реферат скачать
 

Государственное регулирование в области ценообразования

выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах,

обращаются с просьбами, протестами и пожеланиями в государственные

учреждения. Это первая линия связи хозяйственных интересов с

государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.

. Выразители хозяйственных процессов – объединения носителей

экономических интересов, в развитых странах рыночного хозяйства, в

многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы

предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов и т.д. Рекомендации,

советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих

выразителей государственных интересов на органы государственной

власти – это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГРЭ.

. Исполнители хозяйственных интересов – органы трех ветвей власти,

построенные по иерархическому принципу, а также центральный

национальный банк. В государствах с федеративным устройством (США,

Канада, Индия, Германия, Испания, Бразилия и др.) существуют

федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно

защищающие общегосударственные и местные экономические интересы.

Исполнители хозяйственных интересов проводят в жизнь программу

государственной экономической политики. Эта главная, третья линия

трансформации частных экономических интересов в государственную

экономическую политику

Объекты ГРЭ: это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и

условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут

возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или

разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем

настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и

поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ — это:

. экономический цикл;

. секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

. условия накопления капитала;

. занятость;

. денежное обращение;

. платежный баланс;

. цены;

. НИОКР- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

. условия конкуренции;

. социальные отношения, включая отношения между работодателями и

работающими по найму, а также социальное обеспечение;

. подготовка и переподготовка кадров;

. окружающая среда;

. внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер; они

охватывают макроэкономические процессы — хозяйственный цикл, накопление

капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и

даже отношения между субъектами — условия конкуренции, отношения между

профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными

регулирующими органами.

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и

укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к

изменяющимся условиям. Многообразие задач, которые стоят перед государством

в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством

экономические функции. Основные из них:

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

На государстве лежит ответственность за создание законов и правил,

регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их

исполнением.

2. Поддержка и защита конкуренции. Осуществление этой функции

предполагает, прежде всего, антимонопольное регулирование. Государство,

опираясь на антимонопольное законодательство, использует меры

государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая

к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в

судебном порядке незаконно полученную прибыль и др.

Защита конкуренции не сводится только к регулированию правил поведения

монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды

является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии

экономики в целом.

3. Воздействие на размещение ресурсов. В определенных ситуациях (внешние

эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, когда рынки

действуют неэффективно или не действуют вовсе) возникает проблема

нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство

государства для социально справедливого решения этой проблемы. Например,

когда фирмы загрязняют окружающую среду, население несет издержки, которые

ему не компенсируются. При этом производители, экономя на природоохранных

мероприятиях, снижают свои издержки и имеют возможность увеличивать

производство и прибыль. Государство может в этом случае принять следующие

меры:

1) законодательно запретить или ограничить загрязнения, заставить

производителя взять на себя все издержки по охране окружающей среды;

2) ввести штрафы и санкции;

3) выступить в роли производителя опасных продуктов, взять на себя

функции соответствующих отраслей.

Для перераспределения ресурсов государство может либо дать дотации

определенным слоям населения, увеличивая тем самым спрос на отдельные

товары или услуги, имеющие положительный внешний эффект, либо субсидировать

производителей, понижая их издержки и увеличивая тем самым предложение

ресурсов, либо взять на себя финансирование определенных отраслей и стать

производителем ресурсов.

4. Перераспределение доходов. Государство берет на себя заботу о неимущих

гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ

социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию,

медицинской помощи, пособий по безработице и т.п. Государством

финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования

вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд

социально значимых товаров, сельскохозяйственных продуктов и т.п.

5. Внешнеэкономическая политика, направленная на развитие различных форм

международных экономических отношений, связанных с внешней торговлей, с

международной миграцией капитала и рабочей силы и т.п.

Рассмотренные функции позволяют сделать вывод о том, что государство

интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система,

характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией,

направляемой государством.

Инструменты государственного регулирования экономики

Следует различать, с одной стороны, основные направления государственной

деятельности, которые связаны с достижением определенных целей и

выполнением основных функций государства, с другой — конкретные средства,

инструменты, с помощью которых государство осуществляет эти функции. Набор

этих средств достаточно разнообразен.

Различают прямые (или административные) и косвенные (или экономические)

инструменты регулирования. Прямое (директивное) вмешательство возможно по

отношению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное

производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных

бедствий (например, стихийные катастрофы, технические аварии и т.п.).

Административные средства регулирования в значительной степени ограничивают

свободу выбора. Они базируются на силе государственной власти и включают в

себя меры запрета, разрешения и принуждения.направлены на то, чтобы

заставить делать так, а не иначе.

В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим регуляторам, так

как они более гибкие, направлены на создание у предприятий экономической

заинтересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более

демократические рычаги регулирования.

Разграничение экономических и административных инструментов довольно

условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент

администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой.

В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть

экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении

субъектов рынка. К административным инструментам регулирования рыночного

поведения субъектов относятся законы и подзаконные акты: запрет отдельных

видов деятельности и технологий, порядок регистрации предприятий,

антимонопольное законодательство, штрафные санкции, таможенное

регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие

меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях

государственного регулирования.

1. Антимонопольная политика, направленная на ограничение монополизации

рынков. Но поскольку есть разные типы монополизма, то надо использовать и

разные административные рычаги воздействия. Там, где существует

естественная государственная монополизация (фундаментальная наука, оборона)

уместно настоящее, полномасштабное администрирование. Это значит, что

уместно текущее и долгосрочное планирование издержек и цен, гарантированное

материально-техническое снабжение, контроль за качеством продукции и т.п.

Так как отдельные монополии имеют региональный характер, то так же следует

поступать и местным органам власти.

Иного отношения заслуживают технологические, олигополии. Здесь уместен

сравнительно мягкий административный режим, выражающийся в индикативном

планировании и переходе от прямого контроля над ценами к определению

допустимых пределов их колебания.

Есть монополистические структуры, экономически неестественные и

нецелесообразные. Спектр борьбы с ними находится в границах от прямой

ликвидации деятельности до умелого сочетания административных и

экономических мер воздействия.

2. Внешние отрицательные эффекты рыночных процессов. Например, их

последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов. Здесь

экономические регуляторы недостаточны и неэффективны. Если погублены озеро

или река, то никакие экономические санкции их не воскресят. Поэтому нужны

административные меры превентивного (т.е. опережающего, предупреждающего)

характера. Речь идет о консервации части национальных ресурсов, исключающей

любые формы их коммерческой эксплуатации; о выделении природоохранных зон,

запрещении экологически вредных технологий; о введении жестких стандартов

экологической безопасности производства.

3. Социальная защита, т.е. определение и поддержание минимально

допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой

жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда

относятся гарантированный минимум заработной платы, система социальных

гарантий, пособия по безработице и т.п.

4. Область международных экономический связей. Здесь регулирование

направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта,

государственный контроль над импортом, таможенная политика.

Таким образом, сфера применения административных инструментов достаточно

широка. Они давно превратились в неотъемлемую часть системы

государственного регулирования.

Но в рыночной экономике преобладают все же косвенные, экономические,

инструменты регулирования. Выделим некоторые из них и дадим лишь общую их

характеристику.

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика, проводимая

путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования

кредитной сферы. Это регулирование осуществляется в результате:

а) операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

б) изменения учетной ставки центрального банка;

в) изменения норм обязательных резервов. Регулируя денежную массу,

государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление

населения, на объем национального производства и темпы экономического

роста.

2. Финансовая политика — это мероприятия государства по мобилизации

финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе

финансового законодательства страны. Финансовая политика включает в себя

фискальную и бюджетную политику. Фискальная политика предполагает

использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать

средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой

активности и решения различных социальных задач. Бюджетная политика — это

политика сбалансирования государственных доходов и расходов.

3. Внешнеторговая политика. Она связана со стимулированием экспорта и

ограничением импорта.

Методами стимулирования экспорта являются: налоговые льготы, гарантии

экспортного кредита, использование двусторонних и многосторонних

экономических соглашений. На все это государство направляет целевые

товарные кредиты. Однако наиболее сильно действующим средством является

регулирование валютного курса. Снижение валютного курса вызывает рост

экспорта, а повышение — рост импорта.

Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт

или таможенные тарифы. Государство вводит высокие тарифы на ввозимую

продукцию с целью облегчить конкуренцию своих товаропроизводителей с

иностранными фирмами. Это политика протекционизма. Но такая политика имеет

и отрицательную сторону. Она ослабляет стимулы отечественных

предпринимателей повышать конкурентоспособность товаров, их качество,

ослабляет мотивы использования НТП в производстве и в конечном счете ведет

к сокращению экспорта.

4. Регулирование международного движения капиталов. Экспорт капитала

предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций,

кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает

установление приоритетных секторов экономики для иностранных инвестиций,

регулирование распределения прибылей, налогообложения и др.

Высшей формой государственного регулирования экономики является

государственное экономическое программирование. Его задача — комплексное

использование в стратегических целях всех элементов государственного

регулирования: административных и экономических.

По мере усложнения задач по регулированию экономики правительства стали

разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые

программы. Объектами таких программ обычно являются отрасли (например,

сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-

экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем);

различные направления научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные

экономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной

корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование).

Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например в

условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило,

краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают

средства административного регулирования.

1.2. Модели государственного вмешательства в экономику

В самом начале следует признать, что такая постановка вопроса не совсем

корректна и достаточно условна: моделей государственного участия в

экономике столько, сколько существует уникальных комбинаций основных целей,

соответствующих им комплексов методов регулирования, определяемых

конкретной ситуацией в стране в тот или иной период времени с учетом

социальных, политических, национальных, религиозных, психологических и др.

факторов.

Под моделью государственного регулирования экономики понимают систему

базовых целей и методов их достижения. Такие модели непосредственно связаны

с ведущими теоретическими школами в экономической теории. Поэтому

первоначально можно выделить следующие основные модели, соответствующие

концепциям современной смешанной экономики: кейнсианская (либерально-

реформистская) модель и неоконсервативная (неоклассическая). Эти модели

различаются по основным приоритетным целям, по набору и соотношению методов

регулирования и, соответственно, балансу сил рыночного и государственного

воздействия и, что очень важно, по возможным социально-экономическим

последствиям, в том числе неблагоприятным. Попытаемся кратко рассмотреть

данные модели.

Кейнсианская модель предполагает активное вмешательство государства в

экономику, поскольку рыночная система рассматривается в рамках этой школы

как внутренне неустойчивая и неравновесная. Как показано Д.М. Кейнсом,

рыночная экономика тяготеет к нестабильности в силу действия закона роста

предельной склонности к сбережению и недостаточной гибкости рынка труда,

жесткости заработной платы и неэластичности цен в сторону понижения. В этих

условиях спрос оказывается недостаточным для закупки всего объема

произведенного продукта в обществе - наступают кризисы перепроизводства с

хронической безработицей. Именно необходимость преодоления экономического

кризиса и безработицы в условиях неполного использования ресурсов общества

является основной целью кейнсианских вариантов макроэкономической политики

(надо напомнить, что и сама эта теория возникла как раз на фоне такой

экономической ситуации во многих странах мира). И именно в решении данных,

а не каких-либо других проблем, эта модель сыграла ведущую роль -

достаточно вспомнить "новый курс" Т. Рузвельта (1933 г.). Кейнсианская

модель в своих различных интерпретациях господствовала в экономике стран

достаточно долгое время - с 30-х и до 70-х гг. ХХ в.

Методы государственного вмешательства в рамках рассматриваемой либерально-

реформистской модели базировались, в первую очередь, на стимулировании

совокупного спроса. Важнейшая роль здесь отводилась как раз государству:

государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину

совокупного спроса и создают сильное мультипликационное воздействие на

потребительские расходы. На практике это проявлялось и может проявляться в

осуществлении государственных инвестиций и закупок, проведении общественных

работ (строительство дорог, мелиорация земель, сооружение портов и др.

крупных объектов и т.д.), производстве общественных благ, высоких расходов

на социальные нужды (на образование, медицину, социальную помощь). На этом

фоне значительно увеличивается государственная собственность и

государственное предпринимательство, в частности, в результате проведения

национализации объектов и государственных инвестиций. Характер подобного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.