реферат скачать
 

Государственное регулирование экономики

надзора применяются меры административного воздействия к физическим и

юридическим лицам;

в) по действующему законодательству страны органы контроля занимаются

проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы

административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на

поднадзорных им объектах.

Виды контроля различаются в зависимости от оснований классификации.

Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и

специальный контроль. К специальному может быть отнесен валютный контроль,

при котором проверяется конкретный вопрос соблюдения валютного

законодательства.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют

предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль

имеет целью предупреждение и профилактику параметров предпринимательской

деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально

осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль

предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных

органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих

результатов.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль, и характера

полномочий контролирующих органов выделяются:

. контроль Президента страны;

. контроль органов законодательной (представительной власти);

. контроль органов исполнительной власти;

. контроль органов судебной власти.

Значение налогового контроля для частного бизнеса огромно. Однако он

не является контролем собственно за ним. Основная его задача заключается в

проверке выполнения бизнесменом требований законодателя по выплате налогов

и иных налоговых платежей.

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью

следует отнести, например, надзор лицензирующим органом за соблюдением

лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе:

. проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой

лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

. запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам,

возникающим при проверках;

. составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием

конкретных нарушений;

. выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения;

устанавливать сроки устранения таких нарушений;

. выносить предупреждение лицензиату;

. осуществлять иные предусмотренные законодательством полномочия.

Непосредственный государственный контроль за предпринимательской

деятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках.

Один из характерных примеров непосредственного контроля за частной

деятельностью — валютный контроль. Его цель — обеспечение соблюдения

валютного законодательства при валютных операциях.

К большинству валютных операций в различных станах в соответствии с

действующим законодательством относятся:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на

валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в

качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в

иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в государство, а также вывоз и пересылка из

государства валютных ценностей;

в) международные денежные переводы;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте страны.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте

подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные

с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

а) переводы в страну и из страны иностранной валюты для расчетов без

отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов

интеллектуальной деятельности), а также для расчетов, связанных с

кредитованием экспортно-импортных операций;

б) получение и предоставление финансовых кредитов;

в) переводы в страну и из страны процентов, дивидендов и иных доходов

по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением

капитала;

г) переводы неторгового характера в государство и из государства,

включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а

также другие аналогичные операции.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с

целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении

предприятием;

б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы валюты и валютных ценностей в оплату права собственности

на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое

по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а

также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на определенный срок по

экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной

деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на установленный

срок;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущим валютными

операциями.

Основные направления валютного контроля:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему

законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте

перед государством, а также обязательств по продаже и ной валюты на

внутреннем рынке страны;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным

операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте государства.

Валютный контроль в государстве осуществляется органами валютного

контроля и их агентами.

Органами валютного контроля в основном являются Центральный банк

страны и правительство.

Агенты валютного контроля — организации, которые в соответствии с

законодательными актами страны могут выполнять функции валютного контроля.

Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного

контроля.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля,

подотчетными Центральному банку государства.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают

нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и

нерезидентами в стране.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) контролируют проводимые в государстве резидентами и нерезидентами

валютные операции, соответствие этих операций законодательству, условиям

лицензий и разрешений, а также соблюдение ими актов органов валютного

контроля;

б) проверяют валютные операции резидентов и нерезидентов государстве.

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности

и документации по валютным операциям.

5. Регулирование рыночных отношений

как функция российского государства.

Одна из основных функций государства — экономическая. Она заключается

в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических

отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих

отношений.

Роль государства на различных этапах развития общества неодинакова.

Современное российское общество характеризуется переходным состоянием

экономики, что не может не учитываться при изучении проблемы соотношения

государства, права и экономики. Однако в любом случае речь идет об

экономике рыночного типа, о рынке.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночных

отношений основывается на ограниченности возможностей рынка в производстве

общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в

деятельности государства в сфере экономики.

К так называемым общественным товарам обычно относят национальную

систему образования, здравоохранения, оборону государства, систему охраны

окружающей среды, создание и поддержание правопорядка в обществе и

экономике и т.д. Негативные последствия деятельности рынка нивелируются с

помощью государства в сферах распределения материальных благ, создания

конкурентной среды, обеспечения рынка необходимой информацией, уменьшения

негативных последствий деятельности отдельных предпринимателей.

Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и

влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа

современной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты

приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям

институциональной структуры.

Государственное регулирование экономики должно осуществляться на

основе четко сформулированной государственной экономической политики.

Представляется неверным утверждение о том, что термины «государственное

регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше

время идентичны.

Государственная экономическая политика представляет собой основные

направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как

государственное регулирование экономики — деятельность государства в лице

его органов, направленная на реализацию государственной экономической

политики с использованием специальных средств, форм и методов.

Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной,

стабильной и предсказуемой государственной экономической политики —

существенный недостаток, препятствующий эффективному государственному

регулированию рынка.

В настоящее время государственная экономическая политика находит

выражение и закрепление в таких документах, как ежегодные Послания

Президента Российской Федерации федеральному Собранию, Основные направления

единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год, утвержденные

ЦБ РФ и др.

Реализацию внутренней, в том числе экономической, политики Российской

Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации в пределах своих

полномочий (ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997

г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

Объем государственного вмешательства в экономику, рыночные отношения —

величина переменная, зависящая от многих факторов; Однако можно утверждать,

что в переходный период от экономики социалистического типа к экономике

рыночного типа роль государства не только не снижается, но значительно

возрастает, учитывая необходимость смены основных правил игры, изменение

всей правовой базы деятельности субъектов рынка, установление контроля за

соблюдением всеми участниками не только собственных интересов, но и

интересов общества. Таким образом, уровень, размер государственного

регулирования экономики зависят от конкретной реальной ситуации на рынке,

востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений.

Классификация видов государственного регулирования может основываться

на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных

отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение

максимального, среднего и минимального уровня государственного

регулирования экономики. Максимальный уровень регулирования предполагает

использование всех или большинства средств (инструментов) государственного

регулирования. Максимальный уровень государственного регулирования

установлен в отношении, например, естественных монополий в сферах

железнодорожных перевозок, услуг общедоступной электрической и почтовой

связи и др. Минимальный уровень государственного регулирования существует в

отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Существует классификация видов государственного регулирования в

зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В

связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном

уровне, на уровне субъекта Федерации.

Каково же место предпринимательства во взаимоотношениях государства и

экономики? Представляется, что предпринимательство, будучи самостоятельной

категорией и предметом исследования, является сферой взаимодействия

государства и экономики. По существу государство с помощью права регулирует

отношения, возникающие при предпринимательской деятельности, и именно в

рамках предпринимательской деятельности использует специфические средства,

формы, в том числе правовые, воздействия на рыночную экономику.

Специалисты в области административного права совершенно справедливо

отмечают, что «между государственным управлением и государственным

регулированием нет принципиальных различии по целевому назначению. Мало

того, по своей сути, регулирование — непременный элемент государственно-

управленческой деятельности, одна из ее функций. В самом обыденном смысле

регулирование выражается в «подчинении определенному порядку, в

упорядочении тех или иных действий». Однако трудно согласиться с выводами о

том, что «налицо полное совпадение признаков регулирования и управления».

Государственное управление предполагает прямое и непосредственное

вмешательство органов государства в экономику с использованием

административных методов регулирования, в то время как государственное

регулирование позволяет использовать более широкий спектр средств и

инструментов, в том числе методы и средства косвенного регулирования

рыночных отношений, и с этой точки зрения понятие государственного

регулирования более широкое, чем понятие государственного управления.

Косвенные методы бесспорно являются основными в регулировании

современной экономики, учитывая, что сам рынок представляет собой

саморегулирующуюся систему. Однако это не предполагает отказ от

непосредственно административных, прямых методов регулирования,

свойственных государственному управлению.

Необходимо также учитывать, что категория «государственного

управления» в действующей Конституции РФ не используется и по существу

заменена на категорию «исполнительная власть».

Представляется более правильным на современном этапе развития

экономики говорить о государственном воздействии на экономику, включающем

как понятие государственного управления со свойственными ему прямыми,

директивными методами воздействия на регулируемые отношения, так и

государственное регулирование, использующее косвенные методы воздействия.

Однако, учитывая широкое распространение понятия государственного

регулирования в научной литературе и нормативных актах, в том числе за

рубежом, целесообразно использовать все же понятие государственного

регулирования.

Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают

решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций

государства в сфере экономики. В качестве основной цели государственного

регулирования можно выделить создание наилучших условий для развития

экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.

Главная цель раскрывается через такие задачи, как выравнивание

экономического цикла, стабилизация денежного обращения, создание

конкурентной среды; обеспечение нормальной занятости населения,

стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др.

Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных

задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.

Одна из основных функций государства в области экономической

деятельности заключается в создании правовой базы для эффективного

функционирования рынка, создания стабильных правил игры. В связи с

указанной функцией государства возникает задача создания правового

обеспечения реализации функции государства в сфере экономики.

Правовое обеспечение государственного регулирования

предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы тем

средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве

правовых форм государственного регулирования экономики традиционно

выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы

Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты

субъектов Российской Федерации, ведомственные и внутренние (локальные)

нормативные акты. Необходимо учитывать, что судебная практика играет

большую роль в деле охраны и защиты прав предпринимателей, однако в

настоящее время судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников

права.

Нельзя не сказать о том, что без создания правовой базы невозможно

рассчитывать на эффективное функционирование экономики, предпринимательской

деятельности.

Право представляет собой, с одной стороны, самостоятельное средство

реализации экономической функции государства, а с другой — самостоятельное

средство государственного регулирования экономики наряду с иными средствами

и инструментами экономического и административного характера.

На сегодняшний день можно констатировать отсутствие надлежащей

правовой основы государственного регулирования экономики, в том числе и в

государственном секторе экономики.

К сожалению, практика законотворческой деятельности в основном пошла

по пути разработки и принятия законов, посвященных государственному

регулированию отдельных сфер хозяйственной деятельности.

В настоящее время в значительной степени отсутствует правовая база,

обеспечивающая применение средств, инструментов государственного

регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве

приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле

слова). Так, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного

применения таких средств государственного регулирования, как

ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование

и т. д.

Только после того, как будет создана правовая основа для эффективного

применения отдельных средств государственного регулирования, после того,

как будет обобщен опыт их применения на практике, следует рассмотреть

вопрос о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы

государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве

такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский кодекс России,

содержащий раздел, посвященный государственному регулированию экономики.

Значительное число самых разных субъектов участвуют в формировании

государственной экономической политики, ее реализации путем

государственного регулирования экономики. Нельзя ставить знак равенства

между субъектами предпринимательской деятельности и субъектами,

участвующими в формировании и реализации государственной экономической

политики.

Коммерческие и некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую

деятельность, бесспорно относятся к субъектам отношений, связанных с

реализацией государственной экономической политики. Однако круг субъектов

государственного регулирования экономики значительно шире круга субъектов,

осуществляющих предпринимательскую деятельность.

К числу субъектов государственной экономической политики и

государственного регулирования экономики относятся органы законодательной,

исполнительной и судебной власти.

Ни одна из ветвей власти и соответствующие органы власти не могут

формировать государственную экономическую политику и осуществлять

государственное регулирование экономики без тесного взаимодействия. Без

принятия законов, являющихся стержневыми нормативными актами при

регулировании практически всех сегментов рынка (рынка товаров, финансового

рынка, рынка труда, энергетического рынка и других видов рынка), невозможна

реализация государственной экономической политики. Без деятельности

исполнительных органов власти, перечень которых утверждается указом

Президента РФ, невозможно довести направления государственной экономической

политики до этапа практического воплощения, без деятельности судебных

органов невозможно защитить права субъектов предпринимательской

деятельности.

Важную роль при формировании и реализации государственной

экономической политики играют общественные объединения и иные

некоммерческие организации, создаваемые на основе общих интересов в той или

иной сфере предпринимательской деятельности, например, Всероссийский союз

страховщиков. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).

Большое влияние на государственную экономическую политику и ее

реализацию оказывают региональные объединения.

Государственные органы и общественные организации (объединения) часто

тесно взаимодействуют путем представительства работников государственных

органов в общественных организациях.

В качестве самостоятельных субъектов, действующих в сфере экономики и

оказывающих значительное влияние на выработку экономической политики ее

реализацию, защиту прав субъектов предпринимательской деятельности,

выступает новый для нашего общества вид организаций — лоббистские

организации.

Лоббирование рассматривается в нашем обществе большей частью как

отрицательное явление, связанное с негативными факторами в сфере экономики

и политики. В действительности же лоббирование следует рассматривать как

инструмент информирования власти, в том числе и при формировании

государственной экономической политики, в интересах отдельных групп

предпринимателей в тех или иных областях предпринимательской деятельности с

целью выработки отвечающих потребностям экономического развития решений и

направлений деятельности. Устранение негативных моментов лоббирования

интересов отдельных групп предпринимателей возможно путем принятия

соответствующего нормативного акта в виде закона, устанавливающего преграды

на пути недобросовестных действий отдельных лиц или групп лиц.

Объекты государственной экономической политики, формой реализации

которой является государственное регулирование экономики, чрезвычайно

разнообразны.

К их числу относят различные отрасли и подотрасли народного хозяйства,

что подтверждается принятием, например. Закона от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ

«О государственном регулировании агропромышленного производства».

В качестве объекта государственного регулирования часто выступают

различные регионы России, подтверждением чему является Федеральный закон от

19 июня 1996 г № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-

экономического развития Севера Российской Федерации»2.

В качестве объектов государственного регулирования выступают также

отдельные виды предпринимательской деятельности, например, связанные с

заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород.

Объектом государственного регулирования выступают отдельные средства

(инструменты), с помощью которых осуществляется государственное

регулирование, такие, как планирование, цена, тарифы, денежное обращение и

др.

Большинство российских и зарубежных исследователей подчеркивают

смешанный характер современной экономики в развитых государствах,

предполагающий существование государственного сектора в экономике4.

Следует подчеркнуть, что государственный сектор — составная и

неразрывная часть рыночных отношений, элемент рынка. В то же время

государственный сектор экономики — средство, инструмент, с помощью которого

государство активно воздействует на рынок: через закупки продукции, оплату

работ и услуг; путем прямого или косвенного влияния на цены, тарифы и т.д.

Сам государственный сектор неоднороден, что отражается и в правовом

регулировании отдельных составляющих его частей или режимах правового

регулирования. Например, можно выделить часть государственного сектора;

связанного с деятельностью унитарных предприятий, основанных на праве

хозяйственного ведения; часть государственного сектора, связанного с

деятельностью унитарных предприятий, основанных на праве оперативного

управления; часть государственного сектора, связанного с владением пакетами

акций приватизированных государственных предприятий; часть государственного

сектора, связанного с имуществом государства, не переданным каким-либо

субъектам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в

том числе с имуществом, и прежде всего недвижимостью, находящимися за

границей.

Обычно государственный сектор экономики России рассматривают узко,

включая в него лишь отношения, возникающие из деятельности унитарных

предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных

предприятий (казенных предприятий), основанных на праве оперативного

управления.

В действительности государственный сектор экономики России включает и

иные перечисленные выше части, структурные элементы государственного

сектора, что не может не учитываться при правовом регулировании

соответствующих отношений.

Представляет интерес введение в научный оборот понятия

государственного предпринимательства, смысл которого, на наш взгляд,

заключается в создании условий, в том числе и правовых, для деятельности

государственного сектора экономики на принципах рыночной экономики с

соблюдением условий, закрепленных в ст. 2 ГК РФ. Однако признаки

предпринимательской деятельности, содержащиеся в названной статье

Гражданского кодекса РФ, не в полной мере могут быть применены к

деятельности, осуществляемой в рамках государственного предпринимательства.

Так, систематическое получение прибыли далеко не всегда должно быть

непременным условием предпринимательства в рамках государственного сектора

экономики.

Несостоятельность рынка, ограниченность его возможностей проявляется,

например, в том, что частный сектор не всегда готов осуществлять

деятельность в сферах экономики, не приносящих прибыль, в то время как

общественная потребность в соответствующих товарах, работах или услугах

бесспорно существует. Метеорологические службы предоставляют информацию

населению и коммерческим структурам, не получая за это какой-либо оплаты.

В качестве одного из признаков предпринимательской деятельности ГК РФ

называет осуществление предпринимательской деятельности на свой риск.

Однако следует учитывать, что риски при государственном

предпринимательстве, в частности, унитарными предприятиями, существенно

отличаются от рисков частных предпринимателей в силу особого правового

статуса унитарных предприятий, закрепленного в настоящее время в

гражданском кодексе.

Особое внимание в рамках государственного сектора экономики должно

быть уделено отношениям, связанным с владением пакетами акции

приватизированных предприятий, находящихся во владении государства и

субъектов Федерации. В настоящее время отсутствует четкая и полная правовая

база для определения правового статуса представителя государства в органах

управления акционерными обществами, ответственности государственных

представителей, самих органов государственного управления за результаты

работы соответствующих представителей и акционерных обществ, пакеты акций

которых находятся у государства, и т.д.

Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы

государственного регулирования экономики, в том числе и регулирования

отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии

особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их

комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках

государственного регулирования экономики наряду с имущественными включают

также административные, финансовые и иные отношения. Указанное

обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии у предпринимательского

права самостоятельного предмета правового регулирования, об объективной

необходимости существования предпринимательского права как области науки,

отрасли права и отрасли российского законодательства, учебной дисциплины.

Заключение.

Государственное регулирование - объективная необходимость развития

рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от

уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление в

нормативных актах государственной экономической политики — необходимые

условия эффективного применения.средств и методов государственного

регулирования экономики.

Правовое обеспечение рыночных отношений — средство государственного

регулирования экономики. Эффективное применение средств государственного

регулирования возможно лишь в правовых формах.

Необходимое условие эффективного государственного регулирования — учет

интересов субъектов рыночных отношений.

Государственный сектор экономики — важная составная часть рынка и

инструмент государственного регулирования.

При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание

как прямых, так и косвенных методов.

Прогнозирование и планирование являются инструментами не только

командно-административной, но и рыночной экономики.

Государственный контроль и надзор — эффективное средство

государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности и

частного бизнеса.

Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное

регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем

неправомерны. Подобно тому как есть «провалы» рынка, есть и «провалы»

государства. Экономическая эффективность—это прежде всего рынок. Все

современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того,

эти принципы постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая

страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых

ценностей рынка, обеспечивших группе стран лидирующее положение в мире,

будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только

экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека.

Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в

развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в

социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют

присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

Библиографический список.

1. Вольский А. Условия совершенствования государственного управления

экономики. //Экономист №9 2001.

2. Губин Е. Методы, свойства и формы государственного регулирования

экономики. М., 2001.

3. Кошкин В.И., Шупыро В.М.. Управление государственной собственностью. М.,

2000

4. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. М., 1998.

5. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования

экономики. //Экономист №8 2001.

6. Сажина М.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 1999.

7. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М., 1999

8. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 2001.

9. Чепурин М.Н. Роль государства в рыночной экономике. Киров, 1999

10. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М., 2001.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.