реферат скачать
 

Государственный бюджет: проблемы формирования и использования

Бюджетную систему Российской Федерации можно представить в виде схемы:

Бюджетная система Российской Федерации.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует

понятие "Консолидированный бюджет" РФ. Этот бюджет используется для анализа

показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом

власти.

Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного

государства является федеральный бюджет (первый уровень бюджетной системы

РФ), который формируется за счет отчислений из бюджетов субъектов

Российской Федерации. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных

ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет

происходит перераспределение национального дохода и ВВП, через него

мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования

экономического развития страны и реализации социальной политики на

территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не

только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых

государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости

осуществления избранной экономической политики.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень

бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма

образования и расходования денежных средств, предназначенных для

обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся

на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит

перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей

субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»

установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления

от следующих федеральных налогов:

. налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным

ставкам в соответствии с действующим законодательством ;

. НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые,

оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную

стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из

Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

. акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные

изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории

Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

. акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за

исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на

услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин

автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов

доходов;

. лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим

законодательством;

. подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

. налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,

выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

. платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам,

установленным действующим законодательством;

. платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими

ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

. лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

. платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов

доходов;

. налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

. прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих

зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий

год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств,

полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих

расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов

Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя

менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100

% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона,

особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ

осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления

трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

Отдельное, не менее важное звено бюджетной системы Российской

Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Местные бюджеты

составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК

РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму

образования и расходования денежных средств, предназначенных для

обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного

самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены, дополнительные

расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов,

однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при

которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании,

уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы

покрываются иногда лишь на 10 % превращает органы местного самоуправления в

постоянных просителей. В конце 1994 г. собственные доходы бюджетов городов

составляли 23,9 %, поселков - 11,9 %, сельских районов - 11,8 %, сельских

поселений - 5,8 %. Очевидно, что для создания работоспособного местного

самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого

уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного

самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 %

до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %. Отсюда следует, что в том

случае, если бы органы местного самоуправления собирали платежи не в

вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со стимулированием их работы

и необходимости их дотирования было бы гораздо меньше. Только в том случае,

если будет проведено разграничение доходов, если за местными бюджетами

будут закреплены реальные размеры доходов, можно говорить о финансовой

состоятельности местного самоуправления в России.

Как и любой другой, государственный бюджет состоит из доходной и

расходной части. Рассмотрим их по отдельности.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у

государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе

формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических

отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и

населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным

воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные

доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости

общественного продукта между различными участниками воспроизводственного

процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения

сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя

используется для формирования бюджетных фондов территориального,

отраслевого и целевого назначения.

Основной статьей дохода государственного бюджета являются налоговые

поступления. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными

отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими

лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое

общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение

государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической

категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С

помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство

влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие,

усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая

платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды

налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С

организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж,

поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и

установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и

методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют

налоговую систему страны.

Выделяют следующие основные виды налоговых доходов:

. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

. налоги на совокупный доход;

. налоги на имущество;

. платежи за пользование природными ресурсами;

. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на

прибыль (доход ) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях

рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится

важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен

использоваться не только в фискальных целях, но и для создания

заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и

улучшении его материально-технической оснащенности .

Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность

на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система

подоходного обложения распространяется также на страховые организации,

получающие доходы от страховых видов деятельности.

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество

вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов,

но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом

способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество

предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных

отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся

собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются

обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря

тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы

территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с

отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг

); вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм,

чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от

излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные

ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них

вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных

платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую

роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное

использование соответствующих видов ресурсов.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает

подоходный налог. Переход к рыночной экономике создал предпосылки для роста

личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное

налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать

у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для

проведения социальных программ.

Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на

имущество, который выполняет не только фискальную роль, но и служит

своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика,

осознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать

в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных

граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и

социальный расцвет впрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные

владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества.

В российской системе налогов наряду с прямыми используются и косвенные

налоги, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость. НДС

введен с января 1992 г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее

действовавший налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный

на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их

либерализации уже не мог функционировать; поэтому его пришлось заменить

НДС. Однако взимание НДС в 1992г. отразило существенный недостаток всей

модели вновь введенной налоговой системы - слабую увязку между собой

отдельных ее элементов, допускающую возможность многократного обложения

налогами одних и тех же объектов. Вероятно, в будущем, совершенствуя

систему налогообложения, следует осторожнее обращаться с косвенными

налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому

ухудшению материального положения значительной части граждан.

Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также

различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их

введение с 1992г. обусловлено отменой налога с оборота. В систему

косвенного обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары

и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

Право вводить налоги на территории Российской Федерации закреплено за

Верховным Советом РФ; но он может делегировать право установления и отмены

отдельных видов налогов другим законодательным и представительным органам

власти. Уплата налогов производится в определенной очередности.

Сначала плательщики вносят свои поимущественные налоги и пошлины. На сумму

внесенных платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических

и юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны

рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые

взимаются. На сумму этих налогов снижается размер дохода (прибыли), с

которого уплачиваются все остальные налоги.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся,

с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а с

другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и

других ценных бумаг.

В общем, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета.

2. Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам.

Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или

иных налогов по уровням бюджетов.

3. Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно

территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго

целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из

вышестоящих.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,

возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и

его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах.

Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой.

При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу

явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная

- их величину.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их

обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве,

общественному значению, отраслям производства и видам деятельности,

целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета

подразделяются на две части: одна связана с развитием материального

производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая

используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной

сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать

распределение денежных средств между материальным производством и

непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области

экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную

структуру общественного производства ,стимулировать развитие принципиально

новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-

технического прогресса. Бюджетные расходы, в силу своего

перераспределительного характера, способны играть важную роль в

государственном регулировании экономики и социальных процессов.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению

отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,

оборонную и др.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым

рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-

экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным

хозяйством, административно-территориальным устройством государства,

формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов

порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на

определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни

общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике

финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на

процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и

капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств

юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти

расходы включают затраты на государственное потребление (содержание

экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей

народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного

характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии

нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям,

транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие

расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам,

отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.