реферат скачать
 

Государственное регулирование экономики

которое как бы выправляет несовершенство рынка и обеспечивает

псевдорыночное равновесие . Внешние эффекты выражают зависимость

индивидуального и социального благосостояния не только от экономических ,

но и от социальных , политических и других последствий индивидуальных

рыночных действий . Классическим примером является загрязнение окружающей

среды, которое существенно влияет на баланс социальных и рыночных затрат .

Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом : по

источникам возникновения – на производственные и потребительские ; по

объектам воздействия – производство и потребление . Кроме того , каждый

эффект характеризуется знаком – положительным или отрицательным . Таким

образом , возможны восемь основных типов внешних эффектов .

Государство , выполняя свою функцию , выявляет внешние эффекты ;

измеряет их в денежной форме ; принимает решения , компенсирующие

несовершенство рыночной системы . За этим следует немедленная реакция

хозяйствующих субъектов и изменение макроэкономических параметров

(перераспределение ресурсов , изменение структуры цен и др.) . В

оптимальном варианте государственные решения , регулирующие внешние эффекты

, не должны ущемлять индивидуальные экономические интересы , так как они

лишь дают денежную оценку уже случившемуся увеличению рыночных (частных)

затрат или доходу.

Предложения экономистов по регулированию внешних эффектов сводятся к

следующему :

1) введение специальных налогов , которые вместе с субсидиями из

государственного бюджета позволят перераспределять средства в пользу

пострадавших от внешних эффектов ;

2) установление с помощью государства цен , учитывающих внешние эффекты .

Это расширяет экономические функции государства и отвечает условиям

свободной конкуренции .

Подобный подход используется при установлении “справедливой цены” в

мировой торговле . В соответствии с этой концепцией цены на экспортные

изделия развивающихся стран должны включать в себя не только полные

издержки и компенсацию за импорт инфляции , но и компенсацию за прошлую

эксплуатацию , а также “социальные издержки” , гарантирующие минимальный

уровень благосостояния и необходимый темп экономического развития . Такой

подход к ценообразованию сейчас официально признан ООН и считается ею

наиболее приемлемым для международных экономических отношений .

Перераспределение ресурсов.

Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования

рынка, связанные с распределением ресурсов . Это ситуации, когда рыночная

система либо (1) производила "не те" количества определенных товаров и

услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни

было ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически

оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными

эффектами, другой - с государственными, или социальными, благами.

Переливы ресурсов, или побочные эффекты. Что это значит? Оптимальный обьем

ресурсов должен распределяться на производство каждого из множества товаров

и услуг . Вывод же о том , что конкурентные рынки автоматически делают

распределение эффективным, является неверным. На самом деле присутствуют

допущения о том, что не существует переливов, или побочных эффектов,

связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги.

Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые

издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива.

В качестве примера здесь можно привести случай , когда предприятие

загрязняет окружающую среду (например, реку) . В этом случае часть издержек

предприятия несут купальщики , рыбаки и т. д. Предприятие несет издержки

намного меньшие , чем все издержки, связанные с производством данного

товара , повышает предложение своего товара , получает большую прибыль ,

привлекает больше ресурсов для расширения своего производства . Возникает

нелогичное распределение ресурсов .

Государственная политика перераспределения доходов .

Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому

человеку приемлемые уровень дохода независимо от наличия у него фактора

производства и итогов экономической деятельности . В этом состоит некая

социальная “несправедливость” рынка . Государство , принимая на себя

значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права

человека на достойную жизнь , организует перераспределение доходов . Но ,

вторгаясь в сферу распределения доходов , государство ни в коем случае не

должно добиваться уравнивания доходов . Неравенство доходов – обязательное

условие эффективного функционирования рыночной системы , только оно

способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию .

Активность государства в перераспределении доходов можно оценить

объемом и динамикой его социальных расходов , осуществляемых главным

образом через центральный и местные бюджеты .

Поскольку социальный критерий – наделение каждого доходом ,

обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной

деятельности , -- допускает различные толкования , то правомерен вопрос о

пределах государственного регулирования . Но невозможно четко , с

использованием количественных показателей , очертить минимальные и

максимальные границы участия государства в перераспределении доходов .

Возможны лишь качественные ориентиры .

Минимальная граница подвижна , на нее влияют текущее состояние

экономики , уровень жизни в стране , определяющий потребительские

стереотипы , модель регулирования экономики. Большую роль здесь играет

понимание людьми понятия достойная жизнь и его критериев .

Максимально допустимая граница , через которую государству не следует

переступать при любой модели рыночной экономики , -- одна из самых трудных

проблем в современном рыночном хозяйстве , -- далека от удовлетворительного

решения. Вот некоторые положения , очерчивающие верхний предел :

1) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми

возможностями государства , его бюджетом . Если социальные выплаты

превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции , то

перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов.

2) размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев

факторов производства . Выполняя свои обязательства перед населением ,

государство должно действовать предельно осторожно , не допуская

чрезмерного налогообложения , снижающего эффективность экономики .

Более того , когда непомерные социальные расходы влекут за собой

повышение уровня налогообложения , то возникает макроэкономический эффект ,

связанный с дефицитом сбережений . Нарушается макроэкономическое равновесие

инвестиций и сбережений на товарных рынках , ограничиваются возможности

расширения производства .

3) при определении объемов и сроков выплат социальных пособий необходимо

учитывать негативные эффекты , которые могут деформировать рынок рабочей

силы и рыночный механизм в целом (например , при помощи безработным

следует установить такой объем пособий и сроки выплат , чтобы не ослабить

у них стремления к поиску рабочих мест ).

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными

методами .

Прямые каналы перераспределения идут от бюджета . Государство ,

взимая налоги , аккумулирует средства в бюджете, (доходная часть) , чтобы

затем использовать их (расходная часть) на социальные программы , пособия

выплаты и т. п.

К косвенным методам перераспределения доходов в рыночной экономике

можно отнести благотворительные фонды , льготное налогообложение неимущих

слоев населения , предоставление бесплатных услуг государственного

образования и здравоохранения малообеспеченным , государственный контроль

цен на монопольных рынках и иные способы . Благотворительные фонды имеют

бесспорное преимущество перед остальными способами , т. к. полностью

согласуются с господствующим в рыночной экономике принципом рационального

поведения : решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его

желанием , а не навязано извне . В свою очередь , государство освобождает

от налогообложения доходы , идущие на благотворительные цели .

Государственное регулирование рынка труда .

Существует два подхода к регулированию рынка труда : кейнсианский и

монетаристский . Рассмотрим каждый из них .

Английский экономист А. У. Филлипс (Phillips A. U.) указал на

существование некой зависимости между темпами роста номинальной заработной

платы (W) и уровнем безработицы (U). Исследуя эту зависимость , он получил

кривую , названную впоследствии кривой Филлипса (см. рис. 1). Надо ,

однако , отметить , что в долгосрочном периоде форма кривой Филлипса не

имеет универсального характера , то есть в долгосрочном периоде эта

зависимость не сохраняется . Классическая кривая

Филлипса не получила практического

W распространения , поскольку темп

роста номинальной заработной платы

не входит в разряд основных целей

экономической политики и указанную

зависимость невозможно использовать

W= f(U) для оптимизации политических

решений .

Е П. Сэмюэльсон и Р. Солоу до-

PE казали , что темп роста номинальной

U заработной платы можно заменить на

UE G темп роста цен (P) и привести

рис. 1 кривую к виду P=h(U) . Таким образом , они

получили зависимость между темпами роста цен и уровнем безработицы .

Они же дали кейнсианскую трактовку кривой Филлипса . В последнее время

кривая подверглась многократным проверкам , в результате которых было

установлено , что кривая Филлипса достоверно описывает только краткосрочную

динамику инфляции и безработицы , измеряемую текущими показателями .

По кейнсианской теории инфляция выступает как плата за низкую

безработицу и высокую занятость . Выбор определенной комбинации темпа

инфляции и безработицы зависит от основной цели экономической политики ,

задаваемой кривой государственного предпочтения GG (см. рис.1) . Точка

касания краткосрочной кривой Филлипса и кривой государственного

предпочтения (точка Е) и дает оптимальные значения темпа инфляции РЕ и

безработицы UE . Задача государства состоит в том , чтобы , основываясь на

своих предпочтениях , перевести экономику в положение , характеризуемое

точкой Е , используя для этого бюджетные , налоговые и денежные инструменты

экономической политики .

Монетаристы подвергли всю неокейнсианскую версию кривой Филлипса

сомнению . Они подчеркивали краткосрочность кейнсианской интерпретации и

указывали на игнорирование Дж.М.Кейнсом случайного характера инфляции и ее

восприятие субъектами экономики , что также немаловажно . Они ввели понятие

ожидаемого темпа инфляции , который представляет собой оценку различными

субъектами развития инфляции в будущем , их прогноз .

Монетаристы выделили точку , в которой достигнут естественный уровень

безработицы . Это значит , что государству надо полностью прекратить

макроэкономическое регулирование занятости , дать ей возможность совершать

рыночные колебания , при необходимости корректируя их микроэкономическими

методами . Главной заботой государства становится поддержание темпа роста

цен на сравнительно низком уровне посредством правильной денежной политики

.

Монетаристы выделили , что , пытаясь установить полную занятость ,

государство в состоянии добиться лишь кратковременного снижения уровня

безработицы , за которым последует немедленный его рост . Однако даже этот

результат приходится оплачивать нарастающим темпом инфляции .

Таким образом , можно утверждать , что в каких бы формах ни выступала

экономическая политика , направленная на поддержание искусственно низкой

безработицы , она в конечном счете обязательно оборачивается стагфляцией .

Если же безработица превышает естественный уровень , то необходимо

вмешательство государства , деятельность которого развивается по двум

основным направлениям .

Первое направление – регулирование уровня и продолжительности

безработицы . Задача государства заключается в том , чтобы снизить

безработицу до естественного уровня . Вторгаясь в область занятости , оно

вправе пользоваться такими методами , которые , сохраняя свою высокую

эффективность , одновременно являются нейтральными по отношению к инфляции

или вызывают минимальные инфляционные экономические последствия . Хорошие

результаты дают целевые программы как регионального характера , так и

облегчающие трудоустройство определенных социальных групп (например,

молодежи) . К тому же все они инфляционно нейтральны .

Второе направление – социальная защита безработных . От государства

потребуется немалая осмотрительность в определении форм и размеров

социальной защиты , а также способов ее распределения . Социальная политика

даст определенный эффект , если будет строиться на реальных возможностях

экономики . Государственная социальная помощь должна быть избирательной и

распределяться в зависимости от того , к какой группе безработных

принадлежит претендент на ее получение . В первую очередь стоит

позаботиться о потерявших рабочее место не по своей воле или вынужденно .

Антимонопольная политика .

Монополизм порожден рынком , но монополизм и рынок – противоположные

понятия . Монополизм разрушает экономику , вызывает рост цен при сохранении

качества , замедляет научно - технический прогресс . Рассмотрим основные

принципы антимонопольной политики :

1) Изучение рынков , выявление среди них конкурентных и монопольных . Для

выяснения степени монополизации рынка можно использовать , например ,

показатель , характеризующий долю четырех крупнейших корпораций в общем

объеме предложения продукции . Если показатель превышает 60% , то рынок

считается монополизированным , если меньше 20% , то рынок не

монополизирован .

2) Дифференцированный подход к монопольным рынкам . Антимонопольная

политика не должна направляться против монополизма вообще . Конечная цель

антимонопольной политики состоит в том , чтобы в экономике осталась

только зона естественной монополии .

3) Выявление зоны естественной монополии , в принципе не подлежащей

демонополизации . В частности , для эффективного управления

технологическими олигополиями нужны преимущественно административные

методы . , включая текущее и перспективное планирование производства и

инвестиций , контроль над ценами , качеством продукции и т. д.

Вмешательство государства в научно - техническую монополию должно быть

минимальным и ограничиваться введением правовых норм , благоприятствующих

свободному обмену научно - технической информацией как внутри отдельных

стран , так и между ними . Что касается государственной монополии в

отношении товаров неэластичного спроса , то государство национализирует

их производства , устанавливает административный контроль над ценами ,

фиксированные ставки акцизного налога и пр.

4) Выявление монополий , в отношении которых государство проводит жесткую

антимонопольную политику . Государство стремится на допустить превращения

крупного бизнеса , возникшего на основе концентрации и централизации

производства и капитала , в монополию , нарушающую нормальное

функционирование рыночного механизма . Государство контролирует процессы

слияния корпораций , и далеко не каждое из них признается законным и

допустимым.

Пока существуют монопольные рынки , их нельзя оставлять без

государственного , преимущественно административного , контроля .

Экономические регуляторы малоэффективны , ибо на их применение монополия

отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства , решая

свои проблемы за счет потребителя . Имея дело с монополиями необходимо

одновременно контролировать и регулировать цену , количество и качество

продукции . Контроль какого - то одного из этих параметров при свободном

формировании других не даст желаемого результата . Государство , защищая

интересы граждан , вправе снимать административный контроль лишь по мере

демонополизации рынков .

5) Сочетание антимонопольной политики , правовых норм (антимонопольного

законодательства) и организационного механизма , обеспечивающего их

реализацию .

Антиинфляционная политика .

Цель антиинфляционной политики состоит в том , чтобы установить над

инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста

цен . Для этого разработан и проверен на практике комплекс действенных мер

антиинфляционного регулирования . Бороться можно лишь с открытой инфляцией

. Подавленная инфляция не оставляет государству иного выбора , кроме

переключения ее на открытый режим .

Какие же действия государства можно отнести к антиинфляционным ? Так

, различные формы правоинфляционных компенсаций и иные способы социальной

зашиты населения воздействуют не на причины инфляции , а на ее последствия

и от нее не спасают . Не правомерно причислять к антиинфляционному

регулированию и административный контроль цен . Административные методы

должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков

(предложение и спрос) либо на механизм инфляции . Это и есть критерий , по

которому антиинфляционные меры можно отличить от всех остальных .

Различают антиинфляционные стратегию , соединяющую цели и методы

долговременного характера , и тактику , которая дает результаты в

краткосрочном периоде времени .

Важнейшие задачи антиинфляционной стратегии :

1) Стратегия гашения инфляционных ожиданий предполагает изменение

психологии потребителей , избавление их от страха перед обесценением

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.