реферат скачать
 

Государственное регулирование социальной занятости населения

рабочий день и т.д.).

"Безработный" и "неспособный найти работу". Эти сходные понятия на

самом деле также лишь приблизительны. Например, в число безработных

попадают люди, временно уволенные с места службы, а также нашедшие место

работы и предполагающие начать работать в течение месяца. Вряд ли можно

также говорить о "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнее

место в поисках лучшего варианта.

2.3. Методы борьбы с безработицей

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой

руководствуется правительство конкретной страны.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой

заработной плате, предлагают:

1. содействовать снижению заработной платы;

2. разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они

добиваются, оборачивается ростом безработицы;

3. государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий

доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной

платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование

частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении

неблагоприятной конъюнктуры .

В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к

решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не

столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет

рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ:

кейнсианской и монетаристской.

В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись

кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика

не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так

называемого "эффективного спроса".

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости,

характерная для современного общества, имеет свои корни в

недопотреблении..."[1].

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у

потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к

сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад

производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса

саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного

экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный

процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие

"мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей

занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно

взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.

Согласно взглядам автора "Общей теории Занятости, процента и денег",

"подлинная" инфляция возникает только тогда, когда экономика страны

достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы

влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая")

инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя

росту производства и дохода.

В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую

Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и

учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.

Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой

Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей

экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная

плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен

высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который

жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами

государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость

выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных

методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и

приведут лишь к росту цен.

С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей

степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях

предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных

оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с

течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор

кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство

вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все

более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя

"бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал

нерациональным достижение полной занятости.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности

кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов

государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта

этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных

инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу

государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения

госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы

безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов

безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом

"свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в

трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны,

но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы

обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают

компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы

заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от

стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако

политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для

народного хозяйства.

Глава 3. Анализ основных тенденций формирования, распределения и

использования трудовых ресурсов в регионах РФ

3.1. Движение рабочей силы в народном хозяйстве России

Темпы роста (снижения) численности занятых в отраслях народного хозяйства

Российской Федерации в 1997-1999 гг., %

|Отрасли |Темпы прироста (+), снижения (—) |

| |численности занятых за период |

| |декабрь 1998 г. |декабрь 1999 г. |

| |к декабрю 1997 |к декабрю 1998 |

| |г. |г. |

|1. Промышленность | | |

|в том числе: |-8,1 |-12,7 |

|электроэнергетика |+4,1 |+2,5 |

|нефтедобывающая |+4,3 |-9,5 |

|газовая |+6,0 |+4,9 |

|угольная |-3,7 |-9,2 |

|металлургическая |-2,5 |-8,0 |

|химико-лесной комплекс |-10,5 |-12,4 |

|машиностроение |-11,7 |-15,9 |

|в том числе: | | |

|приборостроение |-17,4 |-20,6 |

|легкая |+2,0 |-20,7 |

|пищевая |-0,6 |-6,0 |

|2. Сельское хозяйство |-6,2 |-9,6 |

|3. Транспорт |-2,0 |-5,7 |

|4. Связь |+0,3 |-2,1 |

|5. Строительство |-11,7 |-11,3 |

|6. Торговля, общественное |-7,9 |-7,9 |

|питание, снабжение, сбыт | | |

|7. |-26,4 |-15,0 |

|Информационно-вычислительное | | |

|обслуживание | | |

|8. Жилищно-коммунальное |+4,0 |+11,6 |

|хозяйство, бытовое | | |

|обслуживание | | |

|9. Здравоохранение,социальное|+2,9 |+1,8 |

|обеспечение | | |

|10. Образование |+6,2 |+5,1 |

|11. Культура,искусство |+2,4 |+1,8 |

|12. Наука и научное |-22,7 |-10,7 |

|обслуживание | | |

|13. Кредит и страхование |+13,6 |+18,7 |

|14. Органы управления |+11,9 |+12,0 |

3.2. Проблемы изучения и формирования рынка рабочей силы в РФ

Рынок труда — это сложная система социально-экономических отношений,

которые складываются в процессе хозяйственной деятельности между

владельцами товара "рабочая сила" и главными его потребителями —

государством и предпринимателями по поводу условий труда и величины его

оплаты, уровня квалификации работников, объема, интенсивности и степени

ответственности выполняемой ими работы.

Вместе с рынком товаров и капиталов он образует экономическую систему

рыночного хозяйства. Являясь элементом общеэкономического рыночного

механизма, рынок труда выполняет особую функцию распределения и

перераспределения трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики в

соответствии с действием закона спроса и предложения на основе формирования

стоимостных принципов согласования и увязки, качественно различающихся

интересов субъекта рынка труда. Это связано в первую очередь с тем, что

длительное равновесное состояние между спросом на труд и его предложением

на рынке может существовать лишь в теоретических моделях. В реальной

экономической жизни амплитуда спроса и предложения труда формируется под

воздействием ряда факторов субъективного и объективного характера. С одной

стороны, ни одна работа не может идеально удовлетворить человека, а человек

не в состоянии идеально подходить к работе. Отсюда — текучесть кадров,

часто нежелательная, наносящая ущерб и работнику, и предпринимателю. С

другой стороны, наличие резервной армии труда и периодические всплески

безработицы в период экономических кризисов как результат действия

экономических законов, присущих рыночной экономике.

Поэтому рынок труда занимает особое место в экономической структуре

рыночного хозяйства благодаря обращению на нем специфического товара —

рабочей силы, который не имеет аналогов в многообразном мире товаров, а

само движение этого товара на рынке труда сопряжено с рядом социально-

экономических особенностей.

Во-первых, рынок труда является местом встречи двух независимых

субъектов рыночной экономики: владельца капитала и владельца рабочей силы.

На рынок их приводят противоположные желания и цели: один хочет купить, а

другой желает продать уникальный товар — рабочую силу. Между ними

происходит торг относительно покупки не самого владельца рабочей силы', а

только определенного вида труда, который способен выполнять работник

(например, плотник, бухгалтер и т. д.), его условий и продолжительности

использования. Результатом сделки является заработная плата, которую

получает работник за предоставленное право владельцу капитала использовать

купленный товар (рабочую силу) по своему усмотрению. Причем отличительной

особенностью установления цены труда является постоянная борьба между

договаривающими сторонами в отношении уровня заработной платы (покупатель

пытается снизить ее, а продавец, наоборот, увеличить), и не всегда эта

борьба ограничивается только рамками рынка труда'.

Во-вторых, на рынке труда, как и на любом товарном рынке, возникает

конкурентная борьба между работниками за право занять свободное рабочее

место. Здесь происходит естественный отбор по экономическим критериям, и

если работник ленив, нерасторопен, а его способности недостаточно развиты,

то найти работу и удержаться на ней ему достаточно сложно. Рынок труда не

щадит слабых. Преимущество на нем получают те работники, кто способен своим

трудом удовлетворить главную потребность работодателя — обеспечить

получение прибыли, достаточной для самовозрастания капитала.

В-третьих, рынок труда характеризуется устойчивой тенденцией к

постоянному превышению совокупного предложения труда над совокупным спросом

на него, что непосредственно выражается в появлении на рынке незанятой

части работников (безработных), которые по определенным экономическим

причинам не смогли продать свой товар — рабочую силу.

Социально-экономические последствия такого положения имеют

неоднозначное влияние на рыночную экономику. С одной стороны,

количественное увеличение незанятых в хозяйственной деятельности работников

и снижение общего уровня заработной платы работающих в результате падения

спроса на рабочую силу может непосредственно отразиться на совокупном

платежеспособном спросе потенциальных покупателей (например, тех же

владельцев рабочей силы), что, в свою очередь, немедленно скажется через

рыночный механизм на общем состоянии других подразделений рыночного

хозяйства (товары перестанут раскупаться, процесс кругооборота капитала

будет затруднен, и возрастание капитализированной стоимости станет главной

проблемой владельцев капитала). И как обобщающий результат действия всех

этих процессов рыночная экономика становится разбалансированной и перестает

эффективно функционировать, оказавшись в полосе экономического кризиса. С

другой стороны, неконтролируемый рост незанятых работников в экономике

может внести и определенный дискомфорт в социально-политический климат

общества, основанного на рыночных принципах и при стечении определенных

обстоятельств, когда безработица достигнет критической массы, она может

дестабилизировать политическую обстановку, что чревато различными

социальными потрясениями.

В-четвертых, циклическое развитие рыночной экономики, как правило,

сопровождается инфляцией и безработицей, между которыми существует

определенная взаимосвязь, в конечном счете, выражающаяся в общем падении

жизненного уровня трудящихся масс (рост цен, сокращение заработной платы,

снижение платежеспособного спроса и т. д.). При определенных экономических

условиях общая ситуация на рынке труда может стать детонатором для роста

инфляции или, наоборот, служить тормозом для ее развития. Чем ниже доля

безработных в общей численности трудоспособного населения, тем выше темпы

инфляционного роста цен. Английский экономист А. Филипс установил

закономерность между ростом инфляции и безработицы (кривая Филипса). Для

того чтобы снизить уровень инфляции на 1 %, необходимо увеличить рост

безработицы на 2 %. Здесь ведущая роль принадлежит государству, которое

проведением грамотной (научно обоснованной) экономической политики должно

обеспечить установление и поддержание в рыночной системе таких пропорций

между уровнем занятости, объемом производства и заработной платой, которые

в совокупности позволят не только контролировать уровень безработицы и

инфляции, но и эффективно нейтрализовать их неблагоприятное воздействие на

развитие экономики и уровень жизни населения, тем самым, создавая социально-

экономические предпосылки для экономического роста и повышения

благосостояния в обществе.

Таким образом, рынок труда занимает ведущее положение в структуре

рыночного хозяйства, фактически являясь фундаментом, на котором базируется

вся рыночная система. Без высокоорганизованного рынка труда в принципе

невозможно эффективное функционирование экономики рыночного типа. Роль

рынка труда в рыночной системе определяется двумя основными функциями,

которые он выполняет в процессе развития рыночной экономики. Первая функция

связана напрямую с механизмом соединения работника со средствами

производства в процессе труда и эффективным регулированием движения

незанятой рабочей силы в рамках рыночного хозяйства. Вторая функция рынка

труда реализуется с помощью воспроизводства совокупной рабочей силы на

основе сохранения и повышения ее качества. Обе функции взаимосвязаны и

действуют как единый механизм, который обеспечивает не только рациональное

и эффективное использование рабочей силы в производственном процессе, но и

стимулирует качественный рост профессионального уровня работников, как

главного источника высококвалифицированного труда.

Однако, прежде чем рынок труда занял столь ответственное место в

структуре рыночной системы, ему пришлось пройти определенный путь эволюции

совместно с рыночной экономикой. Так, при анализе капиталистической системы

производства на ее начальной стадии развития К. Маркс определял рынок труда

как сферу производственных отношений между собственником средств

производства и владельцем товара рабочая сила по поводу купли-продажи

последней, а само понятие "рынок труда" он относил к сфере обращения. В

этой экономической системе вмешательство государства в отношения между

капиталистами и наемными работниками сводилось практически к минимуму, а

сами эти отношения носили ярко выраженный антагонистический характер.

Переход капиталистической системы в стадию социально-ориентированного

рыночного хозяйства в результате развития рабочего движения и обострения

классовой борьбы наемных рабочих за свои социально-экономические права

обусловил активное вмешательство государства в механизм функционирования

рынка труда с целью приведения к общему знаменателю различных интересов

субъектов хозяйственной деятельности. Изменился и статус рынка труда: кроме

сферы обращения товара рабочая сила он стал самостоятельным подразделением

рыночного механизма и одновременно главным объектом государственной

политики занятости трудовых ресурсов в рыночной системе.

Соответственно претерпела изменение и структура рынка труда, которая в

настоящее время включает в себя:

— государство и союзы предпринимателей—работодателей, предъявляющих

спрос на рабочую силу;

— профсоюзы — организации наемных рабочих по профессиональному

признаку, которые отстаивают интересы работников на рынке труда;

— биржи труда, с помощью которых государство выступает в качестве

посредника между предпринимателями и работниками при найме рабочей силы.

Кроме того, государство при определенных обстоятельствах осуществляет

функцию верховного арбитра в трудовых спорах между предпринимателями и

профсоюзами, следя за тем, чтобы не был нарушен баланс интересов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.