реферат скачать
 

Государственное регулирование экономики

сбережений , предотвращение нагнетания текущего спроса . Это возможно при

выполнении двух условий .

Во - первых , всемерное укрепление механизмов рыночной системы ,

которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост .

Во - вторых , существование правительства национального согласия ,

пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную

политику .

2) Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее

ежегодного прироста . Этот показатель определяется в соответствии с

уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка и складывается из

долгосрочного темпа роста реального продукта и такого уровня инфляции ,

который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать . Для

того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной ,

указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени

независимо от состояния бюджета , интенсивности инвестиционного процесса

, уровня безработицы и т. д. В инфляционной экономике денежная политика

должна играть решающую роль . Осуществление антиинфляционной политики

предполагает также и наличие современной банковской системы ,причем

Центральный Банк (ЦБ) независим от исполнительной власти .

Нужно иметь в виду , что каждый успех денежной стратегии служит

условием ее дальнейшего эффективного осуществления , то есть представляет

собой самоусиливающийся процесс .

3) Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решаться

двумя путями : увеличением доходов и уменьшением расходов государства .

Это можно осуществить разными путями : совершенствование налоговой

системы , краткосрочный рост налогов , и т. д. Но главный принцип

сокращения бюджетных расходов состоит в следующем : постепенное

уменьшение финансирования тех видов деятельности государства , которые

можно передать рынку . Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства

государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных

капиталовложений , отмене необоснованных дотаций и субсидий и т. д.

3) Национальная антиинфляционная стратегия должна быть настроена так ,

чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних

инфляционных импульсов .

Тактические методы антиинфляционной политики не рассчитаны на

устранение причин инфляции и демонтаж ее механизмов , они носят

чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции .

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат , воздействуя на

инфляционный разрыв между спросом и предложением , если она поможет

увеличить предложение без соответствующего повышения спроса , либо будет

способствовать снижению текущего спроса без воздействия на предложение .

1) Краткосрочные резервы роста предложения :

а) государственная поддержка повышения товарности экономики (льготное

налогообложение предприятий , продающих побочные продукты производства и

услуг , банков , обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею и т.

д.);

б) поддержка формирования новых рынков , особенно в тех секторах

экономики , где совершается переход от натурального к товарному

производству (мировой рынок информационных услуг);

в) разумно организованная приватизация собственности (она ведет к

ослаблению напряжения в расходной части бюджета , что способствует

преодолению дефицита) ;

г) массированный потребительский импорт и частичная реализация

государственных стратегических запасов ;

2) Снижение текущего спроса :

а) повышение ставки процента по вкладам (процент по вкладам должен быть

не меньше суммы текущего темпа роста цен и уровня адаптивных инфляционных

ожиданий);

б) повышение процента по государственным облигациям , распространение

акционерной формы собственности , приватизация , продажа земли ;

в) для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется установление

повышенной нормы процента по срочным вкладам (а также другие приемы для

удержания депозитов в банковской сфере ;

г) денежная реформа конфискационного типа (нацелена на экспроприацию

части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса);

д) повышение курса национальной валюты .

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут

употребляться в различных целях , в разных сочетаниях и с разной

интенсивностью . В зависимости от характера целей будет изменятся место

того или иного инструмента в арсенале средств государственного

регулирования экономики в конкретный период .

1.6)Государственное экономическое программирование (ГЭП) как высшая

форма государственного регулирования .

Высшей формой государственного регулирования экономики является

государственное экономическое программирование . Его задача – комплексное

использование в глобальных целях всех элементов государственного

регулирования экономики .

По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства

стали формировать краткосрочные , среднесрочные и долгосрочные задачи ,

определять порядок их решения и органы , ответственные за исполнение этих

решений , выделять необходимые средства и определять порядок финансирования

.

Объектами таких целевых программ обычно становятся отрасли (в

частности, сельское хозяйство) ; регионы ; социальная сфера ; различные

направления научных исследований .

Программы бывают обычные и чрезвычайные . Обычные среднесрочные

общеэкономические программы составляются , как правило , на пять лет с

ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее

программирование) . Чрезвычайные программы разрабатываются в критических

ситуациях , например , в условиях кризиса , массовой безработицы , опасной

инфляции ; они , как правило , краткосрочные . В инструментарии их

осуществления заметное место занимают средства административного

регулирования .

Субъекты экономического программирования – государственные учреждения

, ответственные за составление программ , их непосредственное осуществление

и контроль над ними . Программы разрабатываются специальным государственным

органом , а если его нет , то министерствам экономики и финансов или

специальным межминистерским органом . К разработке программ широко

привлекаются представители центрального банка , союзов предпринимателей ,

торгово - промышленных палат , профсоюзов , создаются различные комиссии и

советы экспертов . Программа и финансовый план ежегодно утверждаются

парламентом , также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении .

Государственное экономическое программирование оказалось достаточно

эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач , однако у

этой эффективности есть объективные границы . В условиях рыночной экономики

программирование может быть только индикативным , то есть носить целевой

рекомендательно - стимулирующий характер . Тем не менее оно оказалось

достаточно эффективным средством для решения хозяйственных задач разного

уровня ; если государственные программы часто и не реализовывались

полностью , они все - таки обеспечивали социально - экономическое развитие

в желаемом направлении . Не менее важно и то обстоятельство , что

программирование позволяет синтетически использовать все средства

государственного регулирования , избежать противоречивости ,

несогласованности регулирующих мероприятий отдельных регулирующих

учреждений. На государственные программирующие органы постоянно оказывается

разностороннее влияние , отражающее противоречивые интересы отдельных групп

, общественных сил , политических партий .

1.7)Разгосударствление и его формы .

Разгосударствление - это максимально возможное сокращение

деятельности государства в тех сферах , где регулирующая роль государства

чрезмерно велика , а регулирующий потенциал рынка востребован не полностью

. Таким образом становятся свободными для рыночной экономики те сферы ,

которые до этого были под полным контролем государства . Однако

разгосударствление не тождественно полному уходу государства из экономики .

Так , сужение сферы государственного предпринимательства сопровождается

развитием налоговых , кредитно - денежных и иных методов государственного

регулирования . Современное рыночное хозяйство остается регулируемым :

государство меняет лишь формы своей деятельности , стараясь лучше

приспособится к требованиям рынка.

Для бывших социалистических стран ныне предстоит огромная работа по

трансформации сверхмонополистических структур в конкурентные

предпринимательские образования. Этот процесс, получивший название

"разгосударствление", очень даже не прост. Он труден и длителен. Именно на

активизацию этого процесса и был направлен закон Союза СССР "Об ограничении

монополистической деятельности СССР" (июль 1991 г.). В Законе четко

проводится идея о необходимости конкуренции, ее защиты и поощрения. Так, в

документе отмечается: "Запрещаются действия хозяйствующих субьектов,

занимающих доминирующее положение на рынке, если они имеют либо могут иметь

своим результатом существенное ограничение конкуренции или реализации

законных интересов других хозяйствующих субьектов или потребителей".

Как следует из мирового опыта , хорошо себя зарекомендовали четыре

способа разгосударствления .

1) Приватизация собственности . При этом приватизация не обязательно должна

быть стопроцентной , нередко экономически целесообразно сохранить за

государством часть акционерного капитала ранее ему принадлежавших

предприятий .

2) Либерализация рынков . Государство идет на снижение или отмену барьеров

, препятствующих доступу новых конкурентов , стимулирует диверсификацию

производства и продаж , поощряет малый бизнес , заполняющий рыночные ниши

, ослабляет таможенные ограничения , облегчающие поступление импортных

товаров , -- все это делает рынки более свободными .

3) Оздоровление государственного сектора . Имеется в виду постепенная

ликвидация нерыночной обстановки , в которой пребывают его предприятия :

сокращение бюджетных поступлений , отмена налоговых льгот и т. п. Эти

действия повышают конкурентоспособность государственных предприятий,

подготавливая их к разгосударствлению .

4) Создание смешанных предприятий . Для стимулирования их возникновения и

расширения сферы деятельности используют льготное налогообложение ,

особый режим кредитования .

На практике наблюдаются комбинации различных способов , однако

главными считаются приватизация и либерализация рынков. Рассмотрим их

поподробнее .

При либерализации государственное предприятие теряет власть над

рынком , который превращается из монопольного в конкурентный .

Либерализация рынков означает разгосударствление без приватизации .

Либерализация цен вызывает два эффекта – демонополизацию и относительное

сокращение сферы государственного предпринимательства . В этом ее

преимущество перед приватизацией , ничего не меняющей в структуре рынков .

Однако у приватизации свои преимущества .

Во - первых , она дает собственности реального хозяина , что

позволяет включить рыночные механизмы .

Во - вторых , она сопровождается значительным ростом предложения

акций приватизируемых государственных предприятий на финансовых рынках .

Это ведет к увеличению предложения , не влекущего за собой расширения

спроса

В - третьих , приватизация обладает противоинфляционным эффектом .

Появление на финансовом рынке акций приватизируемых предприятий берет на

себя часть свободных средств .

В - четвертых, приватизация существенно ослабляет финансовое

напряжение в расходной части бюджета , а продажа государственных

предприятий приносит в доходную часть существенную добавку .

Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда

условий .

1) Существование субъектов государственной собственности (учреждений ,

которые по закону имеют право продавать и покупать акции государственных

предприятий – холдинговых компаний) .

2) Существование развитой рыночной инфраструктуры (в частности , необходимо

наличие фондовых бирж) .

3) Достаточная емкость фондовых рынков .

4) Распределение приватизируемой собственности .

5) Оптимальное распределение полномочий между центральными и местными

органами государственной власти , которое исключало бы блокирование

последними национальных программ приватизации .

6) Создание правовой основы приватизации .

В условиях современной рыночной экономики приватизация

государственной собственности не является самоцелью или воплощением

идеологических симпатий или антипатий . Осуществляя приватизацию ,

государство стремится вместить свою деятельность в очерченные рынком

границы , добиваясь высокой эффективности рыночного хозяйства .

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В США И РОССИИ .

2.1) Государственное регулирование экономики в США .

Государственное регулирование давно стало неотъемлемой частью

американского хозяйственного механизма . Американское государство не в

состоянии самоустраниться от участия в хозяйственной жизни , ибо проводимые

им регулирующие мероприятия превратились в обязательное условие нормального

течения воспроизводственного процесса . Из-за возросшего к началу 90-х

годов государственного долга , достигшего астрономической суммы , дефицита

торгового бюджета , серьезных трудностей с продвижением американских

товаров на мировые рынки инфляция в США перестала быть “врагом номер один”

американской экономики .

Из-за особого положения США и их валюты в мировой экономике даже

непроизводительное использование средств , составляющих и пополняющих

государственный долг , не останавливает поступательное развитие

американской экономики .

В США ограничение негативных последствий деятельности монополий

осуществляется по двум направлениям . В структурных отраслях , где

существуют “естественные монополии” , государство осуществляет прямое

регулирование тарифов , цен , уровня прибыли и т. д. В других секторах

инструментом предотвращения монополизации служит антитрестовское

законодательство , которое распространяется на все формы хозяйственных

объединений , дает возможность регулировать число конкурентов на рынке ,

влиять на фирменную структуру отраслей , воздействовать на размеры и

направления оста корпораций .

Антитрестовское законодательство .

Антитрестовское законодательство не содержит детальных регулирующих

требований , а состоит из нескольких сформулированных в общем виде

положений , содержащих основные юридический условия поддержания конкуренции

. Принятый в 1890 году закон Шермана в самом общем виде установил два

нормативных запрета ограничительной практики в бизнесе . Согласно закону ,

любое соглашение , объединение в форме треста или иным образом , или тайный

сговор с целью ограничения торговли или коммерции (производства) является

незаконным . Кроме того любое лицо , уличенное в этом , считается виновным

в совершении преступления .

Положения антитрестовского законодательства были развиты и уточнены в

акте Клеймана в 1914 году . Закон , в частности , объявил вне закона

ценовую дискриминацию , то есть продажу товаров или предоставление услуг

различным потребителям на неэквивалентных условиях . Закон также запрещает

исключительные или привязывающие соглашения , посредством которых

производитель продавал бы продукт при условии , что покупатель приобретает

другие продукты у этого же продавца , а не у его конкурентов ; запрещает

образование взаимопереплетающихся директоратов . Закон 1914 года о

Федеральной торговой комиссии (ФТК) предусматривал создание регулирующего

органа и возлагал на ФТК ответственность за проведение в жизнь

антитрестовского законодательства . Ей дано право собирать , хранить и

периодически проверять информацию о предпринимательской активности любой

корпорации , занятой торговлей .

Закон Виллера - Ли 1938 года возложил на ФТК ответственность за

контроль над “вводящими в заблуждение поступками или действиями в торговле”

и ответственность по защите прав потребителей .

Экономическая доктрина , лежащая в основе применения антитрестовского

законодательства , утверждает , что структура отрасли или рынка определяет

поведение фирм на рынке , которое, в свою очередь , определяет

экономические показатели развития этой отрасли .

С точки зрения антитрестовских органов и судов главным в “поведении”

фирмы является ее стратегия . Стремление фирм к сотрудничеству , проведению

согласованной экономической политики расценивается как тенденция к

монополизации .

В США понятие монополия применяется к группе фирм или фирме ,

обладающей таким влиянием на конкретном рынке , которое позволяет подавлять

конкуренцию , регулировать объем и условия поставок и фиксировать цены ,

нанося ущерб потребителю. При рассмотрении антитрестовских дел возникают

спорные вопросы , например , что является определяющим – поведение или

структура .

В деле против компании “Ю. С. Стил” (“U. S. Steel”) , проходившем в

1920 году суд исходил из правила разумности , то есть из того , что не

каждое соглашение или объединение с целью ограничения торговли является

противозаконным , и антитрестовскому преследованию подлежат только те ,

которые чрезмерно ограничивают торговлю . Компания была признана невиновной

.

В деле компании “Алкоа” (“Alkoa” - 1945 год) суд признал , что

поведение компании может быть законным , простое обладание монопольной

властью (“Алкоа” контролировала 90% рынка алюминия) является нарушением

антитрестовских законов .

Из практики также известно, что в соответствии с антитрестовским

законодательством в США, в 1984 году от АТ&Т (American Telephone &

Telegraph) - одной из крупнейших американских компаний были отделены 22

региональные телефонные компании. Это разделение имело своей целью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.