы экономических и

политических приоритетов и представлений о стратегических направлениях

развития страны. Система бюджетных расходов является комплексной проблемой,

в которой переплетаются вопросы макроэкономической политики, структурной

реформы, а также собственно политические (11, с.16.).

По сравнению с прошлым годом ассигнования на «силовой» блок уменьшатся

с 29,2% до 26,8%, сократятся расходы по обслуживанию госдолга с 24,3% до

23,1%. Зато вырастут социальные расходы (с 14,1% до 19,5%), а так же

государственная поддержка развития сельского хозяйства(с 8,9% до 11,9%).

Это говорит об укреплении социальной роли федерального бюджета (8,с.2).

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень

бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и

расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и

функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ (БК РФ, ст.15). Бюджеты

субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных

результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере

финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь

местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие

транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении

общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении

государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры

общества.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между

уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюд – жетов,

их государственной поддержки, территориального формирования источников их

доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъек- тов РФ

формируются за счет собственных и регулирующих источников дохо – дов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства,

принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо

фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет,

минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств,

передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования

(сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень

регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Например, статьей 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 г.» установлено, что

в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления от следующих

федеральных налогов и сборов:

. налога на прибыль предприятий и организаций – по ставкам,

установленным законодательством Российской Федерации;

. налога на доходы физических лиц – в размере 99% доходов;

. акцизов на этиловый спирт-сырец, спирт питьевой, водку и

ликероводо- чные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые

на территории РФ – в размере 50% доходов;

. акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за

исключением акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили

и т.д. – в размере 100% доходов;

. лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

. платежей за пользование недрами - по нормативам, установленным

законодательством Российской Федерации;

. платы за нормативные, сверхнормативные выбросы вредных веществ,

размещение отходов и другие виды вредного воздействия на

окружающую среду – в размере 81% доходов;

. прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих

зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов

субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из

Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда

оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке»,

или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у

которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого

бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем

регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в

планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых

соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и

регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из

указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно

их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в

общем объеме средств соответствующей части этого дохода

Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что

средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики,

учитывающей бюджетные доходы, численность населения, прожи – вающего на

соответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектам

федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов

формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Объем Федерального фонда финансовой поддержки регионов на 2001 год

составил 100 353 722,0 тыс. рублей (ФЗ«О федеральном бюджете на 2001 год»)

В качестве примера бюджета субъекта РФ можно привести бюджет Самарской

области на 2001 год. Бюджет был утвержден по доходам в сумме 11

849 467 тыс. рублей и расходам в сумме 11 985 532 тыс. рублей (Закон

Самарской области «Об областном бюджете на 2001 год», ст.1). В составе

областного бюджета также учтены средства целевых бюджетных дорожного и

экологического фондов (Закон Самарской области «Об областном бюджете на

2001 год», ст.2).

Таблица№1 «Поступление доходов в областной бюджет в 2001 году»

|Код |Наименование источника |Сумма,тыс.руб. |

|1000000 | Налоговые доходы |8 959 320 |

|1010000 |Налоги на прибыль (доход), прирост капитала |6 418 677 |

|1010100 |Налог на прибыль (доход) предприятий и |4 548 242 |

| |организаций | |

|1010200 |Подоходный налог с физических лиц |1 867 527 |

|1010400 |Налог на игорный бизнес |2 908 |

|1020000 |Налоги на товары и услуги. Лицензионные и |958 425 |

| |регистрационные сборы | |

|1020200 |Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам|557 371 |

| |минерального сырья, производимым на территории | |

| |РФ | |

|1020400 |Лицензионные и регистрационные сборы |4 600 |

|1020600 |Налог на покупку иностранных денежных знаков и |18 322 |

| |платёжных документов, выраженных в иностранной | |

| |валюте | |

|1020700 |Налог с продаж |378 132 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.