реферат скачать
 

Государственное регулирование социальной занятости населения

Государственное регулирование социальной занятости населения

|Московский Государственный Институт Стали и Сплавов |

|Экономика и Управление на предприятии |

|II курс, группа МЭ-98-3 |

| | |Кафедра Информатики и |

| | |Экономики |

|КУРСОВАЯ РАБОТА |

| |ДИСЦИПЛИНА: Политическая экономия и история |

| |экономических учений |

| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Наумова Н. Ф. |

| |ТЕМА: Социально-экономические проблемы |

| |рациональной занятости населения |

| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Бондаренко Ю. Н. |

| | |

| |

|Москва |

|1999г. |

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3

Глава 1. Занятость как экономическая категория 3

1.1. Экономическая природа занятости 3

1.2. Формы занятости в условиях рыночных отношений 6

1.3. Проблемы занятости России на современном этапе 12

Глава 2. Безработица как хроническое явление рыноной экономики 19

2.1. Теоретические концепции занятости. Причины безработицы в условиях

рыночных отношений 19

2.2. Показатели безработицы и формы безработицы 21

2.3. Методы борьбы с безработицей 24

Глава 3. Анализ основных тенденций формирования, распределения и

использования трудовых ресурсов в регионах РФ 26

3.1. Движение рабочей силы в народном хозяйстве России 26

3.2. Проблемы изучения и формирования рынка рабочей силы в РФ 27

3.3. Динамика и структура безработицы в России, темпы прироста числа

официально зарегистрированных безработных в России 34

3.4. Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением

на рынке труда 41

Глава 4. Государственная политика и система занятости: структура, основные

направления развития на современном этапе 47

4.1. Государственная политика занятости и её эффективность в РФ 47

4.2. Служба занятости населения: федеральные, региональные службы, виды

занятости 49

4.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 53

Заключение 57

Список использованных источников: 57

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................

...........................................................................5

9

Введение

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей

макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая

дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество

общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить

материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся

ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих

производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным

интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности,

в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их

таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический

стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы

является одним из ключевых показателей для определения общего состояния

экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность

ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для

курсовой работы.

Глава 1. Занятость как экономическая категория

1.1. Экономическая природа занятости

Занятость, как известно, является одним из важнейших макроэкономических

показателей. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального

развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере

труда и в связи с трудом. Занятость как социально-экономическое явление

можно определить следующим образом: занятость — общественно полезная

деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных

потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).

Каждому этапу развития экономики, качественно отличному от

предшествующих, соответствует определенная модель (концепция) занятости,

поскольку ее характеристики раскрывают сущностные процессы функционирования

общества.

Концепция занятости — это система взглядов, представлений, раскрывающих

характер занятости на определенном этапе социально-экономического развития

общества. Во главу угла такого концептуального понимания ставится

формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития,

характерных для социального рыночного типа государства, и не ограничивается

реальными возможностями достижения поставленных целей в тот или иной

конкретный период времени.

В настоящее время в России прорабатываются пути формирования рыночной

экономики с социальной направленностью. Поэтому концепция занятости

призвана ответить на вопросы: какой должна быть занятость при указанном

типе экономики, какие изменения произойдут в ее основных характеристиках и

что для этого надо сделать? Четкие представления о том, чем занятость

завтрашнего дня будет отличаться от сложившейся в условиях экстенсивной

экономики, нужны как основа построения всей системы управления занятостью.

Рассмотрим основные положения концепции.

В Российской Федерации принят Закон о занятости населения, в котором

сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости

рыночный характер. Первый принцип — исключительное право граждан

распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду.

Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением

случаев, особо установленных законодательством.

Таким образом, сделан определенный шаг для закрепления в соци-эльно-

экономической жизни России общечеловеческих ценностей, важнейшей среди

которых является добровольность труда. Теперь самому человеку принадлежит

приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном

труде.

Занятость в народном хозяйстве уже не является практически единственной

сферой общественно полезной деятельности, каковой она стала, когда

всеобщность труда была закреплена как правовая обязанность. Сфера труда

становится одной из равноправных и равнодоступных сфер общественно полезной

занятости, как и учеба, домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д. Причина

пресечения добровольной занятости может быть одна — незаконный источник

средств существования.

Принцип исключительного права распоряжаться своими способностями к труду

предполагает и право человека работать там и столько, где и сколько это

необходимо ему самому. Каждый самостоятельно может выбрать для себя удобные

режимы труда и занятости. Вне зависимости от пола, возраста, национальности

и каких-то иных признаков всем доступны постоянная, частичная, временная,

эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации

рабочего времени. Не менее важным является право неограниченного выбора

профессии и сферы труда в одном из секторов экономики, различающихся формой

собственности (включая сферу индивидуального труда).

Когда речь идет об исключительном праве выбора, неправомерно

отождествлять это право с обязательством общества удовлетворить потребности

каждого в том или ином виде занятости или профессии. Роль общества

заключается в создании для всех равных правовых условий для реализации

своих способностей. Например, если человек хочет стать предпринимателем, то

общество должно создать ему для этого правовые условия, но станет ли он им,

будет зависеть от личных качеств претендента.

Отсюда вытекает второй принцип занятости — ответственность государства

за создание условий для реализации права граждан на труд. В основу политики

занятости положены отказ от жесткой регламентации форм и режимов занятости,

вынужденной обязательности труда в общественной сфере и содействие

раскрытию интересов и потребностей человека через свободу и добровольность

выбора любой сферы общественно полезной деятельности.

Создание государством условий для реализации права на труд по принципу

содействия занятости состоит в корректировке косвенными методами

экономического поведения экономически свободных участников общественного

производства. Причем меры косвенного воздействия государства на занятость

основываются на преобладании поощрительных, стимулирующих мер, в его

арсенале не должно быть средств, нарушающих экономические и социальные

права и свободы трудящихся, предпринимателей, территорий. Принцип

содействия занятости имеет несколько аспектов. Наряду с раскрытием самого

воздействия на занятость, в основе которого лежит косвенное регулирование

процессов формирования занятости в желаемом направлении, принцип содействия

заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-

трудовых отношений в выработке направлений развития занятости и ее

регулирования: наемных работников в лице своих

профсоюзов, работодателей, объединенных в различные ассоциации и союзы и

правительства. (Анализу поведения на рынке труда этих субъектов посвящена

гл. 6).

Тесное взаимодействие названных сил в развитии занятости позволяет

активно воздействовать на состояние занятости, добиваться существенного

улучшения всех ее качественных характеристик, таких как образовательный и

профессионально-квалификационный состав занятого населения, его отраслевая

и демографическая структура, высокая социально-экономическая мобильность и

конкурентоспособность и т.д.

1.2. Формы занятости в условиях рыночных отношений

Полная, продуктивная, свободно избранная занятость. С учетом

вышесказанного трансформируется понятие полной занятости. Меняется

укоренившееся ее толкование как максимально возможного уровня вовлечения

трудоспособного населения в общественное хозяйство.. Полная занятость может

быть достигнута при любом уровне вовлечения, если он соответствует

удовлетворению потребности населения в рабочих местах при условии

экономической целесообразности (продуктивности) предлагаемых рабочих мест.

При этом под экономически целесообразным рабочим местом понимается такое

рабочее место, которое позволяет человеку достичь высокой

производительности труда и иметь заработок, способный обеспечить достойное

существование ему и его семье, не вредит здоровью и не унижает

человеческого достоинства. Таким образом, полная занятость неравнозначна

вовлечению всех трудоспособных граждан в сферу профессионального труда.

Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной

занятости (профессиональный труд в народном хозяйстве, учебу с отрывом от

работы, домашнее хозяйство и т.п.). Однако регулирующей составляющей

является занятость профессиональным трудом, приносящим доход, как основа

повышения благосостояния и развития личности. Уровень занятости

профессиональным трудом, который может быть определен как отношение общего

числа работников (независимо от организационно-правовой формы предприятия,

где они трудятся) к численности трудовых ресурсов, отражает достижения в

области производительности труда и социальной эффективности развития

общества. Это означает, что данную пропорцию в занятости можно считать

оптимальной, если она в полной мере соответствуют интересам повышения

экономической эффективности производства, результатам его интенсификации,

внедрения достижений научно-технического прогресса, роста

производительности труда, а также создает благоприятные условия для

воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо

обученных и мобильных работников.

Полная занятость, отвечающая всем перечисленным условиям, может быть

названа продуктивной занятостью. При этом мы исходим из того, что

продуктивная занятость не идентична эффективности труда. Последняя является

составляющим, но не единственным элементом продуктивной занятости. В

конечном счете полная и продуктивная занятость находятся в динамичном

единстве. В случае если полная занятость достигается при наличии

экономически нецелесообразных рабочих мест или таких рабочих мест, которые

не обеспечивают работникам достойное существование, не соответствуют

профессионально-квалификационному и образовательному составу работников или

масштабы занятости в народном хозяйстве противоречат задачам

воспроизводства квалифицированных кадров и нормальному демографическому

развитию, такая занятость противоречит общечеловеческим ценностям и не

может оцениваться положительно.

Следовательно, полная продуктивная и свободно избранная занятость

отражает прежде всего состояние количественной и качественной

сбалансированности между потребностью населения в работе и рабочими

местами, при которой создаются благоприятные условия для социального и

экономического прогресса, т.е. учитываются интересы как отдельной личности,

так и общества в целом.

Если занятость действительно ориентирована на человека, то полная

продуктивная занятость в отличие от чрезмерной достижима только в

высокоэффективной экономике. Но при этом объективно сложатся другие

пропорции в распределении трудоспособного населения по сферам приложения

труда, чем те, которые присуши современному состоянию занятости.

Следовательно, неизбежны структурные сдвиги в занятости.

В ходе экономической реформы по мере роста эффективности труда уровень

занятости профессиональным трудом будет понижаться в целом по стране. В

этом особенность развития занятости в нашей стране на ближайшую

перспективу. Здесь важно не только то, что высокоэффективная экономика

будет нуждаться в относительно меньшем числе работников (это признается

всеми), но и то, что возможно снижение потребности самого населения в

рабочих местах в связи с переключением интересов в другие сферы общественно

полезной занятости (учеба с отрывом от производства, включая различные

формы переподготовки и повышения квалификации, воспитание детей, домашнее

хозяйство).

Потребность людей в том или ином виде общественно необходимой занятости

и возможность ее реализации следует планомерно регулировать, с тем чтобы

улучшать условия жизнедеятельности человека и эффективного функционирования

экономики, не порождать чрезмерный спрос со стороны населения на

оплачиваемую работу, а в народном хозяйстве — не создавать экономически

нецелесообразные рабочие места.

Социально обоснованные пропорции в распределении трудовых ресурсов по

важнейшим сферам общественного труда — непременная предпосылка достижения

полной занятости в изложенном выше понимании. Это требует большой работы по

регулированию распределения населения по сферам занятости, приложения

оплачиваемого труда и потребности населения в определенных видах

деятельности на каждом конкретном историческом этапе. Такая работа должна

включать в себя анализ сложившегося состояния занятости и экспертную оценку

перспектив развития каждой из сфер общественно полезной занятости на основе

комплексного учета факторов, меняющих потребность населения в труде,

образовании, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.

Статус в занятости. Отношения занятости. Статус в занятости определяется

для части трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной

деятельности. Это как группа людей, которые предлагают рабочую силу для

производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа

населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не

приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно

не связанный с производством благ и услуг.

В первую группу входят граждане, занятые:

в государственном секторе экономики;

в кооперативах, акционерных обществах;

в частном секторе.

Во вторую группу входят:

учащиеся с отрывом от производства;

служащие Российской Армии.

Таким образом, к занятому населению относятся граждане, работающие по

найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного

либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу,

подтвержденную соответствующим договором, контрактом, соглашением, но

временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой,

приостановкой производства. Занятыми считаются лица, самостоятельно

обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели и фермеры, все,

кто проходит службу в любых родах войск, учащиеся.

Население, ищущее работу, меняющее работу, временно не работающее и не

учащееся с отрывом от работы, временно не работающее в связи с сезонной

занятостью, относится к экономически активному незанятому населению. В

число не занятого экономически активного населения входят также лица,

имеющие статус безработного.

Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и

социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в

возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное

существование и способствовать росту эффективности общественного

производства, социальное — в формировании и развитии личности.

Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с

возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.

Эффективность занятости. Эффективной может считаться занятость

населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение

личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого

члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Характеризовать эффективность занятости могут показатели, которые

отражают идеологию государственного развития и формируются под воздействием

динамики производительности общественного труда. Во-первых, это пропорции

распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно

полезной деятельности. Они показывают, при каком уровне производительности

труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями

достигается полная занятость. Дело в том, что чем выше производительность

общественного труда, тем больше накапливается материальных предпосылок для

высоких доходов работников, технико-организационного совершенствования

сферы труда, повышения квалификации кадров, учета специфики условий труда и

быта различных групп населения. Высокий уровень производительности труда

позволяет обществу уделять больше внимания учебе, отдыху, воспитанию детей.

Поэтому полная занятость может достигаться при снижающемся уровне участия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.