реферат скачать
 

государственное регулирование экономики России

государственное регулирование экономики России

Министерство образования Российской Федерации

Орский гуманитарно-технологический ИНСТИТУТ (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

Государственное регулирование экономики России

ОГТИ 061100. 5003.35 ОО

Исполнитель

студент гр. Э-12

___________________ Федосеева Н.Ю.

«___»___________ 2003 г.

Защищена с оценкой «______________»

Члены комиссии ___________________

«___»___________ 2003 г.

Орск 2003

Реферат

УДК 331

ББК 65.01.

Государственное регулирование экономики России

Федосеева Н.Ю.

Экономическая теория. Орск: ОГТИ, 2003 – 22 с.

Ключевые слова: государственное регулирование, бюрократия,

коррупция, налоги и сборы, фиаско государства, методы и цели

государственного регулирования.

В данной курсовой работе рассмотрена проблема государственного

регулирования экономики. Изучены методы и цели регулирования, а так

же его роль в современной экономике России.

Рис.: 0; табл.: 0; библ.: 15.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………………….4

1.Государственное регулирование экономики с точки зрения теории…………..5

2.Экономические школы о государственном регулировании экономики……..12

3. Роль государственного регулирования в современной России……………....16

Заключение………………………………………………………………………....21

Литература………………………………………………………………………….22

Введение

В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулирования

экономики России, а так же связанные с ним проблемы и пути решения.

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные

формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно

привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и

государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного

общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и

нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде

всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования,

квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно

влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного

регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и

остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую

власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.

Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм

государственного регулирования экономики, а так же роль государства в

современной экономике России.

1 Государственное регулирование экономики с точки зрения теории

В обеспечении нормального функционирования любой современной

экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на

протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания

порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло

определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики – это форма управления

экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных

органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект

управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то

государственному органу.

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько

значимой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха

“государственно-монополистического капитализма” (ГМК). Её практика

подтолкнула к идее “государственного социализма” – попытке использовать

экономическую мощь государства для ускоренного социалистического

преобразования общества. Однако это привело только к возникновению

“административно-командной экономики”.

Современная экономика, преодолев крайности альтернативного

социального состояния (или “капитализм”, или “социализм”), является

“социально-рыночной” (смешанной). Неконтролируемые рыночные процессы

разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика более

чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может

выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и

обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические

отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее

эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не

разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной

экономике максимальную эффективность.

Неизбежность государственного регулирования рыночной экономики

постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических

проблем. Однако чаще всего результат такого “административного” решения

оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических

ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритет государственного воздействия

необходим и эффективен.

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики

базируется на следующих принципах:

1. Предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики.

На практике это означает, что государство должно финансировать только

те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес из-

за малой прибыльности.

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а

помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа

способно привести к искусственному доминированию государственных

предприятий над частными.

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна

способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период

общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере

межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные

операции, международная специализация производства, валютные

отношения).

Государство в рыночной экономике так же вынуждено выступать в качестве

экономического агента, но оно имеет некоторые особенности: государству

принадлежит регулирующая роль, оно отличается внерыночным происхождением

дохода и обладает императивным статусом, то есть его требования являются

обязательными для всех остальных экономических агентов. Государственное

регулирование преследует три цели:

- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,

- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного

функционирования рыночной экономики,

- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества,

положение которых в конкретной экономической ситуации становиться наиболее

уязвимым. [2, с. 205].

Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те

“провалы”, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный

механизм. Но важно подчеркнуть, что никто не утверждает, будто все проблемы

заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь

существует и фиаско государства (фиаско государственного регулирования),

под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате

государственного регулирования. Фиаско государственного регулирования

может быть вызвано следующими причинами:

1. Неравенство в получении информации. Лучше информированные люди

получают прибыль больше, чем люди менее информированные.

2. Недобросовестность государственных чиновников (государственной

бюрократии) преследующих свои интересы, которые могут в определённый

момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

3. Несовместимость во времени принятия тех или иных решений. Это

означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства

сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем времени.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и

внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идёт

об эффекте запаздывания, то есть разрыве во времени между осознанием

проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения

правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит

между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом

принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги

решения.

Лаг признания (распознавания, осознания) - его возникновение связано с

тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы

экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на

борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить её источники,

возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время.

Лаг решения - это время, которое проходит между осознанием проблемы и

принятием конкретного решения. Например, чтобы внести какие-либо решения,

связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально

обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых

инстанциях.

Внешний лаг – это промежуток времени, который проходит между моментом

принятия какой-либо меры и моментом проявления её результатов. К внешним

лагам относят лаги воздействия – это период, в течение которого объект

государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием

того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например,

правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное

оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе

непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате

осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или

достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка

приводит нередко к противоположному результату. Например, государство

устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы

со спекуляцией. Однако результатами этих мер оказывается товарный дефицит,

разрастание теневой экономики и т.п.

Решение этих проблем видится в свободном развитии рыночных процессов,

хотя и не отрицается положительная роль государства, которое способно

исправлять несовершенства рыночного механизма в определённых пределах [8,

с. 374]. Для того чтобы выбрать верную экономическую политику,

государственные деятели должны отдавать себе отчёт в том, каких целей они

хотят добиться и какими инструментами они для этого располагают. Впервые

комплексный анализ экономической политики государства был проведён в 1952

году голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном

в работе “Теория экономической политики”. Согласно Тинбергену, во-первых,

правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической

политики и сформулировать их. Во-вторых, правительство оценивает, какими

политическими инструментами оно располагает [8, с. 376].

Выделим основные формы и методы вмешательства государства в экономику:

1. Административные методы государственного регулирования проводятся

через расширение государственной собственности на материальные ресурсы,

управление государственными предприятиями и законотворчество.

Административные методы государственного регулирования находят эффективное

применение в таких основных областях [10, с. 176]:

- прямой контроль государства над монопольными рынками;

- административное регулирование рынков тех товаров неэластичного

спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением

планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;

- обеспечение экономической безопасности производства;

- разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов

производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;

2. Экономические методы проводятся с помощью различных мер

макроэкономической политики (например, прогнозирование, социальные

программы и т.п.). Они подразделяются на методы денежно-кредитной и

налогово-бюджетной политики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс

взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях

регулирования деловой активности путём планируемого воздействия на

состояние национального кредита и денежного обращения.

Важнейшими элементами денежно-кредитной политики являются:

1. Операции на открытом рынке, то есть покупка и продажа государственных

ценных бумаг;

2. Учётно-процентная (дисконтная) политика, то есть регулирование

величины процентной ставки, по которой коммерческие банки заимствуют

деньги у Центрального банка;

3. Регулирование обязательной нормы банковского резервирования, то есть

рост доли активов коммерческих банков, которая должна находиться в

распоряжении Центрального банка.

Известны две основные разновидности денежно-кредитной политики:

1. Мягкая (стимулирующая), при которой Центральный банк скупает

государственные ценные бумаги, снижает ставку рефинансирования и норму

обязательного банковского резерва, тем самым стимулируя экономику

через рост денежной массы.

2. Жёсткая (стабилизирующая), при которой Центральный банк продаёт

государственные ценные бумаги, повышая ставку процента и нормы

банковского резерва, тем самым сдерживая инфляцию через изменение

денежной массы и стабилизируя экономику.

Налогово-бюджетная политика – это комплекс взаимосвязанных

мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой

активности путём изменения государственных расходов и налогообложения.

Важнейшей категорией налогово-бюджетной политики является государственный

бюджет – это финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и

расходов государства за определённый период (обычно за год). Если расходы

больше доходов, то говорят о бюджетном дефиците. Если доходы больше

расходов – о бюджетном профиците. Помимо государственного бюджета принято

также различать региональный бюджет (штатов, республик) и местный бюджет

(муниципальных учреждений).

Основным источником поступления в бюджеты всех уровней являются налоги

и сборы. Налог – это обязательный индивидуально – безвозмездный платёж,

взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения

деятельности государства. Сбор – это обязательный взнос, уплата которого

является условием совершения соответствующими органами юридически значимых

действий в интересах уплатившего. По способу изъятия различают прямые и

косвенные налоги. Прямые – это те налоги, которые взимаются непосредственно

с владельца объекта налогообложения. Косвенные налоги уплачиваются конечным

потребителем налогооблагаемого товара. По характеру накопления выделяют:

- прогрессивные налоги – это такое налогообложение, когда чем больше

налогооблагаемая база, тем больше доля, которую приходиться отдавать в виде

налога;

- регрессивные налоги - это такое налогообложение, когда приходиться

отдавать большую часть низкого дохода и незначительную часть высокого.

Обычно при этом налог в денежном выражении равен для всех плательщиков.

- пропорциональное налогообложение – это когда ставка налога постоянна

при любой величине налогооблагаемой базы, но существует несколько

фиксированных ставок для разных условий.

По уровню взимания различают федеральные, региональные и местные

налоги.

Механизм государственного регулирования экономики постоянно

совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на

монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать

более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях

практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно

результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных

масштабов безработицы.

2 Экономические школы о государственном регулировании экономики

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и

восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству

в экономику на разных этапах её становления было различным.

Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они

нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили

его. Поставить проблему – значит наметить направление, в котором следует

вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу

общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.

Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили

меркантилисты. Меркантилисты - от итальянского mercante – купец, торговец

– сторонники сильной власти, выступали за государственную поддержку

торговли (особенно экспорта). Условием роста богатства нации считали не

только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие

собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства,

судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в

производительный труд. [13, с.5] Меркантилисты утверждали, что главный

показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.