реферат скачать
 

Государственный бюджет России и проблемы его сбалансированности

- доходов от внешнеэкономической деятельности - в размере 100 процентов

доходов;

- доходов от реализации и (или) использования природного сырьевого

компонента низкообогащенного урана, являющегося федеральной собственностью,

возвращаемой Российской Федерации в результате исполнения международных

обязательств по использованию высокообогащенного урана, извлеченного из

ядерного оружия; от поставки являющегося федеральной собственностью

высокообогащенного урана в рамках исполнения Российской Федерацией

международных договоров о научно-техническом сотрудничестве и поставках

высокообогащенного урана; от реализации являющегося федеральной

собственностью специального сырья и делящихся материалов;

- прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих

зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

Так же в доходы федерального бюджета зачисляются средства:

- поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности,

образовавшейся на 1 января 2001 года по налогу на реализацию горюче-

смазочных материалов, штрафы и пени за несвоевременную уплату указанного

налога в части, зачислявшейся в Федеральный дорожный фонд Российской

Федерации, а также доходы, которые в соответствии с законодательством

Российской Федерации до 1 января 2001 года являлись источниками

формирования других федеральных целевых бюджетных фондов (за исключением 15

процентов сумм штрафов, налагаемых в административном порядке,

зачислявшихся ранее в Государственный фонд борьбы с преступностью);

- поступающие от налогоплательщиков по расчетам за 2001 год и в счет

погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 года по платежам

за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой

базы и акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат, а также штрафы и

пени за несвоевременную уплату указанных налогов в соответствии с

нормативами распределения этих налогов, действовавшими до 1 января 2002

года;

- поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности,

образовавшейся на 1 января 2002 года по единому социальному налогу, штрафы

и пени за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся

ранее в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

- поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности,

образовавшейся на 1 января 2001 года по страховым взносам в Государственный

фонд занятости населения Российской Федерации, штрафы и пени за

несвоевременную уплату указанных взносов;

- Государственного фонда занятости населения Российской Федерации,

возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами;

- целевого бюджетного Фонда Министерства Российской Федерации по

атомной энергии.

Основной статьей дохода государственного бюджета являются налоговые

поступления. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными

отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими

лицами. Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с

присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой

формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на

воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или

ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос

населения. Конкретными формами проявления категории налога являются виды

налоговых платежей. С организационно-правовой стороны налог - это

обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом

размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в

построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы,

образуют налоговую систему страны.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на

прибыль (доход ) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях

рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится

важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен

использоваться не только в фискальных целях, но и для создания

заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и

улучшении его материально-технической оснащенности .

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество

вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов,

но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом

способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество

предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных

отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся

собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются

обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря

тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы

территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с

отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг

); вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм,

чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от

излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные

ресурсы.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает

подоходный налог. Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием

налога на имущество, который выполняет не только фискальную роль, но и

служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение

плательщика, осознающего себя собственником.

В российской системе налогов наряду с прямыми используются и косвенные

налоги, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость.

НДС введен с января 1992 г. и количественно заменил (вместе с

акцизами) ранее действовавший налог с оборота и налог с продаж. Налог с

оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в

условиях их либерализации уже не мог функционировать; поэтому его пришлось

заменить НДС. Однако взимание НДС в 1992г. отразило существенный недостаток

всей модели вновь введенной налоговой системы - слабую увязку между собой

отдельных ее элементов, допускающую возможность многократного обложения

налогами одних и тех же объектов. Вероятно, в будущем, совершенствуя

систему налогообложения, следует осторожнее обращаться с косвенными

налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому

ухудшению материального положения значительной части граждан.

Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также

различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их

введение с 1992г. обусловлено отменой налога с оборота. В систему

косвенного обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары

и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

Рассмотрение прочих видов бюджетных доходов займет унас очнь много времени,

поэтому рассмотрев важнейшую составляющую доходов а именно налоговые

посупления, я закончу рассмотрение доходной части бюджета.

Табл. Налоговые поступления.

| |1999|2000|2001 г. |

| |г. |г. | |

|Налог на прибыль |13,2|16,5|14,5 |

|Подоходный налог |3,1 |2,5 |0,2 |

|НДС |36,3|36,4|38,2 |

|Акцизы |14,4|12,2|12,8 |

|Налоги на внешнюю торговлю и |14,5|21,8|22,4 |

|внешнеэкономические операции | | | |

|Неналоговые доходы |7,0 |5,9 |6,6 |

|Прочие доходы, включая целевые бюджетные фонды|11,5|4,7 |5,5 |

|Итого |100 |100 |100 |

СТРУКТУРА РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение

задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на

текущие расходы и капитальные расходы [2].

Табл. Расходы госбюджета в процентах

| | |1999|2000|2001|

| | | | | |

|1 |Государственное управление и местное самоуправление |2,0 |2,5 |2,7 |

|2 |Международная деятельность |9,2 |1,4 |1,7 |

|3 |Национальная оборона |15,2|19,6|18,3|

|4 |Правоохранительная деятельность и судебная власть |8,0 |11,0|10,6|

|5 |Промышленность, энергетика, строительство, сельское |3,2 |3,5 |6,3 |

| |хозяйство, транспорт и связь | | | |

|6 |Социальная сфера |13,0|13,9|14,4|

|7 |Обслуживание государственного долга |28,7|22,9|22,2|

|8 |Финансовая помощь бюджетам др. уровней |8,5 |11,3|18,1|

|9 |Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды |12,3|13,9|5,6 |

| |Итого | | | |

Капитальные расходы бюджета это часть расходов бюджета, обеспечивающая

инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов,

предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые

юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,

средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные

цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального

(восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным

воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или

увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных

образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы

бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов

Российской Федерации.

Табл.1

Экономическая классификация

расходов бюджета

-————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Код |Наименование целевых статей |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|001 |Содержание Президента Российской Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|002 |Содержание президента республики в составе Российской|

| |Федерации и главы администрации субъекта Российской|

| |Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|003 |Обеспечение деятельности Президента Российской Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|004 |Обеспечение деятельности президента республики в составе|

| |Российской Федерации и главы администрации субъекта|

| |Российской Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|005 |Содержание Администрации Президента Российской Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|006 |Содержание Управления делами Президента Российской|

| |Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|007 |Содержание полномочных представителей Президента|

| |Российской Федерации и их заместителей в федеральных|

| |округах |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|008 |Обеспечение деятельности полномочных представителей|

| |Президента Российской Федерации в федеральных округах |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|009 |Содержание Уполномоченного Российской Федерации при|

| |Европейском суде по правам человека |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|020 |Содержание Председателя Совета Федерации и его|

| |заместителей |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|021 |Содержание главы законодательной (представительной) власти|

| |субъекта Российской Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|022 |Содержание членов Совета Федерации и их помощников |

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим

лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы

включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и

социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства,

закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы

государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти,

государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату

процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти

расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или

бюджете текущих расходов и доходов. Важный признак классификации расходов

бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько

крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов: [1,

ст.69]

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и

юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансферты населению, включающих в себя:

ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных

выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации,

законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами

представительных органов местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий,

передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в

результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к

увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты,

отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых

юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других

уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным

внебюджетным фондам;

- кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних

заимствований;

- кредито иностранным государствам;

- средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе

государственных или муниципальных гарантий.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни.

Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на

выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской

Федерации самостоятельно, в расходах бюджета отражаются расходы на целевые

региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы

по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных

испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу

развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на

программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую

государственную космическую программу и другие расходы.

Большой часть расходов гос.бюджета которые несет исключительно он

являются например: обеспечение деятельности Президента Российской

Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты

Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской

Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных

органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню,

определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на

очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах

(финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и

соглашений с международными финансовыми организациями, международного

культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов

исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные

организации, другие расходы в области международного сотрудничества,

определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на

очередной финансовый год);

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление

конверсии оборонных отраслей промышленности. Из этого видно чтобюджет это

фундамент потдерживающий суверенитет страны, функционирование

жизненноважных для гаосударства институтов, без которых в стране была бы

сплашная анархия.

Итак, в конце этого раздела подведем итог, что же является основными целями

расходов бюджета:

. сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию

средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

снизить расходы на содержание государственного аппарата;

. продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику

государственно-коммерческого финансирования проектов;

. повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону

и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем,

конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.