реферат скачать
 

Государственное регулирование в области ценообразования

конкурентно-рыночного механизма. Вместе с тем сохраняются государственные

цены в отраслях с естественной монополией. Это — энергетика, система связи.

Государством регулируется 5-10% цен.

В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов

на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.

Важное значение имеет система регулирования фермерских цен (введена в

практику в 1933 г.). Центральное место в ней занимают залоговые цены и

залоговые операции Товарно-кредитной корпорации. Залоговые цены (ставки)

выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в

условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя

минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на

рынке.

Залоговые операции Товарно-кредитной корпорации означают предоставление

фермерам кредита под залог продукции. В случае снижения рыночных цен

фермеры могут передавать заложенную продукцию в собственность Товарно-

кредитной корпорации, и тогда залоговая цена становится минимальной ценой

реализации. При уровне рыночных цен выше залоговых фермеры могут получить

заложенную продукцию обратно, вернуть ссуду и проценты по ней и реализовать

продукцию на свободном рынке/

Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через

стандарты, экономические требования. Под контролем государства находятся

также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки

производства и цены.

В настоящее время упор делается на активное использование рыночных

рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее

воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: рестриктивную

кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных

резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки

товаров и услуг, налоговая политика. Эти направления государственной

политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на

внутреннем рынке и таким образом определяют базовые пропорции обмена и

уровня цен.

Франция. Франция является одной из немногих промышленно развитых стран,

где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного

регулирования цен. На протяжении сорокалетнего периода (1947-1986 гг.)

государственное регулирование цен являлось составной частью политики

«дирижизма» (государственное регулирование экономики), который частично

сохранился до настоящего времени. Начавшаяся в 1973 г. либерализация цен

продолжалась до второй половины 1980-х гг. К 1986 г. из-под

государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную

продукцию.

В настоящее время государство регулирует цены на продукцию предприятий

отраслей-монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт,

сельскохозяйственную продукцию. Соотношение между регулируемыми и

свободными ценами на товары и услуги таково: примерно 20% цен регулируется

государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного

ценообразования.

Регулирование цен является главным инструментом государственного

воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения

паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг.

Регулируются цены примерно на 90% сельскохозяйственной продукции. Тем самым

государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных

цен на продукты питания.

Имеются государственные структуры, осуществляющие регулирование цен, —

это Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда

на правах отдела входят органы по государственному регулированию цен и

ценовой конкуренции. Работает около трех тысяч государственных контролеров

по ценам, которые являются сотрудниками названного отдела регулирования

цен, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат

контролеров составляет 10-12 человек). Государственные контролеры наблюдают

за соблюдением государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты

по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в

финансовый арбитраж, который принимает решения о санкциях по отношению к

нарушителям законодательства по ценам. Существует разветвленная сеть

общественного контроля за качеством товаров и ценами.

Швеция. Страна имеет значительный опыт государственного регулирования

цен. Правовым обеспечением регулирования цен является Закон о регулировании

цен (1956 г.), который определяет условия вмешательства государства в

процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы

замораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны или

опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения

цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970-1978

гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 1980-е гг.

замораживание цен использовалось сравнительно редко: например, в 1989 г. (с

марта по май) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами,

оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам

недопущения снижения жизненного уровня населения и сдерживания инфляционных

процессов в стране и укрепления курса шведской кроны.

Предоставлено право осуществлять общее замораживание цен товаров и услуг,

включая квартирную плату, или выборочно, по отдельным товарам.

Предусмотрена возможность установления государством максимального уровня

цен для отдельных товаров и введения порядка, при котором повышение цен

производится только после предварительного уведомления и обоснования

размера повышения цен. Кардинальные решения по вопросам регулирования цен,

конкуренции и доходов принимает парламент — рикстаг.

Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию

и государственные предприятия. Государственная монополия существует на

винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды

телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю.

Государственные предприятия определяют цены на свою продукцию исходя из

рыночных условий, но в некоторых случаях их цены находятся под прямым

государственным воздействием. Так, правительство устанавливает тариф на

базисный. вид услуг — стоимость отправки писем, норму прибыли на

государственный энергетический концерн («Ваттеефаль»), в зависимости от

которой этот концерн устанавливает тариф на поставку электроэнергии.

Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные

виды деятельности (водоснабжение, канализация, мусоросбор, чистка дымоходов

и т. д.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования.

Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды

сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других

продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учетом интересов

фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями

сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей,

устанавливает уровень цен на продовольственные товары.

Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган —

Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству

гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме имеются

структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых

составляет от 2 до 10 человек.

Применение тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от

экономической ситуации и движения цен.

Япония. В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование

минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм

контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная

законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства

в ценообразовании, — это Антимонопольный закон (1947 г.), Закон о

регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на

продукты животноводства. Специальный орган — Комиссия по справедливым

сделкам — следит за соблюдением этих законов.

Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и

предложения. Однако это не означает, что государство отказывается от

воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует Бюро цен при

Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое

является правительственным органом, осуществляющим значительную

деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением

антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса,

предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом

уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики.

Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в

том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на

электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и

медицинского обслуживания.

Объектом пристального внимания со стороны правительства является

ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные

товары. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась

бы основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых

странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы,

кормов и т. д. Поэтому государство применяет такие методы поддержки, как

количественное ограничение на импорт ряда товаров сельскохозяйственного

производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку в

буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в

периоды роста цен (мясные и молочные продукты).

«Рекомендательные» цены устанавливаются на важнейшие сельхозпродукты и их

«добровольно» придерживаются торговцы. В процесс ценообразования на товары

широкого потребления государство практически не вмешивается. Наплыв дешевых

товаров ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение сети

их распределения позволили уменьшить степень контроля над розничными ценами

со стороны крупных компаний.

3.2. Роль государственного регулирования в процессах глобализации и

интеграции экономик развитых стран

И, наконец, необходимо отметить роль государственного регулирования в

экономики в процессе интеграции и глобализации экономик развитых стран.

Расширение мирового рынка благодаря интернационализации началось еще в 50-

х годах (тогда этот процесс назывался либерализацией). Но глобализация

мирового хозяйства по сравнению с либерализацией 50—60-х годов

сопровождается качественными изменениями в самом рыночном механизме. И

именно рыночный механизм этого глобального хозяйства и его новые институты

вопреки и в то же время благодаря интеграции на региональных уровнях все в

большей степени начинают регулировать правила игры в мировом масштабе, и

определяя новые задачи, и выдвигая новые проблемы в экономическом развитии

все большего числа стран. Хотя противоречия между национальным

регулированием и новыми реалиями глобального механизма остаются, их

разрешение идет за счет постепенного уменьшения роли национального

регулирования, тогда как новые правила, отражающие потребности глобализации

мирового хозяйства, постоянно усиливаются и укрепляются

В современных условиях роль национальных государств трансформируется,

наиболее развитые из них превращаются в транснационализированные "страны-

системы". Они уже не могут не считаться с наднациональными тенденциями в

экономической, информационной, финансовой, социальной, военной и др.

сферах. Они начинают играть роль глобального предпринимателя, делегируют

функцию реализации стратегических национальных интересов и устремлений

мощным финансово- кредитно-банковским структурам, транснациональным

корпорациям, консорциумам, союзам и т.п.

С конца 70-х годов правительства европейских стран начали осознавать, что

основная экономическая задача заключается в создании рамочных условий,

стимулирующих конкуренцию, а не в повседневном вмешательстве в сферы

производства, занятости и ценообразования.

Одной из наиболее многочисленных по количеству участников и наиболее

влиятельной в вопросах торговых взаимоотношений является Всемирная торговая

организация (ВТО), пришедшая в 1995 г. на смену Генеральному соглашению по

тарифам и торговле (ГATТ) по итогам Уругвайского раунда многосторонних

переговоров. Круг полномочий ВТО значительно шире по сравнению с ГАТТ. В ее

состав на сегодняшний день входят 132 государства, при этом более 30 подали

заявку на вступление.

В мире на сегодняшний момент насчитывается огромное количество различного

рода региональных соглашений, нацеленных на разные уровни экономической и

политической интеграции: от обычного экономического сотрудничества или

создания зоны свободной торговли до экономического и валютного союза.

Наиболее крупными экономически и индустриально развитыми из них являются,

безусловно, НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле,

объединяющее США, Канаду и Мексику, и Европейский Союз, в состав которого

входит на сегодняшний день 15 западноевропейских государств.

Исходя из существа торговых ограничений, выделяют, как правило, два

основных аспекта регулирования взаимоотношений государств, направленных на

либерализацию торговли, – торговую и конкурентную политику. Регулирование

протекционистских мер государств по защите национальных производителей и

экспортеров, выражающихся в тарифных и нетарифных торговых барьерах,

возводимых на пути конкурирующих товаров из других стран, рассматривается в

рамках торговой политики. Это наиболее разработанная и длительное время

используемая сторона многостороннего регулирования. Торговая политика не

только находится в центре внимания при разработке основополагающих

документов и договоров Европейского Союза и ВТО, но необходимо также

отметить, что с разработки отдельных ее положений начинается создание

практически любого экономического интеграционного объединения. Устранение

торговых барьеров, устанавливаемых государствами на пути импорта и

позволяющих ограничить международную торговлю, – первый шаг на пути ее

либерализации.

ГАТТ/ВТО, являясь образцом многосторонней организации, направленной на

либерализацию международной торговли, в своей деятельности долгое время

уделяла преимущественное внимание рассмотрению вопросов регулирования

наднациональной торговой политики. Это, в первую очередь, относится к

снижению тарифов и отмене нетарифных торговых барьеров.

Страны-члены ГАТТ/ВТО, применяя в отношениях друг с другом принципы

недискриминации, наибольшего благоприятствования и взаимности, добились за

более чем 50 лет существования организации существенного снижения тарифов

во многих областях торговли. Несмотря на это, вопрос дальнейшего снижения

тарифов до сих пор стоит на повестке дня – поскольку даже гордящиеся низким

уровнем тарифов США до сих пор взимают регулярные пошлины в размере 14,6%

на импорт одежды, что в пять раз выше среднего уровня. Аналогичным образом

обстоит дело в торговле продукцией сельского хозяйства.

Создание предприятиями национальных или международных картелей в сфере

производства или экспорта, появление мультинациональных монополий,

злоупотребление доминирующей позицией крупнейшими компаниями, как на

национальном, так и на мировом рынке, государственное субсидирование и ряд

других аспектов составляют реалии сегодняшней экономической жизни. Если

раньше подобные вопросы, составляющие основу конкурентной политики,

регулировались национальными законодательствами, сейчас они правомерно

встают на повестку дня международных экономических организаций и

объединений, стремящихся к либерализации торговли, поскольку, как заметил в

своем обращении к участникам экономического форума в Давосе вице-президент

Комиссии Европейского Союза по конкурентной политике и финансовым

институтам сэр Леон Бриттен, если тарифы и квоты будут замещены картелями и

соглашениями о разделе рынков, не многое будет достигнуто.

В сфере конкурентной политики Европейский Союз предусматривает

регулирование нескольких основных направлений деятельности хозяйствующих

субъектов, способных негативно повлиять на свободную и эффективную

конкуренцию внутри Общего рынка. За рядом исключений, как несовместимые с

Общим рынком запрещаются картельная практика и прочие виды соглашений,

направленные на искажение или ограничение конкуренции, злоупотребление

доминирующей позицией, а также слияния и поглощения, приводящие к созданию

или усилению доминирующей позиции на рынке.

Существует несколько разработок в рамках ГАТТ/ВТО в отношении

международной конкурентной политики. В 1993 г. независимая группа экспертов

предложила ГАТТ проект Международного антитрестовского кодекса,

устанавливающего международный минимум стандартов для случаев

межнациональных споров. Oн базируется на трех основных вопросах: запрет

горизонтального и вертикального ограничения конкуренции (картели и

эксклюзивные права); контроль слияний; контроль за злоупотреблением

рыночной мощью (доминирующей позицией). Минимальный набор принципов

позволит странам вводить более строгие или разнообразные национальные нормы

Нельзя сказать, что общий европейский рынок является в настоящий момент

образцом полной открытости – до сих пор некоторые государства и

хозяйствующие субъекты стремятся тем или иным способом ограничить свободу

торговли или эффективную конкуренцию с целью поддержки национальных

производителей либо получения монопольной прибыли. Но вместе с тем, проводя

как торговую, так и конкурентную политику в межнациональных отношениях,

государства-члены ЕС добились впечатляющих результатов в процессе

региональной интеграции, что в первую очередь выражается в объемах взаимной

торговли, возросших с порядка 46% в общем объеме торговли в 1960 г. до

около 63% в 1996 г.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели

такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического

характера и в основном связаны с преодолением провалов рынка.

В процессе государственного регулирования экономики (ГРЭ) выделяют

субъекты, объекты, цели и инструменты.

Субъектами являются носители, выразители и исполнители экономических

интересов. Между субъектами, с одной стороны, целями и инструментами ГРЭ, с

другой, существуют многообразные прямые и обратные связи.

Основные объекты ГРЭ – экономический цикл экономический цикл;

секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия

накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены;

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; условия

конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и

работающими по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и

переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Цели ГРЭ зависят от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны и

выражаются, через выполняемые государством экономические функции.

Методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных

актов и государственную собственность - административные меры, либо на

систему внутренних стимулов - косвенное экономическое воздействие.

Разграничение экономических и административных инструментов довольно

условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент

администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой.

В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть

экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении

субъектов рынка. К административным инструментам регулирования рыночного

поведения субъектов относятся законы и подзаконные акты: запрет отдельных

видов деятельности и технологий, порядок регистрации предприятий,

антимонопольное законодательство, штрафные санкции, таможенное

регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие

меры. Экономические состоят из средств денежно-кредитной и бюджетной

политики, государственного сектора в экономике.

Система целей и методов их достижения может быть представлена как модель

регулирования. Основными для смешанной экономики являются кейнсианская

модель и неоконсервативная, опирающиеся на соответствующие теоретические

школы. Содержание каждой из моделей определяется конкретными условиями

социально-экономического развития страны, требующими решения тех или иных

приоритетных целей, прежде всего преодоления безработицы и экономического

спада в кейнсианской модели и инфляции и проведения структурной перестройки

экономики - в неоконсервативной. При этом первая модель строится на

признании активной роли государства в стабилизации экономики, вторая

предполагает преимущественно пассивную позицию государства и отдает

предпочтение силам рыночной саморегуляции.

Цена является одним из основных объектов ГРЭ. Цена это сильная

экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих

экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и

различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих

действиях. Роль цены проявляется через ее функции: измерительную,

соизмерительную, учетную, регулирующую, стимулирующую,

перераспределительную.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить

законодательный, административный и судебный характер. Государство может

наблюдать за ценами и воздействовать на них прямыми или косвенными

методами. Прямое, или административное, вмешательство государства в

действующие цены означает участие государства в формировании уровней,

структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

Примеры: замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов,

установление пределов возможного роста цены за определенный период времени

или предельного уровня цены, установление предельного норматива

рентабельности и т.д. Косвенное вмешательство в ценообразование

обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих

расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения,

регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Государственное регулирование в развитых странах со зрелыми рыночными

отношениями направлено в основном на регулирование (как правило, в рамках

торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях

смягчения экономических и социальных последствий монополистической

практики. Это связано с тем, что в условиях рынка предприятия всегда

стремятся выйти из состояния совершенной конкуренции, монополизировать

производство.

В истории формирования методов и средств государственного регулирования в

странах с так называемыми зрелыми рыночными отношениями существовала эпоха

кейнсианского подхода к регулированию экономики и эпоха неоконсерватизма.

Соответственно в странах Западной Европы сохранилась более жесткая система

государственного регулирования цен, в отличии, например, от США. Общность в

проведении антимонопольной политики, которая регулируется правовыми

документами, а также в установлении государственных цен на продукцию

естественных монополий (энергетика, связь и т.д.)

В настоящее время происходит процесс глобализации, объединения экономик

развитых стран Европы и Америки в единое торговое пространство и в силу

вступают наднациональные организации, регулирующие деятельность на

межнациональном рынке.

Одной из наиболее многочисленных по количеству участников и наиболее

влиятельной в вопросах торговых взаимоотношений является Всемирная торговая

организация (ВТО), пришедшая в 1995 г. на смену Генеральному соглашению по

тарифам и торговле (ГATТ).

Исходя из существа торговых ограничений, выделяют, как правило, два

основных аспекта регулирования взаимоотношений государств, направленных на

либерализацию торговли, – торговую и конкурентную политику. Регулирование

протекционистских мер государств по защите национальных производителей и

экспортеров, выражающихся в тарифных и нетарифных торговых барьерах,

возводимых на пути конкурирующих товаров из других стран, рассматривается в

рамках торговой политики. Страны-члены ГАТТ/ВТО, применяя в отношениях друг

с другом принципы недискриминации, наибольшего благоприятствования и

взаимности, добились за более чем 50 лет существования организации

существенного снижения тарифов во многих областях торговли.

В сфере конкурентной политики Европейский Союз предусматривает

регулирование нескольких основных направлений деятельности хозяйствующих

субъектов, способных негативно повлиять на свободную и эффективную

конкуренцию внутри Общего рынка. За рядом исключений, как несовместимые с

Общим рынком запрещаются картельная практика и прочие виды соглашений,

направленные на искажение или ограничение конкуренции, злоупотребление

доминирующей позицией, а также слияния и поглощения, приводящие к созданию

или усилению доминирующей позиции на рынке.

Мировой опыт обладает многими рецептами преодоления тех или иных

“ловушек” развития. Его внимательное изучение и использование с учетом

национальных особенностей, внутренних ресурсов, целей развития необходимо

странам, стремящимся к преодолению своего нарастающего отставания от

лидеров мировой экономики. Хотя, как уже было сказано выше в странах со

смешанной экономикой применение теоретических моделей, действующих на

зрелых рынках, может оказаться неприемлемо, опыт развитых стран может

показать последствия как благоприятные, так и нет при применении

определенных способов экономического хозяйствования, особенно в сфере

государственного регулирования.

Опыт применения антимонопольной политики в развитых странах полезен

России на современном этапе, когда возникают сомнения в совершенстве

антимонопольной политики в нашей стране. А более чем 50-летний опыт

развития объединенного рынка Европы может помочь в формировании и

облегчении функционирования объединенного экономического пространства стран

СНГ. Поскольку предоставление благоприятных условий для торговли и

эффективной конкуренции является одним из необходимых факторов укрепления

экономической интеграции, государства СНГ должны разработать четкие

положения торговой и конкурентной политики, сроки их внедрения и следовать

намеченному плану. Только в этом случае удастся переломить негативные

тенденции, складывающиеся во взаимной торговле бывших советских республик

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

.

1. Быковская А.А. Торговая и конкурентная политики в деятельности

международных интеграционных объединений //Менеджмент в России и за

рубежом.-1998 г.- № 6

2. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы/ М.:Финстатинформ, 1995г

3. Западная Европа: Парадоксы регулирования под ред. Шенаева /М: Мысль,

1988 г.

4. Кота Алэн, Ривуар Жан Капитализм и рыночная экономика/Пер с англ.-

Москва, 1995г.

5. Макконнел К„ Брю С. Экономикс/М.,1992-Т. 2-С.339.

6. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии// МЭ и МО.-

1994 г.- №7.

7. Никитин С. М., Гельвановский М. И. и др. Инфляция и хозяйственный

механизм (1980-е гг.). /М.: Наука.,1993.

8. Основы экономической теории. Учеб. Пособие под ред. В.Д. Камаева/ М.:

МГТУ им. Н.Э. Баумана,1996г.

9. Ревинский И.А. Междунпародная экономика и мировые

рынки/Новосибирск:НГПУ, 1998г.

10. Стародубровская И. Основы антимонопольной политики //Вопросы

экономики.-1990 г.-№6-С. 31-37

11. Цены и ценообразование под ред. В.Е.Есипова/СПб:Питер, 2000г.

12. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия; учебник

для вузов/М.: Экономика, 2000г.

13. Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной

Европы/М.:Наука, 1993г.

14. Экономическая теория: Курс лекций под ред. А.Ю. Шарипова и Л.Ю.

Руди/Новосибирск: НГАЭиУ, 2000г.-Ч.2.

15. Экономика: Учебник под ред. А.С.Булатова/ Издательство БЕК, 1995г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.