реферат скачать
 

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики

Содержание

Содержание. 1

Введение. 1

1. Границы вмешательства государства в экономику. 3

2. Субъекты экономической политики. 6

3. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики

20

3.1 Лицензирование. 22

3.2 Экономические средства государственного регулирования экономики

24

4. Государственный контроль за частным бизнесом. 27

5. Регулирование рыночных отношений как функция

российского государства. 32

Заключение. 33

Библиографический список. 35

Введение.

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного

регулирования экономики, путям и формам его обеспечения.

Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в.

сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность

современной социально-экономической жизни постепенно привела к

органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных

начал.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими

факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут

быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в

государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие

социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы

превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В

частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние

научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество

экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В

дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей

вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных

факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих

огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на

качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное

обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и

духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре

общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства

определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-

политическую стабильность.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает

чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной

экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной

системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что

фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как

в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе

обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых

институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при

ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не

снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика в

значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему

капитализму.

Цель данной работы – рассмотреть методы, пути и формы государственного

регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен

анализ учебной и общеэкономической литературы. Отметим тот факт, что

указанные вопросы детально освещены в финансовой периодике. Особо хочется

отметить учебник Губина Е. «Методы, свойства и формы государственного

регулирования экономики» и работу Ревенкова А. «Планирование в системе

государственного регулирования экономики» опубликованную в журнале

«Экономист» в №8 за 2001 год.

Первая глава работы посвящена рассмотрению вопроса о границах

вмешательства государства в экономику страны. Вторая глава рассматривает

субъекты экономической политики. Следующая глава затрагивает понятия

методов, средств и формы государственного регулирования экономики.

Четвертая глава показывает как осуществляется государственный контроль за

частным бизнесом. И последняя глава данной работы рассматривает

регулирование рыночных отношений как функцию российского государства.

1. Границы вмешательства государства в экономику.

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику.

Прежде всего это области, где перестает эффективно действовать механизм

рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм

свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в

денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые

невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах

коллективного пользования : национальная оборона, государственное

управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций,

охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т.

д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В

процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные

дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти

внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное

распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в

экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения,

предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних

эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику

свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые

границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка

вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства

нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые

области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма

рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в

хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально

допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.

1. Перераспределение доходов.

Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате

свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов

зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не

владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие).

Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и

люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное

применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем,

кто занят производством общественных товаров, их содержание становится

задачей государства, а не рынка.

Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в

перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного

механизма , несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право

человека на достойное существование в обществе.

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых

важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования

рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как

предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав

частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство

устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между

предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе

законодательства государство выполняет функции арбитра в области

экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством,

включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка,

введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной

системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

2. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике.

При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут

лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система

регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей,

подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций;

уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном

счете банкротство.

Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается

регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные

комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые

услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто

может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не

аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными

рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв

рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что

ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью

становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания

определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших

рабочие места.

3. Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни”

рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и

антиинфляционной профилактики.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования

хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и

депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и

занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные

финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В

условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть

опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение

платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и

отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача

государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса,

капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить

перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом,

уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства,

инвестиций и занятости в будущем.

4. Развитие фундаментальных научных исследований с длительными

сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении

прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство

стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок

более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов

новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая вопросы,

возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических,

национальных, демографических и других нерыночных факторов. Региональная

политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных

капиталовложений, которые обеспечивают привелегированное положение

отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается

отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного

кризиса ; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств

– носителей научно - технического прогресса, призванных привести к

прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во

всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и

конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по

притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

5. Реализация национальных интересов в мировой экономике

(регулирование внешнеэкономических связей) предполагает проведение

государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над

международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные

курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы

государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно

широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и

эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-

экономические проблемы современного общества.

Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной

экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает

административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность,

сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет

фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную

защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в

народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое

качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области

научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают

те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного

вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым

разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной

активности.

2. Субъекты экономической политики.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и

исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов – это социальные группы,

отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам,

по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и

региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры

и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные

служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их

социально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому или

иному региону, виду деятельности.

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной

экономической политикой.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах

рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации : это профсоюзы,

союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов

(профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за

представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских

учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения,

например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в

приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего

муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных

интересов.

Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной

экономической политикой.

Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами государственного

регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти, построенные

по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и

будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В

государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания,

Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и

правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные

экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов

власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более

независимыми в осуществлении государственного регулирования от

законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная,

третья линия трансформации частных экономических интересов в

государственной экономической политике.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного

регулирования экономики является слияние субъектов государственной и

частной экономической политики и возникновение в результате этого новых

регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему

парламентской или президентской республики. Например, создается орган из

представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной власти

для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и

трудящимися.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную

деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на

государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные

советы экспертов при правительстве, министерствах финансов и т.п.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного

регулирования – это советы по сферам деятельности, например, научно -

технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В

отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных

органов входят представители самых разных фондов, отраслей, банков,

различных организаций и общественных движений.

Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и

государственным регулированием экономики: носители (в данном случае

заинтересованные фирмы) – выразители (союзы предпринимателей) – советы при

государственных регулирующих органах. По этой линии происходит

корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных,

профессиональных, общественных групп.

Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями

хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех регулирования проявляется в темпах роста, улучшении

структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении

темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.