реферат скачать
 

Государственное регулирование экономики

народа . В результате страдают те , ради которых государство шло на

превышение пределов разумного вмешательства в экономику . Тогда рано или

поздно становится необходимым разгосударствление экономики , избавление ее

от чрезмерной государственной активности .

1.2)Субъекты экономической политики .

Субъектами экономической политики являются носители , выразители и

исполнители хозяйственных интересов .

Носители хозяйственных интересов – это социальные группы ,

отличающиеся друг от друга по ряду признаков : имущественному , по доходам

, по видам деятельности при аналогичных доходах , по профессиям ,

отраслевым и региональным интересам . Это наемные рабочие и хозяева

предприятий , фермеры и земельные собственники , мелкие и крупные

предприниматели , государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп

есть свои интересы , обусловленные их социально - экономическим положением

, а также принадлежностью к тому или иному региону , виду деятельности .

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной

экономической политикой .

Носители экономических интересов объединены в развитых странах

рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации : это профсоюзы ,

союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов

(профсоюзы , например), другие играют огромную роль в экономике страны из-

за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей , банковских

учреждений , торговые палаты ). Есть и совсем малозначащие объединения ,

например ассоциация физических и юридических лиц , заинтересованных в

приватизации какого- либо земельного участка , принадлежащего

муниципалитету . Такие объединения являются выразителями хозяйственных

интересов .

Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной

экономической политикой .

Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами государственного

регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти , построенные

по иерархическому принципу , а также центральный национальный банк . Они и

будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики .

В государствах с федеративным устройством (США , Канада , ФРГ , Испания ,

Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства

, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические

интересы . Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти

среди субъектов государственного регулирования экономики , все более

независимыми в осуществлении государственного регулирования от

законодательной власти становятся исполнительные органы . Это главная ,

третья линия трансформации частных экономических интересов в

государственной экономической политике .

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного

регулирования экономики является слияние субъектов государственной и

частной экономической политики и возникновение в результате этого новых

регулирующих органов , не вписывающихся теоретически в классическую схему

парламентской или президентской республики . Например , создается орган из

представителей профсоюзов , союзов предпринимателей и исполнительной власти

для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися

.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную

деятельность , но в действительности решающим образом воздействует на

государственную экономическую политику . К таким органам относятся

различные советы экспертов при правительстве , министерствах финансов и

т.п.

Другая группа государственно - частных органов хозяйственного

регулирования – это советы по сферам деятельности , например , научно -

технический , по региональной политике , по профессиональному образованию .

В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками

правительственных органов входят представители самых разных фондов ,

отраслей , банков , различных организаций и общественных движений .

Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и

государственным регулированием экономики : носители (в данном случае

заинтересованные фирмы) – выразители (союзы предпринимателей) – советы при

государственных регулирующих органах . По этой линии происходит

корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных ,

профессиональных , общественных групп .

Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями

хозяйственных интересов довольно жесткая . Во-первых , успех

регулирования проявляется в темпах роста , улучшении структуры хозяйства ,

росте занятости , здоровом платежном балансе , снижении темпов инфляции ,

повышении жизненного уровня .

Во-вторых , успехи государственного регулирования экономики

отражаются в показателях , не всегда поддающихся точному количественному

измерению : в уровне социальной напряженности (забастовки , выступления

профсоюзов и т.д.) , оценка деятельности государства средствами массовой

информации , состояние окружающей среды , качество жизни в городах .

В-третьих , носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои

объединения поддерживают или не поддерживают правительство . Могущественные

объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с

предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью

государственных мер регулирования с их интересами . Наконец , союзы –

выразители хозяйственных интересов своих членов , так же как и отдельные

лица , финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на

выборах , избиратели голосуют за партию , а значит и за экономическую часть

программы этой партии , или нет .

Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к

правящей партии или партиям – это главная линия обратной связи между

государственной экономической политикой и носителями хозяйственных

интересов .

Одной из форм обратной связи является анкетирование . Органы

государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят

реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и

конкретные меры государственной экономической политики во время выборов ,

дожидаться , когда недовольство экономической ситуацией примет крайние

формы (забастовки , бегство капитала ) . Правительственным органам нужна

оперативная информация , по возможности достоверный прогноз поведения

хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры

государственного регулирования . Для этого существует отработанный механизм

в виде анкетных опросов , которые проводятся специализированными научно-

исследовательскими центрами . Он сыграл значительную роль в разработке

арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной

экономической политики , завоевал большой авторитет не только в научных

кругах , но и в государственном аппарате , занимающемся хозяйственными

вопросами . Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного

регулирования экономики , обеспечивающий обратную связь между регулирующими

органами и носителями экономических интересов .

Мы рассмотрели идеальную картину зависимости государственного

регулирования экономики от экономических интересов , механизм этой

зависимости от обратной связи . В реальной жизни наблюдается масса

отклонений от модели – идет борьба между отдельными группами интересов за

влияние на органы регулирования , широкое распространение получил лоббизм ,

известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в

разных странах . Но механизм государственного регулирования экономики

функционирует все-таки по правилам , а не по отклонениям .

1.3)Цели государственного регулирования экономики .

Генеральной целью государственного регулирования экономики является

экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя

внутри страны и за рубежом , адаптация его к изменяющимся условиям .

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых

опосредующих конкретных целей , без осуществления которых генеральная цель

не может быть достигнута . Эти конкретные цели неразрывно связаны с

объектами государственного регулирования экономики . Цель – выравнивание

экономического цикла -- направлена на объект , т.е. на экономический цикл ;

совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства – на

секторальную и отраслевую , региональную структуру ; улучшение окружающей

среды – на окружающую среду и т. п.

Названные цели , во-первых , неодинаковы по значению и масштабам и ,

во-вторых , находятся в тесной взаимосвязи . Чаще всего одна цель не может

быть поставлена и достигнута вне зависимости от других . Например ,

невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований

без благоприятных условий накопления капитала , без выравнивания

конъюнктуры , совершенствования отраслевой структуры экономики ,

стабильного денежного обращения .

Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения

других , более высоких для данного момента текущих целей . Так , конкретная

цель – обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных

шахт – может быть опосредующей для стабилизации и снижения издержек в

отечественной угледобывающей промышленности .

Цели могут частично перекрывать друг друга , одна может оказаться

временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной

хозяйственной и социальной ситуации уровня осознания этой ситуации

субъектами государственного регулирования экономики и от установленной

правительственными органами на данный момент системы приоритетов целей .

Итак , в дереве целей государственного регулирования экономики

существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной , но

и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными

целями , т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными ,

вторичными , третичными и т.д.

Положение отдельных целей в дереве целей государственного

регулирования экономики нестабильно . Оно постоянно изменяется в

зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач , выступающих на

передний план . В условиях кризиса первичной целью становится выход из

кризиса в узком конкретном смысле – оживление конъюнктуры .

Методы государственного регулирования экономики и способы

вмешательства в экономические процессы .

Известны два основных способа регулирования экономики.

Децентрализованный (экономические средства) -- при помощи механизма рынка,

товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные

средства) -- административный, директивный.

Экономические средства .

Если отвлечься от промежуточных, смешанных вариантов, то при первом

способе рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых

возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к

существенному подьему экономики, но и сопровождается значительными спадами

и кризисами. Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную

ситуацию, государство стремится разработать механизм прогнозирования и

программирования национальной экономики.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются

на средства денежно - кредитной и бюджетной политики . Самостоятельным

комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и

одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике .

Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное

экономическое программирование , охватывающее многочисленные цели и весь

набор инструментов государственного регулирования экономики .

Основные экономические средства – это :

1) Регулирование учетной ставки (дисконтная политика , осуществляемая

центральным банком) ;

2) Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке ;

3) Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как

эмиссия государственных обязательств , торговля ими и погашение .

При помощи этих инструментов государство стремится изменить

соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных

капиталов) в желаемом направлении . По мере относительного снижения роли

рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в

связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных

компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее

время несколько ослабела .

Административные средства .

При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или

финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано

на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не

только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение

обьема производства - главная цель . Главным критерием при таком

административном регулировании обычно служит количественный рост.

Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные

вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет

собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - "выбивать" у

вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя

представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных

капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не

связаны с его финансовым положением. предприятие не может оказаться в

положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает

как всеобщая страховая компания.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимула или опасностью финансового ущерба . Они базируются

на силе государственной власти и включают в себя меры запрета , разрешения

и принуждения .

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной

экономикой используются в незначительных масштабах . Их сфера действия

ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных

бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения . Однако в

критических ситуациях их роль возрастает , например , во время войны ,

критического положения в экономике .

Однако в условиях рыночной экономики ни рыночный, ни централизованный

способы регулирования экономики не существуют в чистом виде . Возможны лишь

приоритеты того или иного способа регулирования. Но одно ясно, что

постоянное обновление техники и технологии, растущий дефицит сырья и

энергетических ресурсов, обострение экологических проблем существенно

повышают роль государственного регулирования экономики. Теперь проблема

состоит в том, чтобы с одной стороны, усилить централизованное начало

экономического развития, с другой стороны, сохранить самостоятельность (а в

случае с бывшими социалистическими предприятиями -- расширить

самостоятельность) предприятий.

Возникает опасение: не приведет ли увеличение централизованного

начала к автоматическому снижению децентрализованного рыночного?

Если под централизацией понимать систему карточного распределения

ресурсов и продукции, доведение всех показателей работы вплоть до

предприятий, стремление центра регламентировать всю хозяйственную

деятельность, то такая форма централизации явно неприемлема. Чем больше

такого рода централизация, тем меньше место для хозяйственной

самостоятельности, конкуренции, высокой эффективности производства.

примером тому являются бывшие социалистические страны.

Экономические и административные методы взаимосвязаны . Так , любой

экономический регулятор несет в себе элементы администрирования , поскольку

контролируется той или иной государственной службой . Например , денежная

система ощутит влияние ставки межбанковского кредита не раньше , чем будет

принято решение о ее повышении . В свою очередь , в каждом административном

регуляторе есть нечто экономическое в том смысле , что он косвенно

сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы . Прибегая к

прямому контролю над ценами , государство создает для производителей особый

экономический режим , вынуждает их пересматривать производственные

программы , искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д.

Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего

спроса , а также соотношение между его объемом и суммой сбережений .

В то же время экономические и административные средства

противоположны . Экономические средства не сужают свободу выбора для

субъектов , которые сохраняют за собой право на свободное принятие

рыночного решения . Когда , допустим , государство использует для

регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам ,

владелец денежного дохода видит в этом признак того , что к доступным ему

вариантам выгодного размещения сбережений прибавился еще один . И тут все

зависит от умения государства прилечь обладателя сбережений на свою сторону

, чтобы достичь целей регулирования .

Напротив , административные средства существенно сужают свободу

экономического выбора , а порой сводят ее к нулю . Это случается там , где

администрирование выходит за экономически обоснованные границы , обретает

черты тотальности , перерождается в административно - командную систему .

Вместе с тем административные меры , подавляя индивидуальную

экономическую свободу , вполне оправданы , если они используются в тех

случаях , когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми

потерями для других субъектов и всего рыночного хозяйства в целом .

Существуют области , где применение административных методов эффективно и

не противоречит рыночному механизму .

Для того, чтобы централизация оправдывала возлагаемые на нее функции,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.