реферат скачать
 

Государственный бюджет

государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных

активов, капитальные трансферты);

3) Предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений

государственного управления, в результате которых у них появляются

финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам ' либо

они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус

поступления, уменьшающие объем подобных требований или ' долевого участия

в акционерном капитале).

3. В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по

ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации

является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот

перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и

наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в | других странах, в

качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы

законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и

правительства.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует

второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по

конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из

федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной

классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета

детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым

получателям средств.

Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно

в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с

экономической функцией государства, тогда как его социальная функция,

ориентированная непосредственно на человека, не получала необходимого

финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночные

основы хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств

непременно сместятся, отразив, во-первых, усиление социальной функции

государства, во-вторых, изменения в содержании и направленности

экономической функции.

В общем случае, расходы бюджета подразделяются на две группы:

1. Бюджет текущих расходов

2. Бюджет развития, куда включаются расходы, связанные с расширенным

воспроизводством.

Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные.

Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи

не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Сокращение может

производиться только по защищенным статьям.

Кредитование минус погашение.

Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции

учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим

секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В

данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за

вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата

собственного капитала.

В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с

расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Если

кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями

государственного управления, то две стороны одной операции отражаются

асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого

определяет дефицит, а орган-заемщик — заимствование с целью финансирования

дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике

государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование

рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние

на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в

доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования

дефицита.

Превышение доходов над расходами (профицит) и превышение расходов над

доходами.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного

бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом

суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся

к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет

государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы

с бюджетным дефицитом.

Общий объем финансирования дефицита (профицит) равен величине дефицита

(профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования

дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных

финансовых средств.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный

долг. Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных

прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими

секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их

операций в прошлом и должна быть погашена посредством операции этих

учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный

долг не включаются внутри- и межструктурные долги различных подсекторов

государственного управления, для которых составляется статистика,

обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с

эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а

также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на

неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в

одностороннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным

обязательствам.

Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются

другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в

проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при

формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру

государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой

деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения

общегосударственных потребностей.

Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось

выше, в превышении доходов над расходами (дефиците). Принято считать

финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного

дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается

дефицит государственного бюджета— инфляционным или не инфляционным, каково

соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования

бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г. внутреннее

финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться не

инфляционными способами, т. е. за счет операций с ценными бумагами, а также

кредитов Центробанка. Во второй половине 90-х гг. финансирование бюджетного

дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно

равными долями.

Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного

вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части

государственного бюджета к ВВП. Бюджетные отношения характеризуются большим

многообразием, поэтому их показатели отражают разные механизмы

перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального

характера (межотраслевой и межтерриториальный). Статистические данные о

государственном бюджете выполняют и контрольную функцию, так как с их

помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства

финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер

этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим,

ранжированным и порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного

воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий,

государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.

Причины бюджетного дефицита и способы решения этой проблемы.

За последние семь лет произошел резкий скачок бюджетного дефицита. Он

привел к быстрому росту государственного долга как внутреннего, так и

внешнего. Если учесть, что положение считается контролируемым при

государственном долге, не превышающем половины валового национального

продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2-3%, то нынешнее финансовое

положение страны можно оценить как тяжелейший кризис, ибо и по дефициту

бюджета, и по государственному долгу превышены предельно допустимые нормы.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х

начале 90-х годов явились:

1. Низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой

результативностью внешнеэкономических связей;

2. Нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить

не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные

военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся

странам и т. п. ;

3. Неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству

использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация,

возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на

сумму большую, чем возможная величина всех его доходов.

Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы

бюджетного дефицита:

1. Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного

дефицита самый простой и самый болезненный, т.к. государство обычно

финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу

их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко

ударяет по самым незащищенным слоям общества.

2. Изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции

быстро растут абсолютные суммы доходов фирм и граждан, а значит и налоги с

этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как

показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы

налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина

простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги

всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для

финансирования государственных расходов. Самый легкий и самый опасный

способ затыкания дыр в бюджете - эмиссия наличных и безналичных денег

сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому

наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще

худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать

дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную зарплату. Но

общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам,

отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с

прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет

всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.

4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций,

других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно

гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке денег

может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка

(этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования

государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того,

изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые

оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм

и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и

хозяйственных организаций страны.

Пример: Утвердить федеральный бюджет на 1999 год по расходам в сумме 575

046,6 млн. рублей и по доходам в сумме 473 676,1 млн. рублей исходя из

прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 4000 млрд.

рублей и уровня инфляции 30,0% (декабрь 1998 года по декабрь 1998

года). Установить предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999

год в сумме 101 370,5 млн. рублей, или 2,54 процента объема валового

внутреннего продукта.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято

считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% ВНП

страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют

государственный долг.

Бюджетная классификация в России.

Бюджетная классификация является методологическим документом,

отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация

источников дохода и направлений расходования бюджетных средств —

обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается

посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил

отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка

доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам

классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную

классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию

учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость

бюджетов всех уровней.

Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации

реализуются Законом «О бюджетной классификации Российской Федерации»,

принятом Государственной Думой 7 июня 1996 г. В дореформенный период

государственная статистика финансов отражала нерыночные отношения и

сложившуюся структуру управления централизованно планируемой экономики.

Одним из важнейших отличий действовавшей схемы государственного бюджета в

республиках бывшего СССР от международных стандартов являлась трактовка

заимствования. В международных стандартах заимствование не рассматривается

как часть доходов государственного бюджета. Таким образом, соотношение

доходов и расходов, дефицита (или профицита) государственного бюджета

отражалось подругой методологии, чем это было принято в международных

стандартах, поэтому полученные данные не были сопоставимы с аналогичными

показателями, исчисленными в соответствии с международными стандартами по

статистике государственных финансов, в свою очередь скоординированной с

СНС.

Новая российская бюджетная классификация разработана на основе

рекомендаций международных финансовых организаций, в частности,

Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных

классификаций других стран, с учетом российской специфики. В соответствии с

Законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» бюджетная

классификация включает:

1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и

экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

3. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

Российской Федерации;

4. Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального

бюджета;

5. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации;

6. Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов

Российской Федерации;

7. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Новая классификация претерпела ряд принципиальных изменений в трактовке

как доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны,

вступившей на путь реформирования экономики. Бюджетная классификация

расширена за счет показателей, применяемых при составлении и использовании

бюджета. В ней наряду с блоками «Доходы» и «Расходы» появились новые блоки:

«Финансирование бюджета» и «Государственный долг». Всего в составе

бюджетной классификации Российской Федерации 12 блоков, из них 11

—классификации расходов бюджетов, 1 — классификация доходов.

Определение доходной и расходной части бюджета в основном соответствует

требованиям международных стандартов, что позволяет в явной форме

трактовать категорию бюджетного дефицита. Введены категории налоговых и

неналоговых доходов. Международная функциональная бюджетная классификация

расходов адаптирована к современным российским условиям и особенностям

государственного управления. В частности, изменения в классификации

обусловлены необходимостью осуществления контроля за привлечением заемных

средств, золотовалютными резервами, совокупными долговыми обязательствами

государства, появлением новых расходов, трансфертных отношении с

административными территориями.

Группировка доходной части российского бюджета на налоговые и

неналоговые поступления (см. п.3.1.1.) свидетельствует о сближении

отечественной классификации с международными стандартами. В соответствии с

международными рекомендациями под налоговыми доходами понимаются

обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К

налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушения

налогового законодательства; к неналоговым доходам — государственные

доходы, поступление которых связано с тем, что государство владеет

собственностью, предприятиями, финансовыми или нематериальными активами, а

также фактическая прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в

результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного

управления. Доходы данной группы могут принимать форму лизинговых платежей

и др.

Следует иметь в виду, что российская классификация допускает отклонения

от международных стандартов. Так, согласно международным стандартам доходы

должны распределяться на общие доходы и полученные официальные трансферты,

а в свою очередь общие доходы — на текущие доходы и доходы от операции с

капиталом. В действующей бюджетной классификации категория неналоговых

доходов охватывает как текущие доходы, так и доходы от операций с

капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе

«Налоговые доходы», что не соответствует международным стандартам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня главная цель - макроэкономическая стабилизация. Но наступит

она лишь тогда, когда все начнут играть по твердым и ясным правилам, жить

и работать, получать прибыль и платить налоги по писаным законам,

регулирующим баланс интересов. И в этом смысле принятый бюджет является во

многом новаторским, поворотным во всей нашей бюджетной политике. И

если он будет исполнен точно по плану, то у России действительно появится

реальный шанс выйти из опасной зоны и начать восход к процветанию.

Несбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое

положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращения

бюджетных расходов и одновременного повышения эффективности использования

бюджетных средств. Главная трудность в решении этой задачи заключается в

том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще не

создано непреодолимых преград, а оценка бюджетных расходов с позиций их

народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с

отсутствием необходимой нормативной базы. Существующая практика

формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным

финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности

для неэффективного использования бюджетных ассигнований. Положение

усугубляется тем, что система бюджетного финансирования, под которой

понимается предоставление бюджетных средств юридическим и физическим лицам

на определенных условиях и в соответствии с установленными принципами

сложилась еще в 30-е годы и в течение всего последующего времени не

претерпела радикальных изменений. Между тем условия хозяйствования в 30-

е и 90-е годы коренным образом различаются, порождая неадекватность

действующей сегодня системы бюджетного финансирования экономическим

ориентирам рыночного хозяйства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В.М.Родионова «Финансы». Москва, 1994;

2.Газета «Финансовые Известия» от 23 марта 1995 г., Е. Васильчук

«Подавление инфляции - не гарантия подъема экономики»;

3. Экономика и жизнь, 1995, № 23.

4.Бюджетная классификация Российской Федерации. — М., 1996.

5.Система национальных счетов: инструмент макроэкономического анализа/Под

ред. Ю.Н. Иванова. — М.: Финстатинформ, 1996.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.