реферат скачать
 

Государственное регулирование экономики

в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в

уровне социальной напряженности (забастовки, выступления профсоюзов и

т.д.), оценка деятельности государства средствами массовой информации,

состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через

свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство.

Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с

предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью

государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы –

выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные

лица, финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на

выборах, избиратели голосуют за партию, а значит и за экономическую часть

программы этой партии, или нет.

Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к

правящей партии или партиям – это главная линия обратной связи между

государственной экономической политикой и носителями хозяйственных

интересов.

Одной из форм обратной связи является анкетирование. Органы

государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят

реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и

конкретные меры государственной экономической политики во время выборов,

дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы

(забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная

информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных

субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного

регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных

опросов, которые проводятся специализированными научно-исследовательскими

центрами. Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств

государственного регулирования экономики и государственной экономической

политики, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и в

государственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот метод

превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики,

обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями

экономических интересов.

Мы рассмотрели идеальную картину зависимости государственного

регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой

зависимости от обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса

отклонений от модели – идет борьба между отдельными группами интересов за

влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм,

известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в

разных странах. Но механизм государственного регулирования экономики

функционирует все-таки по правилам, а не по отклонениям.

3. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики

Как отмечалось ранее, методы государственного воздействия на экономику

подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с

использованием административных средств воздействия на экономические

отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием

государственных органов на регулируемые отношения и поведение

соответствующих субъектов.

Прямой характер применяемых при государственном регулировании

административных средств выражается в принятии субъектом управления в

рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта

управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое

предписание императивного (директивного) характера на совершение

определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры

принуждения. К административным средствам государственного регулирования

относятся, например, государственная регистрация субъектов

предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов

предпринимательской деятельности и т.д.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на

экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны

субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно

через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются

на поведении участников экономических отношений путем создания условий,

влияющих на мотивацию должного поведения, созданием материальных стимулов,

как материального поощрения, так и ответственности. К экономическим

средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной

политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и

соответственно административные и экономические средства государственного

регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в

соответствующую правовую форму

Как уже отмечалось, право следует рассматривать в качестве

самостоятельного и одного из основных средств государственного

регулирования экономики. Основная задача государства заключается в

формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности.

Без правовых норм невозможно применение административных и экономических

средств государственного регулирования. Любые средства, будь то

административные или экономические, не могут быть применены вне правовой

формы их существования.

Особо следует отметить самостоятельную группу средств государственного

регулирования экономики, так называемые правовые средства. К числу правовых

средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор,

ответственность, юридическое лицо и др. Указанные и иные правовые средства

широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами

предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений,

но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской

деятельности.

Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайно

разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных

действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или

иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания

совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию

определенных действий; установление квот и других ограничений; применение

мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача

государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

3.1 Лицензирование.

Лицензирование — одно из наиболее характерных административных средств

государственного регулирования экономики, которое представляет собой

разрешение государства в лице его органов на определенные действия, в том

числе нате или иные виды предпринимательской деятельности.

Лицензия представляет собой разрешение (право) на лицензируемый вид

деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий,

выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному

предпринимателю.

К лицензируемым относятся лишь те виды деятельность., осуществление

которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам,

нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности

государства и регулирование которых невозможно иными методами, кроме как

лицензированием. Вид деятельности, на выполнение которого на территории

государства требуется получение лицензии в соответствии с законом является

лицензируемым.

Полномочия лицензирующих органов помимо собственно лицензирования

включают также:

. надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

. приостановление действия лицензии;

. возобновление действия лицензии;

. переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

. формирование и ведение реестра лицензий.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может

выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным

предпринимателем.

Деятельность, на ведение которой федеральными органами государственной

власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории

государства.

Срок действия лицензии устанавливается документом о лицензировании

конкретного вида деятельности.

В различных государствах лицензия выдается на различные сроки

действия. Обычно срок действия лицензии составляет не менее чем один год.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата,

если иное не предусмотрено документом о лицензировании конкретного вида

деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано, если за время

действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и

условий.

Одно из обязательных лицензионных требований и условий при

осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности — соблюдение

законодательства страны, экологических санитарно-эпидемиологических,

гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о

лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их

Осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут

дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии

и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам

юридического лица.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных

условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут

дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным

условиям объекта, в котором или с помощью которого выполняется такой вид

деятельности. Под объектами понимаются здание, сооружение, оборудование и

иные технические средства, с помощью которых ведется лицензируемый вид

деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении

лицензируемого вида деятельности определяется документом о лицензировании

конкретного вида деятельности.

Для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий

лицензирующий орган необходимые документы.

Устанавливается максимальный размер платы за рассмотрение заявления

соискателя лицензии.

Обычно срок для принятия лицензирующим органом решения о выдаче или об

отказе в выдаче лицензии не превышает 30 дней со дня получения заявления

соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном

законодательством страны, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или

бездействие лицензирующего органа.

Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий

осуществляется государственными надзорными и контрольными органами,

лицензирующими органами в пределах их компетенции. Лицензирующие органы

могут приостанавливать и аннулировать действие лицензии в случаях,

установленных законом.

Перечень видов деятельности, на выполнение которых требуются лицензии,

устанавливается государственным законом, и со дня вступления его в силу

введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем

внесения изменений и дополнений в установленный законом перечень.

3.2 Экономические средства государственного регулирования экономики

Экономические средства государственного регулирования экономики не

менее разнообразны, чем административные.

Одно из важнейших экономических средств — прогнозирование и

планирование.

Рыночная экономика в отличие от экономики административно-командного

типа является системой саморегулируемой, не требующей постоянного и

всеобъемлющего внешнего вмешательства. Однако и эта система требует

внешнего регулирующего воздействия с целью достижения пропорциональности в

рамках общественного воспроизводства. Периодические кризисы, потрясавшие в

XIX и XX веках капиталистическую экономику, привели к выводу о

необходимости использования государственного регулирования в целях

достижения стабильного и эффективного развития рынка. Прогнозирование и

планирование и есть те инструменты, которые позволяют устранить отмеченные

выше недостатки рыночной экономики, преодолеть ограниченность ее

возможностей. И прогнозирование, и планирование — имманентно присущие любой

экономике инструменты, способы достижения сбалансированности развития.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития

государства представляет собой систему научно обоснованных представлений о

направлениях социально-экономического развития страны, основанных на

законах рыночного хозяйства.

Планирование — деятельность государства в лице его органов управления,

а также субъектов экономической деятельности по разработке планов,

представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям,

ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата.

Прогнозирование представляет собой предпосылку для планирования.

Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную,

среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Временной промежуток прогноза социально-экономического развития на

долгосрочную перспективу колеблется в различных государствах по-разному.

Обычно прогноз разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

На основе прогноза на долгосрочную перспективу разрабатывается

концепция социально-экономического развития государства на долгосрочную

перспективу, в которой конкретизируются варианты социально-экономического

развития страны, определяются возможные цели социально-экономического

развития, пути и средства достижения указанных целей.

Обычно прогноз социально-экономического развития на среднесрочную

перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно

корректируется.

Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации

Послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит

специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития

Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу

разрабатывается ежегодно. Документ содержит специальный раздел, посвященный

анализу выполнения программы социально-экономического развития государства

на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением

задач на предстоящий год.

Различают государственное директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность

соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное

планирование предполагает установление в плане определенных показателей

(например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики,

состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью

достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее

отдельных частей.

При планировании используются различные методы или их сочетание:

балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы и

модели.

В современных условиях широко используется программно-целевой метод

планирования, с выделением долгосрочных целевых комплексных программ.

Действующим законодательством государства установлен порядок

разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных

целевых программ, в осуществлении которых участвует страна.

Федеральная целевая программа, финансируемая за счет бюджетных средств

или средств государственных внебюджетных фондов, должна содержать технико-

экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических

(экологических) результатов реализации указанной программы, наименование

заказчика программы, сведения о распределении объемов и источников

финансирования по годам, другие документы и материалы.

При разработке федеральных целевых программ предусматриваются:

. решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-

технических, природоохранных и других важнейших задач;

. согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов, целях их

наиболее эффективного использования;

. комплексность и экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;

. согласованность решения федеральных и региональных задач;

. достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

Президент страны в целях обеспечения решения особо важных

общегосударственных задач может выступать инициатором федеральных программ,

называемых президентскими.

4. Государственный контроль за частным бизнесом.

Контроль — средство государственного регулирования экономики и

частного бизнеса деятельности. Поскольку государственный контроль

осуществляется государственными органами, то его следует рассматривать как

одну из форм государственной власти.

Государственный контроль в сфере частного бизнеса или

предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и

наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями

требований нормативных актов.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на два

вида: общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, в том числе в

сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.

В науке административного, права отличие контроля от надзора сводится

к следующим наиболее характерным чертам:

а) органы надзора (в том числе и прокурорского) выполняют свои функции

и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не

подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно

подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного

воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.