реферат скачать
 

Государственный бюджет, проблема сбалансированности. Управление государственным долгом

Государственный бюджет, проблема сбалансированности. Управление государственным долгом

Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина

филиал г.Ульяновск

Курсовая работа

по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

На тему: «Государственный бюджет, проблема сбалансированности. Управление

государственным долгом»

Выполнил:

студент заочной ф.о.

группы ГМУ-101з

Дата защиты:___________

Оценка:_____________

Ульяновск 2004

План

| |Стр. |

|Введение |3 |

|.............................................................| |

|.................................................... | |

|Основная часть | |

|1.Государственный бюджет, проблема | |

|сбалансированности...........................................|4 |

|.................................................... | |

|1.1. Бюджетная система |5 |

|России……………………....................................... | |

|1.2. Бюджетная сбалансированность (бюджетный |9 |

|федерализм)………...... | |

|2.Государственный | 12 |

|долг……………....................................................| |

|............... | |

|2.1. Из истории вопроса………………………………………….................... |14 |

|2.2. Внешний долг Российской |16 |

|Федерации…………………........................ | |

|2.3. Влияние внешнего долга на национальную |18 |

|экономику……………..... | |

|2.4 Внутренний долг Российской |19 |

|Федерации…………............................... | |

|Заключение |21 |

|.............................................................| |

|............................................... | |

|Библиография……… |22 |

|.............................................................| |

|............................... | |

Введение

Эта работа представляет собой весьма неполное рассмотрение имеющихся в

литературе данных по столь актуальной теме государственного долга и

проблемы сбалансированности бюджета. Эта тема выбрана мной по причине

личного интереса к государственному долгу нашей страны и бюджета. Я

замечаю, что все больше людей интересуются этими экономическими проблемами,

даже будучи профессионально довольно далеки от них, да и по СМИ все чаще

можно слышать суждения различных деятелей по данной теме.

Основная трудность при работе над темой заключается в том, чтобы

систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, дать по возможности более

точные данные, выявить действительное состояние государственного бюджета и

поднять проблемы его дефицита. В этом и заключается основная идея данной

работы.

Корни многих сегодняшних проблем в России (спада производства, инфляции,

неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее

централизованную систему хозяйствования и ее наследие - монополизм и

техническую отсталость. Также нам придется уделить внимание кризису 90-х

годов, ведь его последствия мы пожинаем и по сей день.

Все знают, что рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой

системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и

регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших

мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия

образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их

деятельности. Но как добиться максимальной эффективности работы этого

механизма именно в нашей стране ? Конечно-же существует масса проектов,

теорий, идей и мыслей на этот счет, но мы в данной работе не будем подробно

их касаться, а лишь приведем общую структуру и данные из наиболее широко

известных источников.

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и

растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на

которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы;

национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных

положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.

В ощеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает

совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними

кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые

государством для балансирования бюджета и регулирования экономического

цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и

преодоление негативных последствий спадов. Она носит название фискальной

политики.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической

структуры любого современного общества играет государственное

регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической

политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству

осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый

механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является

государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство

образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных

фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на

государственные органы функций.

Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны (в том

числе и Россия) в начале 80-х годов, потребовал перестройки

государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных

отношений. Основными направлениями экономических реформ в России стали

приватизация (переход государственного имущества в частные руки),

либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление

курса национальной валюты).

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала

девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных

финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет,

являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства,

дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику,

финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие

приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее

защищенным слоям населения и т.д.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой

степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование

финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет

отвечать требованиям времени.

Конечно, можно твердо сказать, что наконец мы вошли в период роста, но это

вполне может оказаться кратковременным. Поэтому нужно все подробнее изучать

приоритеты для экономических реформ.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалась

Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. В

связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических

и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного

механизма обрело особую актуальность.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как

важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной

системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в

функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга

(его типы, причины возникновения, способы погашения и т.д.).

1. Государственный бюджет. Проблема сбалансированности.

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять

его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно,

представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план

доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса

и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее

звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов,

государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не

менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную

экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с

юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального

дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и

использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование

народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и

государственного управления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать

финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического

развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального

дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни

одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и

многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем,

отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях

экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение

государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования,

показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства

объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не

просто средством государственного экономического регулирования, он может

реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов

научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-

технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть,

что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве

инструмента распределения и контроля возможно только в процессе

человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом

государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением

бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение

экономических и социальных задач.

Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает

не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное

соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны,

что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и

сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять

свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего

бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может

проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее

постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное

значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на

принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих

в нее бюджетов.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура,

взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство

государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской

Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на

этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного

бюджета, наметит пути к его совершенствованию.

1.1Бюджетная ситема России.

Как уже упоминалось, бюджетная система в первую очередь определяется

действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах

бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и

многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым

является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный

бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);

бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в

Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты.

«Бюджетная система страны представляет собой совокупность федеральных,

региональных и местных бюджетов, основанных на экономических отношениях и

правовых нормах»[1]

Государственная бюджетная система Российской Федерации функционирует в

соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. и включает:

1.Федеральный бюджет;

2.Бюджеты регионов (в настоящее время 89 бюджетов субъектов Федерации);

3.Местные бюджеты (в настоящее время 29 тыс. (городских, районных,

поселковых, сельских)).

При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими

доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного

государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он

обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного

характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и

перераспределения национального дохода между субъектами федерации,

входящими в состав России, а также между экономическими районами.

Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной системы

Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в

советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что

удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-

15 %, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были

переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием

населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных

бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80 %

бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на просвещение,

крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и

социальной инфраструктуры.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие

“Консолидированный бюджет” РФ. Этот бюджет используется для анализа

показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом

власти.

Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой

чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение,

утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что

получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется уже

упоминавшимся Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РФ”, прочими законами РФ, законами республик в составе РФ,

решениями государственных представительных органов власти субъектов

Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета,

издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного

законодательства.

Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный

процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января

по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает

составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение

исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года)

предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение

которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках

исполнения бюджета.

Действующей конституцией определен круг органов государственной власти,

участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его

исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление

исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует

разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на

основе которых создается сводный финансовый баланс государства по

территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-

экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение

стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и

направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую

программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое

выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы

бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится

Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При

этом используются различные методы: метод экономического анализа,

позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить

причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый

бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей

сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели

исходя из их динамики за предыдущие годы и другие методы. Полученные данные

сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно

нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные сроки,

обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года.

Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство

РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с

ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-

экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной

и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п. Одновременно в

Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах

государственных внебюджетных фондов.

Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в

законодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ,

представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях.

Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в

Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для

принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы

передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную

палату.

Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает

рассмотрение бюджета в нескольких чтениях (так, бюджет на 1997 г.

принимался в четырех чтениях). Принятый Госдумой бюджет по Конституции в

течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.