реферат скачать
 

Государственное регулирование экономики

необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономику.

Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через

приобретение государством собственности на средства производства,

законотворчества и управление производственными предприятиями и косвенное

вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Теперь рассмотрим способы вмешательства государства в экономические

процессы . Существуют два способа вмешательства: прямое и косвенное .

Прямое вмешательство.

К прямому вмешательству относятся следующие меры : развитие и

регулирование государственного сектора экономики (а также долевое участие

государства в различных акционерных обществах) , кредитование или льготное

налогообложение коммерческих структур через ЦБР , принятие регулирующих

актов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и

расходы центрального правительства и местных властей .

Государственный сектор экономики .

Во всех промышленно развитых странах сушествует более или менее

значительный по своим масштабам государственный сектор экономики.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов

, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным

органам . Государственный сектор существовал во многих странах задолго до

развития капитализма , включая почту , частично транспортную службу ,

изготовление оружия , и т.д.

Его размеры могут служить критерием экономической роли государства .

Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет

кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это

делает государство владельцем части общественного капитала. В

государственном секторе западных стран занята довольно большая группа

людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-

9% в Германии, Бельгии и Голландии.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие

государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях.

Значительная часть государственного сектора -- это объекты инфраструктуры

, в большинстве своем нерентабельные . Другая часть - государственные

предприятия в сырьевых и энергетических отраслях , где требуются большие

инвестиции , а оборачиваемость капитала медленная . Речь идет, как правило,

об отраслях, где основной капитал, то есть совокупность оборудования и

машин, необходимых для производства, имеет особенно большое значение, и

стоимость его велика. Однако такое значение основного капитала делает эти

отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

В самом деле, основной капитал в случае возникновения осложнений не

может быть легко переведен из одной отрасли в другую. Его нельзя легко

уменьшить в случае безработицы или падения деловой активности, если он

только не будет "заморожен". С монополизацией рынка, когда устанавливается

все больший контроль со стороны отдельных предприятий над сбытом продукции

ряда отраслей национальной экономики, резкое снижение цен для этих отраслей

гораздо более опасно, чем для тех, где основной капитал менее значителен.

Следовательно, речь идет о весьма неустойчивых отраслях, деятельность

которых отрицательно сказывается на общей норме прибылей из-за высокой доли

основного капитала. Поэтому прямое государственное вмешательство стало

необходимым для того, чтобы переложить трудности, возникшие в связи с

неизбежным обесценением общественного капитала на государство и сохранить

таким образом прибыли частных корпораций, вложивших капиталы в эти отрасли.

Рентабельность государственных фирм , как правило , ниже , чем

частных . Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных

государственно - частных фирм и компаний . Существование в условиях

рыночного хозяйства секторов , которые в своей деятельности руководствуются

несколько другими принципами , отличающимися от принципов частных фирм ,

позволяет использовать государственный сектор для решения

общегосударственных задач , повышения прибыльности частного сектора .

Монопольная прибыль , а зачастую и прибыль вообще , не является

первостепенной целью деятельности государственного сектора в

инфраструктуре , энергетике , сырьевых отраслях , в подготовке и

переподготовке кадров и т. д. , так как высоких прибылей от этих отраслей

никто не требует , а убытки покрываются из бюджета . Поэтому

государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (например , почтово -

телеграфных) , электроэнергии и сырья , снижая , таким образом , издержки в

частном секторе .

Активно используется государственный сектор как средство

государственного регулирования . Так , в условиях кризиса , ухудшения

конъюнктуры , когда частные капиталовложения сокращаются , инвестиции в

государственный сектор , как правило , растут . Таким образом

правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и

росту безработицы . Государственный сектор играет огромную роль в

государственной структурной политике . Государство создает новые объекты

или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности , отраслях

и регионах , куда частный капитал притекает недостаточно .

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства

там и в такой мере , где и насколько мотивация для частного капитала

оказывается недостаточной . В результате государственный сектор служит

повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из

инструментов перераспределения ВВП .

В качестве инструментов государственного регулирования используются и

расходы бюджета на хозяйственные цели . Это, в первую очередь ,

государственные кредиты , субсидии и гарантии , (поручительства) , а также

затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе .

Косвенное вмешательство.

К мерам косвенного вмешательства государства в экономику можно

отнести стимулирование инвестиций , обеспечение нормального уровня

занятости , стимулирование экспорта или (и) импорта , поддержание цен на

жизненно важные продукты . Для проведения этих разнообразных мер

экономического вмешательства государство прибегает главным образом к

фискальной и денежной политике.

Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как

политику, направленную на регулирование совокупного спроса посредством

планируемых изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и

расходов.

Денежная политика - это политика,направленная на регулирование

совокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионной

деятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связяны

друг с другом.

Налоги являются главным инструментом мобилизации денежных средств

для покрытия государственных расходов . Они также широко используются для

воздействия на деятельность субъектов хозяйства . Государственное

регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора

налоговой системы , высоты налоговых ставок , а также видов и размеров

налоговых льгот .

Налоги в государственном регулировании играют двоякую роль : с одной

стороны , это главный источник финансирования государственных расходов ,

материальная основа бюджетной политики , с другой стороны , это инструмент

регулирования . Задача государственных бюджетных органов – не просто

обложить налогами те или иные источники поступления средств , а создать

тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение

юридических и физических лиц . Для этого используются временно или

избирательно предоставляемые налоговые скидки , отсрочка уплаты налогов .

Ускоренная амортизация . Особое место среди средств государственного

регулирования экономики , осуществляемого при помощи налогов , занимает

ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним

образование и реализация скрытых резервов , осуществляемые в рамках

разрешений министерства финансов .

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных

условиях является главным средством стимулирования накопления , структурных

изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный

цикл , занятость и НИОКР (Научно - Исследовательские и Опытно -

Конструкторские Работы). Суть его – в отрыве от физического процесса

снашивания машин , оборудования , зданий и сооружений от калькулируемого в

издержках производства переноса стоимости на производимые товары и услуги

. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания , государственные

регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли , которая может быть

освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем

перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых

капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей

основного капитала ( станки , оборудования , транспортные средства ,

очистные сооружения ) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются

министерствами финансов .

Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций –

освобождение прибыли от налогов, укрытия их в амортизационном фонде и

принудительного использования для новых капиталовложений (никуда больше

использовать эти средства нельзя , а лежать без дела они тоже не могут).

Для примера – в США размер амортизационных отчислений в общем объеме

капиталовложений в 1985 году составлял 72% [2].

Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с

возможностью временного стимулирования капиталовложений , независимо от

состояния конъюнктуры , еще ряд последствий .

Во - первых , дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за

счет того , что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение

из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается . Например ,

при сокращении балансовой прибыли (но не действительной , частично укрытой

в амортизационном фонде ) в 3 раза , налог платится по пониженной ставке и

чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза .

Во - вторых , разница между балансовой стоимостью основного капитала

и его рыночной ценой является скрытым резервом фирмы . При его реализации

(например , продаже оборудования внутри страны , экспорте за рубеж или

проведении с разрешения министерства финансов переоценки основного

капитала) с этой разницы уплачивается , как правило , льготный налог , а

оставшуюся сумму (чистые реализованные скрытые резервы) разрешается , так

же как и амортизационный фонд , использовать только для финансирования

капиталовложений .

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного

капитала широко используется во всех развитых странах как средство

государственной конъюнктурной и структурной политики , а также для

стимулирования научных исследований и внедрения их результатов , для

финансирования природоохранных мероприятий . Эффект варьирования норм

амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры , то

есть в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики

ослабевает . Льготы же по ускоренному амортизационному списанию равнозначны

сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет .

Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной

задолженности .

1.5)Основные сферы государственного вмешательства .

Теперь поподробнее рассмотрим основные сферы вмешательства

государства в экономику . Этот вопрос кратко затрагивался в обзоре этих

сфер .

Внешнеэкономическое регулирование .

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования

экономики , имеющими внутриэкономическую направленность , существует

арсенал средств внешнеэкономического регулирования .

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри

страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи :

изменение учетной ставки , налогообложения , новые льготы и субсидии на

инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия

на хозяйственные связи с заграницей . Это , в первую очередь , меры

стимулирования экспорта товаров , услуг , капиталов , научно - технического

и административного опыта : кредитование экспорта , гарантирование

экспортных кредитов и инвестиций за рубежом , введение или отмена

количественных ограничений , изменение пошлины во внешней торговле ; меры

по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику

страны , изменение условий его функционирования и репатриации ,

качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и

технического уровня) поступающего из-за границы капитала , привлечение в

страну иностранной рабочей силы , участие в международных экономических

организациях , интеграционных межгосударственных объединениях .

Общественные товары (общественные блага) .

Классическим примером блага служит маяк. Подобный вид услуг

называется государственным. Рыночная система не в состоянии производить

подобные услуги. Выгоды от общественных благ достаются обществу.

Предоставляемые государством общественные товары (public goods)

призваны удовлетворять коллективные потребности , которые невозможно

измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок . В

отличие от общественных , товары , на которые спрос выражается в денежной

форме и может быть удовлетворен рынком , называются частными . Общественные

товары имеют определенную региональную структуру : национальная оборона

распространяется на все население страны , республиканский парламент

обслуживает граждан данной республики , городской водопровод – жителей

города и т.д.

Свойства общественных товаров :

1) потребляются коллективно , сообща ;

2) не могут быть исключены из потребления . Если хотя бы один член общества

участвует в потреблении общественного товара , все остальные граждане

делают то же самое , даже в тех случаях , когда они этого не хотят ;

3) их предложение обеспечивается государством ;

4) государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах

;

5) индивидуальное потребление общественного товара не наносит ущерба

интересам других потребителей , иными словами , объемы индивидуального

потребления общественного товара равны между собой и равны совокупному

его предложению

Общественный товар может перейти полностью или частично в разряд

частного товара . Если абстрагироваться от производства общественных

товаров , то можно представить дело так , будто государство имеет

неограниченный запас общественных товаров и его задача состоит только в

выравнивании его с совокупным предложением . В действительности нельзя

игнорировать производство общественных товаров . В результате исследований

экономистами был сделан вывод , что спрос на общественные товары

формируется не столько индивидуальными потребителями , сколько теми , кто

выигрывает от их производства и соответствующего перераспределения доходов

посредством государственного бюджета .

Общественные товары связывают , с одной стороны , коллективные

потребности , с другой – налоговую и бюджетную политику государства .При

этом размеры и структура бюджетных расходов зависят от оптимального

предложения общественных товаров , которые являются денежными оценками

государственных услуг . Сложность задачи заключается в том , что

государству необходимо оценить оптимальное предложение общественных товаров

в условиях полной неопределенности , так как принцип неисключаемости из

потребления побуждает людей не обнаруживать свои предпочтения . Не меньшие

сложности связаны и с определением размеров подоходных налогов . Если

потребители получают общественные товары в одинаковом количестве , то и

платить за них налоги они должны в равной мере . Но налоги , равные по

своей абсолютной сумме , не будут справедливы из-за имущественных различий

налогоплательщиков . К тому же они по-разному оценивают полезность одних и

тех же денежных сумм (для человека , имеющего миллион , 500 долларов имеют

меньшее значение , чем для человека , который имеет 1000 долларов) .

Поэтому вводится разумная шкала прогрессивного налогообложения , которая

обеспечивает государству достаточный объем поступлений в бюджет и приведет

к более справедливому распределению доходов , устранив влияния на него

многих оценок полезности денег .

Из концепции общественных товаров экономисты сделали следующие выводы

для экономической политики государства :

1) поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене , равной

налогу , то необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета ,

формируемыми из налогов , и его расходами ;

2) структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на

общественные товары ;

3) с увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен

соответственно увеличиваться или уменьшаться государственный бюджет .

Распределение ресурсов на общественные товары.

В условиях, когда рыночная система не выделяет ресурсы на

производство общественных благ (товаров и услуг), а у государства их

недостаточно, то общественные товары приобретаются через посредство

правительства на основе групповых или коллективных решений. Эти групповые

решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям

домохозяйств и предприятий

Внешние эффекты .

В некоторых случаях рыночный механизм не может автоматически

обеспечить равновесия из-за особых дефектов , возникающих в процессах

рыночного производства и потребления . Так называемые внешние эффекты

(externalities) не выражаются в денежной форме , и рынок не реагирует на

них , это делает необходимым вмешательство государства в экономику ,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.