реферат скачать
 

Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республике Беларусь

хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -

управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление

являются частью общего фонда управления, формируемого также и в

децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в

себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Разбалансированность отечественной экономики выдвигает на первый план

двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения

эффективности использования бюджетных средств. Главная трудность в

решении этой задачи заключается в том, что на пути подчас неоправданного

роста бюджетных расходов еще не создано непреодолимых преград, а оценка

бюджетных расходов с позиций их народнохозяйственной и социальной

эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной

базы.

Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что

доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен,

что создает возможности для неэффективного использования бюджетных

ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений, прежде

всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует

практически полностью заменить системой субсидирования, при которой

обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная

борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов

инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной

документации и финансовых расчетов.

Замена бюджетного финансирования субсидиями*, субвенциями*, а также

бюджетными займами* позволит реально перейти к использованию в практике

бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от

которых безусловно зависят последующие доходы бюджета.

Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные.

Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи

не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные

статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных

дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат

сокращению при недостатке доходных источников.

___________________________________________________________________________

(*субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета

нижестоящему бюджету на конкретные цели; *субсидия - денежные средства,

предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания

уровня социально-экономического развития соответствующей административно-

территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи

или пособия, *бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из

республиканского или местных бюджетов для использования по целевому

назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа;)

Защищенными расходами госбюджета нашей страны в 2002 году (согласно

Закона РБ №72-3 от 29.12.2001 "О бюджете РБ на 2002 год") являются

заработная плата и начисления на нее, трансферты населению (стипендии,

пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости

коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с

законодательными актами Республики Беларусь), продукты питания, медикаменты

и перевязочные средства, проценты по государственному долгу, погашение

государственного долга. Сокращение может производиться только по

незащищенным статьям. Статьи, находящиеся под защитой также не подлежат

секвестру - пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета и

блокированию - временной приостановке финансирования по отдельным статьям

расходов бюджета.

В составе республиканского и местных бюджетов также создаются

резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по

целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других

программ, ликвидацию последствий возможных стихийных бедствий и проведение

других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении

бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при

утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. С

одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками

поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь

определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны,

расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать

обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки,

совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у

государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе

формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических

отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и

населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным

воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные

доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости

общественного продукта между различными участниками воспроизводственного

процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения

сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя

используется для формирования бюджетных фондов территориального,

отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет

зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом

экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы

средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы

бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных

предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась

тем, что была жестко централизованной, строилась на использовании

индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход

к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства,

свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках

максимально возможную величину денежных средств. Переход на рыночные основы

хозяйствования потребовал использования новых методов руководства

общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм

мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное

изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе

налоговых платежей ; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены

на правовую основу, регулируемую законом.

Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими

ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой

формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на

воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или

ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос

населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых

платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С

организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж,

поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и

установленные сроки. Совокупность различных видов налогов, в построении и

методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют

налоговую систему страны.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на

прибыль (доход) предприятий. Его главенствующая роль вызвана тем, что в

условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она

становится важнейшим объектом воздействия государства, так как является

целью всех производителей товаров и услуг на рынке. Налог на прибыль должен

использоваться не только в фискальных целях, но и для создания

заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и

улучшении его материально-технической оснащенности.

Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на

коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система

подоходного обложения распространяется также на страховые организации,

получающие доходы от страховых видов деятельности.

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает

необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со

стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует

росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество (в частности, на

недвижимое и др.) - неотъемлемая часть налоговой системы страны при

рыночных отношениях. При его взимании реализуются обе функции налога - и

фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на

имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных

бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов

по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг) ; вторая - через

заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется

стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого

имущества.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные

ресурсы : земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них

вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных

платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую

роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное

использование соответствующих видов ресурсов.

Не менее важен подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает

предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется

прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков

граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства,

необходимые для проведения социальных программ.

В белорусской системе налогообложения наряду с прямыми используются

и косвенные, основным из которых является налог на добавленную стоимость.

Этот платеж в бюджет количественно заменил (вместе с акцизами) ранее

действовавшие налог с оборота и налог с продаж, которые могли

функционировать только в системе фиксированных на государственном уровне

оптовых и розничных цен.

Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются

также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы

товаров. Их введение также обусловлено отменой налога с оборота. В

систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины ; ими

облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и

вывозимые за ее пределы.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с

одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в

условиях перехода к рынку и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а

с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и

других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной собственности в

рамках общей программы приватизации могут занять место в общей сумме

бюджетных поступлений. В дальнейшем, по мере завершения программы

приватизации, доходы от распродажи государственного имущества постепенно

будут вытесняться доходами, получаемыми в виде процентов и дивидендов от

инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие

ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг.

В итоге, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета, регулирующие

или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается

процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням

бюджетов, дополнительные источники, устанавливаемые территориальными

органами власти самостоятельно, а также дотации и субвенции ( строго

целевые дотации ), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

2.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая

политика Республики Беларусь

Республиканский бюджет на 2002 год был утвержден по расходам в

сумме 4 238 416 100,0 тыс.рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в

сумме 3 893 666 100,0 тыс.рублей. Доходная часть бюджета РБ, как и в

странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет

налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи

обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают

единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности

прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается

множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов,

которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию

систематического пополнения государственной казны.

Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на

добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты),

налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для

финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним

относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с

заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др. В таблице № 1

приведена структура доходов Государственного бюджета.

Таблица № 1 "Структура доходов Госбюджета, %"1

Статья доходов

199219941996199820012002Доходы %

В том числе

НДС

Налог на прибыль и доходы

Акцизы

Государственные налоги

С населения

Налог на топливо

Налог на недвижимость

Чрезв.-й налог

Платежи за пользование

Прир.-ми рес.-ми

Плата за землю

Госпошлина, сборы и разные неналоговые доходы, доходы цел. бюдж. фондов

Доходы от ВЭД100,0

37,1

25,8

8,9

7,4

2,4

0,6

---

0,1

0,5

13,5

1,6100,0

27,4

30,7

10,6

7,3

2,2

1,3

4,9

0,1

0,3

3,9

9,2100,0

28,2

14,6

12,5

10,4

0,5

1,9

7,5

0,9

1,8

9,7

6,7100,0

25,8

12,3

11,1

10,1

.....

3,8

.....

.....

.....

......

6,3100,0

32,1

18.7

13,2

н-д

.....

.....

3,9

.....

.....

21,7

7,6100,0

30,1

14,2

10,1

н-д

.....

.....

5,4

.....

.....

20,5

10,3

Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится

очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает медленно

снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы

предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С

1992 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на

прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 30,7

% в 1994 году до 14,2 в 2002). Можно утверждать, что уровень прямых налогов

по международным стандартам является действительно низким. Доля косвенных

налогов в доходах государственного бюджета соответственно увеличивалась.

Следует отметить и рост доли доходов от внешнеэкономической деятельности РБ

(с 1,6% в 1992 до 10,3 % в 2002), что свидетельствует о возрастающем

влиянии взаимодействия с зарубежными партнерами нашей страны на структуру

доходов ее бюджета. В 2003 году ожидается значительное увеличение (в 4,5

раза) по отношению к текущему году, поступлений от продажи принадлежащих

государству акций, другого имущества, в том числе и от приватизации

государственного имущества.

Несмотря на сокращение государственных расходов и прогнозируемое

увеличение неналоговых доходов, о снижении общей налоговой нагрузки речь

пока не идет. Анализ прогнозируемых налоговых поступлений свидетельствует о

том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом

недоимки) с каждым годом увеличивается (в 2001 году по сравнению с 2000

годом увеличилась с 35,9 до 36,8%, или на 0,9 процентных пункта, эта

тенденция сохраняется и в 2002 году).

Среди изменений ставок налогов в 2002 году следует отметить снижение

ставки налога на прибыль с 30 до 24% , которое отражает желание

предотвратить утечку капитала за рубеж и осуществление других целей,

стимулирующих развитие экономики. Из списка республиканских в этом году

были исключены налог на игорный бизнес и единый с/х налог. Минфин посчитал,

что они должны стать местными. Также в этом году на создание новых рабочих

мест будет предназначено 25% от поступлений чрезвычайного налога и

обязательных отчислений в фонд занятости, это на 5% больше, чем в 2001 г.

Однако правительство предложило целых 15 категорий лиц, структур и

платежей, с которых данный налог не взимается. Среди прочих бенефициарами

такой политики стали сельскохозяйственные предприятия, юридические лица,

обслуживающие село, созданные и находящиеся в ведении местных и

распорядительных органов. Из года в год государство освобождает их от

уплаты отдельных налогов, но эти меры не помогают отечественному сельскому

хозяйству обеспечить высокую производительность труда, платежеспособность,

закрепление на старых рынках и завоевание новых сельскохозяйственными

производителями. Не всегда оправданные налоговые льготы существенно снижают

эффективность фискальной политики.

Согласно ст.7 закона о государственном бюджете РБ на 2002 г.,

предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты областей и г. Минска

от общих налоговых сборов:

Очевидно, что бюджет-2002 поставил определенные регионы в более

выгодное положение, чем другие. На следующий год сохранены нормы отчислений

из республиканского бюджета в областные и столичный городской. По акцизам

все области получают 40% от собранных средств. По НДС Брестская - 66%,

Витебская - 47%, Гомельская - 42%, Гродненская - 58%, Минская - 56%, г.

Минск - 25%. А вот Могилевская в прошлом году получала только 51%

собранного в области НДС от отечественных производителей, а в 2002 г. цифра

увеличена до 91%. По налогам на доходы и прибыль юридических лиц Гомельская

область получит 51,3% (в 2001 г. - 33%), Могилевская - 100% (вместо 41%) и

Минск - 33,3% (вместо 25% в этом году). При этом Могилевская область имеет

одни из самых плохих показателей по количеству убыточных предприятий, по

рентабельности, по объему складских запасов и долгов перед бюджетом по

налогам, перед поставщиками по энергоресурсам и перед рабочими - по

зарплате.

Известно, что одной из важных проблем для государственных

предприятий является их принуждение к содержанию социальных и культурных

объектов. В бюджете-2001 г. выплаты на поддержание передаваемых местных

советам объектов составили почти 7 млрд. рублей. На 2002 г. данная сумма

запланирована в размере 7,4 млрд. (с учетом инфляции она сократилась).

Произошло уменьшение объема субвенций на строительство объектов

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.