реферат скачать
 

Государственное регулирование социальной занятости населения

составляла 48%,в машиностроении - 68%,в то время как в электроэнергетике -

155% ,в цветной металлургии - 177% и в топливной промышленности - 178%.

Электроэнергетика как яркий монополист российской экономики все три года

снижала объемы производства, наращивала занятость при падении

производительности труда и платила при этом самый высокий среди отраслей

налог с суммы превышения норматива расходов на оплату труда.

В этих же трех отраслях - цветной металлургии, топливной

промышленности и электроэнергетике - были и самые высокие затраты в расчете

на один отработанный человеко-час не только в промышленности, но и среди

всех отраслей экономики. Наиболее значительным снижение занятых было в

легкой (62% от уровня 1993 года) и деревообрабатывающей (64%)

промышленности. Еще одним "лидером" падения было машиностроение (68%) .В

результате происшедших структурных сдвигов в занятости за четыре года

удельный вес добывающей промышленности уменьшился в 1,4 раза и достиг в

1996 году ,а всего первичного сектора - на треть и достиг, что не

соответствует даже приблизительно пропорциям экономически развитых стран.

Общая потенциальная численность безработных, включая ищущих работу

пенсионеров и студентов превысила в 1996 году уровень в 9% от экономически

активного населения. Тенденции 1995 года давали надежду на сокращение

неполной занятости и скрытой безработицы и в 1996 году, тем более, что в

прогнозировалась стабилизация экономики или, по крайней мере, минимальный

в 1-2% спад. Но оказались ближе к истине те пессимисты, которые предрекали

превращение скрытой безработицы в открытую. Медленный рост безработицы

вызван в немалой степени значительным ростом занятых неполное рабочее

время (на 66% по сравнению со средним уровнем второго полугодия 1995

года, когда ежемесячный объем спустился ниже уровня в 2 млн. человек, а в

декабре превысил эту отметку) и еще более значительным ростом численности

находящихся в так называемых административных отпусках. Общая численность

находившихся в таких отпусках (менее точный показатель) возросла в 1996

году в среднем в 2,6 раза. Продолжительность самих отпусков по инициативе

администрации (более точный показатель измеряемый числом дней на одного

работника), явившая удивительную стабильность в течении всего 1996 года и

крайне низкий уровень по cравнению с 1994 годом, увеличилась более чем в 3

раза.

Уровень регистрируемой безработицы составил в конце 1996 года -

начале 1997 года всего лишь 3,4% , но главное, на мой взгляд, в изменении

общей динамики роста безработицы . 1996 год свидетельствует о явном

тяготении к стабилизации , которая отчетлива видна в последние 6 месяцев.

В большинстве регионов с критической ситуацией на рынке труда масштабы

высвобождения работников с крупных и средних предприятий превышает

среднеросийский уровень в 1,5-2 раза. В 1,5 раза - Владимирская и

Ивановская область, а в 2 раза - Дагестан, Марий Эл, Ингушетия,

Архангельская область.

В этих регионах обострилась конкуренция на рынках труда - в Калмыкии

на 1 рабочее место претендовали 470 человек, в Ингушетии - 415, в

Ивановской - 190, в то время как по Российской Федерации - около 10.

Неожиданным для некоторых исследователей проблем женского труда

является тот факт, что на половине этих кризисных территорий в 1996 году

безработными было признано мужчин больше (на 20 %), чем женщин. В

Ивановской области этот показатель составил даже почти 40%.

Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных

изменений . Вместе с тем занятость - одна из наиболее неудачных сфер

деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой

экономической политики по отношению к естественным монополиям.

При этом не учитывались в макроэкономической политике и прежде всего в

ценообразовании факторы эффективной занятости и занятости как условие

эффективности экономического роста.

4.2. Служба занятости населения: федеральные, региональные службы,

фонды занятости

Одним из самых эффективных направлений в активной политике на рынке

труда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего

института рынка труда - специализированной общенациональной службы

занятости. Ее основная задача состоит в повышении эффективности

функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке

труда, во-первых, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий

безработными и работников предпринимателями, а во-вторых, способствующей

найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и

позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем

заработной платы.

Кроме того, к задачам службы занятости относится: профессио-чальноюе

консультирование ищущих работу и обучение безработных новым специальностям;

квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных

военнослужащих и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной

защите; территориальное перераспределение рабочей силы; поддержка рабочих

мест для содействия занятости граждан, которые не могут быть трудоустроены

обычным путем (многодетных и одиноких родителей, беженцев и т.д.);

содействие предпринимательству и самозанятости безработных; поддержание

доходов безработных граждан и членов их семей; осуществление

компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Ос-новныб1е

принципы работы российской службы занятости соответствуют международной

практике. Так, по Закону о занятости населения в рф «государство

гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы

и трудоустройстве» (ст. 12 п. 1), безработным предостставляется возможность

бесплатного обучения (при необходимости) новой профессии с выплатой

стипендии, возможность участия в оплачиваемых общественных работах,

осуществляется политика поддержания доходов безработных граждан. Служба

занятости информирует обращающихся в службу занятости трудящихся и

работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о

требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную

профессию; оказывает содействие гражданам в выборе подходящей работы, а а

работодателям в подборе необходимых работников (ст. 9 п. 1, ст. 15 пл. 1,

ст. 26 п. 3). Служба занятости гарантирует работодателям поддержку у

программ по сохранению и созданию рабочих мест для молодежи, инвалидов,

одиноких и многодетных родителей и т.п. Как и бюро по трудоустройству в

промышленно развитых странах, российские органы службы у занятости

обеспечивают опубликование статистических данных и информационных

материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях

трудоустройства.

В настоящее время в России функционируют около 2,5 тысяч центре

занятости),и есть в каждом городе и районе), подготовлены квалифицированные

кадры (около 40 тыс. человек), отработана технология обслуживания клиентов,

определены тенденции развития и потребности Рынка т труда, налажено

информирование безработных граждан и работодателей и о деятельности службы

занятости. В 1991—1995 гг. при содействии службы занятости нашли работу 6

млн россиян.

Любой человек, безработный или желающий сменить свое рабочее место,

может обратиться в службу занятости, заполнив регистрационный лист, и далее

работники службы проводят первоначальный отбор сравнивaя запросы

работодателя и регистрационные листы. Служба занятости предоставляет также

ряд других услуг, которые помогают безработным быстрее находить рабочие

места. Это, к примеру, клубы ищущих работу, курсы «Новый старт», ярмарки

вакансий, специальные молодежные и женские биржи труда. Эти направления

работы оказались самыми эффективными и популярными видами услуг российской

службы занятости. Это организационные формы, которые позволяют безработным

обрести уверенность в себе, научиться определять возможность

трудоустройства, готовить документы, требуемые работодателям, и в целом

повысить свою привлекательность для работодателей.

Общенациональные службы занятости регулируют определенный сегмент

рынка труда. Обобщение практики развитых стран показывает, что относительно

небольшая часть вакансий заполняется с их помощью, причем это

преимущественно рабочие места низкой и средней квалификации. К примеру, в

Швеции около 35% ищущих работу вступают в контакт со службой занятости, во

Франции — около 15%, а в США — около 5%. Подсчитано, что большинство ищущих

работу (более 50%) получают информацию о рабочих местах от друзей или

родных.

Профессиональная подготовка и переподготовка считается главным

направлением в активной политике на рынке труда, так как перспектива быть

занятым в современном мире, характеризующемся быстрыми переменами и

структурными преобразованиями, жестко связана с вложениями в человеческий

капитал — получением высококачественного образования и современной

профессии, которые выступают гарантией от безработицы. Многочисленные факты

свидетельствуют о том, что уровень безработицы, характерный для работников

высокой квалификации, в 4—7 раз меньше, чем у неквалифицированных

работников.

Поэтому практически во всех странах мира практикуется разработка

разнообразных программ профессиональной подготовки и переподготовки

безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. При этом они

ориентированы в первую очередь, на тех, чья прежняя профессия не отвечает

структурным преобразованиям в экономике и новой профессиональной структуре

рабочих мест, а также на слабозащищенные группы населения (молодежь, не

имеющую пока необходимой профессиональной подготовки; женщин, решивших

вернуться на рынок рабочей силы; инвалидов, нуждающихся в профессиональной

ориентации и др.). Чаще всего кандидатов для прохождения обучения выявляет

государственная служба занятости.

Программы профессиональной подготовки и переподготовки разрабатываются

и осуществляются при участии государства, предпринимателей, профсоюзов.

Непосредственным организатором этих программ чаще всего является

государственная служба занятости, которая организует учебный процесс в

специально развернутой сети центров и учебных курсов, а также по договорам

с учебными заведениями или предприятиями; предоставляет стипендии

обучающимся. Например, в 1995 г. в целях увеличения конкурентоспособности

незанятых граждан России служба занятости направила на обучение 317 тыс.

человек, в том числе 307 тыс. безработных.

Служба занятости, представляя интересы государства, стимулирует

обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в форме

вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую они выберут.

Государство стимулирует и предпринимателя через снятие налогов на средства

предприятий, направляемые на обучение персонала.

Российское законодательство следующим образом фиксирует это положение:

«Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную

ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение

квалификации по направлению службы занятости» (ст. 92 Закона о занятости

населения в РФ); эти права также гарантируются в ст. 12 п. 2, ст. 23 Закона

о занятости населения в РФ.

Основная сложность в реализации этого направления активной политики на

рынке труда заключается в недостатке информации о будущей профессионально-

квалификационной структуре экономики и о том, каким будет спрос на труд в

профессиональном разрезе в средней и долгосрочной перспективе. Проблемой

является также низкий спрос на профессиональную переподготовку со стороны

лиц, потерявших работу, поскольку последние надеются, что смогут

трудоустроиться по прежней профессии. Фактором, сдерживающим развитие

данного направления активной политики на рынке труда, является и

ограниченное финансовое обеспечение деятельности службы занятости.

Самостоятельная занятость и система поддержки малого бизнеса. В

настоящее время в рамках деятельности по реализации активной политики на

рынке труда все более важное значение приобретают программы содействия

развитию самостоятельной занятости, обучению предпринимательским навыкам и

созданию малого бизнеса. Это направление политики на рынке труда призвано

решать важнейшую социальную задачу для России — формирование нового

трудового мировоззрения, нового типа трудовой социализации.

Безработные, желающие открыть собственное дело, подают заявление в

службу занятости об участии в конкурсе проектов с необходимым обоснованием

(бизнес-планом), где его рассматривают специалисты и готовят свое

заключение. Если просьба удовлетворяется, то в качестве стартового капитала

для нового предпринимателя служит вся сумма пособия по безработице,

причитающаяся ему за определенный срок и выплачивающаяся единовременно.

Известно, что только 3—5% людей имеют склонности и способности к

открытию и ведению своего дела. Исходя из этого, функцией службы занятости

является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою

фирму. Другой важнейшей задачей службы занятости является обучение желающих

заниматься самостоятельной трудовой деятельностью с целью приобретения ими

основных деловых навыков (основы ценообразования, бухгалтерского учета,

планирования и т.д.). Задача службы занятости — разъяснить предпринимателю,

что означает самостоятельная занятость (например, значительное сокращение

социальных благ, увеличение продолжительности рабочего времени, высокая

степень риска, вероятность разорения, несовершенство российского

законодательства и т.д.).

Поддержка нового предпринимателя включает в себя также: предоставление

консультационных услуг, льготных кредитов, помощь в обеспечении

производственными помещениями, сырьем, налаживание связей с поставщиками и

сбыт готовой продукции.

В России формирование мелкого производства на основе самозанятости и

предпринимательской инициативы имеет широкие перспективы. В настоящее время

уже около 15% занятых работают на малых предприятиях всех форм

собственности. Такие явления, как приватизация, сокращение размеров

предприятий в связи с обострением конкуренции и переходом от массового

производства к гибкой специализации, а также начинающийся в России процесс

структурной перестройки, могут привести, как считают специалисты, к тому,

что в России, как и в других странах с переходной экономикой, доля новых

рабочих мест, создаваемых на крупных фирмах, будет меньше, чем на малых.

4.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ

Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к

рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы

занятости, возникновению и расширению безработицы, что объективно требует

разработки государственной политики занятости и механизма ее реализации,

включая социальную поддержку безработных.

Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает

безработицу в качестве спутника этой системы. В этих условиях содержание

полной занятости сводится не к максимальному вовлечению трудоспособного

населения в сферу общественного производства, а к определенным принципам

обеспечения занятости трудоспособного гражданина, приносящей ему доход как

наемному работнику либо как предпринимателю.

Система регулирования занятости посредством корректировки механизмов

государственного воздействия и саморегулирования прозвана обеспечить

условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного

соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период

перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями

воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства, который

исходит из демографической базы, то есть связан с циклом воспроизводства

населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который зависит от

экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются

различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально

сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и

предложения трудоспособного населения. Причем сближение и

сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и

качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на

микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является

предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как

первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью

интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать

принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.

Концепция государственной политики занятости должна базироваться на

критериях экономической эффективности и социальной справедливости,

ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты

трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою

очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной

политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в

создании и поддержании необходимого для экономического возрождения

социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании

регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не

должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения,

им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный

рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и

безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого

населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного

труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода

российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в

зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом

заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого

объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования,

главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли

негосударственного (акционерного, частного) капитала. Другая

закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием

на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран,

пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением

безработицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России

не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные

субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обратятся

к резервам производительности труда.

Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы

регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно

требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию

условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест

как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так

и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на

основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени

(непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации

государственной политики занятости. До середины 1992 года в этом деле

задействованными оказались Министерство труда и занятости, Министерство

экономики и Министерство образования.

По моему мнению, состав центральных органов исполнительной власти,

призванных взаимодействовать при разработке и реализации государственной

политики занятости, целесообразно расширить за счет привлечения Госкомитета

РФ по высшему образованию и Комитета по делам молодежи (регулирование

распределения выпускников образовательных учреждений и вузов), Министерства

социальной защиты (регулирование занятости пенсионеров и инвалидов),

Министерства финансов (политика налоговых льгот, кредитов, привлечение

инвестиций), Госкомитета по промышленной политике (конверсия), Госкомитета

по управлению государственным имуществом (поддержка малых предприятий,

регулирование условий приватизации предприятий, в том числе вопрос о

рабочих местах), Министерства обороны (сокращение численности

военнослужащих), Госкомитета по статистике. Организационной формой

взаимодействия центральных органов федеральной исполнительной власти, по

моему мнению, может стать Межправительственный консультативный совет,

который необходимо создать при правительстве РФ по вопросам разработки и

реализации государственной политики занятости (с включением в него

заместителей руководителей перечисленных ведомств и министерств), и

возглавить который должен заместитель министра, ответственный за социальную

политику.

Разработка и реализация политики занятости населения во многом зависит

от взаимодействия органов государственной службы занятости "по вертикали" и

"по горизонтали" индивидуализированных субъектов рыночных отношений в сфере

занятости населения - работодателя и наемного работника (трудоспособного

лица, ищущего работу), интересы которого представляют соответственно

ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В современных

условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов

государственной службы "по горизонтали" с региональными структурами

исполнительной власти. Важное значение приобретает взаимодействие

региональных центров занятости населения, предприятий и организаций с

учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и

переподготовки кадров (работающих и незанятых) на договорной основе.

Эффективное взаимодействие заинтересованных субъектов и организации этого

процесса будет способствовать нормальному функционированию рынка рабочей

силы, приспособляемого к требованиям рынка рабочих мест. Поставленная во

главу угла государственной политики занятости цель - минимизировать на

социально допустимом уровне безработицу на основе сокращения спада

производства, его стабилизации и последующего роста - может быть достигнута

при условии разработки и реализации экономического механизма обеспечения

занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка

труда.

Экономический механизм включает в себя:

прогнозирование предложения рабочей силы и спроса на нее;

финансирование мероприятий по обеспечению занятости и функционированию

рынка труда. Прогнозирование является исходным пунктом разработки системы

мероприятий, реализация которых призвана обеспечить регулирующее

воздействие на рынок труда - как на предложение рабочей силы, так и на ее

спрос.

Основная тяжесть в реализации политики занятости ложится на республики

и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюджетные и

внебюджетные) должны быть в их руках.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы

является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно

наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема

безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние

экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив

промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года

численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

До недавнего времени Правительство России не обращало должного

внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения.

Но положение отчасти поменялось с принятием “Программы социальных реформ в

Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.”, в которой упор делается на

совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.

Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчей

бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для

экономического возрождения России.

Список использованных источников:

Книги:

1) К. Маркс - "Капитал " - 1997 .

2) К. Маркс и Ф. Энгельс - Сочинения - 1961

3) В. Н. Кириченко - "Ускоренное социально-экономическое развитие и

перспективное планирование" - 1987

4) В. Г. Костиков - "Прогноз занятости населения" - 1979

5) А. Г. Вишневский - "Воспроизв. насел, и общество " - 1982

6) М. Г- Завельский - "Экономика и социология труда " - 1998

7) Рофе - "Занятость населения " - 1997

8) Аперьян - "Социализм: население и экономика" - 1983

9) В. А. Болдырев - "Народонаселение в развитом социалистическом обществе "

- 1983

10) С. Л. Кузьмин - "Эффективная занятость населения " - 1990

11) И. Е. Рисин - "Эффективность управленческого труда" - 1990

12) И. А. Година - "Воспроизводство рабочей силы при социализме" - 1979

Статьи:

1) В.И. Ведяпин, "Общая экономическая теория" Москва, 1995 г. ,

2) А.А. Никифорова, "Рынок труда: занятость и безработица " Москва, 1991 г.

3) С. Смирнов, Н. Исаев - "Социальная плитка: новый курс " - Вопросы

экономики №2/ 1999 г.

4) Г. Лещинская, Ю. Палеев - " Проблемы занятости в Москве " - Экономист

№12/1997 г.

5) Дж. Браччи - "Новые формы занятости, информационные технологии " -

Вопросы экономики №2/1998 г.

6) В. Борисов, И. Kqawna, И. Тартаковская - "Проблемы шахтёрской

безработицы " Вопросы экономики №2/1998 г.

7) В. Кабалина, 3. Рыжикова - "Неполная занятость в России " - Вопросы

экономики №2/1998 г.

8) Т. Четвернина, Л. Лакушина - "Напряжённость на российском рынке труда и

механизм её преодоления " - Вопросы экономики №2/1999 г.

9) Р. Капелюшников - "Движение рабочей силы и рабочих мест в российской

промышленности " - Вопосы экономики №2/1998 г.

10) К. Микульский - "Формирование новой модели занятости" - Экономист

№12/1997 г.

11) В. Афанасьев - "Динамика и структура занятости на государственной

службе в США " - Экономист №12/1997 г.

12) Т. Четвернина - "Положение безработных и государственная политика на

рынке труда " - Вопросы экономики №2/1997 г.

13) Е. Катульский - "Мотивация на рынке труда " - Вопросы экономики №2/1997

г.

14) И. Заславский - "К характеристике труда в современной России" - Вопросы

экономики №2/1997 г.

15) В. Гимпельсон - "Частный сектор в России: занятость и оплата труда " -

Мировая экономика и международные отношения № "/1997 г.

16) Н. Вишневская - "Рынок труда на фазе подъёма наступил ли перелом? " -

Мировая экономика и международные отношения №3/1996 г.

17) Е. Балацкий - "Регулирование занятости в свете теории мультипликатора "

- Мировая экономика и международные отношения №4/1996 г.

18) А. Шастико - "Модели рационального экономического поведения человека" -

Вопросы экономики №5/1998 г.

-----------------------

[1] - “Общая теория занятости, процента и денег” Дж.-М. Кейнс, Москва, 1993

г.

[2] - в данном абзаце приводятся цифры за 1995 г. из-за отсутствия

официальной информации об объеме производства за 1996 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.