реферат скачать
 

Государственный бюджет: проблемы формирования и использования

вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя

капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства,

инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и

частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов

отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом

все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило,

выделяются следующие группы расходов:

1. финансирование промышленного производства;

2. финансирование социально-культурных мероприятий;

3. финансирование науки;

4. финансирование обороны;

5. содержание правоохранительных органов и органов государственной

власти и управления;

6. расходы по внешнеэкономической деятельности;

7. создание резервных фондов;

8. расходы по обслуживанию государственного долга;

9. прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной

жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты

на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской

Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются

расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора

экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской

области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на

государственную программу развития экономики и культуры малочисленных

народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы

на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств

по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации

средств бюджета и в их использовании по главным направлениям,

предусмотренным органами государственной власти. Каждая из названных групп

расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов

соответствующее министерство, другое государственное учреждение или

юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак

классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в

структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Целевой

признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды

затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки

для рационального использования бюджетных средств, является необходимой

базой для осуществления эффективного и действенного контроля за

использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской

Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

10. заработная плата;

11. начисления на заработную плату;

12. канцелярские и хозяйственные расходы;

13. командировки и служебные разъезды;

14. стипендии;

15. расходы на питание;

16. приобретение медикаментов и перевязочных средств;

17. приобретение оборудования и инвентаря;

18. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

19. государственные капитальные вложения;

20. капитальный ремонт;

21. содержание сооружений благоустройства;

22. геологоразведочные работы;

23. проектирование;

24. государственная дотация;

25. операционные расходы;

26. платежи по ссудам;

27. возмещение разницы в ценах;

28. прочие расходы.

Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на

оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их

защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на

современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности

предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с

учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных

статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с

одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в

обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является

инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги

и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В

соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации

расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы

бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов. Осуществление

расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним

понимается система предоставления денежных средств предприятиям,

организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных

бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах,

характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными

элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного

финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих

принципов относятся:

. получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные

средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения

наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может

выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-

экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в

бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных

ассигнований;

. целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические

лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного

бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение

этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных

ассигнований;

. предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных

и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных

ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения

показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и

эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и

учреждений; безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление

средств без условия их обязательного возврата в государственный

бюджет.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее

время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных

ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким

ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям

Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.

Основные задачи в области бюджетных расходов:

. сократить число федеральных целевых программ, обеспечить

концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально

значимых проектах; снизить расходы на содержание государственного

аппарата;

. продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив

практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

. повысить эффективность использования ассигнований на национальную

оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных

проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских

работах;

. снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

. усилить контроль за использованием бюджетных средств;

. обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру,

медицинское обслуживание, образование.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами.

Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами,

а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета

лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем

последние в свою очередь определяются экономическими возможностями

государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании

бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя

росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала

и т.д.

2. Проблема сбалансированности бюджета.

Наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный

бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой

сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое

явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению

государственного долга. Разберемся в причинах возникновения этих двух

явлений и способах их устранения.

Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над

доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для

нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным

займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на

устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной

инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то

чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например,

необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие

экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели

кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные

обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на

которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно

осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и

уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста

инфляции. С одной стороны, за счет воздействия инфляционного фактора

увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов

производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом

такое увеличение доходов не имеет стабильного характера. Расходные статьи

бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и

отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях,

как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по

срокам. Увеличение временного лага между установленными и фактическими

сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности

бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством

собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую

стабильность.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его

преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к

стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать

исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок,

возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные

явления в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, –

тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и

необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного

разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до

10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% –

критическим.

Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в

условиях перехода к рыночной экономике в России – это низкая эффективность

производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет,

нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные

механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего

единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит

государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и

превышал 5% ВВП.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Конверсия.

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск

госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или

«сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не

является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный

«сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые

концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита

бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов

денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает

недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает

противоречия внутри финансовой системы страны.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы

бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая

политика связывает государству руки при решении антициклической

перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную

безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет

сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-

первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные

расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако

следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.

Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные

денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные

излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов,

либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих,

использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а

проциклическим.

Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например, в

стране – экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает

налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем

наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы.

Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг,

появившийся в период спада.

Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение

сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства –

поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели

можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая

политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Особое значение имеет стратегия в области использования в качестве

источника финансирования бюджетного дефицита внутренних или внешних займов.

Это приводит к росту государственного долга и увеличению затрат на его

обслуживание. Если прибегать к чрезмерному использованию кредита

Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме

как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет

приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в

экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств,

получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи

государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу

в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к

порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и

без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает

свой долг, называемый государственным долгом. Государственный долг – это

бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Государственный

долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных

дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам,

организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за

рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие

поколения.

Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее

гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в

экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику

посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для

расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если

сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю

акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того,

что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение

сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению

уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные

выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что

приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению

увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку

значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее

состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают

государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному

долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов

развития производства.

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство

вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по

государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению

капиталовложений внутри страны.

4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в

стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом

каждого гражданина в отдельности.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать

приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и

одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на

развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей

хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию

предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может

быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных

средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые

позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями

уменьшения расходов является сокращение избыточных административных,

военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ,

недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной

финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала

в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой

основе бюджетных расходов.

Государственный бюджет на 2001 год.

Закон “О федеральном бюджете на 2001 год” принят Государственной

Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской

Федерации.

Впервые бюджет был сформирован бездефицитным. Его доходы и расходы

составили по 1 трлн. 193 млрд. рублей, или 15,45% ВВП. Прогнозируемый объем

ВВП составлял 7 трлн. 750 млрд. рублей, инфляция – 12%.

Утвержденный бюджет на 2001 год

(млрд. руб.)

|Доходы |1193,5 |

|в т.ч: | |

|Налоговые доходы |1115,3 |

|в т.ч: | |

|Налоги на прибыль (доход), прирост капитала |172,6 |

|Налог на добавленную стоимость |516,4 |

|Акцизы |188,0 |

|Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические |190,6 |

|операции | |

|Неналоговые доходы |64,3 |

|в т.ч: | |

|Доходы от имущества, находящегося в государственной и|26,8 |

|муниципальной собственности или от деятельности | |

|Доходы от внешнеэкономической деятельности |31,5 |

|Расходы |1193,5 |

|в т.ч: | |

|Государственное управление и местное самоуправление |40,7 |

|Национальная оборона |214,7 |

|Правоохранительная деятельность и обеспечение |131,6 |

|безопасности государства | |

|Промышленность, энергетика и строительство |44,7 |

|Охрана окружающей природной среды и природных |4,8 |

|ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | |

|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |30,6 |

|Социально-культурные мероприятия |191,4 |

|Обслуживание государственного долга |239,8 |

|Финансовая помощь бюджетам других уровней |186,6 |

|Дефицит бюджета (-) , профицит бюджета (+) | – |

Фактическое исполнение за январь – август 2001 год.

(млрд. руб.)

|Доходы |979,4 |

|в т.ч: | |

|Налоговые доходы |906,5 |

|в т.ч: | |

|Налоги на прибыль ( доход), прирост капитала |144,5 |

|Налог на добавленную стоимость |370,2 |

|Акцизы |128,7 |

|Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические |218,2 |

|операции | |

|Неналоговые доходы |64,2 |

|в т.ч: | |

|Доходы от имущества, находящегося в государственной и|34,2 |

|муниципальной собственности или от деятельности | |

|Доходы от внешнеэкономической деятельности |27,5 |

|Расходы |804,8 |

|в т.ч: | |

|Государственное управление и местное самоуправление |22,0 |

|Национальная оборона |147,5 |

|Правоохранительная деятельность и обеспечение |79,8 |

|безопасности государства | |

|Промышленность, энергетика и строительство |20,6 |

|Охрана окружающей природной среды и природных |2,8 |

|ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | |

|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |20,7 |

|Социально-культурные мероприятия |116,4 |

|Обслуживание государственного долга |178,4 |

|Финансовая помощь бюджетам других уровней |145,9 |

|Дефицит бюджета (-) , профицит бюджета (+) |174,6 |

Анализ данных таблиц дает ясное представление об исполнении бюджета за

период с января по август 2001 года. Тот факт, что за 8 месяцев профицит

бюджета составляет 174,6 млрд. рублей говорит о прекрасной

сбалансированности бюджета. Необходимо также отметить, что доходы от

налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и доходы от

имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,

или от деятельности превысили запланированные на год на 114,5% и 127,6%

соответственно.

Профицит же федерального бюджета России в январе-октябре 2001 года

составил 214,9 млрд. рублей. Эту информацию распространил 29 декабря

Госкомитет РФ по статистике со ссылкой на данные Минфина России. Бюджетный

профицит в январе-октябре 2001г. на 46,4 млрд. рублей был использован для

покрытия внутренних долгов, на 168,5 млрд. — для покрытия внешних долгов.

Доходы федерального бюджета за первые 10 месяцев этого года составили

1 трлн. 250,8 млрд. рублей против 880,4 млрд. в январе-октябре 2000г. Из

этой суммы на долю налоговых доходов пришлось соответственно 1 трлн. 151,2

млрд. рублей против 761,9 млрд. годом раньше. Расходы федерального бюджета

(включая финансовую помощь бюджетам других уровней) составили в январе-

октябре 2001г. 1 трлн. 035,9 млрд. рублей против 710,2 млрд. в январе-

октябре 2000 года.

В структуре доходов федерального бюджета в январе-октябре 2001г.

поступления от НДС составили 487,2 млрд. рублей, налогов на внешнюю

торговлю и внешнеэкономические операции — 272,6 млрд., налога на прибыль

предприятий — 174,4 млрд., акцизов — 159,5 млрд. Неналоговых доходов

получено 87,2 млрд. рублей, доходов целевых бюджетных фондов — 11,9 млрд.

В структуре расходов федерального бюджета в январе-октябре преобладали

затраты на обслуживание госдолга — 213,4 млрд. рублей, на национальную

оборону — 193,8 млрд., на социально-культурные мероприятия — 152,7 млрд.,

на правоохранительную деятельность и обеспечение госбезопасности — 104,0

млрд. Финансовая помощь бюджетам других уровней составила 188,5 млрд.

рублей, расходы целевых бюджетных фондов — 11,3 млрд. На госуправление и

местное самоуправление израсходовано 28,4 млрд. рублей, на транспорт,

дорожное хозяйство, связь и информатику — 26,8 млрд., на промышленность,

энергетику и строительство — 28,7 млрд. Процентные платежи (по обслуживанию

госдолга) в январе-октябре 2001г. сократились до 20,6% общей суммы расходов

федерального бюджета, тогда как в январе-октябре 2000г. их доля составляла

21,5%, в январе-октябре 1999г. — 25,4%.

Стабильный экономический рост – вот что характеризует экономику страны

после кризиса 1998 года. К сожалению, даже в 2001 году уровень жизни

населения еще не достиг той планки, которая была в 1998 году. Однако

наблюдается тенденция стабильного экономического роста, а это – постоянное

улучшение уровня жизни. В 2001 году в реальном выражении, за вычетом

инфляции, люди стали жить лучше на 6%. Так утверждает статистика доходов

населения, розничной торговли.

Об установлении стабильности и тенденции к повышению благосостояния

населения говорит и такой факт. При формировании бюджета страны на 2001 г.

в расчеты закладывался средний прогнозируемый курс рубля к доллару на этот

год больше 30,5 рублей за доллар. Это – среднее значение за год. На

практике этот уровень должен был быть преодолен где-то в середине года, а к

концу года еще выше. Но этого не произошло. Рубль подешевел меньше, чем это

прогнозировалось. Значит, накопления населения сохранились в большей

степени, чем ожидалось.

8. Заключение.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом

государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает

политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий,

дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной

стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых

одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную

функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления

страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической

политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного

варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако, именно бюджет, показывая размеры необходимых государству

финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый

климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования

средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям,

является конкретным выражением экономической политики государства. Через

бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего

валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и

стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения

эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная

политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории

(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим

звеном финансовой системы любого государства и играет как важную

экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

9. Список использованной литературы.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31/07/1998г. №145-ФЗ (принят ГД

ФС РФ 17/07/1998г., ред. от 05/08/2000г.).

2. Федеральный Закон от 05/08/2000г. №115-ФЗ «О внесении изменений и

дополнений в Федеральный Закон «О бюджетной классификации Российской

Федерации» (принят ГД ФС РФ 07/07/2000г.).

3. Федеральный Закон о федеральном бюджете на 2001 год (принят ГД РФ

14/12/2000г., одобрен СФ РФ 20/12/2000 г.).

4. Афанасьев М. Предпосылки концепции бюджетного устройства и бюджетного

процесса // Вопросы экономики, 2000, №11.

5. Государственный бюджет: Учебное пособие. / Под ред. М. И. Ткачук -

Минск,

Высшая школа, 1995.

6. Замков О. Бюджетный дефицит, государственный долг и экономический рост

// Вестник Московского Университета, 1997, №2.

7. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет на 2001 год утвержден // Финансы, 2001,

№1.

8. Курс экономики: Учебное пособие. / Под ред. проф. Б.А. Райзберга. М.,

1997.

9. Курс экономической теории: Учебник. / Под общей ред. проф. М.Н.

Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.

10. Павлов Л.П., Худорович М.И. Государственный бюджет // Финансы, 1996,

№8.

11. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга

// Экономист, 1996 , № 4.

12. Соляникова С.П. Актуальные проблемы бюджетной и налоговой политики

России // Финансы и кредит, 2000, №2.

13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. проф.

Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997.

14. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова,

В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и

статистика, 1997.

15. Экономикс: Учебное пособие / Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - М.: ИНФРА-М,

1999.

-----------------------

Бюджеты районов города

Бюджеты районных городов

Поселковые бюджеты

Сельские бюджеты

Консолидированный бюджет города

Городской бюджет

Бюджет района

Консолидированный бюджет района

Консолидированный бюджет республики (области, края, округа)

Бюджет республики (области, края, округа)

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.