реферат скачать
 

Государственное регулирование в области ценообразования

бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом

договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или

услуги.

Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между

производителями и потребителями продукции при участии органов

государственного управления, а также принятия производителями продукции

односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные

мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

• Создание условий для развития здоровой конкуренции и

предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства

предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно

проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги

по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

• Разработка специальных правительственных программ по развитию

производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых

населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных

бюджетных ассигнований.

• Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов

продукции.

• Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных

инвестиций, создания совместных предприятий.

• Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных

пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по

которой в стране дефицит или которая предназначена для социально

незащищенных групп населения.

Государство также может оказывать воздействие на цены, вступая в

интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя

эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по-существу, все

государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

3. Опыт развитых стран

3. Ценовая политика развитых стран.

Цены лучше всего функционируют в условиях конкуренции. Высокая степень

конкуренции приводит к тому, что ни одна фирма не может контролировать

процесс ценообразования, цены контролируются рынком, то есть складываются

исключительно под влиянием спроса и предложения. Конкуренция заставляет

производителей постоянно следить за себестоимостью, принимать во внимание

тот факт, что ресурсы можно использовать по-разному. В то же время

потребитель в рамках своих финансовых возможностей определяет структуру

потребления, сравнивая цены товаров и их потребительскую ценность для себя.

То есть в условиях конкуренции нет необходимости контроля и вмешательства

государства.

Предприятия в условиях рынка всегда стремятся выйти из состояния

совершенной конкуренции, монополизировать производство. Во всех промышленно

развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование

(как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и

конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий

монополистической практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства одно из самых

важных средств такого государственного регулирования экономики. В

современный период главная особенность этого законодательства состоит в

том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного

механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли

(или локального рынка), при которой ограниченное число крупных

производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой

продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную

монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно

единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка

взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является

первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые

регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках

законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела

необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения

конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные

отношения.

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо

отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов.

Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй

строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и

ограничения их злоупотреблений*. Речь идет об антитрестовском

законодательстве США и европейской системе антимонопольного

законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими

объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим

положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного

законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о

создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При

противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются

государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим

государственным органом или судами недействительными.

Американская система антимонопольного законодательства принята в

Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной

Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение

между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется

тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей

нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из

этого принципа.

Исторически, первый документ, ограничивающий монополизацию капитала,

известный под названием Антитрестовского закона или «Закона Шермана» (1890

г.), был принят в США в конце прошлого столетия. Этим законом конкуренция

была взята под защиту государства.

В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное

законодательство, которое хотя и представлено под различными названиями, но

суть его одна — поддержка конкуренции и ограничение монополизации.

Закон о конкуренции в Канаде

Закон о продвижении экономической конкуренции в Финляндии,

Закон о контроле монополий и ограничительных действий в Дании

Закон против ограничений конкуренции в ФРГ,

Антимонопольный закон в Японии,

Закон о конкуренции во Франции, к которому примыкает Закон о контроле

над экономической концентрацией и положение о ценах,

Закон о конкуренции в Швеции,

Федеральный Закон о картелях в Швейцарии,

Закон о справедливой торговле и Закон об ограничениях в торговле в

Великобритании,

Королевский декрет о запрете соглашений по ценам, прибылям,

«государственным подношениям» в Норвегии,

Закон о контроле монополий и олигополий и защите свободной конкуренции в

Греции и т. д.

Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия,

направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или

горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле.

Что касается методологии формирования цен, порядка их регламентирования,

то в большинстве стран в качестве общей тактики используют определенные

правила ценообразования, административно-юридические методы, которые

разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя

обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги,

имеющие значение для национальной экономики.

Государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В целом сфера

контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего

объема выпускаемой продукции.

Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах

с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных,

климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих

положение страны в мировом разделении труда.

Перед тем, как проанализировать государственное регулирование

ценообразования в различных развитых странах, следует отметить исторический

аспект. В странах Западной Европы с развитой системой рыночных отношений

эволюция государственного регулирования экономики в поствоенный период

проходила в три этапа: дирижистском, кейнсианском, неоконсервативном (см.

п. 1.2.). Каждый из них примерно соответствует особому периоду развития

послевоенной экономики: восстановления, экстенсивно-интенсивного роста,

глубокой структурной перестройки. Во многом из-за того, что и при

дирижистском, и при кейнсианском периоде существовало прямое

государственное вмешательство в экономику, в странах Западной Европы и

сегодня существует более жесткие механизмы регуляции экономики, чем,

например, в США.

Австрия. Государственное регулирование цен осуществляется на основе

Закона о ценах (1976 г. в редакции 1988 г.), Закона о картелях (в редакции

1988 г.), Антидемпингового Закона (1985 г.).

Государство регулирует около 10% цен (лом и отходы черных металлов,

фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ,

теплоснабжение).

Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые

сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы.

Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки.

Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6

месяцев на любви товар или вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может

устанавливать цены либо когда они необоснованно завышаются одним или

несколькими предприятиями, либо когда предприниматели не уменьшают цены на

готовую продукцию при снижении цен на используемые для ее производства

сырье и материалы. Экономическая оправданность цены при этом

рассматривается с позиций интересов развития экономики в целом и

потребителей, а не фактической себестоимости продукции отдельно взятого

предприятия.

Бельгия. Согласно Закону от 1945 г. там существует понятие максимальной

продажной цены на товары и услуги, когда нормативным актом фиксируется ее

верхний предел. Такое право предоставлено Министерству по делам экономики

после предварительной консультации с Комитетом по регулированиюцен. В его

состав входят представители предпринимателей, общественных организаций и

государства.

Положение о государственном регулировании ценообразования (май 1993

г.) предусматривает два основных метода госконтроля за уровнем цен и

тарифов - извещение об изменении цен и декларация о повышении цен.

Предприятия независимо от объема их торгового оборота не вправе повышать

цены без предварительного запроса на нефтепродукты, продукты от переработки

отходов, услуги престарелым людям, газ и электроэнергию, водоснабжение, не

подлежащие оплате больными медикаменты, автотранспортные средства и прицепы

грузоподъемностью менее 3,5 тонны, большинство видов страхования.

Германия. Ценовое регулирование продукции естественных монополий и

аграрного сектора сохранялось здесь до последнего времени. Для этой страны

характерны постепенность и этапность в либерализации цен. Еще в 1970 году,

25 лет после начала реформ, треть цен в Германии находилась под контролем

государства, а требование обмена экспортерами валютной выручки на

национальную валюту было отменено еще четыре года спустя.

Греция. Государственными органами регулируется примерно 20% наименований

потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган,

ведающий вопросами ценообразования, — Межминистерский комитет по ценам и

доходам. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование

является Кодекс рыночного регулирования (Указ президента, 1989 г.).

Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию,

подразделены на две группы: первая группа включает товары и услуги, цены на

которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, последний

возглавляет министр национальной экономики. Этот орган регулирует цены на

пшеницу, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт,

связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное

плавание и др.

Во вторую группу входят все остальные товары и услуги, цены на них

регулирует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы

подразделяются на три категории: существенные недостаточные, существенные

достаточные, несущественные.

На товары категории «существенные недостаточные» устанавливается верхний

предел цены или максимальная прибыль в процентах либо в абсолютном

выражении, причем отдельно для оптового и розничного торговца

(предприятия). Это основные пищевкусовые товары, безалкогольные напитки,

услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий),

сельскохозяйственные орудия, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к

ним, бензин, мазут, дизельное топливо и др.

Цены на товары категории «существенные достаточные» (моющие средства,

некоторые виды сырья, полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест,

некоторые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов

высших категорий и др. — всего 86 видов товаров и услуг) подвержены менее

строгой регламентации и контролируются только в целях предотвращения

получения торговой сверхприбыли.

Цены на товары и услуги, не считающиеся товарами первой необходимости,

формируются свободно, без участия органов государственной власти.

Список товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен.

С 1987 г. государством определяется величина арендной платы на жилье,

хотя почти весь жилой фонд находится в частном владении. Цены фиксируются

на двухгодичный срок.

Испания. Государственное регулирование и контроль за ценами осуществляет

Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утвержденный

Королевским декретом в 1977 г. Юридической основой регулирования цен

является Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 г.

Удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно государством

цен составляет около 10% от общего объема потребительских цен. Механизм

государственного регулирования цен включает следующие формы: разрешительные

цены, уведомительные цены, местные цены.

Разрешительные цены — это такие цены, которые могут быть повышены в

случае получения соответствующего разрешения от Правительственной комиссии

в ответ на ходатайство государственной или частной компании. К разряду

разрешительных относятся цены на соевое масло, электроэнергию, газ,

попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для

производства удобрений, фармацевтические товары, почтовые и телеграфные

услуги, на услуги железных дорог, автомобильные, пассажирские и грузовые

перевозки и т. д.

Уведомительные цены — это такие цены, повышение которых производится

после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении цен за

один месяц до его осуществления (стерилизованное молоко, растительное

масло, фуражное зерно, минеральные удобрения).

Местные цены — это такие цены, повышение которых относится к компетенции

провинциальных комиссий по ценам (водоснабжение для нужд населения,

городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник,

санаториев, больниц).

В связи с вступлением Испании в ЕС ценообразование в области сельского

хозяйства строится с учетом рекомендаций и директивных указаний

соответствующих органов ЕС, согласно принципам единой сельскохозяйственной

политики Общего рынка.

Китай. Хотя эту страну нельзя отнести к развитым капиталистическим

странам, темпы роста ее производства и экономики вызывают большой интерес.

Для предотвращения быстрого роста цен в других отраслях цены на базовую

продукцию в Китае регулируются (растут) постепенно и на небольшой процент.

Путем такого регулирования разница между плановыми и рыночными ценами в

ходе реформ сокращается. Использование этого метода привело к сравнительно

низким издержкам реформ в Китае в социальном плане и в конечном счете

вызвало к жизни быстрый подъем экономики страны, обеспеченный на 85-90%

внутренними ресурсами. Именно этим можно объяснить тот факт, что при росте

за 20 лет денежного агрегата до размеров, превышающих ВВП страны (или более

чем в 30 раз), цены в Китае за это время выросли всего в 3,5-4 раза.

Норвегия. Правовой основой для государственного регулирования цен

является Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции,

утвержденный в 1953 г., а также ряд королевских резолюций, издаваемых на

основании этого Закона. Контроль за соблюдением законодательства,

регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет

система органов, среди которых важнейшими являются специализированные

органы ценообразования: Совет по ценам, Директорат по ценам,

Государственная инспекция по ценам.

Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен либо

«замораживает» цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок

(наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области цен.

Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин,

химические удобрения, цемент, лекарства.

Основой для установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены.

В то же время зависимость экономики Норвегии от внешнего рынка вынуждает

правительство проводить политику защиты своей экономики, в том числе и

путем наблюдения за соответствием уровней и соотношений внешних и

внутренних цен. Если импорт приводит к нежелательному изменению соотношения

цен на внутреннем рынке, то правительство прибегает к ограничению импорта.

США. Правовой основой государственного регулирования цен являются

антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль за ценами

(контроль за сговором по ценам и за действиями по ценовой дискриминации),

являются Антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная

торговая комиссия.

Подавляющая часть цен в США устанавливается компаниями в условиях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.