реферат скачать
 

Государственные и местные налоги

Косвенные (иначе — адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это

своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг

(акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота,

специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и

др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные

индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров

(акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные,

которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого

их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми

облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены

в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные

пошлины.

Основное отличие между прямыми и косвенными налогами - по месту

формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении

источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном

источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в

основном в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют

теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный

критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов

становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным

плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого

налог перекладывается путем надбавки к цене. Косвенные налоги, повышая цены

товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта

товаров.

Данная классификация хотя и общепринята, однако она отнюдь не являются

абсолютной, так как прямые налоги при определенных обстоятельствах также

могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен. В то же

время косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на

потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар

по повышенным ценам. В частности НДС традиционно относится к косвенным

налогам, но в том случае, когда цена товара ограничивается

платежеспособностью покупателя, НДС уменьшает прибыль производителя, т. е.

становится прямым налогом.

2. По субъекту-налогоплательщику

В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды

налогов.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на

имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке

наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на

добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог,

налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование

наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе

слов и словосочетаний и др.).

Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и

организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что

некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не

являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства,

обособленные структурные подразделения.

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и

предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог

с владельцев транспортных средств и др.).

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги

Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три

группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять

и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные

налоги. Именно такой принцип был избран законодателем при классификации

налоговых платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах налоговой системы.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры

ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов

исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок

зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются

законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К

федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными

бумагами: таможенная пошлина; налог на прибыль с предприятий и организаций;

подоходный налог с физических лиц; налоги, служащие источниками образования

дорожных фондов; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в

порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований

«Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и

словосочетаний.

Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и

налоги краев, областей, автономной области, автономных округов).

Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные

размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и

методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с

законодательством России законодательными органами субъектов федерации:

республик в составе Российской Федерации или решениями органов

государственной власти краев, областей, автономной области, автономных

округов. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество

предприятий; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными

предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных

учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания

вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством

России и республик в составе Российской Федерации. К таковым, в частности,

относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог;

регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы на

содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и

др.; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; сбор с владельцев

собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за

выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право

использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах;

налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и

др.

4. По порядку введения налога

По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и

факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами

Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от

бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные

налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе

Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев,

областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных

административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся

все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах

налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, лесной доход,

плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имущество физических лиц, земельный

налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся

предпринимательской деятельностью (ст. 21 Закона).

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако

непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в

составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти

краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и

иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на

той или иной территории компетенция органов местного самоуправления. К

факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений,

взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех,

которые являются общеобязательными.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж

В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают

в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно

подразделить на закрепленные и регулируемые.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный

бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги,

которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный

бюджет, во внебюджетный фонды.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты

различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На

сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога:

налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с

физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые

непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской

Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет

автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других

уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов

федерации.

6. По целевой направленности введения налога

В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и

целевые. Данное основание находит свое место практически при каждом

рассмотрении классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими

налогами и специальными.

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования

бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для

финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на

нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые

сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд

(внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится

специальная статья.

В специальной научной литературе можно встретить и иные основания

классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладочные

(контингентированные, репартиционные) и количественные налоги. Суть первых

заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного

необходимого расхода. Сумма налога просто распределяется между

плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги

исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его

имущественное положение. Выделяют также разовые и систематические

(регулярные, текущие) налоги. В зависимости от мотивации экономического

поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-

постоянные налоги, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от

уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с

деловой активностью (например, налог на имущество, на пользование

природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также

условно-переменные, которые более тесно связаны с экономической

деятельностью субъектов (все виды подоходных налогов, акцизы, НДС и т. д.).

Эти налоги ориентированы на выравнивание результатов экономического

соревнования, т.е. сдерживание явных лидеров и поддержку аутсайдеров как в

сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются

основным источником бюджетных поступлений.

Американские экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц,

рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют

налоги на факторы производства (налог на фонд заработной платы, налог на

прибыль с корпораций) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог

на добавленную стоимость, налог с оборота).

7. По срокам уплаты.

Различают следующие виды налогов по срокам уплаты:

1. Срочные

2.Периодично-календарные.

В свою очередь периодично-календарные делятся на:

. Декадные

. Ежемесячные

. Ежеквартальные

. Полугодовые

. Ежегодные

5. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налогоплательщиками налога (статья 207) на доходы физических лиц (далее в

настоящей главе - налог) признаются физические лица, являющиеся налоговыми

резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие

доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся

налоговыми резидентами Российской Федерации (далее в настоящей главе -

налогоплательщики).

Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от

источников за пределами Российской Федерации:

1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации

относятся:

1) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или

иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного

представительства на территории Российской Федерации;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые

российской организацией или иностранной организацией в связи с

деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации прав на

объекты интеллектуальной собственности;

4) доходы, полученные от предоставления в аренду, и доходы, полученные

от иного использования имущества, находящегося на территории Российской

Федерации;

5) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;

в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей

участия в уставном капитале организаций;

прав требования к российской организации или иностранной организации в

связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории

Российской Федерации;

иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего

физическому лицу;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей,

выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в

Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные

выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета

директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской

Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская

Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в

Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись

возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились

выплаты указанных вознаграждений;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, выплачиваемые

в соответствии с действующим российским законодательством или выплачиваемые

иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного

представительства на территории Российской Федерации;

8) доходы от использования любых транспортных средств, включая морские

или воздушные суда, трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий

оптико - волоконной и (или) беспроводной связи, средств связи, компьютерных

сетей, находящихся или зарегистрированных (приписанных) в Российской

Федерации, владельцами (пользователями) которых являются налоговые

резиденты Российской Федерации, включая доходы от предоставления их в

аренду, а также штрафы за простой (задержку) судна сверх предусмотренного

законом или договором срока, в том числе при выполнении погрузочно -

разгрузочных работ;

9) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате

осуществления им деятельности на территории Российской Федерации.

2. Для целей настоящей главы не относятся к доходам, полученным от

источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в

результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные),

совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и

связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением

работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на

территорию Российской Федерации.

Это положение применяется в отношении операций, связанных с ввозом

товара на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в

свободное обращение, только в том случае, если соблюдаются следующие

условия:

1) поставка товара осуществляется физическим лицом не из мест хранения

(в том числе таможенных складов), расположенных на территории Российской

Федерации;

2) к операции не применяются положения пункта 3 статьи 40 настоящего

Кодекса;

3) товар не продается через постоянное представительство в Российской

Федерации.

В случае, если не выполняется хотя бы одно из указанных условий,

доходом, полученным от источников в Российской Федерации, в связи с

реализацией товара, признается часть полученных доходов, относящаяся к

деятельности физического лица в Российской Федерации.

При последующей реализации товара, приобретенного физическим лицом по

внешнеторговым операциям, предусмотренным настоящим пунктом, к доходам

такого физического лица, полученным от источников в Российской Федерации,

относятся доходы от любой продажи этого товара, включая его перепродажу или

залог, с расположенных на территории Российской Федерации, принадлежащих

этому физическому лицу, арендуемых или используемых им складов либо других

мест нахождения и хранения такого товара, за исключением его продажи за

пределами Российской Федерации с таможенных складов.

3. Для целей настоящей главы к доходам, полученным от источников,

находящихся за пределами Российской Федерации, относятся:

1) дивиденды и проценты, выплачиваемые иностранной организацией, за

исключением дивидендов и процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1

настоящей статьи;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые

иностранной организацией, за исключением страховых выплат, предусмотренных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.